?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Трёхрядная манкала является самой редкой в этом игровом семействе и представлена практически всего одной выжившей игрой (точнее, несколькими её разновидностями на одной доске). Эфиопское «габата» («гебета», «гобета») и сомалийское «селу», «селус» или «сулус» являются как общим названием для манкалы, так и названием нескольких конкретных игр, распространённых в Эфиопии, Сомали, Эритрее и сопредельных странах на восточном побережье Сомалийского полуострова. Это настоящие реликты игрового мира, древние архаичные системы с необычным, «ломаным» посевом. В габате силён элемент стратегии, результат посева трудно просчитать далеко, поэтому, даже будучи искушённым игроком, разобраться в ней непросто.




Единственная известная трёхрядная доска для манкалы содержит по 6 лунок в каждом ряду – обозначим эту систему как [3х6]. Каждому игроку принадлежат шесть лунок в ближнем к нему ряду и три правых лунки – в среднем. Для удобства доски часто делают складными в поперечном направлении – из двух половин 3х3, соединённых верёвочками; серединная линия естественным образом делит ряды лунок пополам. С торцов размещаются чаши «амбаров» (как правило, тоже круглые, размером с рабочую лунку).

Посев в трёхрядной манкале всегда цикличный, против часовой стрелки, начинается от лунки, соседней со стартовой. Путь его, в виде латинской Z, сильно отличается от других игр: закончив сеять в своём ряду, игрок сеет камни в свои лунки среднего ряда (справа налево, до середины доски), затем продолжает посев в ряду противника – тоже справа налево, до конца, снова сеет камни в среднем ряду – слева направо до середины доски, после чего возвращается в свою домашнюю дорожку – и далее по кругу. Если камень упал в пустую лунку, посев останавливается и ход переходит к сопернику.

Габата - схема движения

Ещё одна характерная особенность манкал Сомалийского полуострова – играть до полного отъёма «семян» у противника. Если один из игроков захватил все камни, он выиграл. Если нет, и оба игрока набрали неравное количество камешков, начинается новый раунд. Габату даже иногда называют «пиратской манкалой», поскольку отъём добычи в ней ведётся до последнего, а если противник остаётся без камней на своей стороне, «подкармливать» его не требуется.

Мне известно три или четыре вида этой игры: селус, ламе, сулус-айди и сулус-ништав. Сулус и ламе играются, в основном, по таким же правилам, что и селус. Известны два варианта игры: сулус-айди и сулус-ништав (по названию селений). Селус же – манкала из города Массауа в Эритрее, страны у самого «основания» Сомалийского Рога. Ламе и обе разновидности сулуса – игры африканского народа с курьёзным для русского слуха названием тигринья, населяющей северные нагорья Эритреи (ок. 2 миллионов) и Эфиопскую провинцию Тиграй (ок. 7 миллионов; второй основной народ, населяющий Эфиопию, это кунама). Тигринья – не самоназвание народа. Прежде его называли словом «хабеша», с которым этимологически связано старое название Эфиопии – Абиссиния.



Посев в играх габаты всегда цикличный, от лунки, соседней со стартовой.

Главной особенностью всех этих игр является правило взятия: оно происходит путём создания особых «призовых» лунок на обеих сторонах доски, в которых, во время последующих посевов можно захватывать попадающие в них камни. Любопытно, что похожее правило (т.н. «туздык» или «туз») существует в казахской игре тогыз кумалак, однако здесь всё куда сложнее. Взятие из таких лунок (их называют «вег» «vegue») идёт постепенно, в течение всей игры или не идёт вовсе. В конце игроки разбирают улов из своих «вег», оставшийся невостребованным.

Ловушка создаётся следующим образом: если последний камень посева падает в лунку, и там становится 4 камня, лунка становится «вег» (т.е. ловчей ямой). Посев в этом случае останавливается, камни при этом не захватываются и остаются в лунке, а сама лунка помечается каким-либо маркером (монеткой, веточкой, листиком). Начинать посев из лунки «вег» больше нельзя – с этого момента она служит только для накопления камней. Количество «вег» не ограничено, игрок может создавать их сколько угодно.

Главное отличие между ламе, сулусом и селусом – в способах взятия: в ламе и сулусе (обеих разновидностей – и айди, и ништав) камни из «вегу» не захватываются, а лишь накапливаются, в то время, как в селусе предусмотрена не только возможность отъёма камней из ловушек, но даже полная ликвидации (!) «вег», как своих, так и противника.

И в ламе, и в сулусе игроки могут создавать «вег» только на стороне противника, однако в первом случае (сулус-айди) там же происходит и накопление камней, а во втором (ламе и сулус-ништав) камни накапливают только на СВОЕЙ половине доски (то есть, в лунках, созданных соперником) – подобные правила порождают своеобразный тактический приём: создавать как можно меньше лунок «вег», чтобы противник собрал меньше камней.

Есть несколько ограничений, которые касаются создания таких лунок. В самом деле, если посмотреть на доску с первоначальной расстановкой, сразу приходит мысль, что ловушка создаётся первым же посевом (а также и вторым) у обоих игроков. Чтобы обойти это препятствие, игроки разных племён применяют разные способы. В селусе и сулус-ништав просто нельзя создать «вегу» в первый посев (это касается обоих игроков). В сулусе айди это «нулевой посев» (игроки делают первый ход одновременно, буквально «наперегонки», пока последние камни обоих посевов не упадут в пустые лунки, и тот, чей ход закончится первым, начинает игру). Что касается ламе (основные правила которого, вообще-то, аналогичны правилам сулус-ништав), то в ней игрок, делающий первый ход, начинает посев с крайнего левого угла на собственной половине доски, забирая один камень из первой крайней лунки слева, один – из третьей, один – из пятой, один – из седьмой, и один – из девятой. После этого он сеет их, один за другим, во все последующие лунки, не пропуская ни одной. Ни в сулусе, ни в ламе «амбары», в общем, не нужны.



Селус, вероятно, самая архаичная из этих трёх игр и отличается самыми сложными и запутанными правилами. Однако играть в него намного интереснее, чем в три другие варианта. В частности, по правилам селуса, если последний камень посева попадает в «вегу», игрок захватывает из неё 2 камня. Именно по этой причине (как легко убедиться, глядя на фото) лунки-амбары у досок для габаты (если они там есть) не отличаются размером от обычных, рабочих: главные захваты происходят в лунках-ловушках, и камни лежат в них до конца игры. Если захват произошёл на своей половине, игрок делает бонусный посев из любой своей лунки, которая не является «вегу»; если захват произошёл на чужой – ход заканчивается.

Помимо этого особое значение в селусе имеют крайние левые лунки в нижнем ряду; они зовутся «айеми» («глаз»). «Глаз» тоже может стать «вег», и тогда вводятся дополнительные ограничения. Так, если последний камень посева упал в «вегу», устроенную в своём «глазу», ход просто заканчивается и захвата не происходит. Если же последний камень посева упал в «вегу» в «глазу» противника, камни захватываются, а игрок обязан продолжить посев со следующей лунки, которая не «вега» (в некоторых вариантах правил игроку даже даётся дополнительный ход из своей лунки). Естественно, такое взятие может быть очень выгодным, поэтому устраивать «вегу» в своём «глазу» – дело довольно рискованное, а вот устроить в «глазу» противника, безусловно, очень выгодное!

Опустевшая лунка-вег становится обычной лункой.



Игра заканчивается, когда ни один игрок не может сделать ход; каждый забирает камни из своих «вег» и переносит их в свой «амбар», после чего происходит подсчёт очков. Игра проходит в несколько раундов. Правила их проведения различаются. По правилам ламе и сулус-ништав в каждом следующем доска делится заново: победитель раскладывает взятые камни по 3 штуки в лунку, заполняя нижний ряд и столько лунок в среднем (начиная справа), чтобы в них поместились все взятые камни. Граница каким-либо образом отмечается. В новом раунде все эти лунки принадлежат победителю, а соперник вынужден играть с теми лунками, которые ему остались.

По правилам же селуса, наоборот, сперва проигравший заполняет своими камнями лунки на своей стороне (начиная с «головы»), поровну камней в каждую, а противник располагает камни симметрично в своих лунках, а остаток кладёт в «амбар», после чего делает первый ход. Игрок, который не может заполнить свои лунки или заполнит их только одиночными камнями, считается проигравшим.

Что касается сулус-айди, то в нём для победы достаточно просто захватить больше половины камней: в сулус-айди играют в один раунд, что само по себе редкость для игр Сомалийского полуострова, и уж точно абсолютное исключение для трёхрядной габаты.

Я нашёл всего 2-3 фото старинных трёхрядных досок, и почти совсем не нашёл фото играющих (европейцы не в счёт). Издревле доски для габаты служили у местных племён своеобразным символом семейной жизни – все поколения собрались вокруг такой доски. Игра имела особое значение во время свадебных торжеств. В старину, если юноша женился, его отец вырезал новую доску для его семьи, и пара играла уже на ней.

Всё это ужасно интересно, но подобная идиллия, увы – дела давно минувших дней. Эфиопия - древнейшая монархия, единственная традиционно христианская страна в Африке (причём, преимущественно православная), одно из самых уважаемых в Африке государств и никогда не была колонией; недаром во время правления императора Заудиту рас Тафари Хайле Селасия население Ямайки провозгласило его живым богом и проповедовало «возвращение в рай». Однако после Второй Мировой войны страна никак не могла выбрать политический курс и долго лавировала – сперва сотрудничала с США, а после «ползучего переворота» решила строить социализм, который вылился в тоталитарную диктатуру, и та привела страну к полному разорению (если кто забыл, грандиозный рок-концерт Live Aid в 1984 году был затеян для сбора средств в помощь голодающим Эфиопии). В 1961 году эритрейские повстанцы начали войну за независимость, и в начале 90-х режим Менгисту Хайле-Марьяма пал. К власти в Эфиопии пришли сепаратисты-тигринья, и в 1993 году Эритрея стала отдельным государством. Чем это кончилось? Эфиопия потеряла выход к морю, а Эритрея - основной рынок сбыта. Бывшие союзники очень быстро поссорились, разразился военный конфликт. В итоге вопрос о границе между странами до сих пор остаётся нерешённым. Что-то это мне напоминает :(. Эта бесконечная игра в габату, видимо, будет продолжаться до полного отъёма камней.



Эфиопия сегодня – отсталая аграрная страна, живущая преимущественно туризмом. Если говорить об Эритрее, то она ещё меньше походит на рай – она попросту нищая. Пахотных земель в Эритрее практически нет, промышленности нет, полезных ископаемых нет, туризм не развит. 1150 километров береговой линии Красного моря стали для неё единственной ценностью и главным её проклятьем (дело в том, что Эритрея была создана в регионе, права на который всегда оспаривались кем-то другим). Все войны конца XX века - с Суданом, Эфиопией, Йеменом, она проиграла (сейчас снова воюет - с соседней Джибути), в друзьях у неё числятся только сомалийские сепаратисты. В Эритрее царит одна из самых суровых диктатур в мире, из-за которой её прозвали «Северной Кореей Африки». В списке 147 самых тоталитарных государств в мире она занимает последнее (высшее) место. Иностранцам запрещено покидать пределы столицы. Ни один житель Эритреи не может без специального разрешения не только поехать в соседнюю деревню, но даже прийти к другу на обед (а если там будут присутствовать гости из трёх различных семей, то власти расценивают это мероприятие как собрание). Каждый гражданин, независимо от пола, должен нести обязательную военную службу с 18 и до 55 лет, что заставляет многих бежать из страны (каждый месяц её покидают около 3000 человек, и  90% из них дезертиры). А любой, кто дезертировал из армии или бежал из страны, а затем вернулся обратно, считается противником режима и подлежит суду. Сама же армия фактически превратилась в систему феодальных вотчин.



Вряд ли сегодня у местных жителей есть время для игр.

© Дмитрий Скирюк

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
Валентин Челноков
Jul. 10th, 2015 06:48 am (UTC)
Спасибо
Очень интересная стратегическая манкала.
skyruk
Jul. 10th, 2015 04:45 pm (UTC)
Re: Спасибо
Всё равно трудно понять, не поиграв, насколько это увлекательная и гибкая система (особенно селус).

Edited at 2015-07-10 04:45 pm (UTC)
haritonoff
Jul. 10th, 2015 07:10 pm (UTC)
Я каждый раз после твоих постов набираю в гугле "манкала онлайн". А там один калах, и компьютерная программа слишком тупа и предсказуема, я всегда выигрываю. Тоска! Мечтаю сыграть с тобой при случае.
Валентин Челноков
Jul. 10th, 2015 07:31 pm (UTC)
Есть Бао
http://www.baogame.com/
skyruk
Jul. 10th, 2015 08:19 pm (UTC)
Re: Есть Бао
Ага, точно. Я тоже на него ссылки приводил. Правда, там не соблюдается правило неприкосновенности "Дома" - камни из него можно захватывать сразу. Но тренировка отличная.
skyruk
Jul. 10th, 2015 07:53 pm (UTC)
Калах - неприятная игра. Куцая и несбалансированная. Прославилась только благодаря сильнейшему маркетингу. Есть оваре онлайн и бао онлайн, но там правила порой сильно различаются в разных программах. Приеду, может быть, сыграем. Я теперь не знаю, когда появлюсь в Перми и на сколько.

Edited at 2015-07-10 08:04 pm (UTC)
bezgribov
Jul. 12th, 2015 11:35 am (UTC)
Спасибо, интересная статья. Если развернуть, получится двухрядная девятилуночная доска. То есть наличие трёх рядов по сути в геймплей ни чего существенного не приносит. В отличие от четырёхрядных досок. Возможно, сомалийские пираты просто экономили место (длину), чтобы брать доски на судно:) Кстати и складываемость тоже на такую мысль наводит. Да хоть и на верёвочке (металлических петель то не было наверное).

Edited at 2015-07-12 11:40 am (UTC)
skyruk
Jul. 12th, 2015 03:28 pm (UTC)
Есть вариант игры, где приносит - когда забираются камни из лунок в двух рядах сразу. Просто я рассматривал конкретно сулус и ламе. Смотрите мои старые посты по габате :)

Edited at 2015-07-12 03:29 pm (UTC)
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy