?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Как я уже не раз упоминал, Азиатский регион не так богат на игры перемещения, как Чёрный континент, однако и здесь есть немало интересного. Здешние манкалы, несомненно, родственны африканским, однако между ними есть различия, не только игровые, но и культурно-исторические. Сегодня я рассмотрю игры Индии.

ЮЖНАЯ АЗИЯ или Индийский субконтинент занимает южную часть азиатского континента, на котором находятся следующие страны: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Мьянма и Тибет также присутствуют в этом регионе. Иран часто классифицируется как часть Западной Азии (иначе – Ближний Восток), а иногда вместе с Афганистаном рассматривается в рамках Центральной Азии. В этом регионе также бытует всего одна игра с камешками – палланхузи (палланкужи). Остальные (вай лунг тлан, ченне майне гобу и др.) представляют собой её региональные разновидности. Однако ещё одна тамильская манкала, али гули мане, сильно отличается, и её я постараюсь описать отдельно.



ПАЛЛÁНКУЖИ (பல்லாங்குழி) – дальняя родственница детских африканских манкал с юга Индии, игра, которая ещё в XIX веке была очень популярна как среди аристократов, так и в семьях среднего достатка в штатах Керала, Тамил Наду, Андхра-Прадеш и Карнатака, а также на севере Шри-Ланки, в Тринидаде, Гайане и Сингапуре – среди тамильского населения, проживающего в этих странах.

Палланкужи находится в тесном родстве с детскими и женскими манкалами Африки – абаво, айо-айо и другими играми посева с промежуточным взятием. Если можно так выразиться, палланкужи является «повзрослевшим» вариантом детской манкалы. Другим таким вариантом является африканская аньиволи (о ней я расскажу в другой раз). В обеих играх много общего.

В тамильском языке название игры произносится как «паллáнгужи» (pallaanguzhi), на языке керала – «парáккужи» (parakkuzhi), что означает «раскладывать в лунки», или «патнаалам кужи» (pathinaalam kuzhi), что означает «четырнадцать лунок» («лунка» на языке керала – kuzhi). В штате Малайялам игру называют «кужипара» (kuzhipara); в центральной Индии, на языке каннада, встречается название «паллáнгулли» (на языке каннада «лунка» – «gulli»). Однако сходная игра под названием «али гули мане» (ali guli mane) имеет несколько другие правила. В старом языке тулу на побережье штата Карнатака бытует название «арасафа» (arasaafa), на языке телугу в штате Андхра-Прадеш – «вамана гунталу» (vaamana guntalu) или «ванагалапитха» (vanagallapeetha) Также игра известна в Шри-Ланке, где носит название «олинда келия» (olinda keliya) или «аувуруду» (awurudu, aurudu). Игровые юниты повсеместно зовутся «пасу» (тамильское мн. pasu и ед. pasa означает «камешки», «кости»).

В настоящее время в палланкужи традиционно принято играть на всевозможных игровых фестивалях в Индии и Шри-Ланке. В обществе даже бродят идеи сделать её чуть ли не национальной спортивной дисциплиной или, хотя бы, инструментом корпоративного тренинга, хотя былой популярности игра, увы, в настоящее время не имеет. В Южной Индии в палланкужи сегодня играют, в основном, домохозяйки из низших классов, которым недоступны другие формы досуга, кроме традиционных (такие, как теннис или, например, походы в клуб). В паузах между домашними делами, пока спит ребёнок и варится рис, подруги за беседой успевают сыграть десяток партий в эту увлекательную игру.

У новобрачных из мусульманской общины Тирунельвели, что в южной части Тамил-Наду, принято играть в эту игру на пятый день после брака с помощью двадцати пяти монеток в каждой лунке, что схоже с индонезийскими свадебными традициями. Обычно эти монеты предоставляют игрокам родители невесты, а от выигрыша зависит главенство в семье (впрочем, весьма символическое). Любопытно, что в этом регионе считается неуместным играть в палланкужи ночью.

В индуистской мифологии, в эпосе «Рамаяна» упомянуто, что Сита, супруга бога Рамы, которая, по его собственным словам, «всегда любила игры и шутки», отвергла все развлечения, коими прельщал её Равана во время её пленения и пребывания в Ланке, и играла в ашоковом лесу только в эту игру. Возможно, поэтому она особенно популярна в Индии и Шри-Ланке среди женщин (хотя в соседних Малайзии, Индонезии и на Филиппинах, в принципе, ситуация аналогичная). И в сегодняшнем местном фольклоре об игре сложено немало стишков и считалок, вроде этой, которую тамильские женщины любят напевать во время игры:

Olinda thibenne koi koi dese,
Olinda thibenne Bangali dese,
Genath handanne koi koi dese,
Genath hadanne sinhala dese.

Кто знает тамильский, переведите :).

Исследователи склонны считать, что игра проникла в Индию с тамилами во время торговых плаваний между древним тамильским государством Чола и островами Индонезии – Явой и Суматрой, где подобная игра известна как чонгкак или чонкглак, а также дакон. В обоих регионах доска с семью лунками в ряду является общепринятым игровым стандартом. Тамилы, вообще, страстные игроки, очень любят всяческие курьёзные индийские шашки, гонки и, конечно, шахматы (достаточно привести такой факт, что 15-й шахматный чемпион мира Ананд Вишванатан по национальности тоже тамил). Они вполне могли привезти понравившуюся игру с малазийского побережья.

Хоть для игрового процесса они не обязательны, доски делают со встроенными «амбарами» довольно сложной, трудноописуемой арочной формы (проще показать картинку, чем объяснять). Доски без амбаров существуют, но встречаются значительно реже, в основном, на юге Иностана. В качестве фишек используются семена растений – тамаринда, саподиллы, дыни, различных бобовых, мелкие камешки или раковины каури, веточки, монетки, короче, всё, что не катается. Шарики по не очень понятной причине используют редко. Несмотря на солярную форму расположения лунок и круговое движение посева, доски всегда строго прямоугольные. Лунки обычно очень крупные, глубокие, вместительные, поскольку даже в начале игры в большинство из них кладётся 12 камней, а в процессе посева бывает и намного больше, потому и сама доска обычно крупная и массивная, размером с хороший журнальный столик (буквально: «…приблизительно один фут длиной и около восьми дюймов в ширину»).

Доски большей частью деревянные (в старину бытовали и каменные), часто украшенные резьбой. Хотя, скажем, доски из индийского тика по весу и плотности немногим уступают мраморным, и некоторые так тяжелы, что их даже устанавливают на колёсики. И хоть доски для палланкужи и делают традиционно прямоугольной формы, однако лунки в них чаще всего расположены по периметру, а «амбары» – во внутреннем пространстве доски (точно такая же форма у киргизской версии игры тогыз коргоол). Чтобы центральная часть доски не пустовала, там вырезают орнамент, розетку или дополнительную декоративную лунку. Доска для дакона или чонгкака, в принципе, вполне пригодна для игры в палланкужи, с одной принципиальной доработкой: либо камешки нужно использовать мелкие, либо лунки сделать увеличенными.

Доска для олинды келии (аувуруду), однако, имеет более архаичную форму – лунки расположены строго в два ряда без бортовой, однако расстояние, их разделяющее, значительно превышает африканский «стандарт», поскольку амбары всё равно располагаются в центре. Интересно, что из-за подобной формы досок тамилам порой совершенно всё равно, как сидеть за доской – со стороны своих лунок или с торца, каждый садится, как ему удобно, всё равно посев идёт по кругу (посмотрите на заглавное фото). При этом островные доски делают и небольшого (иногда –  неподобающе маленького) размера. Фабрично, мелкими партиями частные фирмы выпускают деревянные доски (встречаются и совершенно оригинальные наработки, вроде железных досок, сделанных из тонкого листа методом холодной штамповки). Самые современные доски часто делают компактными и даже складными по типу африканских.

Во внеигровое время местные домохозяйки ничтоже сумняшеся используют доску как обычный предмет комнатного интерьера – декорируют её цветами и листьями, украшают цветными камешками и песком, могут укрыть цветастой тряпочкой или даже уставить её благовонными свечками. Индийцы не испытывают к игровым доскам особого пиетета и священного трепета (если только доска не слишком дорогая).



Местные игроки делают «доски» из самых безумных подручных материалов (глины, кирпича, пенопласта, поролона, пластика от бутылок, кусков резины от автомобильных покрышек) или просто выкапывают для игры два ряда лунок в земле и играют на них. В Индии вообще не принято обзаводиться каким-то специальным комплектом – если таковой и имеется, он хранится дома и его не носят с собой. Не принято и играть на столе. Два индийца, встретившись на улице, просто расчерчивают поле для игры где-нибудь в тенёчке мелом на асфальте (даже не выкапывая лунок), садятся и играют любыми подходящими камешками. (Впрочем, в Африке, в местах, где есть асфальт, поступают так же.)

Правила:

Доска 2 ряда по 7 лунок в каждом.

Расстановка: в начале игры в каждую лунку, кроме центральных, кладётся 12 камней; в центральные (бортовые) лунки кладётся только по одному камню. То есть в общей сложности в игре задействовано 146 камешков.

Посев цикличный, против часовой стрелки.

Ход начинается из любой лунки на своей стороне доски, первый камень падает в лунку, соседнюю со стартовой. При круговом посеве в стартовую лунку тоже кладётся камень (это вообще характерно почти для всех манкал с цикличным посевом).

Взятие происходит на ЛЮБОЙ стороне доски, довольно сложным образом, даже по сравнению с другими «взрослыми» манкалами. Захват возможен в двух случаях.

1). Если последний камень посева падает в пустую лунку, а следующая за нею (только эта одна лунка!) также пуста, игрок захватывает последний камень посева, переносит его в свой «амбар», после чего продолжает посев от следующей лунки, содержащей камни.
В ситуации, когда последний камень падает в лунку с двумя пустыми лунками впереди неё, камни не захватываются, а ход останавливается

2). Если любой камень в ходе посева упадёт в лунку, и там станет 6 камней, их сразу захватывает владелец лунки, независимо от того, кто ведёт посев (аналогично игре абаво, где взятие также промежуточное). Посев при этом продолжается своим чередом. Однако если эта лунка последняя в раскладе, камни в ней также захватываются, а ход останавливается.

Какое-либо серийное взятие и полный захват в палланкужи отсутствуют (что неудивительно – и так весь процесс посева – долгая череда промежуточных взятий).



Игра проходит в несколько раундов. В каждом новом игроки заполняют лунки на своей стороне (по 12+2), начиная слева; пустые лунки на стороне проигравшего объявляются «мусорными» («мёртвыми») и в следующем раунде не участвуют.

Право первого хода переходит по очереди, независимо от того, кто выиграл.

Если игрок захватит достаточно камней для заполнения любой из его «мусорных» лунок, в следующем раунде их «мёртвый» статус снимается, и они снова используются для игры.
Игрок, который не в состоянии заполнить хотя бы одну лунку шестью камнями, считается проигравшим.

«Правило голода» в палланкужи отсутствует – если у одного из игроков заканчиваются камни на его половине доски, он просто пропускает ход, в то время, как его противник продолжает ходить.
Игра заканчивается, когда на доске не остаётся камней.

Судя по многочисленным свидетельствам исследователей, игра имеет несколько местных вариаций, но в чём заключаются конкретные отличия в правилах, мне выяснить не удалось. Единственный другой вариант палланкужи, который мне встретился, таков: в каждую лунку кладут не 12, а только 6 «семян». В этом случае захват происходит, если в лунке по пути посева образуется 4 камня, а серия игр заканчивается, когда один из игроков не в состоянии в новом раунде заполнить хотя бы одну лунку 6 камнями.



АЛИ ГУЛИ МАНЕ, игра из штата Карнатака в Южной Индии, при большом сходстве и полной тождественности игрового набора имеет несколько серьёзных отличий от канонического, распространённого здесь же варианта паллангули. Доски для них делают ещё более архаичной формы, узкие, в два ряда лунок, с амбарами по краям или вовсе без оных. В каждую лунку кладут по 5 камней. Отличий в правилах три или четыре.

Во-первых, направление посева в правилах строго не закреплено: игрок вправе сеять свои камни как против, так и по часовой стрелке, однако это направление не может поменяться в ходе одного посева.

Во-вторых, когда посев заканчивается в непустой лунке, игрок берёт камни не из этой лунки, а из СЛЕДУЮЩЕЙ за нею ближней не пустой лунки, и сеет дальше уже их.

В-третьих, механизм захвата тоже отличается. Если последний камень упал в пустую лунку, игрок захватывает все камни из следующей за нею лунки, и все камни из лунки напротив финишной.

Игрок может начать новый, дополнительный посев, если первый закончился взятием, однако больше двух посевов делать запрещается.



Али гули мане также играется в несколько раундов. В каждом новом раунде игроки распределяют в своих лунках захваченные ими «семена». Игрок, у которого их избыток (больше 35), может положить в свои лунки по 5 камней, а остальные оставить в «амбаре». Второй игрок заполняет пятью камнями столько лунок, столько сможет, а остаток также кладёт в «амбар». Лунки, оставшиеся пустыми, метят листиками или монетками, и в игре они больше не участвуют.

Игра заканчивается, когда все «семена» одного игрока захвачены.



Кроме вышеописанных игр, особый интерес представляют два чрезвычайно редких варианта палланкужи – доски из области Каньякумари, которые имеют треугольную (!) форму, с пятью лунками на каждой стороне, так что на них можно играть втроём. И, наконец, самый редкий вариант доски – в два ряда, с десятью лунками на каждой стороне. Увы, но картинок с изображениями подобной доски я не нашёл. В неё принято играть вчетвером, причём, каждый играет на пяти лунках. «Амбаров» при этом по-прежнему два. Очевидно, здесь прямая связь с древними индийскими играми-гонками – чаупаром и пачизи, но корни этого предполагаемого родства ещё требуется найти и доказать.

*

© Дмитрий СКИРЮК

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
lawerta
Jun. 26th, 2015 10:26 am (UTC)
Ракушки такие у нас в океанариуме продают. Можно попробовать. Интересно, а в треугольной версии как передается ход, по кругу?
skyruk
Jun. 26th, 2015 11:07 am (UTC)
Ума не приложу, если честно. Я не видел даже рисунка доски, только схемку, а о самом существовании такой игры узнал случайно из перекрёстной ссылки. Вот что-то похожее.


Edited at 2015-06-26 11:08 am (UTC)
( 2 comments — Leave a comment )