?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шахматные фигуры, Европа.
Итак, если кто не помнит мои предыдущие заметки, мы остановились на шатрандже.
Конечно, нельзя просто так взять и суммировать исторические параллели, отбросив уж явно мифические подробности – и сразу узнать истину, но некоторые вещи можно утверждать с уверенностью, а именно:
.
1). Прототип шахматной игры безусловно возник где-то на Востоке. Невозможно сказать точно, был это ближний, средний или дальний Восток, но совершенно ясно, что цивилизации древнего Египта и античного Средиземноморья (а тем более – Африки и доколумбовой Америки) вряд ли участвовали в этом процессе (разве что как изобретатели самых первых, дошахматных игр).
.
2). Шахматная игра родилась во времена грандиозных битв и передела карты Востока, становления древних царств, правления великих царей. Не важно, был ли их родиной поверженный шумерами Элам, взятая божественным Рамой Ланка или выжженный таинственным небесным пламенем Мохенджо-Даро – шахматы являются современником и свидетелем этих событий.
Награда изобретателю шахмат
Возникновение шахмат тесно связано с развитием военной техники и новых способов ведения боя – появлением в войсках вооружённой конницы, слонов, боевых колесниц, десантных кораблей, метательных машин, осадных башен. Таких периодов в истории восточной цивилизации было не так уж много (хотя и не мало). Учитывая все эти обстоятельства, с уверенностью можно сказать, что шахматная игра действительно относительно молода и возникла на рубеже I-II веков н.э., а более-менее оформилась к V веку н.э.
.
3). Предком шахмат были некие неустановленные боевые гонки, множество разновидностей которых бытовало (и до сих пор бытует) в данном регионе. Эти игры существовали во многих вариантах и были достаточно изменчивы, однако, шахматы, раз появившись, нашли удачный баланс и с тех пор эволюционировали чисто «косметически» – с добавлением или изменением мелких деталей. Цели, суть и общая механика игры всегда оставались неизменными.
.
Несмотря на значительные отличия шахмат разных народов, общие черты неких неустановленных древних протошахмат и сегодня отчётливо просматриваются во всех без исключения шахматных играх. Такими чертами можно считать:
- большую (по сравнению с прочими играми) свободу передвижения фигур по доске с возможностью отступления и сложного тактического маневрирования;
- серьёзные различия между функциями фигур – отчётливое деление игрушечных «войск» на генералитет, пехоту, конницу и вспомогательные части;
- способ взятия путём постановки своей фигуры на поле, занятое фигурой противника (он настолько типичен, что так и зовётся – шахматным, в отличие от прыжкового, зажимного или окружного взятия);
- наконец, самое главное – выигрыш путём захвата вражеского предводителя.
Мозаика с шахматной игрой
4). Колыбелью шахмат была не бедняцкая хижина, а шатёр полководца и царский дворец: игра изначально была развлечением и (что немаловажно) инструментом обучения воинской элиты и верховных правителей. Вряд ли такая система могла возникнуть в голове мирного крестьянина, ремесленника или жреца. В пользу этого говорит и то, что шахматы больше чем любая другая игра отражают культуру и социальное устройство общества, в котором они существуют. Любое серьёзное изменение – ослабление/усиление королевской власти и влияния религии, установление и расторжение вассальных отношений, вербовка и перевербовка наёмников, возвышение и продвижение отличившихся военачальников и фаворитов, внешняя и внутренняя политика страны, а также многое другое с течением времени неизбежно находило своё отражение на шахматной доске.
Но перейдём к главному.

КЛАССИЧЕСКИЕ ШАХМАТЫ появились примерно в XIII-XVI веках. Произошло это в Испании и Португалии, а позже – в Италии и Франции. И хотя шахматы в Европу принесли арабы через завоёванную ими Испанию, современная шахматная игра, несомненно, детище европейской цивилизации. Именно здесь шатрандж подвергся коренной реформе, в результате которой появилось на свет то, что мы сегодня называем шахматами.
.
Игра ведётся на квадратной доске из 64 попеременно расположенных светлых и тёмных клеток, по 8 с каждой стороны (это стало настолько привычным, что в просторечии такое расположение клеток так и называется – «шахматный порядок»). Доска располагается так, чтобы справа от играющего находилось угловое белое поле. Белые фигуры в начале партии размещаются на первой и второй горизонталях, а чёрные – на седьмой и восьмой.
.
В большинстве стран применяется алгебраическая нотация Стаммы/Гиршеля; поля в ней обозначаются арабскими цифрами от 1 до 8 по вертикали и буквами латинского алфавита от «a» до «h» по горизонтали. В странах английского, испанского и португальского языков существует ещё одна система, в которой вертикали обозначаются не буквами, а названиями фигур, которые находились на них в изначальном положении (таким образом, каждое поле получает двойное обозначение, в зависимости от того, кто ведёт запись – белые или чёрные).
.
Кроме этого, в международных соревнованиях по переписке применяется цифровая нотация И.Савенкова, где каждое поле доски обозначено двузначным числом, а в соревнованиях по радио и телеграфу – код Удемана, где поля обозначены двумя буквами латинского алфавита – гласной и согласной. В телеграмме одним словом указывают поля, с которого и на которое идёт фигура (например, ход e2-e4 передаётся как GEGO, а ответное e7-e5 – SESO).
.
В игре участвуют 16 фигур с каждой стороны:
КОРОЛЬ (Кр) – важнейшая фигура шахматной армии, поскольку конечная цель борьбы заключается в уничтожении (заматовании) короля противника. Король ходит и берёт в любом направлении на одно соседнее поле, не находящееся под ударом противника. При определённых условиях один раз в течение партии король может осуществить совместное движение с ладьёй, которое называется рокировкой. В начальном положении каждая сторона располагает одним королём, расположенным на поле e1 (для чёрных – e8). Короля нельзя взять – прямая угроза, от которой нельзя закрыть или увести фигуру короля, называется «мат» и означает проигрыш. Короли противников ни при каких условиях не могут находиться рядом друг с другом, на соседних полях – шахматные правила запрещают делать такой ход.
.
ФЕРЗЬ (Ф) – тяжёлая фигура, ходит и берёт по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество полей. В начальном положении каждая из сторон имеет по одному ферзю, расположенному рядом с королём – на поле d1 (для чёрных – d8). Начинающему игроку сразу рекомендуют запомнить полезное правило, согласно которому каждый ферзь изначально ставится на поле своего цвета. По ценности ферзь примерно равен двум ладьям или трём лёгким фигурам.
.
ЛАДЬЯ (Л) – тяжёлая фигура, ходит и берёт по вертикали или горизонтали на любое количество клеток. В начальном положении каждая сторона имеет по две ладьи, которые располагаются на угловых полях (a1, h1 у белых; a8, h8 у чёрных). Помимо своих обычных ходов, ладья может принимать участие в совместном с королём манёвре – рокировке.
.
КОНЬ (К) – лёгкая фигура, ходит и берёт своеобразным движением: на одно поле по вертикали или горизонтали, а затем, удаляясь от исходного поля по диагонали на одну клетку (в просторечии – «буквой Г»). Таким образом, при каждом ходе конь с белого поля попадает на чёрное, а с чёрного – на белое. В отличие от всех шахматных фигур конь может переходить через поле, занятое другой фигурой. В начальном положении каждая сторона имеет по два коня, расположенных на полях, соседних с угловыми (b1, g1 у белых; b8, g8 у чёрных). Считается, что конь – единственная фигура шахмат, чей ход остался неизменным со времён индийской чатуранги, однако в китайских и корейских шахматах конь – линейная фигура и не может прыгать.
.
СЛОН (С) – лёгкая фигура, ходит и берёт по диагонали на любое количество полей. В начальном положении каждая сторона имеет по два слона – белопольного и чернопольного (то есть, ходящих соответственно по белым и чёрным полям), стоящих между конями и «королевской четой» (c1, f1 у белых; c8, f8 у чёрных). Слоны ни при каких обстоятельствах не меняют зон влияния – не переходят с чёрных полей на белые и наоборот. По ценности и силе слон и конь равны – тот и другой стоит примерно три пешки.
.
ПЕШКА (П) – не является фигурой, ходит только вперёд по вертикали на одно поле; из начального положения может пойти по вертикали сразу на два поля; в отличие от фигур берёт не по пути своего движения, а по диагонали, на одно поле вперёд. Если пешка с первоначального места идёт на два поля вперёд и оказывается рядом по горизонтали с пешкой противника, последний может произвести взятие на проходе – пойти по диагонали на уже пройденное неприятельской пешкой поле, после чего проходная пешка считается взятой. В начальном положении каждая сторона имеет по 8 пешек, занимающих все поля второй (белые) и седьмой (чёрные) горизонталей. Пешка, достигшая противоположной горизонтали шахматной доски, должна быть тем же ходом заменена любой фигурой того же цвета (кроме короля) по выбору совершающего ход, независимо от наличия на доске этих фигур. Такая замена называется превращением пешки.
.
Ценность фигур в ходе партии меняется. Так, в начале, при замкнутой пешечной позиции конь сильнее слона, а в открытой позиции, особенно при игре на двух флангах, слон намного оперативнее. Ферзь в дебюте и миттельшпиле примерно равен двум ладьям, однако в эндшпиле, когда ладьи уже вышли из углов и наладили взаимодействие (да ещё при наличии проходной пешки), две ладьи имеют преимущество перед ферзём. Бывает и очень редкое нарушение абсолютной ценности фигур, когда в результате тактических операций фигура становится «хорошей» или «плохой» в плане её дальнейшего применения.
.
Деталь шкатулки, кость, резьба 1340-1350, Париж, Лувр
В оригинальном, английском тексте «Алисы в зазеркалье» Льюиса Кэрролла среди фигур можно встретить Красную Королеву (Red Queen), и это не ошибка: в западной шахматной и шашечной традиции борьбу ведут красные и белые фигуры. В русской (а также при игре по международным правилам) – чёрные и белые. Первый ход делают белые. Для хода игроки по очереди передвигают пешку или фигуру с одного поля на другое, согласно правилам.
.
Ходом считаются:
- Передвижение фигуры на свободное поле.
- Взятие.
- Превращение пешки.
- Рокировка.
.
Нападение фигуры или пешки на неприятельского короля называется шахом (от фарси «шах» – «правитель»). Противник, королю которого объявлен шах, обязан при своём ответном ходе отойти королём на поле, не находящееся под ударом, или взять неприятельскую фигуру, либо закрыться от атаки своей фигурой (последний способ неосуществим, если шах объявляет конь). Шах бывает открытый или вскрытый, двойной, а также «вечный». Шах, от которого нет защиты, называется матом (от арабского «мата» – «умер») и означает проигрыш.
.
Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится под шахом, но не имеет ни одного хода, причём остальные фигуры и пешки также лишены ходов, носит название «пат» (от итальянского patto – «договор», «условие»). Партия, в которой возник пат, считается оконченной вничью. Пат появился только в шахматах – ни в чатуранге, ни в шатрандже пата не было (вернее, он считался проигрышем для запатованной стороны, а в сянци и сёги считается таковым до сих пор). Пат породил новые тактические приёмы. Существует даже курьёзный термин «бешеная» фигура – незащищённая фигура, которая непрерывно преследует короля или другую фигуру, пользуясь тем, что её нельзя брать из-за пата. Превращение фигуры в «бешеную» позволяет стороне, находящейся под угрозой проигрыша, достичь ничьей.
.
Партия считается законченной вничью в следующих случаях:
1). У одного из противников остался король, у другого – король или король с лёгкой фигурой.
2). У обоих противников осталось по королю со слоном, причём, слоны одноцветные.
3). Создалось положение пата.
4). Один из противников даёт вечный шах.
5). Один из противников предлагает ничью, другой принимает это предложение.
6). За последние 50 или более ходов на доске не было взятий и ни одна пешка не сделала хода.
7). В партии три (или более) раза возникает одинаковая позиция, причём, очередь хода каждый раз принадлежит одной и той же стороне; в этом случае игрок, после хода которого позиция возникает в третий раз, имеет право, не делая этого хода, заявить судье о прекращении партии и признании её закончившейся вничью.
Деталь шкатулки, Европа.
Вероятнее всего, первые сведения о шатрандже попали к европейцам в эпоху крестовых походов, когда рыцари перенимали у сарацин не только новую тактику боя и новое оружие, но также нравы и бытовые мелочи – омовения и бани, мыло, шёлк и хлопок, сахар, кофе, рис и пряности. В этом ряду также стояли развлечения и игры – главным образом нарды и шатрандж. Однако массово шахматы стали распространяться в Европе только после реконкисты – отвоевания Пиренейского полуострова, которое закончилось только с падением Гранадского эмирата.
.
Среди роскоши захваченной Альгамбры, во дворцах мавританских вельмож, в домах зажиточных горожан, в караван-сараях и лавках торговцев – везде далёкие от восточной культуры астурийцы, арагонцы и кастильцы с удивлением взирали на изукрашенные клетчатые доски и непонятные фигурки, которые монахи провозглашали идолами и уничтожали. Мало кто знал правила, а у поверженных мусульман не было никакой охоты учить разбушевавшихся «вандалов». Однако даже короли и христианские священники признавали ценность достижений арабского Востока, и постепенно шатрандж проник в европейскую культуру, как проникли в неё алгебра, алхимия, арабская медицина и астрология. Случилось это отнюдь не в одночасье – такие кардинальные изменения не могли произойти быстро и заняли примерно три века.
.
Illustration_Two_Ladies_Playing_Chess_Playing_Chess_Recreation_activities_Females_Figurative_art_bЙохан Хёйзинга, историк, социолог, виднейший специалист по средневековью, нелестно отзывается о шахматах («…это занятие остаётся бесплодным в отношении культуры и, кроме того, не содержит в себе видимых признаков красоты»), но всё же отводит игре важное значение в культуре человечества, выделяя два её особых, неизменных свойства – напряжение и непредсказуемость. Католические монахи были не так уж и неправы, когда считали шахматные фигуры идолами. За безобидным на первый взгляд передвижением резных деревяшек по клеткам скрывается глубокая подоплёка, полная сомнительных идей и философских парадоксов.
.
Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, будь то материально или идеально. В этом смысле шахматная доска есть отчуждённая земля, обособленная, выгороженная, освящённая территория, на которой имеют силу особенные, собственные правила. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок. В несовершенном мире и сумбурной жизни игра создаёт временное, ограниченное совершенство: она имеет склонность быть красивой. Да и термины в игре в большинстве своём используются те же, которыми человек обозначает проявления прекрасного: напряжение, равновесие, балансирование, чередование, контраст, вариантность, завязка и развязка, разрешение.
.
Эти две игры (шатрандж и шахматы) исполнены тех двух благороднейших качеств, которые человек способен замечать в вещах окружающего мира и сам может выразить: ритма и гармонии. Такая яркая, полная элегантности и глубокого символизма стратегическая военная модель, существующая в своих, обособленных рамках, пришлась по вкусу европейцам, однако не секрет, что понятия о ритме и гармонии в западной и восточной цивилизации сильно отличаются. Вдумчивую, медлительную восточную систему требовалось вписать в кипящий, неустойчивый западный социум, найти ей место в культурной и религиозной жизни. Именно поэтому классические шахматы являются в большей степени детищем порывистой сомневающейся Европы, нежели дремотной всезнающей Азии.
.
Рисунок из Книги Игр 02Сочинения, трактаты и учебники арабских мастеров шатранджа были недоступны большинству европейцев, а знание одних лишь правил (в которых, к тому же, встречались разночтения) не способствовало росту мастерства. У первых европейских шахматистов не было учителей. Дебютные схемы, табии, мансубы, эндшпили и прочие игровые наработки и тонкости – всё наследие шатранджа, уже тогда немалое, осталось за бортом, игроки были вынуждены начинать с нуля и большинство их были самоучками. Возможно, знания о шахматах проникали в Европу и позже – с португальцами, итальянцами, голландцами. В результате шахматные правила уже на этапе освоения подверглись в Европе коренному пересмотру.
.
Здесь потребуются некоторые пояснения.
Шахматы, как уже неоднократно говорилось, всегда отражали нравы и обычаи, царящие в обществе. Фигуры шатранджа обрели в Европе не только новые ходы, но и новые имена, а стало быть, и роли. Вся восточная экзотика, все эти шахи, рухи, колесницы, абреки и кунаки, слоны и визири, уступили место феодальной христианской символике с чёткой иерархией. Король, который и в шатрандже не особо участвовал в сражении, и вовсе стал восприниматься как фигура неприкосновенная, «божий помазанник», которому отныне сопутствовали королева (Queen), два епископа (Bishop), два рыцаря (Knight) и две сторожевые башни (Rock), и только пехота так и осталась тянуть свою солдатскую лямку.
Раз так, то с неё и начнём.
С достаточной долей уверенности можно утверждать, что первыми свои ходы изменили именно пешки. Произошло это в XIII столетии. Предоставление пешкам права начального двойного хода стало одним из важнейших элементов новых шахмат, хотя революционное значение этого хода не так-то просто объяснить.
Пешка – самая слабая единица в шахматной армии. Однако это весьма своеобразная единица, и пешкам отводится особая роль в шахматной борьбе. В отличие от фигур, пешки движутся только вперёд. Продвигаясь, они завоёвывают пространство для действий фигур. Шахматисту не нужно объяснять, какую огромную роль в шахматной партии играет центр доски. В завоевании центральных полей, в вытеснении неприятельских фигур из центра большая роль отводится именно пешкам – они выполняют роль «часовых», блокируя тактически важные поля. Пока такое поле или целый комплекс полей охраняется пешками, шахматист перегруппировывает фигуры, готовя вскрытие своей пешечной линии и атаку вражеской.

В шатрандже контроль над этими ключевыми полями достигался сложным маневрированием или при помощи готовых табий. Европейцам были незнакомы эти тонкости, и только длинный ход пешки придал обновлённым шахматам необходимую динамику. Возник ещё один элемент стратегии – прорыв, цель которого – вскрытие линий и диагоналей с последующим вторжением в лагерь противника и образованием проходной пешки. Мало того, пешка, которая в шатрандже могла превратиться лишь в малоподвижного ферзя, теперь получила возможность (с некоторыми оговорками) стать на последней горизонтали любой фигурой!
.
Однако наиболее важным нововведением, изменившим весь облик шатранджа, явилось расширение сферы действия ферзя и слонов: ферзь получил неограниченную свободу передвижения во всех направлениях, а слон – на всю длину диагонали (при этом у слона было отнято право перескакивать через другие фигуры). Трудно сказать, когда и где это случилось, но ясно, что послужило причиной. Пешечный центр без поддержки фигур становится слабостью, поэтому основные силы вынуждены догонять пехоту. Однако выполнить эту задачу в новых условиях фигуры шатранджа оказались не способны: ферзь медлителен, слон контролирует слишком мало (8 полей на всей доске!), ладья базируется в углу, а конь – агрессор, диверсант, отличный блокер, но с функцией поддержки справляется плохо. Так что, слон и ферзь не от хорошей жизни стали дальнобойными: других кандидатур на эту роль у шахмат просто не было.
.
С названиями тоже всё не так просто. Как говорится, «назвался груздем – полезай в кузов». В европейском войске не было и не могло быть никаких слонов: их там не видели со времён Ганнибала. Вообще, термин «слон» сохранился только в русскоязычной шахматной номенклатуре, но и в ней эту фигуру изображают на диаграммах в виде католической митры с крестом. Это общепринятое международное обозначение было принято даже в Советском союзе, где любая пропаганда религии исключалась.
.
Но ведь и епископ, и шут как боевые единицы вызывают недоумение – это явно более поздние смысловые параллели! При этом, даже с точки зрения банальной логики, такие названия, как «слон» и «епископ» не подразумевают дальнодействия. Старый, «шагающий» слон даже в шатрандже сильно обделён правами по сравнению с другими фигурами, в шахматах же он становится и вовсе бесполезным: ему доступно всего восемь полей (причём, далеко не самых важных). «Старые» слоны не могут даже поддержать друг друга – для этого требуется иная расстановка и доска хотя бы с девятью вертикалями, а это снова заставляет задуматься: вдруг аштапада для шахмат и правда доска не родная?
.
Устаревшее название слона – «офицер» (реже – «шут»). Скорее всего, игроки воспринимали её как лучника (лук априори дальнобойное оружие) или тяжёлого рыцаря с копьём, которому для атаки необходим разгон; тут оба варианта равноправны. Два типа новых слонов, белопольный и чернопольный, породили (возможно, не без влияния шашек) и характерную чёрно-белую разметку доски: на ней проще отследить направление диагонального удара. Полдоски (32 доступных поля вместо жалких восьми) за отданный прыжок – это был хороший обмен.
.
Фигура шахматной королевы, Европа.С ферзём же всё обстоит ещё сложней и интереснее. Дальнобойный ферзь – серьёзная загадка. Очень может быть, что наименование фигуры поменялось раньше, чем её ходы: самая слабая фигура шатранджа вполне могла быть названа королевой (англ. Queen), хотя бы затем, чтоб завершить гештальт (если в шатрандже сражаются две армии, то в шахматах борьбу ведут два королевства). Итальянцы и испанцы трепетно именовали эту фигуру Dama.
.
Но какая же грозная дама-воительница имелась в виду? Как, почему она обрела такую мощь, что превзошла саму ладью и стала новым вестником победы, судьбоносной «птицей рух» средневековья? История об этом умалчивает. Считается, что в этом повинны рыцарские романы с их культом прекрасной дамы, или куртуазные манеры эпохи Возрождения, однако поверить в это трудно. Смена названий произошла ещё в средние века. Понятий о преданности и верности в те времена просто не существовало: тот «благородный рыцарь», подвиги которого воспевали миннезингеры, на деле чаще был невежественным хамом, беспредельщиком, чванливым самодуром, мог продать свои услуги хоть чёрту, хоть дьяволу, а к женщинам относился, как к скоту. Тогдашней женщине вообще не было места ни в гуще сражения, ни, тем более, в лагере командования.
.
Хотя… есть одно исключение.
Жанна д’Арк.
Бьюсь об заклад, такой вариант вам в голову не приходил, а между тем, факт есть факт: еретичка из Домреми сама вела людей в сражение, штурмом брала города и даже возвела на трон французского короля. Враги трепетали при одном упоминании её имени, соратники её обожествляли. Там, где была Жанна, была и победа. Так может быть, именно «Орлеанская дева» (а точнее, память о ней) и стала прообразом шахматной королевы? Вопреки расхожему мнению, католическая церковь вполне одобряла подвиги «еретички», покуда она была им нужна, потом, как это обычно бывает с героями, которые отказываются вовремя уйти со сцены, она была уничтожена (кстати, если кто не знает, сожгла блаженную девицу вовсе не католическая инквизиция, а английская корона). Хоть поверьте, хоть проверьте, но в истории средних веков не было второй такой женщины, а предыдущей была Боудикка.
.
Всё вышеизложенное, конечно, не претендует на последнюю истину, я только хочу сказать, что «код шахмат» ещё не раскрыт. Шахматы, которые мы сегодня воспринимаем исключительно как математическую модель, абстракцию, никак не связанную с реальностью, на деле отражают настоящую историю и культуру. Всех подробностей мы не знаем, однако, так или иначе, ферзь получил колоссальные полномочия, которые сделали его сильнейшей фигурой, паладином шахматной доски, определяющим стратегию и тактику игры. Где это произошло? С высокой степенью вероятности, там же, где появилась «летающая» шашечная дамка – во Франции или Италии.
.
Последним, заключительным этапом реформы стало введение рокировки. Её прообраз, «королевский прыжок», появился в шахматах ещё на самом раннем этапе реформ (возможно, бытовал и в шатрандже): король мог один раз в течении партии переместиться через одно поле, как ладья, слон или конь. Однако в настоящую рокировку – единственный шахматный манёвр, при котором одновременно движутся несколько фигур, он превратился много позже – в Италии, в конце XV века. Сам термин происходит от итальянского названия ладьи – «Rocco». Возможно, в таком нововведении виноваты обстоятельства не игрового, а социального характера.

Я уже упоминал, что китайские мастера сянци не могут взять в толк, почему шахматный король, вместо того, чтобы руководить армией, в середине битвы вдруг трусливо бежит с поля боя и прячется за спинами подданных. Между тем, с точки зрения европейской морали никаких вопросов не возникает. Кредо китайских шахмат – иерархия, порядок, неизменность: фигуры не превращаются, доска изначально представляет собой готовую карту с жёстко заданными условиями: две страны с «рекой» посередине и два уже построенных «дворца», откуда генерал и маршал не сражаются, а только, так сказать, «руководят». Эти крепости недаром называются «дворцами»: замки в Китае редко выполняли оборонные функции и чаще были показателями статуса, величия. Защищала же страну Великая Стена.
.
На шахматной доске нет таких ограничений. Многие короли Европы – Карл Великий, Август, Филипп II, Ричард Львиное Сердце – сами бились в рукопашной, осаждали города, участвовали в крестовых походах. И не только Кастилия – вся средневековая Европа была страной замков, оборонных укреплений. Зачастую взять такую крепость означало разрушить её, а до появления пороха это было непростой задачей. Бывало так, что армия терпела поражение у неприступных стен лишь потому, что у неё заканчивались припасы, или наступали холода, поэтому не было ничего постыдного в том, чтобы укрыться в замке и руководить обороной. То же самое происходит и в шахматах.
.
Рокировка – порождение европейской культуры, она могла возникнуть только здесь. Построение «крепостей» характерно и для сёги, однако в сёги это манёвр не тактический, а стратегический. В средневековой Японии искусство фортификации не достигло таких высот, как в Европе, где замок был сложнейшим инженерным сооружением, не только родовым гнездом, убежищем, но форпостом, военной базой; он не столько защищал, сколько угрожал. Посему неудивительно, что в сёги игра начинается с построения крепостей (от её типа зависит дальнейший план игры), а в шахматах король уходит под защиту стен уже в разгар сражения, и это не ретирада, а новый этап войны («Отсель грозить мы будем шведу!»).
.
Крепость ЯгураЕсли в сёги ладья уже в начале партии является активной, атакующей фигурой, то в шахматах ладья в дебюте не участвует: вывести её из угла, запечатанного пешечным строем, чревато потерей темпа. Королевский прыжок, фланкированный «башней», убивает сразу двух зайцев – завершает построение крепости и вводит в сражение мощнейшую боевую единицу. Но здесь очень важно выбрать момент, когда развитие уже закончилось, а наступление ещё не началось. Часто одна сторона идёт на материальные жертвы, чтобы лишить противную сторону рокировки и затем начать атаку на застрявшего в центре короля.
.
В этом последнем нововведении долго не было единообразия. Классическая рокировка осуществляется так: король переставляется на два поля по направлению к ладье, после чего ладья переходит через короля и становится на соседнее с ним поле. Рокировка в сторону ферзевого фланга называется длинной (обозначается на записи как 0–0–0), в сторону королевского фланга – короткой (0–0).
Рокировка невозможна, если:
- король и ладья уже ходили в партии;
- король находится под шахом;
- король в результате рокировки попадает под шах;
- поле, через которое должен пройти король, атаковано фигурой противника;
- между королём и ладьёй, в сторону которой переставляется король, находятся другие фигуры.
.
Помимо классической, ограниченной рокировки, в старину применялась ещё две. Это так называемая свободная рокировка, при которой король и ладья могли занимать несколько различных положений по выбору играющего (например, Крg1–Лe1, Крh1–Лg1 и т.д. при короткой рокировке белых, Крb1–Лc1 и т.д. – при длинной), а также рокировка в два хода. Однако постепенно ограниченная рокировка утверждается во всех странах. Только итальянские шахматисты ещё долго – вплоть до конца XIX столетия (!) отстаивали свободную рокировку.
.
Итальянские шахматные правила имели и некоторые другие особенности. Например, взятие пешки на проходе не допускалось; пешка, достигшая последней горизонтали, не могла быть превращена в фигуру, которая ещё не была снята с доски. Можно сказать, что итальянцы по какой-то не очень понятной причине тяготели, скорее, к индийским правилам, нежели к арабским. Тем не менее, итальянская школа во многом сформировала современные шахматы. Некоторые термины (комбинация, рокировка, пат, гамбит, фианкетто) имеют итальянское происхождение.
.
Шахматная королева (с) vividfantasy7Реформа коренным образом изменила весь характер шахматной борьбы, открыв эпоху бурных потрясений, новых теорий, громких (и порой ошибочных) открытий и последующих опровержений. В популярных старых дебютных построениях (только очень малое число их остаются актуальными сегодня) – в итальянской партии, дебюте четырёх коней и некоторых других началах фигуры загораживают пешки, отсутствует подвижность пешек на флангах, а сами позиции, как выражаются сегодняшние мастера, «скучные»: наступление «всем фронтом» упирается в глухую защиту. Шахматисты были вынуждены жертвовать фигуры, чтобы получить тактическое преимущество. Подобное искусственное дебютное осложнение в интересах скорейшего развития или получения перевеса в центре получило название «гамбит» (от итальянского dare il gambetto – «подножка») – суть его в том, что материальная сила боевых единиц превращается в другие элементы стратегии. Сама же игра по новым правилам была окрещена в Италии alla rabiosa (ит. «бурная», «стремительная»), а в Испании – Juego de la Dama, по названию сильнейшей фигуры. Так что, китайцы не так уж и неправы, когда называют классические шахматы «куин-ци» – «игрой королевы»!
.
Темп игры стал иным, сама игра сделалась исключительно острой, хотя эта острота была ничем не подкреплена и возникала исключительно насильственным путём, как если бы герой, обнаружив спящего дракона, первым делом дёргал бы его за хвост. Эти три столетия наивной и восторженной романтики лучше всего описывает видный советский шахматный мастер, историк и пропагандист Яков Исаевич Нейштадт:
«Манера игры мастеров того времени была характерной. Уже в ранней стадии партии, не закончив развития, они бросались атаковать неприятельского короля. Конечная цель партии – мат – рассматривалась как ближайшая. К шахматному материалу относились расточительно, с жертвами не считались. Преобладали дебюты, в которых фигуры сразу могли нацелиться на уязвимые в начале игры пункты f7 и f2. Чаще всего здесь и разражалась катастрофа: король не успевал рокировать, и ему приходилось пускаться в опасные путешествия. Главная роль в этих набегах на позицию противника принадлежала самой активной фигуре – ферзю, которому новые правила предоставили огромные права. Исход борьбы решали неподготовленные скороспелые атаки, случайные комбинации и ловушки. Защита была ужасной».
Маша и шахматы
Итак, игра порвала свои прежние связи. Но появились ли у неё новые?

[продолжение следует]
© Дмитрий Скирюк
*

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
walerytsch
Apr. 23rd, 2014 02:44 pm (UTC)
Давно ждал. С удовольствием прочитал и жду продолжения.
Вспомнилось, в какой-то передаче Свидлер высказался: "Это у вас конь ходит буквой Г, а у нас он ходит буквой L!"))))
skyruk
Apr. 23rd, 2014 03:05 pm (UTC)
Совершенно верно, Валерыч. Так оно и есть (в английском это буква L). Но в китайских и корейских шахматах это не работает - там именно буква Г :)
Кстати, китайские шахматы у меня с собой, приезжай к Мишке, если пересечёмся - сыграем.
walerytsch
Apr. 23rd, 2014 03:24 pm (UTC)
Меня в обычные шахматы старшая уже обыгрывает, а китайские для меня темный лес...но если на вторые майские праздники будешь в Перми, то может и пересечемся...
skyruk
Apr. 23rd, 2014 03:42 pm (UTC)
Я 3-4 мая собираюсь в Пермь, на турнир по Го. Если уговорю пару друзей присоединиться, точно приеду. Если нет - ну, посмотрим, пересечёмся ещё где-нибудь.
Китайские шахматы тебя зацепят, гарантирую.
Не говоря уже о японских :)

Edited at 2014-04-23 04:43 pm (UTC)
lawerta
Apr. 23rd, 2014 07:17 pm (UTC)
Лет тридцать не играла в шахматы :) Но смотрела турниры, когда их Таль вел.
skyruk
Apr. 24th, 2014 04:51 am (UTC)
О! Таль... О нем нужно говорить отдельно. Это тема для целой книги, а не то что статьи.
lawerta
Apr. 24th, 2014 02:20 pm (UTC)
Он очень азартно комментировал. Было несколько спортивных комментаторов, в разных видах спорта, ради которых я готова была смотреть даже самые скучные матчи, турниры и заезды - Таль был одним из лучших.
Леонид Морев
Apr. 25th, 2014 09:11 am (UTC)
Все великие шахматисты личности интересные, но Таль даже на таком фоне - глыба!
skyruk
Apr. 25th, 2014 09:34 am (UTC)
Очень много было поразительных игроков. Таль велик, но были и другие удивительные судьбы и истории.
Некоторые так никогда и не стали чемпионами, но судьбы их настолько интересны, что хочется писать о них и писать.
Надо рассказывать? :)

Edited at 2014-04-25 09:40 am (UTC)
Леонид Морев
Apr. 25th, 2014 10:29 am (UTC)
Да. Среди великих претендентов интереснейших людей немало. Начиная с Чигорина и до Широва.
skyruk
Apr. 25th, 2014 10:34 am (UTC)
И до официальных чемпионатов были интересные игроки. Джон Кохрэн, Лабурдоннэ, Морфи, Андерсен...
Леонид Морев
Apr. 25th, 2014 11:24 am (UTC)
Трое последних считались фактическими чемпионами мира.
skyruk
Apr. 25th, 2014 11:37 am (UTC)
Официально - только Стейниц.
А как был великолепен Цукерторт!
И столько великих умерло в расцвете лет. Лабурдоннэ, Макдоннел, Морфи, Цукерторт... Воистину, гениальность чревата болезнью :(.
Валентин Челноков
Apr. 24th, 2014 12:37 pm (UTC)
Дмитрий, день добрый

Я взял на себя смелость составить небольшой обзор по мотивам "Истории шашек": http://habrahabr.ru/users/glukkazan/topics/
Я надеюсь, у Вас нет возражений?
skyruk
Apr. 24th, 2014 03:28 pm (UTC)
Спасибо.
Нет, я не возражаю. Прочел с интересом и удовольствием. Спасибо за ссылки на мои статьи. Всяческих вам удач!
Валентин Челноков
Apr. 24th, 2014 06:55 pm (UTC)
Re: Спасибо.
Спасибо, я рад, что вам понравилось
flower53
Jul. 10th, 2014 07:04 pm (UTC)
Прочитал с интересом! Не пойму только вот что. Вы говорите, что шахматы боле динамичны, потому что отразили дух Европы. Правила других игр я представляю крайне смутно, но, насколько знаю, в сёги есть не только превращения фигур, но и возможность высаживать пленные фигуры. Это, по идее, должно ещё добавлять динамики? Как же это согласуется с восточной стабильностью? Понимаю, что у японцев была бурная история, но ведь она бурная практически у всех народов...
Хотя подозреваю, что всему виной моё смутное представление о сёги :)
skyruk
Jul. 11th, 2014 12:07 pm (UTC)
Я полагаю, что современные сёги, если и не возникли позже шахмат, то уж точно - ровесники им. А правило сброса, о котором идёт речь, возникло сравнительно недавно и было стандартизировано императором Го Нара, в старых вариантах его не было (или оно действовало не всегда). К тому же, динамика игры во многом диктуется возможностью охвата фигурами всей доски, а сёги до накопления фигур "в руке" как раз-таки весьма медлительны - генералы в плане скорости передвижения немногим лучше пешек, а слон и ладья так же не могут развернуться, как в шахматах и сянци. Поэтому я считаю, что шахматы были остаются самой динамичной шахматной игрой.
Что касается стабильности Востока, то тут Япония может похвастать как раз-таки обратным :)
alrebenok1983
Aug. 3rd, 2018 06:14 am (UTC)
Здравствуйте!

Очень интересная серия статей у Вас получилась. Прочитал с огромным удовольствием. Все хотел написать пару комментариев (уже года три как хотел), и все откладывал.

Во-первых, хотел бы заметить о влиянии церкви. Я не хочу церковь идеализировать. Церковь как католическая, так и православная совершили (да, пожалуй, и продолжают) множество злодеяний, причем именно как организации, а не отдельные личности. Но все же, серьезно говорить о том, что церковь так уж помешала распространению шахмат, кажется, нет оснований.

Конечно, голоса против были, но и защитники у шахмат сразу нашлись. Например, в 1061 году святой Петр Дамиани осуждал епископа Флоренции за игру в шахматы, указывая, что она имеет дурное влияние на общество. Епископ, в свою очередь, отвечал, что игра эта требует мастерства и потому «не такова, как прочие игры». Подобные доводы повторялись и в последующие столетия.

Наоборот, можно предположить, что умеренная критика оказала положительное влияние на игру, заставляя сторонников подчеркивать ее спортивные и интеллектуальные стороны, и постепенно отходить от азартных аспектов. Ведь подумайте, все эти мансубы, как «мат Диларам» например, они же ужасны, несмотря на свою романтику. Да Вы и сами, говоря о корейских шахматах, связываете между собой то, что в них обычно играют на ставку, и то, что к ним относятся приблизительно как у нас к домино, хотя потенциально игра не хуже других шахматных вариантов. Так что критика и желание убрать отрицательные свойства хороши и для хороших вещей.
alrebenok1983
Aug. 3rd, 2018 06:14 am (UTC)
Также хотел заметить о женщинах-воинах. Они в Европе были редки, но не так редки, как может казаться. Например, Кристина Пизанская (1365–1430), известная средневековая писательница, советует аристократкам «знать законы войны и все вещи, касающиеся ведения боя, всегда быть готовой принять командование своими людьми, если в том будет нужда». Самой известной после Жанны д'Арк средневековой воительницей была английская королева Мод (Матильда), которая в 1141 году в доспехах и на коне лично вела армии против оспаривавшего у нее трон кузена Стефана Блуаского. А когда упомянутая Матильда захватила Стефана Блуаского в плен, то жена Стефана (тоже Матильда, Матильда Булонская) также возглавила армию своего мужа и сумела победить первую Матильду.

Хм, две Матильды, в одно время, в одной стране, обе женщины-воины... Что по этому поводу сказал бы академик Фоменко? Ну да ладно.

Помимо Жанны и двух Матильд средневековью известны и другие женщины-воины:

Ида Австрийская или Ида Формбах-Рательнберг в 1101 году лично вела армию крестоносцев, погибла в бою (хотя ходили слухи, что она выжила, и сельджукский султан Кылыч-Арслан забрал ее в свой гарем);

Уррака Дерзкая, королева Леона, Кастилии и Галисии, в 1121 году лично сражалась со своей незаконнорожденной единокровной сестрой Терезой, графиней Португалии. Португалия тогда была графством в составе королевства Астурии, Галисии и Леона. Собственно, создано это графство было специально для того, чтобы быть приданым Терезы. Первым его графом был муж Терезы, Генрих Бургундский. А сын Терезы, Афонсу I, стал первым королем самостоятельного королевства Португалия;

Елизавета Венгерская, княгиня Богемии, три раза (в 1179, 1184 и 1189 годах) защищала Прагу, лично появляясь на поле боя. Первые два раза успешно, третий – не очень;

Бланка (Бланш) Кастильская, регентша Франции, в 1230 году собрала армию и лично ей руководила при подавлении восстания в Бретани;

Меркадера, жительница арагонского города Пералада, зарабатывавшая шитьем украшений для одежды (лент и т.п.), в 1285 году во время осады родного города переодетая мужчиной ранила и захватила в плен французского рыцаря;

Иоанна (Жанна, Хуана), королева Франции и Наварры, графиня Шампани, в 1297 году лично вела армию против Генриха, граф Бара, когда тот вторгся в Шампань;

Агнес, графиня Данбар, шотландская аристократка, в 1338 году героически обороняла замок своей семьи от атаки английскими захватчиками;

Жанна Фландрская (Жанна де Дампьер, Жанна Пламенная), герцогиня Бретани, в 1342–1343 годах собрала войско и организовала оборону города Энбон.

Мария, королева Сицилии, в 1392 завоевала Сицилию.

Изабелла Лотарингская, герцогиня Лотарингии, в 1432 году возглавила армию чтобы спасти своего мужа, Рене Анжуйского, из плена герцога Бургундского.

Жанна Лэне, по прозвищу Ашетт (секира), жительница французского города Бове. В 1472 году при штурме города войсками Карла Смелого, герцога Бургундии, одному из бургундцев удалось взобраться на гребень крепостной стены и установить штандарт. В этот момент шестнадцатилетняя Жанна Лэне бросилась на бургундца с топором в руках и зарубила его, после чего сорвала штандарт и швырнула его в крепостной ров.

Ну и так далее, словом женщины-воины в средневековой Европе редко, но бывали.
alrebenok1983
Aug. 3rd, 2018 06:16 am (UTC)
Возвращаясь к шахматам, можно заметить, что Вам или мне доступен сравнительно малый объем сведений по истории шахмат, если сравнивать его с тем, который доступен исследователю-историку. Но и ученому-историку доступен сравнительно малый объем информации, по сравнению с тем, что было в действительности, ведь множество источников утрачено. Поэтому, как кажется, некоторые выводы могут быть поспешными. Например, Вы пишите, что в Европе не знали табий и мансуб. Ну, может у нас есть мало сведений, но трудно этому поверить. В Европе высокого Средневековья царил культ восточной учености, переводили с арабского трактаты по алгебре и алхимии, книги каббалы и труды древнегреческих философов (с арабского!). В университетах образовывались кружки последователей Аверроэса, считавших Аристотеля, Аверроэса и здравый смысл тремя тождественными вещами и споривших с богословами-схоластами. Шахматы считались одним из семи искусств, которыми должен владеть рыцарь. И там не знали табий и мансуб?! Да быть такого не может!

Известно, что в Европе XII–XV веков существовали различные работы посвященные шахматам, дидактические, а также посвященные шахматным задачам. Кроме того были морализаторские работы, где шахматы использовались как аллегория реальной жизни, самый известный пример – книга Якобуса Цессолеса «Об обычаях людей простых и знатных или Книга шахмат».

Одним из главных источников по шахматам в средневековой Европе является книга короля Кастилии и Леона Альфонса Мудрого «Книга игр» (Libro de los Juegos) или «Книга шахмат, костей и досок» (Libro de axedrez, dados e tablas), созданная в 1283 году. В трактате приведены 103 шахматных позиции, заимствованных преимущественно из арабских источников. Шахматные доски изображены не одноцветными, как в восточных рукописях, а двуцветными. Задание в большинстве шахматных позиций – объявить мат в требуемое число ходов. В трактате представлены также некоторые разновидности шахмат, в том числе «большие» шахматы (доска 12 х 12 полей), шахматы четырех сезонов (для четверых игроков), «астрономические» шахматы (на доске из семи концентрических окружностей, разделенных на 12 секторов).

Уже из этого примера видно, что не такими уж и отсталыми были европейцы. Знали и об арабских задачах, и различные варианты шахмат у них были.
alrebenok1983
Aug. 3rd, 2018 06:17 am (UTC)
Из вариантов шахмат, описанных в «Книге игр», я встречал более подробные сведения только о «больших шахматах» (гуглить «Grant Acedrex»), коротко перескажу правила.

Играли на доске 12x12. Фигуры, как и в шатрандже, и в современных шахматах, в начальной расстановке ставились напротив аналогичных фигур противника. У каждого игрока было по 24 фигуры, включая 12 пешек. Все фигуры, кроме пешек, вначале ставились на ближайшую к игроку горизонталь, а пешки – на четвертую от игрока горизонталь, вторая и третья горизонтали оставались незанятыми.

Перечислим фигуры, стоящие в начальной расстановке на первой горизонтали в порядке от середины к краям. На двух центральных клетках первой горизонтали стояли король и фигура, названная по имени какой-то мифической птицы, которую я не знаю как назвать по-русски. Поэтому буду называть ее просто «птица». Рядом с королем и птицей стояли два крокодила, рядом с крокодилами – два жирафа, рядом с жирафами – два носорога, рядом с носорогами – два льва, в углах, рядом со львами – две ладьи.

Король ходил как в современных шахматах, но рокировки не было. На своем первом ходу он мог, помимо обычного хода, сделать прыжок на два поля в любом направлении по горизонтали, вертикали или диагонали.

Птица ходила так: на одну клетку по диагонали и затем (не обязательно, по желанию игрока) на любое количество полей по горизонтали или вертикали в направлении от исходной точки.

Крокодил ходил как слон в современных шахматах.

Жираф прыгал на три клетки по горизонтали и одновременно на две клетки по вертикали или, по желанию игрока, наоборот, на три клетки по вертикали и одновременно на две клетки по горизонтали. Знаменитый английский историк шахмат Гарольд Дж. Р. Мэррей придерживался, однако, другого мнения: не на 3 и 2 поля, а на 4 и 1.

Носорог ходил как конь в современных шахматах и затем на любое количество полей по диагонали в направлении от исходной точки. Впрочем, и здесь Гарольд Дж. Р. Мэррей держался другого мнения: в первый ход носорог ходил как конь, причем не мог на этом ходу делать взятия, а затем, во все остальные ходы, ходил как слон в современных шахматах.

Лев прыгал на три поля (т.е. через две клетки) по горизонтали или на три поля по вертикали, или на три поля по горизонтали и одновременно на одно поле по вертикали, или на три поля по вертикали и одновременно на одно поле по горизонтали. Гарольд Дж. Р. Мэррей считал, что лев мог прыгать только или на три поля по горизонтали, или на три поля по вертикали.

Ладья ходила как и в современных шахматах.

Пешка ходила как в современных шахматах, за исключением того, что не могла делать ни начального хода на два поля, ни, соответственно, взятия на проходе. Достигая последней горизонтали, пешка превращалась в ту фигуру, которая в начале игры стояла на вертикали, где пешка оказалась. Если, однако, пешка, достигая последней горизонтали, оказывалась на вертикали, где вначале стояли короли, она превращалась в птицу.

Выигрыш достигался матом королю противника. Правила на счет пата точно не известны, но скорее всего пат королю противника также приносил выигрыш. Игрок также выигрывал если брал все фигуры противника, кроме короля, за исключением того случая, когда противник ответным ходом также брал последнюю (кроме короля) фигуру игрока. В последнем случае игра считалась закончившейся в ничью.

Для ускорения игры и внесения в нее элемента случайности могли использоваться кости в форме октаэдра. В этом случае игрок должен был ходить фигурой того вида, на который укажет брошенная кость: если выпадало 8 очков – королем, если 7 – птицей, если 6 – носорогом, если 5 – ладьей, если 4 – львом, если 3 – крокодилом, если 2 – жирафом, если 1 – пешкой.


Edited at 2018-08-03 06:54 pm (UTC)
alrebenok1983
Aug. 3rd, 2018 06:18 am (UTC)
Гораздо больше, однако, мне хотелось бы остановиться на двух других разновидностях средневековых европейских шахмат.

Первая из них, распространенная в Англии и Франции во второй половине XII века, представляла собой игру по обычным (шатранджевым) правилам, но из особых начальных позиций, т.е. своеобразных табий. Все пешки ставились на третью горизонталь. Королева ставилась на одно поле с ферзевой пешкой. Они не могли ходить вместе, и после того, как одна из этих фигур походила, уже не могли становиться на одно поле. Но пока они стояли вместе, они могли быть взяты на одном ходе. Остальные фигуры выстраивались на двух первых горизонталях, причем существовали разные варианты начального построения. Примеры начальных позиций можно найти в статье «Short assize» в англоязычной Википедии.

Цель у этих правил была, по-видимому, ровным счетом такая же, как и начало игры из табий у арабов, т.е. ускорение игры.
alrebenok1983
Aug. 3rd, 2018 06:19 am (UTC)
Другой важной для истории европейских шахмат разновидностью были курьерские шахматы. Этот вариант интересен прежде всего тем, что, как кажется, имеет самое непосредственное отношение к возникновению современных шахмат.

Появилась эта игра в конце XII века, в отдельных местностях в нее продолжали играть до начала XIX века. В некоторых странах в отдельные периоды она была настолько популярна, что когда речь шла о «шахматах» имелись в виду именно курьерские шахматы. Например, существует знаменитая картина нидерландского живописца Луки Лейденского «Игра в шахматы», на которой изображена игра именно в курьерские шахматы. Эта картина послужила образцом для современных изготовителей шахмат в средневековом стиле. При этом установить какая фигура чему соответствует было довольно трудно. Приходилось исходя из правил игры, проводить анализ в духе «предположим это – королева, а это – король, а это – ладья. Если так, то могла ли в игре сложиться ситуация, показанная на картине Луки Лейденского». В конце концов все фигуры удалось определить, и подтвердить, что на картине изображена ситуация из реальной партии. Играют на картине, кстати, девушка и мужчина, причем мужчина явно очень близок к поражению.

Играли в эту игру на доске шириной в 12 и высотой в 8 полей. Поля были окрашены в порядке, сейчас называемом «шахматным». Однако правило о том, какие именно клетки должны быть светлыми, а какие – темными еще не установилось, т.е. мог быть как современный, так и противоположный современному вариант. У каждого игрока было по 24 фигуры, включая 12 пешек. Все фигуры, кроме пешек, вначале ставились на ближайшую к игроку горизонталь, а пешки – на вторую от игрока горизонталь. Фигуры, как и в шатрандже, и в современных шахматах, в начальной расстановке ставились напротив аналогичных фигур противника.

Перечислим фигуры, стоящие в начальной расстановке на первой горизонтали в порядке от середины к краям. На двух центральных клетках первой горизонтали стояли король и королева. Рядом с королем стояла фигура, называемая «манн», а рядом с королевой – фигура, называемая «шляйх». Рядом с манном и шляйхом стояли курьеры, рядом с ними – слоны, рядом со слонами – кони, в углах, рядом с конями – ладьи.

Король ходил как в шатрандже, т.е. как в современных шахматах, но рокировки не было.

Королева – также как в шатрандже, т.е. только на одну клетку по диагонали.

Манн ходил как король, но в остальном был обычной фигурой: манном можно было жертвовать, а короля ставить под шах нельзя.

Шляйх ходил на одну клетку по горизонтали или вертикали. Т.е. ход шляйха как бы дополнял ход королевы, рядом с которой он стоял.

Курьер ходил как слон в современных шахматах.

Слон ходил как в шатрандже, т.е. на две клетки по диагонали, перепрыгивая через промежуточное поле.

Конь и ладья ходили как и в современных шахматах.

Пешка ходила как в шатрандже, т.е. как в современных шахматах, за исключением того, что не могла делать ни начального хода на два поля (за определенным исключением, см. ниже), ни, соответственно, взятия на проходе. Правила о превращении пешки точно неизвестны. Скорее всего, достигая последней горизонтали, пешка просто превращалась в королеву. Альтернативная теория состоит в том, что достигнув последней горизонтали, пешка начинала ходить назад, на две клетки в обратном направлении за ход. При этом, двигаясь назад, пешка не могла ни брать фигуры, ни перепрыгивать их. И лишь вновь достигнув второй от игрока горизонтали, пешка все-таки превращалась в королеву. Это правило, возможно, дополнялось тем, что пока пешка стояла на последней горизонтали, ее нельзя было брать, но во время ходов назад, было можно.

Четыре первых хода в игре были обязательными, причем эти ходы не соответствовали обычным правилам движения фигур: игроки передвигали обе ладейные пешки, ферзевую пешку и королеву на два поля вперед по вертикали.

Цель игры была такая же, как и в современных шахматах, т.е. заматовать короля противника.
alrebenok1983
Aug. 3rd, 2018 06:20 am (UTC)
Любому человеку, знакомому с правилами шатранджа и современных шахмат сразу бросится в глаза сходство правил курьерских шахмат с правилами современных шахмат. В самом деле: доска раскрашена так, как ее раскрашивают сейчас, есть обычные современные слоны (называемые курьерами), некоторые пешки (правда, именно некоторые и притом в обязательном порядке, а не добровольно, как сейчас) делают первый ход на два поля вперед.

Мало того, факт заимствования правил из курьерских шахмат в современные подтверждается данными немецкого языка. По-немецки слон в курьерских шахматах (ходивший как в шатрандже) назывался Bischof, т.е. епископ (как и сейчас шахматный слон называется в английском языке: bishop). Курьер же (ходивший как современный слон) назывался Currier (курьер) или Läufer (бегун). И в современных шахматах слон по-немецки – Läufer! Т.е. это прямое подтверждение того, что эта фигура была заимствована современными шахматами из курьерских.

При этом история современных шахмат становится более понятной. Вначале на основе шатранджа были изобретены курьерские шахматы. В основе их изобретения – попытка улучшить старые шахматы увеличением доски и добавлением фигур. Это кажется совершенно естественным, этим путем шли и идут очень многие шахматисты разных эпох и народов. Именно таким образом из изначальных малых сё-сёги были получены большие дай-сёги, из шатранджа – описанные Вами дополненные шахматы, шахматы Тамерлана и шахматы цитаделей, из современных шахмат – шахматы Капабланки. Затем же, курьерские шахматы были уменьшены, из них были убраны неинтересные, тихоходные фигуры. И снова: идея совершенно естественная. Таким же путем, кстати, из больших дай-сёги были получены «средние» (по европейским меркам, конечно же, все еще гомерически гигантские) тю-сёги.

Из того, что известно об истории современных шахмат можно предположить, что они были изобретены в два этапа. Первый произошел в Германии в последнее десятилетие XV века (т.е. в 1490-е годы), второй – в Италии в первое десятилетие XVI века (т.е. в 1500-е годы). Поначалу слонам дали ход курьера из курьерских шахмат или, что тоже самое, заменили старых слонов-бишофов новыми слонами-лейферами, взятыми из курьерских шахмат. Также, под влиянием курьерских шахмат, пешкам дали право (но не обязанность, в отличие от курьерских шахмат) ходить на два поля вперед при первом ходе (но не обязательно в начале игры). Это право поначалу было только у королевской, ферзевой и ладейных пешек. На втором этапе королеве дали право ходить как ладья и как новый слон (курьер). Так и появились современные шахматы, поначалу называвшиеся «scacchi della donna» (т.е. «шахматы королевы») или «scacchi alla rabiosa» (т.е. «шахматы с бешеной»). Под «бешеной» подразумевалась королева, ставшая необычайно сильной.

Новые шахматы распространились чрезвычайно быстро, но в некоторых местах курьерские шахматы далеко не сразу сдали позиции. Так, вышеупомянутая картина Луки Лейденского написана около 1520 года.


Edited at 2018-08-03 07:15 pm (UTC)
alrebenok1983
Aug. 3rd, 2018 06:21 am (UTC)
Хотелось бы затронуть еще одну тему, связанную с курьерскими шахматами. Как Вы замечали, набор шахматных фигур – это модель королевства. Курьерские шахматы развивают эту аналогию, добавляя к старым средневековым шахматам новые фигуры. В частности, можно заметить, что курьеры – действительно необходимые в управлении государством фигуры. Но кого же изобретатель курьерских шахмат поставил рядом с королем и королевой? Кто поставлен туда, где у наивных китайцев или японцев стоят советники и генералы? Чаще всего манн называется по-английски counsellor (советник) или sage (мудрец), шляйх же – jester (придворный шут). И это имеет основания. Манн действительно мог называться и «рат» (Rath, в современном написании – Rat), что значит «советник», а шляйх часто изображался в шутовском колпаке. Но все же создается впечатление, что названия подобраны тенденциозно: из всех вариантов выбраны наиболее приличные. Манн (Mann) переводится также и как henchman, это слово раньше могло значить оруженосца или пажа, но чаще употребляется в значении «приверженец», «прихвостень», «приспешник». Список же возможных переводов для шляйха (Schleich), также иногда называвшегося «трюлле» (Trülle), вызывает во мне смесь восхищения и умиления: sneak (трус, подлец, ябеда, воришка), smuggler (контрабандист), spy (шпион), fool (шут) и, наконец, даже trull (проститутка).

И это, пожалуй, кое-что говорит о европейцах. Кое-что хорошее и кое-что плохое. С одной стороны, они свободнее говорили, о чем думали, и думали также свободнее. Китайский император Вэнь-ди из династии Суй казнил всех путешественников, остановившихся на постоялом дворе, за то, что один из них играл в настольную игру, где одна из фигур называлась императором (с тех пор в сянци нет королей, только генералы). При этом его подданным полагалось считать, что его правление, как писали придворные летописцы, «отличалось снисходительностью, законы были чёткими и ясными», «Поднебесная охотно подчинялась ему и уважала его», и, думаю, большинство считало так, как полагалось. Европейцы, в отличие от китайцев, думали, что хотели, а говорили, что думали. Ну, если дело не доходило до ереси, конечно. Впрочем, если мы говорим о Высоком Средневековье (а не о Возрождениях, Реформациях, Контрреформациях), то даже еретикам нужно было постараться, чтобы на них обратили внимание.

С другой стороны, видимо ни подданные европейских королей, ни сами короли не задумывались о том, чтобы в «Граде земном» навести порядок.

Но подумаем и вот о чем. А не за это ли мы европейцев любим? В самом деле, какой двор интереснее? Двор, где по правую руку от короля стоит королева, по левую – специалист по делам одновременно деликатным и зверским, а по правую руку от королевы – шпион-контрабандист? Или двор, где королевы вообще нет (а есть лишь супруги императора, concubines), а сам император окружен скучными советниками с министрами да евнухами с генералами? Вот Вы: рыцарей не любите, церковь не любите, а любите китайскую и японскую мудрость, и буддизм. А книжки писали о европейском средневековье, а не о каком-нибудь Тибетокитае с рэндзю и девадаси. А почему? Возможно, ответ кроется в фигурах курьерских шахмат?
( 26 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy