?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манкала: Сонго.

Oware, Warri (Gabonaise)
Габон. Большинству из нас это название известно только по сочетанию «габонская гадюка», хотя эта страна заслуживает гораздо более подробного рассказа. Соседние Камерун и Экваториальная Гвинея не менее интересны, но в целом не так значимы (хотя последняя, например, в прошлом – малонаселённая нищая страна, после открытия крупных месторождений нефти и газа превратилась в местные «Арабские эмираты»). Мы рассмотрим сегодня игру, которая популярна во всех этих трёх странах. Из них наибольший интерес представляет всё-таки Габон.
Название «габон» пошло гулять по миру с лёгкой руки капитана Руя ди Сикейру в 1472 году. Португальское слово «габон» означает плащ с капюшоном – такой же формы была бухта, на которую наткнулся португальский мореплаватель; позже это название распространилось на всю страну.
Ныне Габон – одно из самых богатых и стабильных государств в Африке. Из всех бывших колоний в составе Французской Экваториальной Африки он занимает последнее место по численности населения и первое – по площади лесов и запасам полезных ископаемых. (Площадь страны 267,7 тыс. кв. км., в то время как население Габона – чуть больше полутора миллионов человек; в одной только Перми не намного меньше жителей). Здесь жаркий и влажный тропический климат, много живописных пейзажей, хотя мало саванн, зато есть горы Майомбе на юге и Хрустальные горы на севере, тропические леса, обширные низменности вдоль побережья, лагуны, мангры и полноводные реки во главе с главной артерией – Огове.
Самый многочисленный народ в Габоне, составляющий треть населения страны – этническая группа фанг (также зовут себя «эканг» и «пангве»), проживающая к северу от реки Огове. Этот народ пришёл сюда довольно поздно – в середине XIX века (вероятно из Судана). Фанги восприняли обычаи коренного населения и приспособились к его образу жизни в лесах. Многие представители народа фанг по призыву правительства перешли к оседлому земледелию.
Вторые по численности (но не по значимости!) – мпонгве (мьене) и родственные им мелкие племена, говорящие на языке омьене. Живут они здесь дольше (заселили побережье Габона ещё в XVI веке). В колониальный период большинство квалифицированных рабочих и государственных служащих составляли как раз таки мпонгве. После провозглашения независимости началась конкуренция между мпонгве и фанг за посты в государственном аппарате, которая продолжается до сих пор и конца которой пока не видно.
На северо-востоке Габона живут люди народности бакота, искусные резчики по дереву. Леса вдоль верхнего и среднего течения реки Огове населяет группа родственных народов – мбете, пуну и другие, которых иногда объединяют под общим названием ньяби. В чащах тропических лесов обитают пигмеи – самые низкорослые люди на планете и коренные жители этой загадочной и удивительной страны. А обширные внутренние районы Габона (особенно на востоке) до сих пор не заселены.
Официальный язык в стране французский, хотя в городах говорят на омьене – языке мпонгве, плюс повсеместно, на территории всей страны, используется фанг. Кое-где говорят на банту. Большинство населения исповедует христианство различного толка, около 10% принадлежит к созданной народом фанг секте, сочетающей элементы христианства и культа почитания предков, несколько тысяч исповедуют ислам.
Итак, теперь об игре.
.
СОНГО (Songo) [2х7] – игра народностей фанг, бети и буллу. В Камеруне местный вариант носит название «сонго дуала» (Songo Duala), а в Экваториальной Гвинее «эканг» (Akông, Akôn). Также игра встречается в северо-западных районах Демократической Республики Конго.
Для игры в сонго используется доска 2×7 и 70 семян (по 35 на игрока). Интересно, что в этом регионе, несмотря на обилие ценной древесины (окуме, озиго, лимба, красное, жёлтое, эбеновое и сандаловое дерево), не принято делать деревянные долбленые доски, как не принято и выкапывать лунки в земле. Местные аутентичные составные доски для сонго выглядят весьма своеобразно – в виде трёх частей с выдолбленными лунками. Обычно их делают из ствола бамбука, рафии или пальмы, удаляя у последних сердцевину. Лунки носят название «нга» («дом»), каждое семя называется «сонго», что на языке народа фанг означает просто «камешек», «галька». В начале игры в каждую лунку кладут 5 семян.
Принято различать по крайней мере две версии игры, названных по племенам Эвондо и Дуала (Songo Ewondo и Songo Douala; правила эканга тождественны сонго эвондо). Некоторые отличия лишь чуть-чуть меняют динамику, другие влияют довольно существенно. К первым можно отнести тот факт, что в некоторых районах и селениях не принято долго думать над каждым ходом – тугодуму даже может быть засчитано поражение, если он не сделал ход по истечении 3-4 секунд после хода противника; в этом случае игра заканчивается, и победителем становится игрок, захвативший большее количество камней (камни на обоих половинах доски идут в зачёт обоих игроков). Впрочем, другие отличия ненамного серьёзнее.
Сонго вообще изначально сильно не повезло с описанием и классификацией. Впервые она была описана майором П.Х.Дж.Пауэллом-Коттоном в 1931 году (судя по всему, это была какая-то вариация сонго дуала). Известный исследователь настольных игр Гарольд Мюррей в своих трудах ошибочно указал, что игра ведётся на доске 2x6. Другой исследователь, Элисио Сантос Сильвэйн, слепо скопировал эту его ошибку, когда писал тезисы об играх манкалы, а Хорди Клемент Тондо добавил ещё несколько, указав, что посев, якобы, идёт против часовой стрелки (на деле по часовой), и что захват проходит на обеих сторонах доски (на деле – только на половине противника).

Всё это вдвойне обидно, поскольку правила, приведённые Пауэллом-Коттоном, в целом верны, хотя и неполны. В частности, в них не оговорено количество камней, необходимое для взятия содержимого лунки (автор приводит варианты: 2 и 3 по типу оваре, 3 и 4, или 2 и 4). Также он касается различий в серийном взятии, где в одном случае содержимое предыдущих лунок захватывается, если в них нужное количество, но прерывается лункой с иным количеством камней, в другом захват затрагивает все предыдущие лунки с оговоренным количеством камней, даже если их разделяют другие. Всё это не столь важно с игровой точки зрения, но чрезвычайно интересно для понимания эволюции игры. Видимо, споры игроков разных племён и привели к появлению современного стандарта взятия (т.е. 2, 3 и 4).
Помимо этого есть и другие соображения (хотя довольно неожиданные). В частности, название «сонго» очень схоже по звучанию с названием филиппинской манкалы «сунгка» и индонезийской «сонгкак», а второе название этой игры («эканг» или «аконг») – с малазийской манкалой «дакон». Конечно, у этих слов разные корни, и эти страны разделяют огромные расстояния, но кто знает, какими путями игры распространялись по свету? Доски у этих игр практически идентичны (2x7), посев камней идёт по часовой стрелке (только у сунгки – против), и хотя правила их различаются, это не может не вызывать некоторого удивления.
.
Правила сонго (сонго эвондо) таковы.
Посев простой, однократный, идёт ПО часовой стрелке – это один из редких видов манкалы с таким посевом (обычно он идёт в обратную сторону, против часовой).
.
Ход. Для хода игрок берёт все семена из любой лунки на своей стороне и раскладывает их, начиная со следующей, по одному в каждую последующую лунку, не пропуская ни одной. Следует заметить, что в сонго очень интересно реализовано правило пропуска стартовой лунки:
1). Если в ней содержится РОВНО 14 камней, и посев делает полный круг, стартовая лунка пропускается, и последний камень вбрасывается в первую лунку на стороне противника. Частным случаем такого посева является вариант, когда в стартовой лунке 14, 21 или 28 камней, последний камень посева всё равно неизбежно упадёт в первую лунку на стороне противника. При этом, согласно «правилу первой лунки» (см. ниже), только он один и подлежит захвату.
2). Если в стартовой лунке 15 и больше камней, происходит следующее: после того, как на
доску вброшен 13-й камень, игрок ПРОПУСКАЕТ все оставшиеся лунки на своей половине доски и сеет оставшиеся камни на половине соперника, начиная с первой лунки в его ряду. Если же и после этого посева в руке у игрока остались камни, он снова пропускает – на этот раз уже ВСЕ свои лунки и опять сеет камни на стороне противника, снова с первой лунки в его ряду – и так, пока не закончатся камни в руке.
.
Взятие происходит только на половине противника, когда последний камень посева падает в лунку, и в ней становится 2, 3 или 4 камня – игрок захватывает их и переносит в свой «амбар» (в сонго по традиции эта лунка называется «магазин»).
.
Правило первой лунки. В сонго важное значение имеет первая лунка (поскольку посев идёт по часовой стрелке, это крайняя правая лунка в обоих рядах). В ней запрещено захватывать камни. Даже если единственный возможный ход таков, что последний камень посева неизбежно упадёт в неё, то конкретно этот камень (один камень!) захватывается игроком, который вёл посев, а все остальные остаются в лунке. Ход на этом заканчивается.
Посев из этой лунки можно сделать тоже не всегда, а только если в ней содержится не менее трёх камней (если только это не единственно возможный ход). Другие случаи, когда её содержимое может быть рассеяно, таковы:
1). Если посев из неё сразу приводит к захвату.
2). Если у игрока не осталось камней в других лунках, а ход его.
3). Если ход соперника, но он не может «подкормить» игрока так, чтобы в других лунках у того появились камни, а в первой лунке стало три или больше камней.
При этом, если у игрока остался лишь один камень, и он находится в крайней правой лунке, он может вместо хода сам захватить его.
(Из этих объяснений лично мне не всё понятно. В каких случаях можно, а в каких нельзя делать ход из первой лунки? Значит ли всё вышесказанное, что из лунки нельзя ходить никогда, за исключением этих обстоятельств (или камней больше трёх, или если сразу будет взятие, или если в других лунках камни кончились). Ведь если посев из первой лунки ведёт к взятию, значит, камней там априори больше трёх! А если их больше трёх, и камни в других лунках есть, а взятия нет, можно ли тогда ими ходить? Непонятно... И обязательно ли добавлять сопернику камней на его сторону доски, если у него ещё остались камни в первой лунке? Собственный одинокий камень в этой лунке можно захватывать в любой момент игры, только в свою очередь хода, или сразу после хода противника, или только если больше не осталось камней на доске, и считается ли такой захват отдельным ходом? :( В общем, надо пару раз пронаблюдать за грамотной игрой, чтоб понять все тонкости...)
.
Серийное взятие. Если произошло взятие, а в предыдущих по ходу движения лунках также оказывается 2, 3 или 4 камня, их содержимое также захватывается и удаляется с доски. Границей серийного взятия служит край доски (конец ряда) или лунка с иным количеством «семян». «Правило первой лунки» действует и тут: при серийном взятии никогда не захватывается содержимое крайней правой в ряду лунки.
.
Выигрыш. Игра заканчивается в одном из четырёх случаев:
1). Лунки одного игрока пусты, а очередь хода его.
2). На доске осталось меньше 10 камней.
3). Соперники захватили каждый по 35 камней.
4). Один из игроков захватил не менее 40 камней.
Камни, которые после окончания игры остались на доске, принадлежат тому, в чьих лунках они лежат. После распределения их по «магазинам» происходит подсчёт захваченных камней, и игрок, захвативший больше 35 камней, считается выигравшим, при счёте 35:35 фиксируется ничья.
.
Полный захват в сонго запрещён: если посев приводит к тому, что все камни в лунках противника подлежат взятию, захвата не происходит, и все семена остаются на доске.
.
«Голод и недород». Если у одного из игроков после его хода кончаются камни на его половине доски, соперник должен «подкормить» его – подбросить этим же ходом на его половину по крайней мере семь камней. Если это не может быть сделано, он должен подбросить максимально возможное их количество. И только если вовсе невозможно подбросить камней, игра заканчивается.
.
«Бесконечный посев». В аконе действует интересное правило на случай «бесконечного посева» (который здесь возможен). Если игра «зацикливается», оставшиеся на доске семена считаются не принадлежащим никому, подсчитываются только взятые ранее камни.
.
Помимо основных правил, существует также сонго дуала – архаичный вариант, распространённый в Камеруне. Играется, в основном, по правилам сонго эвондо. Различия незначительны. В частности, правило пропуска лунок действует только если в стартовой лунке 15 и больше камней, а если их ровно 14, последний кладётся в стартовую лунку, на чём ход заканчивается. Некоторые тонкости касаются первой лунки, захват в которой разрешается, если у противника нет других ходов, кроме как закончить посев в первой лунке. Ну и можно ещё отметить такую мелочь, что «амбар» иногда находится справа от игрока, а иногда слева, однако поскольку оба «амбара» в сонго находятся в середине доски (а точней – в серединном «стволе» из трёх), а не по краям, это не так существенно, как кажется. Более того – доски для сонго из соображений экономии времени и материала часто делают вовсе без всяких амбаров, используя пластик и жесть.
Никто не может точно сказать, насколько стары эканг и сонго, ибо никто не знает, с какого времени местные племена в них играют: всё, что о них известно, существует только в изустной традиции, которая, однако, довольно обширна. Эти курьёзные истории были впервые записаны и изданы на бумаге в 1907 году немецким антропологом Гюнтером Тессманном (1884-1969). Почти все они касаются отношений между женщинами и мужчинами, высмеивая то одних, то других. В одной такой женщина с костлявым задом (то есть, некрасивая по местным понятиям), задирает мужчину: «У меня юбка из рафии, а ты придурок, сын паршивого отца!», на что ей отвечают: «Просто разложи камни на доске, и посмотрим, что произойдёт».
Причина в том, что изначально сонго действительно была занятием исключительно взрослых мужчин и стариков, которые обычно предавались ей в мужском общинном доме в деревнях народа фанг. Это было частью социальных институтов племени – мужчины за игрой обсуждали события дня, старейшины решали возникшие вопросы и споры, устанавливали законы, оговаривали условия брака или просто коротали время в ожидании ужина. Порой устраивались состязания с игроками соседней деревни с целью выявить наилучшего. Но это раньше, а ныне в сонго охотно играют и женщины, и дети, и люди других национальностей, населяющих эти страны (особенно почему-то игра полюбилась китайцам, множество которых в настоящее время работают здесь в сфере нефтедобычи и внешней торговли). Также игра относительно известна (а местами популярна) в Бельгии, Франции, Швейцарии и США.
Сонго – действительно социальный институт, а в прошлом и серьёзный адаптивный механизм. При дружеской игре (не турнирной) было принято всячески подначивать соперника: отпускать едкие шуточки, петь песенки, притворно сокрушаться и страдать при потере камней, каламбурить и рассказывать анекдоты, то есть игроки состязлись не только в логике, но и в остроумии. Чтобы выиграть в таких условиях, нужно быть действительно хорошим игроком. В небольшой деревенской общине все друг друга знали (часто играющие и вовсе были родственниками, отец играл с сыном, дядя с племянником и т.д.), потому такие подначки не были реально оскорбительны, но всё равно во избежание споров и драк в качестве судьи к игре обычно привлекался третий участник – опытный игрок или старейшина, чьё мнение уважалось обоими, и тоже острый на язык. Так или иначе, получалось, что в общине фангов к определённому возрасту в сонго играли ВСЕ мужчины племени. Игра исподволь вводила мальчика в мир взрослых, учила его не только быстро соображать и считать, но и не бояться проигрывать, стойко выносить насмешки и поучения старших, закаляла характер и воспитывала силу духа, вырабатывала навыки общения.
Никто не любит проигрывать, особенно дети. При виде дочки друзей, которая перебирает игры в надежде найти ту единственную, где она будет постоянно выигрывать, или детей на игротеке, которых пустяковый проигрыш может расстроить до слёз, мне становится жаль, что в нашем современном обществе практически утрачен институт настольных игр: игра с айфоном не научит ребёнка общению с людьми. Может, причина появления в последнее десятилетие такого огромного количества хамов в блогосфере и социальных сетях как раз и коренится в том, что неуравновешенный социопат, выросший на компьютерных играх, попросту не воспринимает собеседника за экраном монитора как живого человека? Кто знает...
В сонго и сегодня много специфических словечек, терминов, которыми пользуются игроки и комментаторы: сонго считается в этих трёх странах национальной игрой и спортивной дисциплиной. Каждые выходные в столице Камеруна Дуале проводятся местные соревнования, а в столице Габона Либервиле – ежегодный турнир, на который со всей страны съезжаются сотни две мастеров.
Чемпионат Мира по сонго, который проходит в селе (sic!) Oyop в Южном Камеруне, также привлекает множество маститых игроков. Действующий чемпион мира – габонец Виви Мету, другие сильные игроки: Энделе, Леви Мегне-Массеко, Нарцисс Нгема и Роми Нгема, Дави Обьянг, Та-Ндонг, Мулума, Камси, Зуе Аллонго и Дезире Меба Мефаме.
Нынешний президент Республики Габон, Омар Бонго Ондимба, подумывает включить сонго в школьную образовательную программу.
.
© Дмитрий Скирюк
*

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
bezgribov
Jan. 26th, 2014 09:52 am (UTC)
Если не возражаете, пара ссылок по теме
http://www.youtube.com/watch?v=Zb1QljkrMKs
http://www.youtube.com/watch?v=yaDFfW60Y88
(лучше конечно вставить видео, но я пока не умею:)
skyruk
Jan. 26th, 2014 05:50 pm (UTC)
Спасибо
Видео вставляется в комменты очень легко. Хотите, я сам вставлю.

Вот так. Жмёте иконку "поделиться", потом "HTML-код". Копируете появившийся код и вставляете его в окно комментариев. Видео добавится автоматически.
skyruk
Jan. 26th, 2014 05:51 pm (UTC)
Видеоролик.
antonapostol
Jan. 27th, 2014 03:51 pm (UTC)
классно
skyruk
Jan. 27th, 2014 04:09 pm (UTC)
Спасибо!
Леонид Морев
Jan. 28th, 2014 09:13 am (UTC)
Спасибо. Интересно, как и всегда.
skyruk
Jan. 28th, 2014 09:27 am (UTC)
Пожалуйста.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy