?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манкала: Редý.


В огромном списке игр семейства манкалы встречаются совершенно поразительные артефакты. Происхождение их неясно, а правила порой так сложны, что только на освоение игры требуется несколько дней, а о том, чтобы научиться играть на уровне мастера, вообще речь не идёт.
Одной из таких самых таинственных манкал, доживших до современности, является Редý (Redu) - игра народа йоруба, распространённая в городе Иле-Ифе и ещё в некоторых городах и посёлках в Нигерии.
Иле-Ифе (также просто Ифе или Ифе-Логун), это город в юго-западной Нигерии, расположенный на пересечении дорог между городами Ибадан, Илеша и Ондо. Это старейший город в этом регионе, археологи датируют его основание примерно 500 годом н.э. В мировоззрении йоруба он занимает очень важное место. Это их прародина, колыбель, легендарное место, откуда люди йоруба разбрелись по свету. По легенде он был основан потомком царя Одудува и к началу XI века стал столицей большого царства (вероятно, названного по имени Ифа – бога Судьбы).
К концу XII – началу XIII века ремесленники Иле-Ифе прославили свой город замечательными скульптурами – то были весьма реалистичные терракотовые головы и бронзовые фигуры, сделанные методом восковой пластики; этот метод и сегодня прекрасно известен в этих местах.
Иле-Ифе оказал огромное политическое и культурное влияние на культуру современной Нигерии и соседнего Бенина. Хотя более молодые города, Бенин-Сити и Старый Ойо (Катунга), приобрели куда большее политическое значение, Иле-Ифе остался главным религиозным центром для йоруба. В XVII-XVIII веках, в период долгих междоусобных войн он оставался связующим звеном для всех воюющих сторон и разных поколений. Был даже заключён особый договор, по которому Иле-Ифе должен был оставаться неприкосновенным. Естественно, сюда со всех сторон стекались паломники и беженцы.
Даже во время мусульманского завоевания земель йоруба Иле-Ифе сумел избегнуть подобной участи, и только в 1882 году город был практически уничтожен сводной армией соседних королевств Ибадан и Модакеке. Впоследствии, однако, он был полностью отстроен и сегодня является значимым религиозным и культурным центром. Здесь находится множество святынь народа йоруба, а также крупнейший в Нигерии университет с больницей и библиотекой.
Может быть, потому что Иле-Ифе издревле был перекрёстком культур, здесь сохранилась очень сложная разновидность двухрядной манкалы со сменой направления посева и дополнительным, альтернативным «зигзагообразным» раскладом.
.
РЕДУ играется на доске 2х6, «амбары» по краям доски желательны, но не обязательны, поскольку в посеве не задействованы. У йоруба вообще, и в Нигерии в частности существует несколько популярных манкал (айо, сокусово, йекинйе и др.), однако реду – самая сложная и запутанная.
Относится она к арабскому типу манкал – двухрядная доска с шестью лунками в каждом ряду. В начале игры в каждую лунку кладётся по 4 камня. В этом смысле она ничем не отличается от десятка ей подобных игр. Трудности начинаются, когда вникаешь в детали.
.
Во-первых, посев. Он, хоть и однократный, может идти как по часовой стрелке, так и против неё. Но это полбеды. Куда хуже обстоят дела с алгоритмом расклада и взятия. Фишка в том, что реду, как я уже сказал, – игра с ЗИГЗАГООБРАЗНЫМ посевом.
.
Ход. Для хода игрок берёт все камни из любой лунки на своей стороне и далее, в зависимости от их количества, сеет их либо по прямой, из лунки в лунку, либо зигзагом (начиная с лунки противника, смежной с противоположной, по прямой напротив – в свою, и далее, не пропуская ни одной).
.
Если игрок начинает посев из лунки с единственным камнем, он может переместить его только в противоположную лунку, на сторону противника, и больше никуда. Посев же из лунки с большим количеством камней может идти несколькими способами: наискось, зигзагом, может даже поворачивать под прямым углом, «по квадрату» – также начиная со смежной противоположной лунки противника. Можно даже соединить две последовательности в одном посеве, как на рисунке справа! Часто финальные лунки при разных способах посева совпадают, но иногда от выбранного способа расклада зависит, куда упадёт последний камень – на свою половину доски или на половину противника, а это может быть решающим в вопросе будет взятие или нет.
.
Захват происходит несколькими способами: когда посев заканчивается на своей половине доски, и когда посев заканчивается на территории противника, и также взятие может быть произведено на своей половине, когда посев ведёт противник. Кроме этого, захват в реду в некоторых случаях обязателен, в других может происходить с торговлей по отказной системе типа «хочу взять / отказываюсь». Поясняю.
.
Если посев начинается из лунки, содержащей всего ОДИН камень (напомню: он должен быть перемещён в противоположную лунку, на сторону противника), есть несколько вариантов развития событий:
.
а). Противоположная лунка противника пуста. При таких условиях сразу после хода этот камень может захватить противник. Загвоздка в том, что захватывать этот камень ему совершенно НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО – если противник проигнорировал захват, он ходит так, как посчитает нужным. Если же он решает захватить камень, этим взятием его ход и заканчивается, после чего снова ходит первый игрок.
.
б). Если в противоположной лунке противника после вброса становится 2 или 3 камня, игрок захватывает их – и заканчивает свой ход. Если такой ход сделан, то это взятие обязательно.
Здесь есть одно странное и удивительное дополнение. Если игрок мог в ходе посева сделать захват, но проигнорировал такую возможность, противник может (если хочет) заставить его захватить эти камни в качестве «наказания». Второй игрок обязан взять их, но получает право в любой момент игры поступить так же с противником (то есть, буде тот проигнорирует взятие, заставить его сделать это). Это право принуждения однократное и переходящее – игрок не может требовать взять его камни дважды подряд, и противник, воспользовавшись этим, может просто закончить посев и на том остановиться.
.
в). Если в противоположной лунке противника после вброса 4 или больше камней, ни один игрок не может произвести взятие. Посев просто заканчивается.
.
При ходе из лунки, содержащей ДВА камня, посев идёт зигзагом – сперва на сторону противника (но не прямо в противоположную лунку, а в смежную с нею, справа или слева, наискосок), возвращаясь затем на свою половину доски, в лунку напротив (по прямой). Здесь также возможны несколько вариантов развития событий.
.
а). Промежуточная (вторая) лунка посева (на стороне противника) изначально пуста. Тогда оказавшийся в ней одиночный камень сразу может быть захвачен противником (рис. справа вверху). Такой захват не обязателен. Однако если противник счёл нужным захватить его, этим действием заканчивается его ход, после чего снова ходит первый игрок.
.
б). В промежуточной (второй) лунке посева (на стороне противника) становится 2 или 3 камня; игрок захватывает их и заканчивает свой ход (рисунок справа).
.
в). В промежуточной (второй) лунке посева (на стороне противника) становится 4 или больше камней. В этом случае ни один игрок не может произвести взятие. Посев просто заканчивается.
.
Частным случаем такого посева является ситуация, когда на половине игрока есть ДВЕ соседних лунки, в каждой из
которых лежит по одному камню. В этом случае игрок может начать посев «семян» с одиночного камня особым образом – сперва сдвоить их (рисунок слева) ходом в свою соседнюю лунку, а затем увести «зигзагом» на сторону противника – и вернуться на свою половину доски. Путь посева в этом случае выглядит следующим образом: B2-B3-A3-B4 (рисунок справа). Противник может по желанию захватить этот одиночный камень, упавший в пустую лунку на его стороне. Если это происходит, на этом его ход заканчивается, и снова ходит первый игрок.
.
Если при ходе из лунки, содержащей больше 2-х камней, последний камень посева падает в пустую лунку на стороне противника, противник может захватить его. Однако такой захват не является обязательным. Если же он решил произвести взятие, этим действием его ход заканчивается.
При этом допустимы разные варианты посева: или зигзагом, или по прямой (на рисунке). Если в стартовой лунке чётное количество камней, результат в обоих случаях получается одинаковым. Однако если количество их нечётное, последний камень посева может упасть на свою сторону, а может и на сторону противника, а от этого может зависеть, будет взятие или нет. Можно выбрать любой вариант посева, допускается даже, чтобы один переходил в другой (то есть, вы можете начать сеять зигзагом, а закончить прямым переходом, и наоборот). Главное, чтобы игрок в ходе посева посетил все лунки на своём пути от первой до последней, не пропустив ни одной, и при этом путь посева не должен перекрещиваться, то есть пересекаться сам с собой. Пропуск лунки делается только для стартовой и противоположной ей, при развороте (см. ниже).
Если последний камень длинного посева упал в лунку на стороне противника, после чего там стало 2 или 3 камня, игрок захватывает эти камни, на чём его ход заканчивается.
Если последний камень длинного посева упал в свою лунку, а в предпоследней (на стороне противника) стало 2 или 3 камня, игрок захватывает эти камни, на чём его ход заканчивается.
На своей половине доски камни не захватываются.
.
Скажем, если вы начинаете посев из лунки, содержащей больше двух камней, а лунка рядом со стартовой и лунка напротив неё пусты, вы можете начать посев с противоположной лунки, затем продолжить сеять зигзагом. На рисунке показан такой посев, когда игрок начинает из лунки 3А, содержащей 6 камней, и достигает лунки 6A в следующей последовательности, на чём ход заканчивается (взятия при этом не происходит).
.
Если посев достигает края доски, но ещё не закончен (в руке остались камни), игрок может продолжить посев на другой половине доски, или, поменяв направление посева рикошетом, продолжить посев обратно, от крайних лунок, «развернув» его через две противоположные лунки на краю доски. В этом случае можно начать сеять непосредственно с соседней лунки на своей стороне (посев всё равно обойдёт их все). Более того если количества камней в лунке хватает, игрок может провести посев по доске в обратную сторону, пропустив на обратном пути и стартовую, и противостоящую ей лунки (в ином случае путь посева пересечётся сам с собой).
В правилах, которые я нашёл, нет указаний, что делать, если камней в стартовой лунке слишком много, и посев делает полный круг, но я полагаю, что игрок просто продолжает сеять в обратную сторону, в том же порядке.

.
После такого хода игрока противник имеет право захватить одиночный камень, упавший в последнюю пустую лунку на его стороне перед тем, как ход сделал последний поворот. Такой захват не обязателен, но если противник сделает так, его ход на этом закончится, после чего первый игрок ходит снова.
.
Выигрыш. Игра заканчивается, когда игрок не может сделать ход. В этом случае противник захватывает все оставшиеся семена на своей половине доски. На удивление, цель у игры самая обычная для игр этого семейства – захватить больше семян, чем у противника.
.
Понимаю, что у вас сейчас натурально едет крыша. Надеюсь, рисунки вам помогут, потому что без них или без учителя разобраться в игре практически не реально. Ума не проложу как могла возникнуть такая крэзанутая система, вот просто ума не приложу.
Возможно, её подарили племени йоруба инопланетяне.
Такие дела.
*
© Дмитрий Скирюк
______
P.S. Как всегда, я выражаю самую искреннюю благодарность сайту Авале.инфо ©, всем его создателям и добровольным консультантам, без которых я никогда бы не смог разобраться в тонкостях этой игры.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
haritonoff
Jan. 16th, 2014 06:38 am (UTC)
поправь
"в XVII-XVII веках"
skyruk
Jan. 16th, 2014 11:45 am (UTC)
Ага, спасибо.
Исправил.
haritonoff
Jan. 16th, 2014 06:40 am (UTC)
И кстати, чего можно почитать подробнее про йоруба и Иле-ифе?
skyruk
Jan. 16th, 2014 11:32 am (UTC)
Гугль тебе в помощь :)
Огромное количество статей на английском, французском и суахили. Благо, не казахский - гугль-хром их отлично переводит :)

Edited at 2014-01-16 11:34 am (UTC)
haritonoff
Jan. 16th, 2014 02:36 pm (UTC)
Re: Гугль тебе в помощь :)
Гуглем я и сам умею - думал, вдруг чего посоветуешь по дружески )
skyruk
Jan. 16th, 2014 02:46 pm (UTC)
Re: Гугль тебе в помощь :)
Ну, я и посоветовал :) Я тоже пользуюсь этим источником, только предпочитаю гуглить на языке оригинала, а не на русском.
Леонид Морев
Jan. 16th, 2014 10:26 am (UTC)
Зубодробительно и крышесносно!
skyruk
Jan. 16th, 2014 11:44 am (UTC)
Вот, да.
Понадобилось несколько дней и две статьи, чтоб я хоть что-то в ней понял. И то остались неясности.
skyruk
Jan. 26th, 2014 11:29 pm (UTC)
Видеоролик.
Играют в реду или что-то очень похожее.
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy