?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тогыз-Кумалак старинный
Я уже писал об этой игре - единственной манкале Средней Азии, которая была известна в СССР. Журнал "Наука и жизнь" даже посвятил ей отдельную публикацию, которая, к сожалению, так и не способствовала росту популярности этой игры (в отличие, скажем, от публикации серии статей об игре Го В.Асташкина и Г.Нилова, с которых начался "гошный" бум 80-х в СССР). Возможно, сказалось отсутствие инвентаря и теоретической базы - дебютной стратегии, задач, упражнений, да и сама статья грешила неточностями. (И то, если подумать: изучающим Го в перспективе маячила Япония, в то время как манкалистам - лишь тогдашний совковый Казахстан).
Писать-то о тогыз кумалаке я писал, но та статья была сборная и, скорее, обзорная, ознакомительная, нежели аналитическая. К тому же, с тех пор я узнал много нового об истории, правилах и традициях игры. К сожалению, гугл-хром не переводит с казахского и киргизского, а среди моих друзей нет носителей языка, которые помогли бы мне разобраться с некоторыми тонкостями и непонятками, так что, думаю, это не последний пост о загадочной манкале казахов.
Итак, тогыз кумалак. Что я могу рассказать о нём сегодня?
Тогыз кумалак - старинная \\"параллельная\\" доска.
ТОГЫЗ КУМАЛАК (каз. Тоғыз құмалақ, также туғыз құмалақ и тоғуз құмалақ) дословно значит «девять катышков» (скотоводы-кочевники с незапамятных времён играли в неё сухими бараньими катышками). Есть сведения, что в старину в некоторых регионах Казахстана игру также называли «шанон» (не проверено). Сегодня тогыз кумалак очень популярен в Казахстане и Киргизии, где называется тогуз коргоол, среди каракалпаков и народов Алтая, в Монголии, где её знают под именем «Йисен коргол», в приграничных северо-западных районах Китая, а также в Турции, где она носит название «Докуз кумалак». Все они в переводе означают «Девять шариков», и правила всех этих игр идентичны. В основу этой игры действительно положено число 9, считавшееся у тюркских народов сакральным, но, возможно, дело не только в этом.
Тогыз кумалак - аксакалы за игрой.Первое описание игры у казахов было сделано в 1906 г. в статье члена-сотрудника Российского Археологического Общества Н.Н.Пантусова «Киргизская игра Тогуз-кумалак» (у Пантусова написано именно так – «тогуз» и через дефис), где сказано следующее: «Тогуз-кумалак, широко распространённый во всех трёх киргизских ордах*, играется людьми степенными, умеющими думать, мыслить и считать. Это единственная киргизская национальная игра. Других подобных игр среди киргизов не существует».
Пантусов ошибается – игра была известна в двух вариантах – основной и второй, под названием «коздану», да и сам Пантусов приводит краткое описание правил игры для детей и подростков под названием «тогуз-ад».
Тогыз кумалак у казахов и киргизов считался очень достойным занятием. Так например, знаменитый казахский поэт Абай Кунанбаев был сильнейшим игроком в своём округе и неделями мог просиживать за доской, обыгрывая знаменитостей из других уездов.
На доске для тогыз кумалака 18 продолговатых лунок (каз. «отау» – «юрта», «гнездо»). В промежутке между рядами, горизонтально сделаны ещё две большие лунки круглой, полукруглой или продолговатой формы («казан»). В каждую маленькую лунку кладут 9 шариков.
Играют двое. Ходят по очереди.
.
ПОСЕВ однократный, комбинированный, идёт всегда против часовой стрелки.
Первый игрок берёт все шарики из любой лунки на своей половине и раскладывает их по одному в каждую лунку против часовой стрелки, пропуская оба казана. При этом посев в тогыз кумалаке отличается от большинства других видов манкалы: в игре наличествует своеобразное «паразитное» вбрасывание, весьма затрудняющее расчёты неопытному игроку. Заключается оно в следующем:
1). Если выбранная лунка содержала БОЛЬШЕ ОДНОГО камня, то первый вынутый камень кладется ОБРАТНО в стартовую лунку, из которой он был взят.
2). Если выбранная для посева лунка содержала ВСЕГО ОДИН камень, он просто кладётся в СЛЕДУЮЩУЮ лунку.
Обычно подобная система (вброс камня сразу в «стартовую» лунку) характерна для коротких и сверхкоротких досок (бечи, моди и т.п.), где призвана компенсировать малое число рабочих полей и выровнять игровой баланс. Тогыз кумалак – едва ли не единственная в мире большая манкала, где подобное вбрасывание является нормой, а не исключением. Из-за дополнительного вброса, большого количества лунок и огромного количества камней тогыз кумалак довольно сложен, казахи недаром называли его «алгеброй чабанов», считая, что он развивает математическое мышление и воспитывает выдержку.
.
ВЗЯТИЕ. Если последний шарик упадёт в лунку соперника, и количество шариков в ней станет чётным, все шарики из этой лунки переходят в «казан» ходившего игрока, а ход – к его сопернику. Если количество стало нечётным, следует просто переход хода.
.
ВЫИГРЫШ. Игра ведётся до тех пор, пока один из игроков не наберёт в свой казан больше 81 шарика (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 шарик (ничья). Надо ещё упомянуть, что казан игрока находится на стороне лунок противника, а казан противника – ближе к лункам игрока.
Кроме этого своеобразного посева и правила взятия по системе чёт-нечет, в игре есть ещё два любопытных нюанса:
.
ТУЗДЫК («Святое место»). Если после хода в последней лунке на стороне противника оказывается три шарика, игрок может объявить её туздыком (шарики из неё переходят в «казан», а сама лунка помечается особым флажком или кусочком бумаги). Далее каждый шарик, попадающий в туздык, сразу переходит в «казан» того игрока, который объявил эту лунку туздыком (как мы видим, случается так, что и свято место иногда бывает пусто). Игрок не может завести туздык на 9-ой лунке, а также на лунке напротив туздыка соперника, если тот успел завести его первым (точнее не напротив, а такой же по счёту). Туздык всегда находится на территории противника. У каждого игрока может одновременно быть только один туздык.
Есть и иные объяснения названию «священной» лунки. Так, Н.Н.Пантусов считал, что этимология термина «туздык» или «туздук» восходит, скорее, к слову «тузлук» (тюрк. «рассол», «солончак»), то есть, «овцы» противника попросту «тонут» в болотистом месте.
.
АТСЫЗ КАЛУ (букв. «Остаться без коня»). Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, он «остаётся без коня» и не может ходить, пока будет оставаться «пешим» и в его лунках не появится хоть один шарик. Давать их противнику, кстати, совершенно не обязательно, поэтому в этой ситуации игра заканчивается, камешки противника переходят в казан противника и производится подсчёт захваченных камней. Однако ход противник сделать всё равно должен, и бывают такие ситуации, что этот ход таков, что в лунках игрока появляются шарики, и тогда игра продолжается. Это правило как раз таки довольно распространённое и не является чем-то эндемичным.
Тогыз кумалак - игра на доске системы А.Акшураева.
По всей вероятности, тогыз кумалак – самая поздняя (в смысле – молодая) манкала из тех, которые появились на свет «естественным путём», а не были специально изобретены. Она несёт много прогрессивных черт, нехарактерных для других игр перемещения. Это:
1). Модифицированный механизм посева, когда один шарик остаётся в «стартовой» лунке. Такая система заметно ускоряет подсчёт распределения посева по лункам, хотя и запутывает расклад (в лунке с одним, и в лунке с двумя и больше шариками действует разный стартовый механизм).
2). Взятие по типу «чёт-нечет», не требующее дополнительных подсчётов и не привязанное к какой-либо конкретной системе исчисления.
3). Для взятия имеют значения не только чётные, но и нечётные числа тоже (для построения туздыка необходима тройка).
4). Огромное количество игровых юнитов (9х9х2=162), примерно уравнивающее шансы игроков и в значительной степени нейтрализующее преимущество первого хода.
5). Десятеричная система исчисления (9+1), также значительно облегчающая подсчёт и заставляющая активно использовать все четыре основные арифметические действия.
6). Построение компенсаторных накопительных ловушек (туздыков) на постоянной основе, которое также встречается в некоторых африканских манкалах (ламе, селус, сулус ништав, сулус айди), что вносит дополнительные нюансы в тактику игры и ускоряет игровой процесс.
Как следствие, тогыз кумалак - чрезвычайно сложная, позиционная игра с богатым набором тактических приёмов и элементами стратегии (здесь работает не только традиционная для манкалы тактика опережения и выжидания, но и стратегически выгодное расположение ловушек). Вдобавок, разные способы посева из «бедных» и «богатых» лунок значительно осложняют подсчёт свободных темпов, как своих, так и противника.
Российский математик и исследователь настольных игр А.Шиляев считает, что тогыз кумалак древнее казахской нации и является продуктом десятеричной системы исчисления, а стало быть, и свидетелем её зарождения. Действительно, появление игр счётного характера совпадает с появлением у разных цивилизаций разных систем счисления – четверичной, двадцатеричной, шестидесятеричной и десятичной. Так, традиционная манкала 2х6 по его мнению является производной от ассиро-вавилонских счётных досок.
Традицонная доска двухрядной манкалы.Фактически на такой доске для счёта в каждом разряде использовались две лунки: «правая» – для счёта «единиц», и «левая» – для счёта десятков. Шумерская система исчисления была шестидесятеричной, но не строго таковой, так как использовала коэффициент не только 6, но и 10 следующим образом: 1, 6, 10, 60, 600, 3600 и т.д. Как она возникла – большой вопрос, возможно, от манеры некоторых древних народов считать на пальцах и руках (т.е. 12 = 10 пальцев + 2 руки). И не стоит снисходительно улыбаться (экие, мол, дикари): мы до сих пор пользуемся именно этой системой, когда считаем товары дюжинами, делим сутки на 24 часа, час – на 60 минут, минуту – на 60 секунд, год – на 12 месяцев, а окружность – на 360 градусов (каждый градус – ещё на 60 минут и т.д), и ещё когда ведём счёт в большом теннисе и настраиваем музыкальные инструменты. В чём-то она даже удобнее десятичной, недаром некоторые средневековые математики (Пётр Филомен, Иоган Гмунден) ратовали за переход на шестидесятеричную систему, однако в итоге она так и осталась инструментом астрологов и музыкантов.
В играх перемещения увеличивалось соответственно и число пар противолежащих лунок: (4, 5, 6, 7, 9). В частности, Шиляев пишет: «При переходе к десятичной системе на счётных досках изменился набор камней в сторону увеличения, так как для каждой разрядной лунки необходимо 9 камней. В связи с тем, что исторически счётные доски с лунками сопровождались играми переноса, мы вправе ожидать, что и десятичную счётную доску по традиции сопровождала игра». Таковой игрой он считает тогыз кумалак.
Тогыз кумалак - Джамбульские петроглифы 01А.Шиляев приводит много интересных данных, ссылаясь среди прочих на труды М.Таникеева, который пишет: «Не так давно казахстанскими археологами были сделаны интереснейшие открытия, открывающие новое в истории тогыз кумалака. При раскопках древнего поселения периода III-IV веков н.э. (Южно-Казахстанская область) учёные обнаружили различные шарики, специально выточенные для игры. В результате тщательного исследования они пришли к выводу, что шарики служили для игры в тогыз кумалак. В это же время в 30 км. от г. Джамбула на одной из скал Бурлинских гор археологи обнаружили рисунок, изображающий доску для игры в тогыз кумалак. На каждой стороне доски имеется по 9 лунок, т.е. столько же, сколько имеет современная доска для игры».
С выводами Таникеева тоже можно поспорить. Не подлежит сомнению, что шарики использовались для игры в манкалу, но был ли это именно тогыз кумалак или же какая-то другая азиатская манкала, большой вопрос. Помимо джамбульских петроглифов, обнаружены всего одна или две древних «доски» (одна такая, выбитая на большом камне, сегодня хранится в мавзолее Карахана в Казахстане, в городе Тараз - см. фото справа).
Между тем, каждая отау (маленькая лунка) в тогыз кумалаке имеет собственное название, это (слева направо):
1. «Арт» – «пик», «гора» (по древнему корню «ар»; так, в слове Арарат он повторяется дважды, чтобы усилить значимость высоты), также «тыл», «зад», «пройденное».
2. «Тектұрмас» – букв. «козёл не удержится» (т.е. очень крутой склон), также Кошлем (?).
3. «Атөтпес» – «конь не пройдёт» (просто крутой склон).
4. «Атсыратар» – «[можно] сесть на коня» (?), также Отауратор («лунка […]»?)
5. «Бел» – «перевал». Что любопытно, при первом ходе из этой лунки камешек добирается точно до середины доски противника.
6. «Белбасар» – «поясница (т.е. седловина) перевала».
7. «Қандықақпан» – «кровавый (зазубренный) капкан» (скорее всего, подразумевается название узкого, труднопроходимого ущелья).
8. «Көкмойын» – «зелёное горло», т.е. узкая (речная) долина.
9. «Мандай» – «ровная открытая местность», также «лоб».
10. «Қазан» – название лунки-накопителя совпадает не только с названием традиционного большого поварского котла тюркских народов, но и с казахским названием октября** – десятого месяца года.
Названия лунок образно отражают их игровые значения, а именно: движение от первой лунки к девятой символизирует перегон овец с гор на равнину, который заканчивается с наступлением зимних холодов.
У киргизов и каракалпаков также есть свои наименования для каждой лунки. Исследования Ы.Н.Абдужапарова и И.У.Сагындыкова*** из Международной Тюркской академии в Астане, а также работы А.Ж.Куватова**** из Павлодарского Государственного университета выявили множество других интересных значений терминов этой древней игры. Не исключено, что названия, подобные вышеприведённым («Кровавый капкан», «Зелёное горло») со временем позволят этнографам локализовать местность, где игра появилась на свет и обрела свой нынешний облик и правила.
Исследования А.Шиляева о связи настольных игр с древними календарями, системами исчисления и математическими моделями исключительно подробны и вообще весьма хороши, однако с некоторыми его выводами хочется поспорить. Так, он связывает название калаха с древним вавилонским городом Кальху, забывая, что и сама игра, и название «калах» синтетические, созданные в XX веке, и по замыслу его создателя отсылают нас к пустыне Калахари, в чём Уильям Чемпион неоднократно признавался. Впрочем, нельзя сказать, что Шиляев так уж неправ: если копать глубже, то греческое и латинское calculi («вычисления») вполне может оказаться производным от Кальху – крупного по тем временам торгового центра.
Сам факт сохранения игры казахами в условиях кочевого образа жизни, который Шиляев считает «уникальным», как раз не удивителен: манкала издревле была игрой кочевников.
Тогыз кумалак - традиционная казахская радиальная доска.О конструкции досок стоит поговорить отдельно.
Теория, что «амбар» перенесли с края доски в центр из-за увеличения количества лунок, также не бесспорна. В самом деле, древние доски почти всегда были спланированы радиально. В тогыз кумалаке действительно нет жёсткой привязки к противоположной лунке: взятие идёт по системе «чёт-нечет», поэтому геймплей от радиальной планировки не страдает. Однако история знает случаи, когда длинные доски в 9 и больше лунок остались традиционной вытянутой формы (чонгкак, овалху), а также обратные примеры, когда доски с короткими рядами в 5-6 лунок делали по типу казахских – с «амбарами» в центре (дакон, авале, палланхузи). Вообще, радиальная планировка досок, подобная тогыз кумалаку, характерна, скорее, для индийских и цейлонских, нежели арабских и африканских манкал.
Тогыз коргоол - киргизская овальная доска.По моим наблюдениям, в старину казахи чаще всего делали доску идеально круглой, солярной формы (фото слева, вверху), казаны строго посередине, причём, казан каждого игрока располагался на другой стороне доски, возле лунок противника. Киргизы, живущие южнее и восточнее, предпочитали слегка вытянутую, овальную (на фото справа), больше похожую на индийские доски для игры палланхузи; казаны игроков при этом смещены относительно центра доски вправо и влево. Самые древние найденные археологами каменные доски киргизского образца. Не исключено, что киргизские доски являются переходной формой, а сама игра попала в Казахстан из Индии и Персии, а не со стороны Передней Азии, но тут мы входим в область догадок и домыслов. Такие доски традиционной формы до сих пор штучно изготовляют народные умельцы в качестве подарков, сувениров и призов для участников соревнований, их украшают резьбой, ковкой, росписью, обивают кожей. Они весьма дороги и обычно стоят в доме или в юрте на почётном месте, как у нашей элиты стоят на книжных полках статусные резные коробки с нардами.
Тогыз кумалак - доска системы А.АкшураеваТолько в 1978 году видный мастер и теоретик игры Абилда Акшораев в своей книге «Тогыз кумалак» изложил современные правила игры, а его соавтор Серикбай Тлеубаев (к сожалению, после публикации этой книги их дружба дала трещину) предложил модифицированную доску с прямоугольными лунками, на обратной стороне которой можно играть в шахматы. Обычно при игре под крылья доски что-нибудь подкладывают, чтобы доска приняла V-образную форму, и шарики собирались в основаниях лунок для облегчения подсчёта. Доска стала стандартом и вплоть до 90-х производилась разнообразными столярными артелями и мастерскими. Однако и они не смогли удовлетворить спрос в полном объёме: даже в самые тяжёлые годы тогыз кумалак был популярным развлечением, массовые турниры были непременным атрибутом национальных праздников и народных гуляний как в Казахстане, так и в Киргизии и в Горном Алтае.
Тогыз-КумалакКак следствие, в 90-е годы в Казахстане был налажен массовый выпуск дешёвых штампованных наборов из пластика (на фото справа), которые позволили без особых затрат укомплектовать школьные кружки и секции настольных игр. Однако они же вызвали серию нареканий со стороны знатоков и любителей игры за низкое качество исполнения и непрезентабельный внешний вид, совершенно лишённый национального колорита. Если где-то идут соревнования, большинство истовых любителей игры предпочитают приходить со своими досками. Мастера и чемпионы также предпочитают играть на "дереве".
Совсем недавно алматинец Еркебулан Халелов снова усовершенствовал доску для тогыз кумалака (на фото внизу). Сам он говорит об этом следующее: «При беглом взгляде на доску игрок может моментально определить расположение и количество шариков в своём казане и казане противника. То есть, он сразу видит всю ситуацию на доске. Прежде чем приступить к разработке новой доски, я разговаривал со многими игроками, чемпионами по тогыз кумалаку, интересовался, какой бы они хотели видеть доску в идеале. И в ответ слышал, что имеющиеся доски неудобны в использовании, их до того унифицировали, что они напоминают какие-то невзрачные коробки. Нет никакого национального колорита, ни в плане дизайна, ни в плане соответствия самой сути игры. Всё-таки это древняя национальная казахская игра. Поэтому и решил усовершенствовать саму доску и учесть все прежние недостатки.
Тогыз кумалак - доска системы Е.Халелова 01Сейчас мы, совместно с республиканской Федерацией по тогыз кумалаку, хотим сделать эту доску стандартной для использования в играх на соревнованиях любого уровня, в том числе международных чемпионатах. Потому что в ней учтено всё – и удобство в использовании; также восстановлены все древние казахские названия лунок, и надпись на каждой выполнена на латинице, то есть, любой иностранец может их без труда прочитать. Думаю, разработанная мною модель доски достойна представлять Казахстан во всем мире».
Первый чемпионат Казахстана по тогыз кумалаку был проведён в 1948 году. Победителем тогда стал Ш.Утегенов из Джамбульской области. Созданы федерации тогыз кумалака (в Кыргызской Республике – с 1993 года, и в Республике Казахстан – с 2004). Сегодня происходит настоящее возрождение этой игры в обеих республиках, хотя главной её вотчиной остаётся Казахстан. Локальные чемпионаты местного значения регулярно проводятся в Киргизии, Казахстане, Узбекистане, России (Горный Алтай, Хакасия, Якутия, Татарстан и Тува), западной Монголии и северо-западном Китае (уезды Урумчи и Джунгари). На игровом портале iggamecenter.com желающих сыграть в тогыз кумалак столько, что устроители вынуждены были выделить для них отдельную «комнату».
Первый чемпионат по тогыз кумалаку за пределами Средней Азии прошёл в 2006 году во время олимпиады «Mindsports (MSO)» в Лондоне. В 2007 г. прошли чемпионаты в Стамбуле, Праге, Oхриде (Македония) и Лондоне. Начиная с 2007 г. игра вошла в состав международного фестиваля по шахматам и другим интеллектуальным видам спорта в г. Пардубице в Чешской Республике. С 2009 года игру культивируют в Польше.
В июле 2011 года в немецком городе Швайнфурт при поддержке правительства Республики Казахстан прошёл первый турнир по тогыз кумалаку – связано это с тем, что в Германии проживает большое количество немцев – переселенцев из Казахстана.
Ежегодный чемпионат мира по тогыз кумалаку проходит с 2010 года в столице Казахстана городе Астана. Традиционно чемпионат проходит по трём категориям: классика, когда каждому участнику предоставляется для игры по 90 минут, рапид (20 минут) и блиц (7 минут).
Лучшими являются спортсмены из двух стран-родоначальниц (так же, как в Го лидерство держат Китай, Корея и Япония), что отчасти объясняется наличием развитой системы кружков и секций. В школах и лицеях Казахстана и Киргизии проходят регулярные турниры, тогыз кумалак как спортивная дисциплина официально входит в казахскую спартакиаду школьников, наряду с шахматами и шашками.
Сильнейшими игроками среди мужчин на сегодняшний день считаются (по данным из Википедии) Галымжан Темирбаев (на фото), Айдос Сейтжан(ов), Хакимжан Елеусинов, Серик Актаев, Максат Шотаев, Батырхан Абилбеков, Сайлан Матылов (все - Казахстан), а также Кубан Сазаев и Мирлан Кудайбергенов (Киргизия).
Среди женщин первенство также уверенно держат казахские спортсменки – это, прежде всего, Асель Далиева (на фото) и Диана Кенина, затем Фарида Ауеспаева, Гульжан Магауова и Салтанат Сапарбекова, также в тройку призёров уверенно входят Эльмира Кудайбергенова и Гульжамал Сарыкеева из Киргизии.
*
© Д.Скирюк
_________
* - В России до XX века казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками, только с 1936 года в русском языке принято наименование «казахи», поэтому Пантусов и упоминает «три киргизские орды»: казахов, киргизов и каракалпаков.
** - Если кому интересно, названия месяцев в казахском календаре таковы:
қаңтар (январь), ақпан (февраль), наурыз (март), сәуір (апрель), мамыр (май), маусым (июнь), шілде (июль), тамыз (август), қыркүйек (сентябрь), қазан (октябрь), қараша (ноябрь), желтоксан (декабрь).
*** - Ы.Н.Абдужаппаров, И.У.Сағындықов «Зияткерлiк Тоғызқұмалақ ойынындағы отау аттарынынң мағынасы».
**** - А.Ж.Куватов «Тоғызқұмалақ ұлттық ойыны: әдістемелік нұсқаулар». – Павлодар, 2008. – 36 б.изд. «Әдістемелік нұсқаулар», УДК 794.08(07), ББК 75.727я7, Т.50.

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
lawerta
Jan. 10th, 2014 08:27 am (UTC)
Какая козырная доска!
skyruk
Jan. 10th, 2014 12:49 pm (UTC)
Которая? :-)
lawerta
Jan. 10th, 2014 01:35 pm (UTC)
Титульная. Похожая на орех или самшит.
skyruk
Jan. 10th, 2014 02:11 pm (UTC)
Орех, скорее всего... Хотя не знаю, насколько хорошо он выглядит на срезе: полировки и доводки нет, ручная работа - нарочно оставлены следы резца, то есть, не бага, а фича.
lawerta
Jan. 10th, 2014 02:38 pm (UTC)
Ну, или тонировка под орех, тоже возможно. Все равно, очень стильно выглядит.
Леонид Морев
Jan. 10th, 2014 01:24 pm (UTC)
Доска на нижней фотке красиво выглядит, эргономичная должна быть. Очень интересная и сложная игра.
skyruk
Jan. 10th, 2014 02:09 pm (UTC)
Если бы она не была выточена из камня, была бы очень удобной :) Сразу видно, чёт или нечет в лунках, а казаны устроены так, что можно быстро подсчитать количество взятых шариков. Когда они наладят производство таких досок из пластика или дерева, имеет смысл заказать несколько штук. Да даже сейчас есть смысл заказать (если кто поедет в Казахстан) пару угловатых "индустриальных" коробочек - это может заинтересовать наш народ. Стоят они примерно 1500-1800 тэнге - это, вроде бы, в районе 320-400 рублей.
Игра действительно очень сложная, но, в отличие от бао и омвесо, поддаётся просчитыванию далеко вперёд, поскольку оперирует понятиями чёт-нечет, и посев идёт в одну строну.
Что ещё интересно, вокруг неё постепенно формируется развитая инфраструктура, тогыз кумалак становится дисциплиной государственного значения, а значит, из разряда настольных игр переходит в разряд логических спортивных дисциплин с турнирами, призами, освещением в прессе и появлением профессиональных игроков. Кажется, это первая манкала, которая может стать олимпийской.

Edited at 2014-01-10 02:10 pm (UTC)
Леонид Морев
Jan. 10th, 2014 03:12 pm (UTC)
Господдержка - большое дело.
skyruk
Jan. 10th, 2014 03:34 pm (UTC)
Отож!
Примеры советской шахматной школы или китайской гошной до сих пор показательны...
haritonoff
Feb. 7th, 2014 02:52 pm (UTC)


Доска для тогыз-коргоола отсюда http://varandej.livejournal.com/643617.html#t20759585
skyruk
Feb. 7th, 2014 05:21 pm (UTC)
Заслуженная дощечка! Роспись на лунках почти вся вытерта.
И кстати, да - киргизский стандарт. Овальная.

Edited at 2014-02-07 11:08 pm (UTC)
Федерация Тогуз коргоола
Jun. 30th, 2014 04:30 am (UTC)
Ошибочка, случайно наткнулся на Вашу статью
Здравствуйте Дмитрий, у Вас вышла опечатка.(Только в 1938 году видный мастер и теоретик игры Абилда Акшураев в своей книге «Тогыз кумалак» изложил современные правила игры и предложил модифицированную доску с прямоугольными лунками, на обратной стороне которой можно играть в шахматы). Книга Абилда Акшораева вышла в 1978, а не в 1938 году. Я играю в тогуз коргоол с 1981 года, был знаком с Акшораевым и его современниками, многие из них сейчас живы. И все могут подтвердить что автором прямоугольной доски является Серикбай Тлеубаев, царство небесное Абилда агаю, но как у нас принято кто первый украл, тот и автор, книгу они писали вместе, когда сдавали на печать ФИО Тлеубаева кто-то убрал, и после этого эти два игрока перестали здороваться друг с другом...

Вообще-то казахи играли по другим правилам, это может подтвердить 1-й Чемпион Казахстана Дмитрий Степанович Поляков. В 1970 годах начали проводить совместные турниры и сейчас все соревнования проводятся по правилам кыргызов. Правда определение победителей у каждой федерации разное, но это тонкости спорта.

Если есть интересующая информация обращайтесь. Пишите на ftkkr@mail.ru
skyruk
Jun. 30th, 2014 10:54 am (UTC)
Re: Ошибочка, случайно наткнулся на Вашу статью
Огромное спасибо, наконец отписался кто-то, кто глубоко в теме игры. Ошибки сейчас же исправлю.
Правильно ли я понимаю, что по нынешним правилам фамилия автора пишется на "Акшураев", а "Акшораев"? Если да, я исправлю и это - я пользовался старыми источниками (журнал "Наука и жизнь" и др.)
Буду благодарен, если сообщите, в чём заключаются различия между сегодняшней киргизской версией правил, и старыми казахскими - я только раз встречал упоминание в литературе, что было два варианта правил, но подтверждения этому не нашёл.
Максат Шотаев
Dec. 23rd, 2015 06:57 pm (UTC)
Какие вопросы вас интересует?
Максат Шотаев
Dec. 24th, 2015 07:45 am (UTC)
Дмитрий! Привет
skyruk
Dec. 24th, 2015 09:49 pm (UTC)
Уважаемый Максат, здравствуйте.
Как уже писал, меня интересует, есть ли различия в правилах казахской игры тогыз кумалак и киргизской тогуз коргоол.
Хотелось бы также узнать, как именуются игровые лунки на игровом поле у киргизов и каракалпаков.
Спасибо за содействие. Желаю вам всего наилучшего.
tand_ar
Jun. 30th, 2016 10:10 am (UTC)
про казахские и киргизские доски
Современный казахский тип игровой доски это явный новодел. Серикбай Тлеубаев (насколько я понял) придумал универсальную (шахматно-кумалачную) складную доску. Расположение казана на ней противоречит интуитивной логике (казан на стороне соперника!), в то время как на киргизской доске (более традиционной) казан удобно расположен по правую руку (как и в большинстве игр этого типа). В этом плане доска казахстанца Халелова выглядит как возврат к нормальной традиционной доске
skyruk
Jun. 30th, 2016 02:27 pm (UTC)
Спасибо.
Да, я с вами согласен: расположение накопительной лунки на стороне противника выглядит неудобно и нелогично. Вообще, для тогыз кумалака удобнее было бы сделать казаны справа и слева, тогда между противостоящими лунками вообще бы не было препятствий, счёт был бы удобнее Но видимо, сработало соображение, что в таком случае доска получилась бы слишком длинной, и нарушился бы солярный, круговой принцип компоновки.
tand_ar
Jun. 30th, 2016 03:35 pm (UTC)
Re: Спасибо.
Так как они делали универсальную шахматно-кумалачную (под тип шахматно-нардовой) доску то она получилась квадратной. Отсюда и её нынешний вид. По моему убеждению не стоит приспосабливать доску дополнительно под шахматы. У меня самого есть идеи насчёт конструкций досок для тогуз коргоола даже более удобных чем доска Халелова, в том числе и так как предложили Вы. К сожалению, изготовить даже опытный образец оказалось затруднительно. Обойдя весь город (я живу в Оше) я не нашёл ни одного нормального фрезеровщика. При случае попробую заказать по чертежам свои доски в Бишкеке.
skyruk
Jun. 30th, 2016 05:21 pm (UTC)
Re: Спасибо.
Я сам делаю доски для манкалы ручным фрезером и понимаю, что это всё равно получается долго и затратно. Нужен мощный станок с ЧПУ, а он стоит как минимум тысяч 50, не считая комплектующих, ПО и расходов на электроэнергию и амортизацию, и на играх вряд ли отобьётся: потребуется очень крупный заказ. Я видел киргизские фрезерованные доски из толстой фанеры, и в принципе, они мне нравятся больше пластиковых. Но решение проблемы упирается даже не в доски, а в шарики: нормальных пластмассовых найти невозможно, стеклянные либо слишком велики, либо слишком малы и к тому же тяжелы, а использовать вместо шариков камни не получится: тогыз кумалак - такая игра, где одинаковые шарики использовать удобнее, чем камни. В общем, проблема требует особого подхода, и я его не нашёл. Я сделал две наборных доски и пришёл к выводу, что они великоваты и не очень удобны. Неплохо было бы попробовать фабричные, местные, но в России практически не проводится состязаний по манкале. Вот если б к Сергею Дропашу на "Ларикс" заявилась и приехала с пропагандистскими целями казахская или киргизская делегация, может, что-либо и сдвинулось, но... пока молчание, и подвижек нет.

Edited at 2016-06-30 05:25 pm (UTC)
tand_ar
Jul. 1st, 2016 04:38 am (UTC)
Re: Спасибо.
Я тут навёл справки насчёт фестиваля "Ларикс" (нашёл там вашу фамилию!). Вы имеете в виду Андрея Дропаша? Думаю, вряд ли подобная делегация поедет в Москву чтоб агитировать там. Даже здесь, в Кыргызстане, на мой взгляд недостаточно агитации, хотя это исконно местная игра. К тому же сказывается острая нехватка качественного инвентаря. Ни в одной торговой точке города я не нашёл эту игру, что и подтолкнуло меня на самостоятельное изготовление доски. Я даже приобрёл ручной фрезер именно для этой цели, но дело застопорилось на изготовлении металлического шаблона наподобие высечки. Там нужна точность до десятых долей миллиметра, а в моём городе никто не может так сделать (я уже писал об этом).
Насчёт шариков тоже очень верное замечание. Если сами доски ещё можно изготавливать доступными инструментами и станками, то нормальные шарики (казалось бы ерунда, что может быть проще!) в достаточных количествах достать очень большая проблема.
skyruk
Jul. 4th, 2016 05:50 pm (UTC)
Re: Спасибо.
Да, конечно же, Андрея. Это он инициатор проведения этого фестиваля.
Понятно, что делегация не поедет. Ну так я и сожалею, говоря "Вот если бы...". Игра-то реально хорошая. В Казахстане, как мне кажется, её пропагандируют на более высоком уровне.
Я не стал вырезать доску для ТК фрезером - это было бы слишком муторно, хотя и не очень сложно. Полный шаблонг делать, по-моему, не обязательно, достаточно двух направляющих. Но я решил, что проще делать клееную доску из оконных штапиков. Получилось неплохо. Могу бросить фото.
Шарики я взял стеклянные. К сожалению, они прозрачные и бликуют. Лучше бы были непрозрачные белые или чёрные, но те, что есть в магазинах, крупноваты. Впрочем, может быть, я просто плохо искал.

Edited at 2016-07-04 05:54 pm (UTC)
tand_ar
Jul. 5th, 2016 04:54 am (UTC)
Re: Спасибо.
Если у вас будет желание и возможности то можете приехать в наши края. Как говорится, "Лучше уж Вы к нам". В начале сентября на берегах Иссык-Куля будут проводиться вторые Всемирные игры кочевников. В том числе по ТК и даже вроде бы по некоторым другим манкалам. Состязаться будут лучшие коргоолисты/кумалачники всея планеты (не побоюсь этого слова). Будет и спортивная делегация из России.
skyruk
Jul. 6th, 2016 04:23 pm (UTC)
Re: Спасибо.
Боюсь, что в начале сентября я буду немного занят, да и средствами для поездки сейчас не располагаю. Впрочем, может быть, к осени что-то изменится. Конец лета и вся осень у меня вообще довольно жёстко распланированы.
Kerbal Space
Aug. 28th, 2016 05:32 pm (UTC)
Про шарики для манкал
Может быть стоит попробовать полимерную глину для изготовления шариков? Она матовая. Цветов много разных. Экструдером "колбасу" выдавить, "делилкой" поделить на равные кусочки, обкатать их ручно. Потом запечь и вот оно - сотни шариков ручной работы для доски ручной работы. Знакомый, который работает с полимеркой, очень хвалит Fimo Professional.
skyruk
Aug. 31st, 2016 12:55 pm (UTC)
Re: Про шарики для манкал
Это всё очень дорого и неудобно. Я нашёл в "Леонардо" китайские марблс в виде капель, похожих на рисовые зёрна. стоят 154 рубля за упаковку. Протестировал - играть очень удобно. И по-прежнему придерживаюсь мнения, что для тогыз кумалака стеклянные шарики в нынешней ситуации - наилучший выход, пока не появились карболитовые или их аналог.

Edited at 2016-08-31 01:00 pm (UTC)
( 26 comments — Leave a comment )