?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манкала: Тшуба.


Сегодняшнюю игру я выбрал не за какие-то особые игровые тонкости, а потому, что она является очень простой четырёхрядной манкалой, которую нетрудно освоить и сравнительно легко сделать. Вдобавок, это юг Африки, а мы его до этого не очень-то рассматривали. Посмотрим, какие там бытуют игровые культурные традиции.
И опять-таки, у меня очень мало рисунков и фотографий, потому что на родине игры принято не заморачиваться и просто выкапывать лунки в земле.
Игра эта называется ТШУБА.
ТШУБА (Tshuba) [4x4] – четырёхрядная манкала с юга Мозамбика.
Собственно, что мы знаем о Мозамбике? Страна на южной оконечности Африканского материка, бывшая португальская колония, а ныне - президентская республика в состоянии переходного периода от прокоммунистического режима к демократическому. Долгая, ужасающая гражданская война практически разорила её, разрушила всю инфраструктуру и оставила после себя тысячи известных минных полей и миллионы неизвлечённых мин, рассеянных в сельской местности. Сегодня путешествие по Мозамбику может быть опасным даже для местных жителей. На гербе и флаге у этой страны - автомат Калашникова.
Этнический состав населения очень разнообразный - около 60-ти народностей, главным образом народы макуа (47%), тсонга (23%), малави, шона, маконде и другие. Тшуба - как раз игра народа тсонга.
Тсонга (или батсонга, как они себя называют) - народ группы банту на юге Мозамбика, в пограничных районах ЮАР и на юго-востоке Замбии. Численность 5,3 млн. человек, в том числе в Мозамбике - 3,5 миллиона. Подразделяются они на шесть групп: ронга, хлангану, джонга, била, нвалунгу и хленгве, к которым иногда ещё причисляют этническую общность чопи. Говорят они на своём языке тсонга. Интересно, что часть тсонга - потомки зулусов, переселившихся сюда из Наталя в первой половине XIX века, после англо-бурских войн. И если исконным занятием этого народа было подсечное земледелие (а на побережье - собирательство), такое положение сохранилось далеко не везде - большая часть тсонга, живущих в Мозамбике, занята в городском хозяйстве.
Тшуба впервые была описана французом Анри Александром Жюно в 1912 году в книге «Жизнь южноафриканского племени, т.1» . В частности, Жюно сообщает, что «…тшуба является самым интересным развлечением для мужчин тсонга, которое завораживает их и которое, безусловно, более полезно, чем курение конопли». Также он пишет, что для игры используют мелкие камешки, косточки плодов канье, но особенно ценятся «…хорошие серые блестящие семена кустарника, растущего возле моря, которые напоминают шарики, используемые европейскими мальчиками», под коими французский этнограф, вероятно, подразумевал семена бондука или цизальпинии.
.
Любопытно, что чаще всего для игры используется малая доска 4x4, реже – 4х8, 4x10, 4x16, и даже 4x22. Шесть лунок в ряду, однако, никогда не делают, ибо считается, что при такой системе удачные комбинации невозможны (что само по себе факт примечательный, поскольку, например, в родственной игре нчува (м'пале) у их соседей малави, при сходных правилах шесть лунок в ряду считаются игровым стандартом). Когда в ряду только четыре лунки, такая игра зовётся «шимунана» (shimunana, от числительного «mune» – «четыре»). Обычно лунки просто выкапывают в земле.
.
В любом варианте в начале игры в каждую лунку кладётся по 2 камня.
Таким образом, получается 32 камня (по 16 на каждого игрока) на доске с четырьмя лунками в ряду, 64 (по 32 на игрока) – на доске с восемью лунками; 80 (по 40 на игрока) – на доске с десятью лунками; 128 (по 64 на игрока) – на доске с шестнадцатью лунками, и 176 (по 88 на игрока) – на доске с двадцатью двумя лунками.
.
Посев в игре цикличный, по типу реле, идёт всегда в направлении против часовой стрелки.
.
Ход. Для хода игрок берёт все семена из любой лунки на своей стороне и раскладывает их по одному, начиная со следующей, не пропуская ни одной. При цикличном раскладе игрок берёт содержимое каждой новой лунки и продолжает сеять камни дальше в собственных рядах (при этом можно начинать ход из лунки с одним камнем). Если последний камень посева падает в непустую лунку, всё её содержимое (в том числе упавший туда камень) забирается и сеется дальше. Так продолжается до тех пор, пока последний камень не упадёт в пустую лунку.
.
Взятие. Камни могут быть захвачены только на половине противника. Если последний камень падает в пустую лунку во внутреннем ряду игрока, и лунка противника во внутреннем ряду напротив занята, игрок захватывает её содержимое. Если и дальняя лунка за нею (во внешнем ряду противника) тоже не пуста, её содержимое также захватывается, однако следует помнить, что одинокий камень («тсонга»), лежащий в лунке внешнего ряда, захвату не подлежит. Этот регулярный захват называется «ку та» (ku tha). Захваченные камни удаляются с доски и кладутся в амбар игрока или в любую другую подручную ёмкость.
.
Бонусное взятие. Удачливый игрок, который произвёл захват, имеет право «убить» («dlaya») камни ещё в одной лунке противника по собственному выбору, забрав её содержимое. Эти камни также снимаются с доски. Однако никакого взятия не происходит, если последний камень посева просто падает в пустую лунку во внутреннем ряду, и лунка противника напротив (также во внутреннем ряду) тоже пуста. Также ничего не захватывает камень, упавший в пустую лунку во внешнем ряду игрока. В любом случае, произошёл захват или нет – ход на этом заканчивается, а очередь переходит к сопернику.
.
Выигрыш. Проигрывает игрок, у которого лунках на его стороне доски не остаётся семян. Второй игрок забирает камни со своей половины доски, на чём игра заканчивается.
.
Описание игры и геймплея, которое приводит в своей книге Жюно, довольно подробное и по-французски страстное; его стоит привести целиком:
«Одинокий камень в лунке зовётся «тсонга». Два камня называют «мбири».
Если лунки напротив пусты, и посев закончен, говорят: «мпалати». Это неудача! Если вы посеяли свой последний камень, и противоположные две лунки заполнены, вы можете захватить 4, 5 или 6 камней одновременно, это удача! Это основы.
Когда занята только одна ближняя лунка, и вы захватили лишь один или два камня, это называется «мухаха», и это досадно: невелика доблесть «выиграть мухаху» («U bile muhahen»).
Если вы не дошли, куда хотели, оттого, что вам не хватило камней, вы говорите – «заснул по дороге». Если вы начинаете, полный отваги, в надежде на успех, вы говорите: «Пойду-ка я добуду мясца» («Ndji ya dlaya nyama»), и эти присказки намекают, что игра представляет собой как бы состязание двух охотничьих отрядов.

Но в то же время, очевидно, она представляет собой битву, как большинство военных игр, отсюда торжествующие кличи, которые сопровождают её. Так, если игрок опустошает сразу две лунки с тремя камнями в каждой, он приговаривает: «Ух, жаркая схватка! Я пленил воинов!». Если же там всего один камень, плохой «тсонга», он говорит: «Ай, я поймал только женщин!».
Война и охота – две основные доблести для туземцев. Поэтому игра в тшубу так популярна. Она стала такой страстью для мужчин, что они пренебрегают всеми своими обязанностями, чтобы предаваться ей, так, что в некоторых христианских деревеньках потребовалось ввести запрет на тшубу, ибо всё мужское население могло забросить работу ради игры!»
.
Луи Буссенар в одном из самых известных своих романов «Похитители бриллиантов» неоднократно описывает обычаи этих племён, которые он именует «батока». Некоторые отрывки так примечательны, что хочется процитировать здесь полностью:
.
«Общий шум перекрывала невообразимая какофония, которую производили жум-жумы, гурра и всякие другие местные музыкальные инструменты.
Гурра имеет вид лука. Она состоит из струны, прикреплённой к птичьему перу. В стволе пера проделано отверстие, в которое виртуоз дует изо всех сил, как в дудку. Когда в оркестре есть десяток этаких гурра, подымается такой вой, такое мычанье, что становится страшно.
Рабукен - длинная треугольная доска, на которую натянуты три струны. Колка нет, и струны упираются в надутый пузырь, который служит резонатором. Этот инструмент ещё удивительней, чем гурра.
Но предел - это ромельпо. Представьте себе дуплистый пень, поставленный на треножник и туго перетянутый шкурой куагги. Музыкант вооружён двумя дубинами и беспрерывно бьёт ими что есть силы по этой прочной шкуре. Это более оглушительно, чем все барабаны на свете.
Танцоры соответствуют оркестру. Возбуждённые его шумом, они становятся в круг. Все почти совершенно голые. У каждого в руке палка, или топорик, или копьё. Каждый орёт во всю силу своих лёгких. Затем все одновременно поднимают одну ногу и одновременно отбивают один удар. Это единственное движение, какое они производят все вместе. А дальше - кто во что горазд. Какие угодно телодвижения, какие угодно звуки! [...]
Время от времени из круга выходит танцор. Сейчас он будет плясать один. Он исполнит какой-нибудь особенный, им самим придуманный номер и будет награждён рукоплесканиями. [...]
Бушмен, который обещал Альберу найти Александра и отомстить его похитителям, обращал на себя внимание своим бешеным темпераментом. Время от времени он выходил из круга. Тяжело дыша, с раздувающимися ноздрями подходил он к Альберу и горделиво выставлял себя напоказ, как бы говоря: "Смотри и любуйся! Смотри, какой я великий воин! Будь спокоен - человек, который так хорошо танцует, умеет ещё лучше драться".»
.
«...инструмент, который Альбер назвал переносным пианино, казался ещё необычнее и по виду и по звучанию.
Туземцы этой части Южной Африки называют его "маримбо" и пользуются им только в исключительных случаях. Он состоит из двух параллельных брусков, согнутых в полукруг. Поперек на расстоянии сантиметров двадцати один от другого положено пятнадцать деревянных клавишей длиной сантиметров в сорок и шириной от шести до восьми сантиметров каждая. От толщины клавиши зависит высота звука. Под каждой клавишей находится пустая тыква. На ее верхней части сделаны надрезы, так что оба бруска входят в них, как в пазы. И наконец, величине каждой тыквы соответствует тональность звука, который должна дать соответствующая клавиша. Тыква является резонатором, наподобие полого тела наших струнных инструментов.
По маримбе бьют двумя маленькими барабанными палочками. Звук она издаёт мягкий, довольно приятный, и исполнитель нередко достигает виртуозности».
.
И ещё:
.
«- Вот уж поистине чудная страна! - пробормотал Жозеф, уписывая туземное рагу. - Всё в земле: корни, вода, животные; воду носят в яичной скорлупе и пиво подают в плетёнках. Ведь эта кислятина - пиво? Не так ли, месье Александр?
- Кислятина? - возмутился Александр. - Да ведь это пиво из сорго! Прекрасное пиво!..
- Оно вполне может выстоять против лучших страсбургских и мюнхенских сортов, - прибавил Альбер. - Но меня не меньше удивляет посуда. Ведь это плетёнки! Они сделаны из растительного волокна. Но посмотрите, как искусно! Они совершенно водонепроницаемы!».
.
Все эти традиции зулусы принесли с собой, а местные племена их развили и упрочили. У тсонга и ронга невероятно богатый фольклор, замечательные сказки, пословицы, стихи и песни сатирического содержания. Как уже можно догадаться, в Мозамбике исключительно яркие музыкальные традиции. Местные профессиональные «тимбила» - ксилофонные ансамбли народности чопи, известны широко за рубежом. Славится также местная резьба по дереву, циновки, знаменитые плетёные (!) чаши, из которых не выливается вода, расписные и резные калебасы... Игра в манкалу, безусловно, такая же важная часть этого культурного наследия.
Интересен ещё такой пассаж, на который исследователи игр обычно не обращают внимания. У того же Буссенара написано следующее:
«...Какой-то местный торговец, один из тех, которые разъезжают по стране в больших фургонах, запряженных двадцатью - тридцатью быками, и развозят всякие дешёвые товары, за которые туземцы отдают им слоновую кость, как-то остановился на ферме у одного бура по имени Жакоб. И тут он заметил, что детишки играют удивительно сверкающими прозрачными камешками». Вы, наверное, уже поняли, о каких камнешках идёт речь. Племена с юга Африки издревле пользовались алмазами для обработки жерновов, запасы этого гранильного материала переходили у них из поколения в поколение. Наверное, они были единственными, кто с древних времён привычно играл в манкалу АЛМАЗАМИ.
Сегодня вся эта туристическая идиллия довольно далека от реальности. Тсонга давно утратили национальную одежду и архитектуру, живут не в традиционных куполообразных хижинах, а в лачугах из жести и фанеры, многие из них сегодня работают дворниками и мусорщиками, канальщиками, водоносами; часть из них приняла католичество (хотя в деревнях сохраняются традиционные культы предков и сил природы). Но, как это часто бывает в современной Африке, игра до сих пор имеет огромное значение для народа, поскольку в ней отражены его история и образ жизни, когда камень в лунке зовётся так же, как член племени, как и весь народ. Игра хранит древние обычаи, заставляя каждого помнить, что если тсонга одинок, то это плохо, что двое одного не бьют, и что тылы противника не разоряют до конца, что пленить воинов - это достойно, а женщин - позорно. И уж вовсе нельзя никого убивать.
Разве что добыть немного дичи.
*
(c) Дмитрий Скирюк.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
Леонид Морев
Jan. 5th, 2014 04:13 pm (UTC)
Очень интересно. Мне нравятся манкалы с независимыми циклами посева. Просто и динамично. Поправляйтесь.
skyruk
Jan. 5th, 2014 04:18 pm (UTC)
Спасибо!
Я стараюсь.
Во всех отношениях...
cha_pai
Jan. 5th, 2014 04:45 pm (UTC)
Спасибо, здорово интересно!

Скорейшего выздоровления!
skyruk
Jan. 5th, 2014 04:55 pm (UTC)
Спасибо!
Надеюсь, скоро поднимусь. Друзья за мной присматривают.
tinwe_carandis
Jan. 5th, 2014 04:49 pm (UTC)
клёво!

выздоравливайте!
skyruk
Jan. 5th, 2014 04:57 pm (UTC)
Спасибо!
Пытаюсь, стараюсь, но пока результат - одна усталость. Надеюсь, завтра будет лучше.

Edited at 2014-01-05 04:59 pm (UTC)
kon28
Jan. 5th, 2014 05:24 pm (UTC)
Болеть в праздничные дни - почти преступление. :-)) Выздоравливайте быстрее, Дмитрий.
skyruk
Jan. 5th, 2014 05:32 pm (UTC)
Спасибо.
Ну, я сам виноват.
Надо быть осторожнее.
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy