?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я так понимаю, что молчать перед праздниками себе дороже - с 1-го по 13-е, как водится, в ЖЖ будет один пьяный трёп, обмен поздравлениями и гороскопы, потому размещу-ка я ещё пару постов про игры - вдруг кому покажется интересным.
Мои исследования игр семейства манкалы, которые я ещё недавно почитал завершёнными, неожиданно вскрыли огромный пласт сведений о редких, позабытых, вымерших (и наоборот - новоизобретённых) системах, которые значительно расширили поле деятельности - пляши не хочу. Но с другой стороны, они же и отодвинули написание книги на неопределённый срок.
Но к делу.
Сегодня будет необычайно интересная тема и рассказ о весьма курьёзной игровой системе.

Манкала, как многие знают (а не знают, так догадываются) - жёсткая логическая игра: она сугубо счётная, математическая, в ней отсутствует элемент случайности. В этом плане она сродни шахматам и шашкам, и если кто видит в ней сходство с нардами, он ошибается - от манкалы до нард как пешком до Луны. Если в играх-гонках правят бал игральные кости, в манкале всё можно просчитать.
И всё же... всё же есть в этом семействе странные игровые системы, которые выносят мозг именно своей непредсказуемостью.
ЛЕЙЯБ МЕДЖНУНИ (La'b madjnuni) [2x7] – игра, которая была популярна в Сирии, в Дамаске в конце XIX века. Неизвестно, играют ли в неё сейчас на родине: как ни странно, эту игру впервые описал спец по играм Азии и Америки – американский этнограф Стюарт Кулин в конце XIX века, увидев, как в Нью-Йорке в неё играют эмигранты из Сирии. Пишет он следующее:
«Посещая маленькую сирийскую колонию на улице Вашингтона в Нью-Йорке, часто встретишь двух человек, сосредоточившихся на этой игре. Они называют её «манкала». Инвентарём служит доска с двумя рядами чашеобразных углублений, которые называются «домами» (bute) и горсткой (или около того) мелкой гальки или ракушек, которые они перемещают из одной лунки в другую с большой быстротой. Один парень, выходец из Дамаска, описал мне правила игры. Есть два основных способа, которые зависят от того, каким образом распределены камни в начале игры. Играют всегда двое, используя 98 раковин каури (wada) или камешков (hajdar). Одна <такая> игра называется La'b madjnuni или «Безумная игра». Игроки сидят, разместив доску между собой горизонтально».
Помимо взрослой «безумной игры», Кулин также описал и детский вариант «La'b Rosëya», однако его описание довольно запутанное и грешит неточностями. К счастью, современные исследования позволили восстановить правила полностью, тем более, что у этой игры отыскались «родственники» в других странах: таковы, к примеру «мангала», в которую играют жители города Газиантеп в Юго-Восточной Анатолии, Суэцкая «манала» и Суданская «манала бедави» («манкала бедуинов»), а также Египетская «манале» или «маналех», представленная несколькими разновидностями
.
Правила таковы:
Доска 2×7, обычно деревянная, для игры требуется 98 семян (по 49 на игрока).
Посев многократный, цикличный, по типу реле, против часовой стрелки.
Начальная расстановка: семена раскладывают по лункам неравномерно. Один игрок распределяет камни в четырнадцать лунок в количестве не меньше двух в одной лунке.
.
Ход. Первым ходит игрок, который раскладывал семена.
Ключевую роль в посеве играет крайняя правая лунка в своём ряду, она называется «голова» (el ras). Каждый игрок (в свою очередь) берёт все семена из лунки-«головы» на своей половине доски и раскладывает их по одному в каждую лунку, начиная со следующей, не пропуская ни одной. Если «голова» пуста, игрок берёт камни из следующей за нею ближайшей лунки в своём ряду.
Когда последний камень посева падает в лунку, и там становится 3, 5 и более семян, игрок берёт её содержимое, и сеет камни дальше в том же порядке, пока последний камень не упадёт в пустую лунку или не произведёт захват.
Если последний камень посева падает в пустую лунку, ход заканчивается и очередь переходит к противнику.
.
Взятие происходит на обеих половинах доски, своей и противника. Если последний камень посева падает в лунку и общее число камней в ней становится 2 или 4, все камни в ней подлежат взятию.
.
Серийное взятие происходит, когда последний камень посева производит взятие, а одна или больше лунок далее по ходу движения также содержат 2 или 4 камня; их содержимое также считается захваченным. Все захваченные камни снимаются с доски и уходят в «амбар» игрока.
.
Полный захват. Стюарт Кулин не объяснил, что происходит, если один из игроков после хода противника оказался вовсе без камней на своей половине доски. Общепринятым в таком случае считается пропуск хода. Однако поскольку противник тоже не может выбирать, из какой лунки ему ходить, игра заканчивается, если следующим ходом тот не может подбросить сопернику камней.
.
Выигрыш. Игра заканчивается, когда доска пустеет, или когда один из игроков не имеет камней, а противник не может своим ходом подбросить ему семян. Этот второй игрок забирает оставшиеся на доске камни в свой «амбар», после чего происходит подсчёт захваченных камней. Побеждает тот, кто соберёт в своём «амбаре» 50 или больше камней. При счёте 49:49 засчитывается ничья.
.
Игра зовётся La'b madjnuni (араб. «безумная», «сумасшедшая», «крэзанутая»), поскольку игрок не волен выбирать лунку, из которой начнётся посев: ход всегда начинается с крайней правой заполненной лунки, что делает игру абсолютно неуправляемой. Особых счётных навыков при такой игре не требуется (да они и не помогли бы), в результате чего вся математика сводится к тому, как в начале были распределены камни.
Естественно, каждый игрок стремится разработать начальный расклад похитрей, но при таком количестве камней просчитать все варианты до конца физически невозможно, причём, может существовать предварительная договорённость, искажающая коварный замысел противника. В игре действует «правило пирога»: второй игрок может развернуть доску другой стороной к себе, если недоволен тем, как противник распределил семена. Однако буде он так поступит, первый ход уходит к первому игроку (тому, который раскладывал камни).
Притом, не надо забывать, что в ответной партии раскладывать камни в начале игры будете уже не вы, а ваш соперник, и уж он-то не упустит случая отыграться.
Родственные игры отличаются количеством лунок и камней, некоторыми игровыми тонкостями, но в целом принцип хаотической, случайной начальной расстановки правит бал и там.
Они тоже стоят того, чтобы кратко о них рассказать.
.
ЛЕЯБ ЭЛЬ-АКИЛЬ (Mankaleh Leab el-akil) [2×6] – «взрослая» манкала, которая была популярна в Египетском Каире в начале ХХ века. Общепринятое название игры - Mankaleh (или Mankalah) произносится как «Манкалех» («Mankal'ah»). Что же касается уточнения «Leab el-akil», то оно переводится как «Игра премудрых».
Впервые эту игру описал Эдвард У. Лэйн в своей книге «Манеры и обычаи современных египтян»  в 1908 году, где сказано, что она: «[...] по-прежнему популярна в деревнях, куда триктрак ещё не проторил дорогу. Мне показали, как в неё играть, но объём публикации не позволяет мне привести его из-за громоздкого описания деталей процесса. Она играется на продолговатой доске с двенадцатью углублениями в два ряда, по шесть в каждом; каждый ряд образует противоположный лагерь. Есть семьдесят две ракушки-каури или, как альтернатива, мелких камешка, и в соответствии с тем, как они распределены в лунках, и происходит игра».
По свидетельству Лэйна, в манкалу часто играли в кофейнях и магазинчиках, поскольку игра шла на деньги, что было не совсем законно, поэтому проигравший платил за кофе, который выпил сам, а также за кофе, выпитый противником и зрителями, или же просто оплачивал оговоренное количество чашек напитка.
Для игры используется деревянная доска 2×6 и 72 камня. В начале игры семена в лунках размещают неравномерно: все 72 камня без счёта помещают в одну (или несколько) лунок на одной стороне доски, и в соответствующую лунку (или лунки) на другой стороне; обычно это центральные четыре лунки, в результате чего крайние лунки на каждой стороне остаются пустыми. Часто применялась и другая расстановка: примерно поровну в крайние левые лунки на обеих сторонах доски.
Первый ход делает оппонент (который не раскладывал камни), при этом действует «правило пирога»: этот игрок может развернуть доску другой стороной к себе, если недоволен тем, как противник распределил семена. Однако буде он так поступит, первый ход уходит к первому игроку (тому, который раскладывал камни).
.
Посев цикличный, по типу реле, идёт против часовой стрелки.
.
Ход. Для хода игрок берёт все семена из правой лунки на своей половине доски и сеет их по одному в каждую последующую лунку, начиная с соседней, не пропуская ни одной. Если последний камень посева падает в пустую лунку, ход заканчивается. Если последний камень падает в лунку, и общее количество семян в ней становится 3, 5 и более, игрок берёт всё её содержимое и сеет дальше, начиная со следующей лунки, пока последний камень посева не упадёт в пустую лунку, или же не произойдёт захват. В любом случае на этом ход заканчивается.
Если у одного игрока есть больше одного камня в одной или нескольких лунках, а соперник остался без семян, первый игрок обязан «подкормить» его - подбросить хотя бы один камень на сторону противника.
.
Взятие производится на обеих сторонах доски. Если последний камень посева падает в лунку, и общее количество семян в ней становится 2 или 4, игрок захватывает все камни из этой лунки и кладёт их в свой «амбар».
Серийное взятие. Если последний камень произвёл захват, а в предыдущей по ходу посева лунке также 2 или 4 камня, они также подлежат захвату.
.
Выигрыш. Игра заканчивается, когда на каждой половине доски остаётся только по одному камню – оба игрока забирают их в свои «амбары», после чего производится подсчёт захваченных камней. Лэйн не приводит объяснений на тот случай, когда один игрок остаётся без семян, а у его противника осталось больше одного камня в одной или нескольких лунках, но следующим ходом он не достигает другой стороны. Принято считать, что игра заканчивается, и эти семена забирает игрок, на чьей стороне они находятся.
Обычно в эту игру играли в нескольких раундов. Первый игрок, который последовательно доводил счёт захваченных камней до шестидесяти, выигрывал весь сет.
Проигравший, соответственно, платил за кофе :).
,
ЛЕЯБ ЭЛЬ-ХАШЕМ Помимо взрослой версии существовала также детская версия  (Leab el-ghasheem или La'b al-ghashim) – упрощённый вариант, в который играла каирская ребятня. Выражение «Леяб эль-хашем» в названии переводится как «Игра дурачков». Игровой инвентарь и правила были полностью тождественны вышеописанной «игре мудрецов», различия касались только начальной расстановки: в «игре дурачков» семена в начале игры также размещали неравномерно, но при этом требовалось заполнить ВСЕ лунки, причём, в каждую следовало положить как минимум 4 камня.
Далее игра шла по тем же правилам, вплоть до «правила пирога», «полного захвата» и игры в нескольких раундов.
Очень показательно и забавно, что по сути одна и та же игра у разных народностей и в разных социальных слоях носит названия «Игра безумцев», «Игра мудрецов» и «Игра дурачков». А виной тому очень странный и необычный алгоритм, делающий манкалу АЗАРТНОЙ игрой.
Настоятельно советую попробовать сыграть и самим определиться, кто вы есть такой - глупец, мудрец или безумец.
Что касается моего мнения, то я считаю, что настоящий фанат манкалы представляет собой нечто среднее ;-).
*
(с) Дмитрий Скирюк

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
aleksey_zaitsev
Jun. 1st, 2019 10:19 am (UTC)
манкала
как по Вашему, первые игры манкала были с равным количеством камней в лунках или?
( 1 comment — Leave a comment )