?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манкала: Моди.

Итак, продолжаем наши исследования по классификации различных манкал. Сегодня будет забавная, но, к сожалению, совершенно не зрелищная тема, потому что иллюстративного материала по этим играм просто НЕТ.
Практически на каждом семинаре, на каждой игротеке я слышу один и тот же вопрос: какая игра с перекладыванием камешков является самой маленькой в мире? В смысле, какое минимальное количество лунок должно быть на доске, чтоб игра оставалась интересной, а геймплей - играбельным?
На этот вопрос так сразу не ответишь. Как игровая система манкала вовсе не стремится к уменьшению (как, например, это происходит с суданской сиджей), наоборот, в мире манкалы, скорее, наблюдается некоторая гигантомания (тсоро, мефула и т.п.). Однако такие игры есть.
Самой маленькой, безусловно, является двухрядная доска по три лунки в каждом ряду (меньше уже некуда, играть на доске меньшего размера просто не имеет смысла). Впрочем, совсем недавно мне стало известно о берберских манкалах, которые играются на досках 2х2. Я об этом ещё напишу.
Modiar
Существует несколько игр на подобных досках, однако большинство из них либо представляют собой уменьшенный вариант полноценной игры (детский дакон, малое бечи), либо вымерли, либо существуют эндемично на таких закрытых территориях, в таких медвежьих углах, что их правила до сих пор неизвестны (такова, к примеру, игра м'бере племени мамбила с границы Нигерии и Камеруна, о которой, кроме параметров доски, не известно абсолютно ничего).
Однако одна игра вполне себе жива и прекрасно себя чувствует. Называется она МОДИ.
МОДИ (Modie, Mody, Modiar) [2х3] распространена в небольших деревнях на севере Марокко, в местности Храрба близ Танжера.
Крупный портовый город Танжер - сама по себе местность весьма примечательная. Изначально он был Карфагенской колонией, после разрушения Карфагена был завоёван римлянами, потом на протяжении почти всей своей дальнейшей истории постоянно переходил из рук в руки, что неудивительно: местоположение города стратегически очень выгодно. И сам Танжер, и вообще всё южное побережье Гибралтарского залива были лакомым куском для любой европейской страны, «морскими воротами» Африки, и потому на протяжении нескольких веков становились то испанскими владениями, то французскими - и обратно, несколько десятилетий находились под совместным протекторатом сразу нескольких стран, но в итоге в 1958 году вошли в состав королевства Марокко.
При этом Танжер оставался, в основном, мусульманской территорией, населённой арабами и берберами, поэтому моди, безусловно, манкала арабского типа. Как правило, в неё играют, в основном, дети и подростки-пастушата, для чего выкапывают лунки в земле. И, сколько я ни искал, я не нашёл в Интернете снимков красивых досок и каких-то других игровых артефактов. Что ж, включим фантазию. На снимке справа - другая игра, но в Танжере играют так же :), только для моди используется поле с двумя рядами по три лунки в каждом.
В начале игры в каждую лунку кладётся по 7 камней.
.
Ход. Посев в игре однократный и всегда проводится против часовой стрелки. При этом способ посева аналогичен таковому в игре бечи: игрок берёт все «семена» из любой своей лунки и сеет их по одному против часовой стрелки, не пропуская ни одной лунки и, начиная СО СТАРТОВОЙ.
Из лунки с одним камнем делать ход нельзя.
Первые ходы в игре – «нулевой посев», предварительная расстановка, во время которой не происходит никакого захвата: противники по очереди делают по одному ходу, после чего (на третий расклад) начинается собственно игра.
.
Взятие производится на обеих сторонах доски, как на своей, так и на половине противника. Если последний камень расклада падает в лунку, и в ней становится 2, 4 или 6 камней, происходит взятие.
.
Серийное взятие происходит по тем же правилам, что действуют в оваре и алемунгуле: если в предыдущих по ходу движения лунках после хода со взятием тоже становится 2, 4 или 6 камней, их содержимое захватывается. Такое чаще происходит в конце игры, когда количество камней на доске уменьшается.
.
Полный захват в моди не разрешён. Игрок в этом случае должен сделать другой ход, а если это невозможно, делает этот вынужденный ход «на всю катушку», но это не приводит к захвату.
.
Если один из игроков остался без камней на своей половине доски, второй обязан «подкормить» его – этим же ходом подбросить на половину противника хотя бы один камень. Следует учесть, что в такой ситуации игроки не могут ходить из лунки, в которой нет достаточного количества семян, чтобы достичь половины противника, и только если другого хода нет, игра заканчивается, соперники забирают камни, оставшиеся в лунках на своей стороне, после чего происходит подсчёт захваченных семян.
Когда лунки игроков пусты или во всех непустых лунках лежит по одному камню, игра тоже заканчивается, игроки забирают все камни, каждый со своей половины доски, после чего производится подсчёт. Игрок, набравший 22 и больше камней, выигрывает, при счёте 21:21 засчитывается ничья.
Вот такая карманная нано-манкала, вполне в духе современных веяний :).
*
(с) Д.Скирюк

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
darth_wolf
Dec. 27th, 2013 08:13 pm (UTC)
Даа, мееньшее нее имееет смыыслаа.
skyruk
Dec. 27th, 2013 08:26 pm (UTC)
Ну, да, у простейших детских нестиков-кроликов и то поле больше :)

Edited at 2013-12-27 08:26 pm (UTC)
Леонид Морев
Dec. 27th, 2013 08:34 pm (UTC)
Кстати о гигантомании. Самая большая манкала, пожалуй, En Gehe - 2 на 50. Играют две команды восемь на восемь. Вот куда столько?
skyruk
Dec. 27th, 2013 08:37 pm (UTC)
Ну, там без команды никуда - иначе пришлось бы бегать вдоль доски, как в теннисе :)
Не знаю, куда столько. Африканцы такие африканцы...
len4ik_artemyda
Dec. 27th, 2013 09:05 pm (UTC)
То-то я думаю, давно игр в ленте не было:)
Мне подруги на день варенья калаху подарили. По-моему, мне сверху на что-то намекают =)))
skyruk
Dec. 27th, 2013 09:15 pm (UTC)
Калах сам по себе - очень скучная игра, но вот доска пригодна для огромного количества игр. Только я знаю штук 20 для двухрядной доски по шесть лунок, а в мире их намного больше.
len4ik_artemyda
Dec. 28th, 2013 02:31 pm (UTC)
Блин, я тебя боюсь)))
Точнее, боюсь за свой мозг, если любопытство таки пересилит и я начну выяснять, а какие ж ещё игры есть.
skyruk
Dec. 28th, 2013 02:36 pm (UTC)
Много
Приходи на игротеку, покажу все, которые знаю :)
len4ik_artemyda
Dec. 28th, 2013 03:30 pm (UTC)
Re: Много
Аааааааааа!!!
*Убежала, схватившись за голову*
skyruk
Dec. 28th, 2013 03:46 pm (UTC)
Re: Много
- Подождите! Не бегите!...
[Останавливается, чешет в затылке, вздыхает]:
- Ну, вот опять...
len4ik_artemyda
Dec. 28th, 2013 09:43 pm (UTC)
Re: Много
Ладно, надеюсь, в майском паретните найдётся время, и я всё-таки научусь каким-то настолкам)
greatdit
Nov. 26th, 2015 01:30 pm (UTC)
20штук - очень много. А не могли бы Вы, как специалист подсказать одну самую интересную? Хочется поиграть, а не изучать все манкалы-калахи. В моем окружении никто в такое не играет. Как я смогу увлечь людей? Если случайно начну с неинтересного калаха и всё, интерес к этому пропадёт окончательно....

Edited at 2015-11-26 01:31 pm (UTC)
skyruk
Nov. 26th, 2015 03:34 pm (UTC)
Начните с оваре - это самая интересная из двухрядных манкал.
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy