?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манкала: Алемунгула.

Алемунгула - доска
Сегодня я расскажу про интересную двухрядную манкалу, которая неожиданно стала хитом на этом ЗилантКоне. Я сделал всего одну доску с намерением протестировать игру, а её в итоге пришлось таскать с собой везде, так она оказалась популярна. Называется она АЛЕМУНГУЛА (мы произносили это слово с ударением на второе «у», потом я некоторое время думал, что правильно будет с ударением на первое: алемýнгула, но сегодня я снова склоняюсь к первому варианту).
Алемунгула – манкала народности ватавета, населяющей западные окраины Эфиопии. Ватаветы (также «ветавета» или «берта») – маленькая этническая группа, проживающая по обе стороны судано-эфиопской границы и насчитывающая около 248000 человек. Происхождение их неясно. Ватавета очень высокорослые и самые темнокожие люди на планете – в их коже столько пигмента, что у них чёрные даже губы и язык. Говорят они на редком диалекте берта нило-сахарской группы языков.
Немецкий географ и этнолог Фридрих Ратцель в своём масштабном труде «Народоведение» упоминает о ватаветах буквально в двух словах: «В качестве культурной группы, которая своим мирным, трудолюбивым и зажиточным состоянием привлекала к себе не один раз джаггов, ватаветы (ватавета), обитатели превосходного культурного оазиса на Килиманджаро, стоят отдельно и в лингвистическом отношении, так как говорят наречием вагуэнов и вапаров».
Их игру, двухрядную манкалу алемунгулу (alemungula), впервые описал этнограф Ричард Панкхёрст в своём труде «Габата и другие настольные игры Эфиопии и Африканского Рога (т.е. Сомалийского полуострова - Д.С.)» , причём, произошло это довольно поздно – в 1971 году. По его словам, в эту игру играла, в основном, молодёжь, хотя иногда в свободное время играли и взрослые. У мусульманских племён, живущих на судано-эфиопской границе, есть аналогичная игра под названием «Ум эль-багара» («Игра коров»), обычно в неё принято играть в дневное время во время праздника Рамадан.
1000px-Endodoimerker
Название «алемýнгула», скорее всего, происходит от родственных местных игр и состоит из двух частей: «але» («айо» или «оуа» – распространённое на западе Африки название игры типа оваре) и «мунгула» (от «манкала» – общего наименования всей этой игровой семьи в данном регионе).
Алемунгула похожа на оваре, но отличается от неё довольно значительно.
Для игры требуется доска с десятью лунками (два ряда по пять лунок). Накопительные амбары по краям доски желательны, но не обязательны. В начале игры в каждую лунку кладётся по 5 камешков (25+25 = 50). Ни игральных костей, ни других генераторов случайных чисел не требуется.
Первый ход определяется жребием. Для хода начинающий игрок вынимает все камни из одной из лунок на своей стороне и раскладывает их все, по одному, начиная со следующей. Однако в алемунгуле необходимо выбрать направление посева. Если игрок выбрал одну из двух ЛЕВЫХ лунок (A и B), посев производится ПО ЧАСОВОЙ стрелке, если одну из двух ПРАВЫХ лунок (D или E), то посев производится ПРОТИВ ЧАСОВОЙ стрелки. Если же игрок выбрал ЦЕНТРАЛЬНУЮ лунку (C), он вправе выбирать ЛЮБОЕ направление посева по своему усмотрению.
Алемунгула
«Амбары» при раскладе пропускаются; по этой причине доски часто делают без них, используя любые подручные ёмкости, в которые складывают «неработающие» камни.
Необходимое уточнение: в алемунгуле нет правила пропуска лунки, из которой сделан ход, т.е., если в лунке 10 и больше камней, и посев делает полный круг, в ходе длинного посева в эту лунку всё равно кладётся камешек.
Захват. Камни захватываются по схожему с оваре принципу, хотя результирующее количество, необходимое для захвата, иное. Если ПОСЛЕДНИЙ камень в ходе посева падает в лунку ПРОТИВНИКА, и ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО камней в ней становится 2 или 4, ВСЕ камни из этой лунки становятся добычей – игрок забирает их, вместе со своим – и кладёт в свой «амбар».
Если и В ПРЕДЫДУЩЕЙ лунке (на стороне противника) при этом тоже оказывается 2 или 4 камня, они ТАКЖЕ ЗАБИРАЮТСЯ. И в предшествующей этой лунке – тоже, и т.д. – так продолжается до тех пор, пока в очередной такой предыдущей лунке (на стороне противника) не оказывается или БОЛЬШЕ ЧЕТЫРЁХ камней, или ТРИ камня, или всего ОДИН камень. В этом месте взятие прерывается.
Нет ничего сложного, просто помните: ДЛЯ ХОДА камни всегда берут из лунки на СВОЕЙ половине доски, при ВЗЯТИИ – из лунок на половине ПРОТИВНИКА. Сам же вопрос, есть взятие или нет, решает только ПОСЛЕДНИЙ (!) упавший камень.
Алемунгула - игра
Если у игрока кончились камни, противник должен подбросить ему ещё, однако с некоторой оговоркой (см. ниже).
ВЫИГРЫШ
Если игрок в свою очередь не может сделать ход, оба игрока забирают все оставшиеся на их сторонах доски камни в свои «амбары», и игра завершается. Подобная ситуация возможна в двух случаях: или когда все лунки на стороне игрока пусты, или на стороне игрока находится всего один камень, который ему туда положил противник предыдущим ходом, и которым игрок не может воспользоваться в виду описанного ниже ограничения («правила пинг-понга»).
После окончания игры производится подсчёт взятых камней. Всего их 50. Выигрывает тот, в чьём амбаре их будет больше 25 (при счёте 25:25 засчитывается ничья). Считать всё не обязательно: достаточно разложить пленные камни по 5 в каждую лунку на своей стороне – и сразу станет ясно, у кого недостача «семян», а у кого избыток.
ИГРОВЫЕ ТОНКОСТИ И СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ:
«Голод и недород»
Если игрок сделал ход, после которого в ЕГО лунках не осталось камней, второй игрок своим ходом ОБЯЗАН положить на сторону противника хотя бы один камень, и только если это невозможно, этот второй игрок забирает оставшиеся камни в свой «амбар».
«Правило пинг-понга»
Если игрок выбрал для посева крайнюю лунку, в которой лежит всего один камень, и этот камень после хода падает в пустую лунку на стороне противника, то в этой ситуации противник не имеет права вернуть этот камень обратно своим следующим ходом (иначе игроки до скончания века перебрасывались бы этим камешком).
«Полный захват», то есть взятие, после которого у противника не остаётся семян, разрешён без всяких ограничений.
.
От себя добавлю, что ощущения от игры очень специфические. С одной стороны, возможность ходить в обе стороны предоставляет больше свободы, но ужасно путает. Поначалу это сбивает с толку, кажется, что оваре - как раз более свободная в плане тактики и стратегии. С другой стороны, доска сама диктует направление игры, что сильно меняет все игровые приёмы - игрок находится под жёстким давлением, с которым вынужден считаться. К примеру, подсчитать количество свободных темпов у себя и у противника здесь довольно сложная задача. В общем, алемунгула и оваре - это совершенно разные игры, и одна другой стоит.
На игровом портале iggamecenter.com можно сыграть в алемунгулу со всеми желающими.
*
(с) Дмитрий Скирюк

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
skyruk
Nov. 27th, 2013 08:42 am (UTC)
Да, аутентичные доски старых мастеров потрясают. Очень выразительны. Вообще, африканцы считают, что в каждой доске живёт дух игры, которого нельзя злить, иначе перестанет везти. Отчасти по этой причине доски в Африканских деревнях на ночь выставляют за порог, на улицу, чтобы духи тоже могли поиграть.
Кстати, тебе огромный привет от Кабанчика - вчера мы с ним до поздней ночи бродили по Перми как в старые добрые времена.

Edited at 2013-11-27 08:43 am (UTC)
(Deleted comment)
skyruk
Nov. 27th, 2013 08:56 am (UTC)
Не жалуется, хотя здоровье уже не то. Устроился на новую работу. Вместе с Ленкой помогают рулить "Рокингом" и "Рок-лайном". На вид всё такой же. Подстригся разве что коротко.
runa_raido
Nov. 27th, 2013 09:06 am (UTC)
Ты сегодня уезжаешь?
Я сдалась и я бы выпила кофе таки.
skyruk
Nov. 27th, 2013 09:13 am (UTC)
Рад за тебя, но...
Я уже всё. Бегаю, пакую рюкзак. Сейчас вот пойду в магазин покупать в дорогу что-нибудь поесть.
Уж извини. В другой раз.
orel_na_vole
Dec. 3rd, 2013 08:11 am (UTC)
шайтан-доска!!
skyruk
Dec. 3rd, 2013 10:32 am (UTC)
Всячески рекомендую, на деле.
orel_na_vole
Dec. 3rd, 2013 10:45 am (UTC)
спасибо
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy