?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бао
По многочисленным просьбам одного из постоянных читателей моего дневника :)) помещаю отдельным постом правила бао, с которыми я разбирался несколько месяцев и наконец привёл в удобоваримый вид.
Итак.
Четырёхрядная манкала «бао» (также – «мбао») распространена на Занзибаре, в Танзании, на побережье Кении, а также на Коморских островах, то есть везде, где местные племена, говорящие на суахили, не контактировали с арабами. На суахили «бао» означает просто «доска». В Малави его называют «баво» («bawo», – это название является архаичным). Различают простое бао и бао-суахили. В противовес сложнейшему бао-суахили, простое бао – действительно самая простая четырёхрядная манкала. В странах центральной Африки оно считается упрощённым, детским вариантом игры.
Для обеих вариантов бао используется доска в 32 лунки (4 ряда по 8) и 64 камня. Одна половина доски принадлежит одному игроку, другая – другому, «посев» производится только на своей стороне доски, без захода на сторону противника. Однако в простом бао нет никакого вброса, все камни изначально, сразу находятся на доске. «Дом» также отсутствует – эта лунка в простом бао не отличается от остальных.
.
ПРОСТОЕ БАО
Перед началом игры в каждую лунку кладётся по 2 камня.
Первый ход определяется жребием.
ХОД. Для хода игрок берёт ВСЕ камни из любой лунки на своей стороне (при условии, что в ней больше 1 камня) и раскладывает их по часовой стрелке или против, по собственному выбору, по одному в каждую следующую лунку, не пропуская ни одной. Это главное правило манкалы, которое никогда не нарушается, запомните его: из лунки всегда берут ВСЕ камни, но раскладывают их всегда по ОДНОМУ! При этом может быть задействован как верхний, так и нижний ряд лунок – движение идёт по кругу, но однажды выбранное направление посева во время этого хода уже не меняется. Однако в следующий свой ход игрок может выбрать другое направление.
Kenya-1111-0640_mediumИз лунки с одним камнем ходить нельзя.
Если последний камень посева упал в непустую лунку, игрок берёт все камни из неё (включая последний упавший) – и продолжает посев со следующей лунки в том же направлении, далее по кругу. Так продолжается до тех пор, пока последний камень не упадёт в пустую лунку, на чём ход заканчивается.
ВЗЯТИЕ: если последний камень в ходе посева упал в непустую лунку во внутреннем ряду, и в лунке напротив (в таком же внутреннем ряду соперника) есть камни, игрок захватывает их и, вместе с камнями, которые осуществили взятие, сеет дальше, начиная со следующей лунки – и так далее, пока последний камень опять же не упадёт в пустую лунку. Направление посева при взятии не меняется.
ВЫИГРЫШ: Игрок, у которого не остаётся камней во внутреннем ряду (или во всех его лунках лежат только одиночные камни), не может сделать ход и считается проигравшим.
.
БАО СУАХИЛИ
Бао: быстрые лунки (кимби)
Бао-суахили является усложнённой версией простого бао и, наверное, самой сложной и одной из самых интересных и захватывающих игр семейства манкалы.
Доска для бао-суахили выглядит немного иначе: четвёртая справа лунка во внутреннем ряду каждой её половины называется «Дом» и отличается квадратной формой. Первая и последняя лунки внутреннего ряда называются «кичва» – «голова», в то же время и их, и смежные с ними лунки (то есть, вторую и предпоследнюю) называют общим именем «кимби» – «быстрые» (на рисунке выделены тёмным).
388232730_dd0a23cef8_b
Действительно, при захвате в этих четырёх лунках нет смысла раздумывать: посев захваченных камней всегда начинается с ближайшей к ним «головы».
У каждого игрока 32 камешка. Каждый игрок в начале кладёт 6 камешков в свой «Дом» и ещё по два камня – в две лунки непосредственно справа от «Дома». В разных странах бытуют различия (так например, в Малави в «Дом» кладут 8 камней). Оставшиеся 22 камня остаются «в руке» – их можно положить в какую-нибудь чашку или просто высыпать на стол перед собой. Эти камни вводятся в игру постепенно в первой фазе.
.
ФАЗА I
Каждый ход в первой фазе начинается с вбрасывания камня из руки на доску. Камень должен быть положен в любую НЕПУСТУЮ лунку во ВНУТРЕННЕМ ряду игрока. После этого происходит один из двух возможных ходов:
1). Ход «ТАКАТА». Если лунка противника напротив той, куда был вброшен камень (т.е. в его внутреннем ряду), пуста, ход также считается «пустым» и называется «таката». Игрок в этом случае просто берёт все камни из своей лунки, куда был вброшен камень, и сеет их в любую сторону, начиная со следующей, не пропуская ни одной – по часовой стрелке или против, по своему выбору. Если последний камень при раскладе падает в непустую лунку, игрок берёт все камни из неё и сеет дальше в том же направлении, начиная со следующей лунки. Так происходит до тех пор, пока последний камень не упадёт в пустую лунку, на чём ход и останавливается. Ход «таката» может быть сколь угодно длинным и цикличным, но взятия в этот ход не будет и направление посева в нём не меняется.
2). Ход «МТАЙИ» (взятие). Если лунка противника напротив той, куда был вброшен камень (т.е. лунка в его внутреннем ряду), НЕ пуста, все камни в ней считаются захваченными. В этом случае камни, осуществившие взятие, остаются на месте – вместо них рассеивают захваченные. Сеют их в этот же ход, без перерыва: игрок раскладывает их по одному в каждую лунку на своей половине доски, всегда начиная с «головы». Посев проходит так:
Бао ходы- Если последний камень посева падает в непустую лунку, а лунка напротив пуста, все камни из неё просто сеются дальше по кругу, по одному, начиная со следующей.
- Если последний камень падает в непустую лунку, а лунка напротив полна – происходит новый захват и новый посев захваченных камней (снова с «головы»).
ВАЖНО! ВСЕ ЗАХВАЧЕННЫЕ у противника камни всегда сеют С «ГОЛОВЫ», всегда ПО ОДНОМУ и всегда в направлении К ЦЕНТРУ доски (т.е. к противоположной «голове»). Первый камень ВСЕГДА обязательно должен быть брошен в «голову», и от того, какая «голова» выбрана, зависит направление посева. Если первый камень брошен в правую «голову», посев двинется влево (против часовой стрелки), а если в левую, то вправо (по часовой). Игрок сам выбирает, с какой «головы» начать посев захваченных камней, за исключением тех случаев, когда захват произошёл в одной из «голов» или «быстрых» лунок – тогда посев должен начаться с ближайшей «головы».
Кое-что необходимо уточнить. Так, если захвачен только один камень, его просто кладут в «голову», далее действуют те же правила, что и при обычном вбросе, то есть:
- Если «голова» пуста, и камень остался в одиночестве, ход останавливается.
- Если «голова» не пуста, а «голова» противника напротив наоборот, пустая, это считается продолжением хода «мтайи»: все камни из своей «головы» (включая вброшенный), вынимаются и раскладываются по одному, начиная со следующей лунки, к центру доски.
- Если «голова» не пуста, и «голова» противника напротив тоже, происходит стандартное взятие: камни противника захватываются и сеются по одному, начиная с этой своей «головы». Далее по обстоятельствам.
- Результативный посев («мтайи») ведётся по тем же правилам, что и «таката», но в ходе него могут происходить и дальнейшие захваты, пока последний камень не упадёт в пустую лунку, на чём ход и прервётся. Каждая новая порция захваченных камней сразу, в этот же ход сеется заново, с той же «головы» (то есть, если захват произошёл при посеве по часовой стрелке, слева направо, то и свежезахваченные камни нужно начинать сеять по часовой, с левой «головы» – и наоборот). Однако если эти взятия будут происходить в разных «головах» и «быстрых» лунках, направление посева «мтайи» может много раз поменяться на противоположное.
- Захватываются камни только из центрального ряда, камни в заднем (дальнем) ряду, находятся в безопасности.
- В бао действует шашечный принцип – если игрок может взять камни, он обязан это сделать и не имеет в таком случае права делать ход «таката».
- Ход всегда заканчивается, если последний камень упал в пустую лунку.
.
ФАЗА II
Когда игроки остаются без камней на руках, начинается вторая фаза игры. Механика движения остаётся прежней, однако вброса камней на доску больше не происходит.
Поскольку из лунки с одним камнем ходить по-прежнему нельзя, а камней на руках больше нет, ход нужно делать из лунок, где есть 2 или больше камней. Во второй фазе можно начинать ход из любой лунки, даже из нижнего ряда, главное, чтобы он сразу закончился взятием (т.е. последний камень первого посева играет ту же роль, что и камень из руки в первой фазе). И только если это невозможно, разрешён пустой ход («таката»).
Таким образом, для хода игрок берёт все камни из любой своей подходящей лунки и раскладывает их по часовой стрелке или против неё, по собственному выбору, по одному в каждую лунку, начиная со следующей, не пропуская ни одной.
Если в первый же посев происходит взятие, захваченные камни, так же, как и в первой фазе, сеются с той «головы» на своей половине доски, направление движения от которой совпадает с направлением первого хода (если ходили по часовой стрелке, сеем захваченные камни с левой «головы», если против – с правой). Это направление может поменяться только если взятие произошло в противоположной «голове» или «быстрой» лунке.
Если ситуация такова, что никакой первый посев не ведёт к захвату, ход считается пустым («таката») со всеми вытекающими последствиями: посев просто длится до тех пор, пока последний камень не падает в пустую лунку. Никакого взятия не происходит. При этом (только во второй фазе!) действуют следующие ограничения:
- Во второй фазе взятие также обязательно, поэтому если взятие возможно, игрок не имеет права сделать пустой («таката») ход.
- Если взятие невозможно, игрок обязан начать ход из лунки внутреннего ряда.
- Если ход из внутреннего ряда невозможен (лунки пустые или в них лежит по 1 камню), нужно ходить из любой лунки внешнего ряда, где находится 2 и больше камней.
- Внутренний (передний) ряд не должен пустовать даже временно. Если единственной занятой лункой во внутреннем ряду является «голова», и она содержит два или более камней, они должны быть посеяны в направлении к центру доски.
.
ПРАВИЛА ДОМОВ
Бао: домаКак уже упоминалось, «Домом» («Нъюмба») называют четвёртую справа лунку во внутреннем ряду. Обычно её делают квадратной и большего объёма. У каждого игрока только один «Дом».
Дополнительные правила, связанные с «Домами», таковы:
- Камни в «Доме» нельзя захватывать, пока «Дом» остаётся таковым. Вброс камня в лунку напротив «Дома» не приводит к захвату и считается пустым ходом («таката»).
- «Дом» считается таковым, пока он содержит 6 или больше камней. Если камней в «Доме» становится меньше шести, то противник может захватить их и рассеять на своей стороне, как из обычной лунки. «Дом», содержимое которого полностью рассеяно, перестаёт быть «Домом» и далее до конца игры считается обычной лункой.
- Если содержимое «Дома» уменьшилось, но не было полностью рассеяно, а игрок успел восстановить его (т.е. довести количество камней обратно до шести и более), «Дом» остаётся «Домом».
- Игрок вправе рассеять содержимое своего «Дома» в любой момент, если только правила этому не препятствуют. «Дом» после этого становится обычной лункой.
.
Свойства «Дома» в Фазе I (игра с вбрасыванием):
- Если игрок начинает ход со вброса камня в «Дом», он может взять оттуда для посева только ДВА камня (далее посев идёт по обычным правилам).
- Если при «пустом» ходе («таката») последний камень любого промежуточного посева падает в «Дом», ход заканчивается и очередь переходит к противнику.
- Если при результативном ходе («мтайи») посев заканчивается в «Доме», но при этом не происходит взятия (лунка напротив «Дома» пуста), игрок может выбирать – продолжить ему ход камнями из «Дома» (т.е. рассеять его содержимое) или закончить на этом свой ход. При продолжении хода (т.е. рассеивании) «Дом» становится обычной лункой. В некоторых версиях бао прерывание хода в «Доме» при ходе «мтайи» является принудительным, а не дополнительным.
.
Свойства «Дома» в Фазе II (игра без вбрасывания):
- Если при «пустом» ходе («таката») посев заканчивается в полном «Доме», его содержимое ДОЛЖНО быть рассеяно полностью. «Дом» становится обычной лункой.
- Если игрок начинает пустой ход («таката») из «Дома», он сеет только ДВА камня из «Дома», а не всё его содержимое (это называется «налог с Дома»). Разрешён так называемый «исключительный налог», когда игрок (при результативном ходе, с захватом) может посеять все камни оттуда. Начинать ход «налогом с Дома» дозволяется, когда нет иного способа сделать ход (скажем, если «Дом» – единственная непустая лунка во внутреннем ряду или все непустые лунки в первом ряду содержат только один камень).
- «Дом» теряет свои свойства, если в Фазе II из него был сделан результативный ход с захватом. Такое возможно, если других ходов с захватом больше нет (а захват всегда обязателен). После такого «размена» «Дом» становится уязвимым и может быть захвачен противником при первой же возможности.
.
ИГРОВЫЕ ТОНКОСТИ И СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ:
Бао Zanzibar.
«Правило 16-ти»
Если игрок начинает ход из лунки, где 16 и больше камней (т.е. посев будет круговой), этот ход в любом случае будет пустым («таката»). Даже при цикличном раскладе взятия не произойдёт (иначе такой посев был бы слишком «урожайным»).
.
«Правило такатности»
Существует специальное, довольно сложное и запутанное правило для Фазы II (и только для неё!), если в ходе игры сложится ситуация под названием «такатность», которая возникает настолько редко, что начинающие игроки могут не обращать на неё внимания. Заключается она в следующем:
Если после пустого хода («таката») под угрозой взятия окажется только одна лунка противника, и при этом ни одна своя лунка игрока не находится под атакой (то есть, ответный ход противника также будет «пустым»), лунка напротив неё считается «такатной» («takasiaed»). Противник не может начать сеять из неё и не может продолжить ход, если посев закончится в ней; также ход прервётся, если противник сделает ход из «Дома», но не достигнет этой лунки при первом же посеве. Любая из этих ситуаций легко разрешилась бы вбросом камня, но в том-то и дело, что вброса в Фазе II нет.
При этом «такатными» не могут быть и не являются:
- «Дом».
- Лунка, занятая всего одним камнем.
- Единственная непустая лунка в ряду (даже если в ней больше одного камня).
.
«Бесконечный посев»
В некоторых разновидностях четырёхрядных манкалах (омвесо, игисоро) время от времени случается так называемый «бесконечный посев», когда происходит зацикливание и позиция на доске бесконечно повторяется через каждые несколько кругов. Выхода из такой ситуации нет, и партия признаётся несыгранной или сыгранной вничью.
За счёт вбрасывания новых камней в бао подобное НИКОГДА не происходит, но если у вас в игре всё-таки случился бесконечный посев, значит, вы спешили, неаккуратно играли и допустили ошибку – забыли вбросить камень, вбросили его не туда, выронили из руки за пределы доски, пропустили при посеве одну лунку и т.п.
Если вы не ведёте записи партии, выяснить, в какой момент игры произошла ошибка, практически невозможно. Проще всего в этом случае воспользоваться правилами родственной бао игры омвесо из Уганды, где специально оговорено, что игроку даётся на завершение посева две минуты, по истечении которых посев признаётся «бесконечным», и результат игры аннулируется.
.
ВЫИГРЫШ
Игра заканчивается, когда одного игрока оставляют без камней в его внутреннем ряду, или когда он не может больше сделать ход, потому что в его не пустых лунках везде лежит по одному камешку. В обоих случаях этот игрок проигрывает.
*
(c) Дмитрий Скирюк

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
chilly_67
Nov. 25th, 2013 08:14 pm (UTC)
Интересно, а были игры у индейцев?
skyruk
Nov. 26th, 2013 03:11 am (UTC)
Манкала - нет.
Однозначно были игры у Ацтеков (все уничтожены инквизицией, уцелели только игровые поля, вырезанные на камнях в древних городах), и у Майя (уцелела одна - пулук). Позднее, когда в Америку с конкистадорами проник алькуерк, появилось несколько шашечных игр (тукнанавухпи, тукнанахопи, коловис авитлакнаннаи и некоторые другие). Исследовано всё это очень подробно, но материала всё равно удручающе мало. Спасибо испанским церковникам.
chilly_67
Nov. 26th, 2013 05:07 am (UTC)
А у "настоящих" индейцев? Там испанцев не было. Правда и ассимиляции, как испанской Америке тоже. Я это к чему спрашиваю – все игры Старого Света, с большими допущениями, могли переноситься от одного народа к другому. В Америке, по идее, должны быть игры ни на что не похожие. В Австралии, Новой Зеландии тоже. Так ли это?
skyruk
Nov. 26th, 2013 05:43 am (UTC)
Если под "настоящими" имеются в виду индейцы Северной Америки, то их игры также почти все возникли под влиянием колонистов. Чуть ли не единственным исключением является "Зон Аль" ("Лес-болото") - крестово-круговая игра, в которую время от времени играли женщины, отвлекаясь от рукоделия: поле вышивали на одеяле, а в качестве фишек использовали шило. В центре ставили камень, на который разбрасывали палочки. В игре была довольно сложная система определения очков - кроме обычных красных палочек D2 была зелёная палочка удвоения очков. Информацию по игре нетрудно найти, если что - я потом выложу описание инвентаря и правила.
У аборигенов Австралии никаких игр не сохранилось (насколько я знаю, о них ничего не известно).
У маори (Новая Зеландия) дожила до наших дней только одна игра "Мю Торере", любопытная вариация простейшей Мельницы, где задача - не срубить все фишки противника, а запереть их, лишить хода.

Edited at 2013-11-26 05:44 am (UTC)
chilly_67
Nov. 27th, 2013 09:21 pm (UTC)
Ну люблю я карты
Я просто представил эдакую тотальную карту миграций игр.
skyruk
Nov. 28th, 2013 03:23 pm (UTC)
Re: Ну люблю я карты
Такую карту в перспективе можно составить, но с обеими Америками будут полные непонятки. Инквизиция уничтожила там ВСЁ, не осталось ни правил, ни записей, ни единого целого комплекта, только поля в заброшенных городах. Кое-что сохранилось в изустной традиции, но фрагментарно и противоречиво. :(
chilly_67
Nov. 28th, 2013 03:46 pm (UTC)
Да-а, погорячился Колумб... С Мезоамерикой и Андами более-менее понятно. С "настоящими индейцами" Северной Америки тоже. От всего вероятного многообразия осталось полторы игры. И ещё местные версии "европейских" игр.
А Амазония? Там, вроде бы, европейцы не слишком лютовали.
Или крайний Север – Аляска, северная Канада? Тут, конечно, не индейцы уже, а эскимосы. А какой-то культурный обмен у них был – и с народами арктической Азии, и синдейцами, и возможно, с викингами.
skyruk
Nov. 28th, 2013 03:51 pm (UTC)
Эти вопросы я пока не рассматривал. У северных народов крайне мало игр вообще, а настолки непопулярны в частности по причине постоянных холодов - где там играть? На улице холодно, в яранге темно.
Но вот игры Амазонии можно бы и глянуть. но это надо к этнографам. :(

Edited at 2013-11-28 03:56 pm (UTC)
chilly_67
Nov. 28th, 2013 03:58 pm (UTC)
Просто размышляю. Основательный ведь пласт культуры. Не сказать чтобы совсем не известный, но и не на слуху. То есть, если напрячься, обязательно что-то вспомнишь – из путешествий, книг, фильмов. Есть, разумеется, такие игры о которых знают многие (если не все) – те же шахматы. Но как игра менялась во времени, в пространстве, переходя от одного народа к другому... Интересно.
skyruk
Nov. 28th, 2013 04:04 pm (UTC)
Я сейчас систематизирую манкалы Африки. Описание каждой пятой игры заканчивается на этапе количества лунок на доске. Далее информация одна: "Данных недостаточно". Сколько камней кладётся в лунки, какова механика посева, какие условия взятия и выигрыша - ничего не известно.
С Америкой в районе Амазонки, где до сих пор первобытный строй, дела обстоят ещё хуже.
anacampseros
Nov. 25th, 2013 09:15 pm (UTC)
Очень интересная игра. Можно перепост сделать?
skyruk
Nov. 26th, 2013 03:12 am (UTC)
Можно, без проблем. По тегам "манкала" и "история манкалы" у меня тут много чего лежит, а в ближайшее время начну выкладывать пачками ещё.

Edited at 2013-11-26 03:13 am (UTC)
denis_anisimov
Nov. 25th, 2013 11:03 pm (UTC)
Спасибо! Кстати знаю, что есть онлайн бао и манкала в инете. Нету хорошей ссылки?
skyruk
Nov. 26th, 2013 03:17 am (UTC)
Лучшая локализация бао, которую я находил, лежит здесь, но и она серьёзно недоработана ("дом" можно захватывать с самого начала, нет многих других игровых тонкостей), хотя для выработки игровых навыков и понимания игры она будет очень полезна. Можно играть друг с другом или с ботом. Регистрации не требуется.
Такой игры как "манкала" не существует :), это семейство игр. Поэтому найти манкалу онлайн в Сети проблематично. Я обычно играю на iggamecenter.com - там хорошая локализация оваре (вари), хавалиса, алемунгулы, каури и некоторых других игр.

Edited at 2013-11-26 03:31 am (UTC)
orel_na_vole
Nov. 27th, 2013 06:30 am (UTC)
как всегда - интересно и исчерпывающе
skyruk
Nov. 27th, 2013 07:21 am (UTC)
Я старался писать как можно яснее, но в игре столько тонкостей и сложностей, что меньше и проще написать никак не получилось.
orel_na_vole
Nov. 27th, 2013 07:35 am (UTC)
:) и замечательно
gaumax
Dec. 8th, 2013 10:17 pm (UTC)
Благодарность трудящихся! (от многочисленного просиль
Ну наконец-то! За эту статью я готов простить английский отъезд из Крыма :)Только закончили всей семьей разбираться в чейзе, теперь предстоит новый штурм - штурм бао суахили. Дайте передышку!

А если серьезно, то вы Дмитрий рискуете заслужить звание самого авторитетного знатока настольных игр мира (по крайней мере в русскоязычном интернете -это точно)

Спасибо за качественную проработку материала. Так держать!
skyruk
Dec. 8th, 2013 10:33 pm (UTC)
Спасибо!
В Крыму я появлюсь недели через две, и наверное, останусь там на всю зиму. Приезжайте в гости, думаю, всё устроится нормально. Как приеду, начну выкладывать правила других манкал - их уже накопилось около 20.
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy