?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Крысы за игройв камешки
   Итак, мы возвращаемся назад, в «дошашечные» времена.
   В процессе эволюции Мельница разделилась на две ветви. Первая, которую можно назвать тупиковой, скорее, тонкая «прослойка». В этих играх есть начальная расстановка, фишки двигаются, но при этом не снимаются с доски. На первый взгляд их легко спутать с Мельницей, однако цель в такой игре – запереть фишки противника, сделать так, чтобы он не мог ходить. Таковы китайская «Pong Hau K’i» и корейская «Ou-mol-кonо», скандинавская «Подковка», а также «Mu Torere» аборигенов Новой Зеландии.
oumolkonoMu Torere (Maori tribes)
Возможно, такой же игрой «на зажимание» был предок мадагаскарской фанороны, от которого сохранилось только название – «Fandrao maty paika» (букв. «Боязнь лишиться хода» или «Страх быть заблокированным»). Как правило это простенькие игры, в которые сегодня играют, в основном, дети.
Вторая ветвь, где фишки утратили фазу движения и только выставляются на поле, уже в древности развилась в довольно серьёзное направление. Цели у таких игр могут быть разные, как то: создать на доске определённое построение – ряд из нескольких фишек (крестики-нолики, рэндзю, хасами сёги) или «мостик» от одного края доски до другого (гекс); поделить игровое пространство (Го, «точки»), или же преобразовать силы противника в свои (минь-мань, реверси). Есть и игры, в которых надо заполнить доску фигурными фишками так, чтобы противнику некуда было поставить очередную фишку и сделать ход (пентамино, гексатрион, блокус, L-игра). Несмотря на простые правила, эти «постановочные» игры отличает богатейший арсенал тактических приёмов и философская глубина стратегических замыслов. Возможно поэтому все они глубоко пустили корни в восточной культуре, которой присуще образное, интуитивное, созерцательное восприятие мира. В Японии рэндзю возведено в ранг национальной спортивной дисциплины, наравне с сёги и Го. Впрочем, японцы считают логические игры в большей степени искусством, чем спортом, и полагают, что за доской партнёры призваны совместно создать творческий шедевр, а результат – дело второе.
Однако хоть происхождение этих игр вполне понятно, и европейский и азиатский следы теряются во тьме веков.

КАЛЬКУЛИ (LUDUS CALCULORUM)
Калькули 01
В мире известно немало версий игры, цель в которой – выстроить пять своих фишек в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Таковы китайская Уцзы-ци (Wu Zi Qi - 五子棋), корейский омок (오목 [五目]), японские гомоку и рэндзю (довольно сложная современная версия с расширенными правилами), русские «крестики-нолики», чехословацкая Piskvorsky, шведские Luffarschack (или Luffarshack), Ristinolla, Caro и другие. В некоторых есть дополнительные правила, касающиеся запрета на определённые построения. Александр Носовский и Андрей Соколовский, авторы пособия «Рэндзю для начинающих», заявляют, будто археологи доказали, что «…эта игра была независимо создана в Древней Греции и доколумбовой Америке». Тут с ними можно поспорить. Да, есть свидетельства, что в Китае она была известна уже в 2000-3000 гг. до н.э. Однако если она существовала в Греции, то почти наверняка существовала и в Риме. Между тем, подтверждения этому нет.
Реконструкция античных игр – очень сложный предмет, где археологические доказательства, литературные источники на греческом и латинском и знание общих механизмов настольных игр должны быть объединены. И правда, кажется очевидным, что основная версия игры «пять-в-ряд» была изобретена независимо друг от друга людьми во всём мире. Действительно, она так проста, что даже дети могут самостоятельно придумать её и сегодня. В Древней Греции и Риме знали и любили Мельницу, но игр, где надо выстроить 5 шашек, античные источники не упоминают. «Переходным звеном» могли бы служить калькули – гипотетическая античная игра семейства «пять-в-ряд», в которую (якобы) играли на той же доске, что и в шашки латрункули.
Калькули 8х8
Гарольд Мюррей в своей «Истории всех настольных игр, кроме шахмат», пишет: «Римляне использовали для игры Ludus Calculorum любую доску для игры с камушками, в частности Ludus Latrunculorum или Latrunculi». Если римляне играли в игры типа «пять-в-ряд», они могли быть упомянуты под общим названием Ludus Calculorum – «счётные игры». Calculi на латыни означает просто «камешки», «гальки», а также «подсчёты», но... не игры.
Римский математик
   Камешки использовались для упрощения вычислений до того, как были придуманы счёты, и это название закрепилось за ними. Самые старые античные счёты (абак) представляют собой выдолбленные в камне или дереве канавки, заполненные камешками.
Древние счёты - абак
   Следуя постулату «отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия», Мюррей и счёл эпитет «calculorum» применительно к «ludus» отсылкой на древнюю версию игры «пять-в-ряд». Однако это не доказывает, что Ludus Calculorum была какой-то определённой игрой! В случае калькулей нигде не описываются ни правила игры, ни инвентарь, нигде не сказано, что требуется выстроить несколько камней в ряд, а если и сказано (например, в «Науке любви» Овидия), это относится к Мельнице. Античные авторы упоминают некую римскую игру под названием Pentelitha (от древнегреческого πέντε – «пять» и «λίθος» – «камень», т.е. игра «пятью камнями»). Как будто это соответствует условиям, но пентелиту описывают как игру с таранными костями (тали, астрагалы, бабки). Можно предположить, что под «камнями» подразумевались пять игральных костей, хотя это и кажется странным – название «pentetali» было бы более естественным... В общем, истинное значение названия «пентелита» в любом случае неизвестно.
Музей г. Пергам. Девочка, играющая в кости.
Древнеримский политик и адвокат Плиний Младший в своих письмах упоминает 80-летнюю Уммидию Квадратиллу, весьма фривольную бабушку своего друга Квадрата, о которой он пишет буквально следующее: «Audivi ipsam, cum mihi commendaret nepotis sui studia, solere se ut feminam in illo otio sexus laxare animum lusu calculorum, solere spectare pantomimos sous; sed, cum factura esset alterutrum, semper se nepoti suo praecepisse, abiret studeretque; quod mihi non amore eius magis facere quam reverentia videbatur».
(Перевод): «Я слышал от неё самой, когда она поручала мне руководить занятиями своего внука, что она, как женщина старая, уже на покое, отдыхает обычно душой, играя в камешки и глядя на своих пантомимов, но, принимаясь за эти занятия, всегда приказывает своему внуку уйти и взяться за учение. Мне казалось, что она делает это не столько из любви к нему, сколько из уважения».
В какие именно «камешки» играла Уммидия, точно не ясно – это могли быть латрункули, табула, Pente Grammai, «пять-в-ряд», а также всяческие кости. Для нас важнее, что Плиний пишет об этом мимоходом, как о чём-то общем, не требующим уточнения. Из этого скорее всего следует, что понятие «Ludus Calculorum» не относилось к какой-то конкретной игре, ведь почти во всех античных настольных играх использовались полированные камни или стекляшки.
Калькули
   Если же калькули были разновидностью «пяти-в-ряд», игра требовала гораздо большего числа камней, чем латрункули, а значит, и большей доски. Крестики-нолики (если отбросить детский вариант) по умолчанию играются на «бесконечном» поле, в гомоку и рэндзю играют на поле 15х15, а также на досках для Го 17х17 и 19х19, при этом у каждого игрока не меньше 50 камней. Несколько более-менее крупных мешочков с камнями были найдены при раскопках в Риме, но досок, даже близких по размерам к восточным образцам, археологи не обнаружили.
Может быть, поля для больших латрункулей 12x8 или неустановленной игры, названной по месту обнаружения Terni Lapilli (10x10), годились для этого лучше, или же в игре были какие-то условности, которые ограничивали игроков, а может, для выигрыша требовалось построить ряд только из четырёх камней – мы об этом абсолютно ничего не знаем. Доска 8x8 в любом случае слишком мала – в таких стеснённых условиях игра неизбежно сводится к ничьей.
*
ГОМОКУ и РЭНДЗЮ (連珠) - самые известные игры с постановкой камешков в ряд. Во многих странах они признаны официальной спортивной дисциплиной. Существует несколько вариантов правил, по которым проходят соревнования, хотя инвентарь, основные тактические приёмы и цель игры всегда одни и те же. Различия касаются методов компенсации преимуществ, которые даёт начинающему игру первый ход.
Рэндзю, фрагмент партии
Гомоку (яп. «пять пунктов») или, как его иногда называют, «гомоку-нарабэ» (五目並べ, «пять пунктов в ряд»), игра довольно древняя. Местом рождения гомоку считается Китай, дельта реки Хуанхэ, время рождения точно неизвестно. Учёные называют разные даты, самая древняя из которых XX век до н.э. Всё это позволяет проследить историю подобных игр в Японии примерно до 100 г.н.э. Вероятно, в это время игры с камешками и попали на острова с материка – предположительно в 270 году н.э., с китайскими эмигрантами, где стали известны под разными названиями: Нандзю, Ицуцу-иси (старояп. «пять камней»), Гобан, Горэн («пять в ряд») и Госэки («пять камней»). В первой книге о японском варианте игры «пять-в-ряд», изданной в Японии в 1858 году, игра называется Какуго (яп. «пять ступеней). На рубеже XVII-XVIII веков в неё уже играли все – от стариков до детей.
Название «рэндзю» (яп. «нитка жемчуга») появилось в 1899 году с лёгкой руки первого японского Мэйдзина («великого мастера») рэндзю – Тэнрю Кобаяси, большого знатока классической китайской поэзии. В ту эпоху игра вошла в моду при дворе, куртуазные дамы стали играть фишками из поделочных камней и раковин хамагури с отмели хюга. В отличие от Го, масштабные построения в которой похожи на ковровую бомбардировку, в гомоку ниточные связки полированных «чечевиц» в центре доски издали действительно напоминают бусы. Здесь уместна параллель с туркменским названием Мельницы – «дызым» («нанизывать»), также отсылающим к бусинам.
Рэндзю, типичная позиция
Вообще, в рэндзю много поэтичных аллегорий, по-восточному цветистых и необычных терминов, но в целом рассказать что-то интересное про эту игру, привести какие-нибудь мифы, легенды, любопытные факты не получается – всё сводится к сухой статистике и описанию правил. Вплоть до начала XX века игра оставалась развлечением простонародья, знать относилась к ней с презрением. В этом смысле характерна старинная японская поговорка: «В рэндзю играют крестьяне, в сёги – воины, в Го – мудрецы». Только с середины XIX века начали издаваться книги по теории игры и проводиться официальные турниры и соревнования, бывшая простонародная игра обросла дебютами с поэтичными именами («Цветок», «Астероид и метеор», «Далекая…», «Холодная…», «Счастливая…» и «Золотая…» звёзды, «Серебряный месяц и Новолуние», «Долина и Ущелье» и т.д.). Каноническими считаются 26 дебютов. Они классифицируются по второму и третьему ходам в партии. В дебюте разрешены только два вторых хода для белых – вплотную к центральному камню по вертикали/горизонтали, или вплотную по диагонали, поэтому основные дебюты делятся на вертикальные и диагональные. Третий ход в партии (ход чёрных) делается в пределах центрального квадрата 5×5 пунктов, то есть не далее двух пунктов от центра игрового поля.
В 1906 году была создана Токийская федерация рэндзю, в 1936 году – Японская. 30 лет между этими датами были «смутным временем», когда модернизировались правила игры. Была принята система спортивных разрядов – ученические кю и профессиональные даны от 1 до 9, и введено переходящее высшее звание Мейдзина (до этого оно присваивалось пожизненно).
Без сомнения, рэндзю появилось в простейшем варианте, без всяких фолов. С развитием теории и накоплением статистики выяснилось, что при игре без ограничений чёрные неизбежно выигрывают (в восточных играх чёрные ходят первыми, что даёт им слишком большое преимущество). Крупным реформатором игры выступил третий пожизненный Мэйдзин рэндзю Такаги Ракузан. Такаги Ракузан был во всех отношениях выдающейся личностью – помимо рэндзю, он прекрасно играл в Го, всячески пропагандировал любимую игру и исследовал её возможности. Японский писатель Ясунари Кавабата описывает его с откровенной симпатией как человека открытого и общительного, всегда находящегося в центре внимания: «Здесь же рядом Такаги Ракудзан учил меня играть в передвижной вариант рэндзю. Такаги, Мэйдзин по шашкам рэндзю, был знатоком всяческих игр, он быстро овладевал секретами новой игры и стремился просветить окружающих. От него в тот день я узнал о новой игре “красавица в шкатулке”» (Я.Кавабата, «Мэйдзин»). Именно Такаги-сенсэй предложил уменьшить игровое поле с 19x19 до нынешнего 15x15 и снизить количество выигрышных построений для чёрных.
   Предложение долго рассматривалось, но в итоге было принято. Сперва чёрным запретили делать вилки 3x3, а когда этого оказалось недостаточно, были приняты «классические» правила фола. Ныне чёрным запрещается строить вилки 3x3, 4x4 и любые вилки кратностью больше двух, а также «длинные ряды» больше 5 камней. Почти пятидесятилетний опыт этих правил показал, что они уравнивают шансы играющих. Более того: по мнению многих мастеров рэндзю, введение фолов обогатило игру, так как белые получили возможность выиграть фолом – когда чёрных заставляют построить запрещённое построение.
Современные классические правила рэндзю таковы:
Игра ведётся на доске 15х15 перекрестий, у каждого игрока по 50 камней. Словно в память о крестьянских, бедняцких корнях, наборы для рэндзю редко делают в виде толстых гобанов, обычно это плоская доска.
Первыми ходят чёрные – на любое свободное перекрестье. Игроки по очереди выставляют на доску по одному камню, стремясь выстроить непрерывный ряд из пяти камней по вертикали, горизонтали или диагонали. Игрок, первым построивший такую цепочку, выигрывает.
При таких правилах единственным способ выиграть является построение «вилки», т.е. создание одним ходом одновременно двух и более угроз построения пятёрки. Количество таких угроз называется кратностью вилки.
Построения в рэндзю
Чёрным запрещено строить открытые вилки 3х3 и 4х4, «Длинный ряд» (6 и больше камней), а также вилки, кратностью больше двух. Если чёрные построят одну из таких форм случайно или вынужденно, они проигрывают. Фактически, чёрным оставлена лишь одна выигрышная вилка – 4x3. Закрытые вилки, у которых при построении одна ветка уже закрыта камнем противника или краем доски (или её невозможно достроить по каким-то другим условиям), не считаются фолом – такие построения называются псевдофолами. Отличить фол от псевдофола просто – в случае псевдофола белые последовательно могут (но не должны) защититься от всех содержащихся в нём угроз. Этот же принцип применим и при определении типа и кратности вилки.
Для белых нет никаких ограничений в построении любых вилок. «Длинный ряд» у белых также выигрывает.
Игрок может пасовать (то есть, вообще не выставлять на доску камень), пас тоже считается ходом. Если никому не удалось построить ряд из пяти камней, а доска заполнилась, фиксируется ничья. Также игроки в любой момент могут признать партию ничейной по взаимному согласию.
Ряд из пяти камней сегодня называют шахматным термином «мат». Четвёрка камней называется «шах». Такая четвёрка может быть открытой и закрытой; от открытого шаха практически нет спасения – только если противник первым построит выигрышную цепочку. Хотя нередки случаи, когда шах чёрных приводит их к проигрышу, если белые вынуждают их сделать фол. Открытая тройка камней носит название «полушах». Профессионалы подчёркивают, что игра «на фол» скрывает в себе множество тонкостей для обеих сторон, каких нет ни в какой другой разновидности игры «пять-в-ряд» – она присуща только классическому рэндзю.
Дальнейшие годы вплоть до нашего времени были потрачены на исследование дебютов и бесконечные попытки компенсировать преимущество первого хода, которое оказалось настоль всеобъемлющим, что пришлось вводить дополнительные условия розыгрыша пяти первых ходов (3 чёрных камня и 2 белых), которые называются дебютным регламентом. Он довольно сложен: играющий чёрными в одностороннем порядке разыгрывает дебютное начало, выставляя на доску три камня, после чего второй игрок может выбрать цвет, которым будет играть.
Какого-то идеального решения так и не было найдено. В наши дни соревнования проводятся по нескольким вариантам правил, и хоть говорить о кризисе рано, ситуация всё равно нестабильная. Но это касается только профессиональных игроков, а для любителей настольных игр рэндзю и гомоку остаются неисчерпаемым источником удовольствия и великолепной гимнастикой для ума. При кажущейся несерьёзности они вполне сравнимы с шашками по динамике, пластичности и комбинационной составляющей, а правила их так просты, что доступны даже самым маленьким. Игра очень легко поддалась компьютерной адаптации, в Сети можно найти дюжину программ, играющих по разным правилам и с разной силой.
В 1988 году создана Международная федерация рэндзю (RIF). С 1989 года раз в 2 года проводятся чемпионаты мира. С 1996 г. (также раз в 2 года) проводятся Командные чемпионаты мира и Молодёжные первенства мира, а с 1997 года, параллельно с личными чемпионатами мира проводятся чемпионаты мира среди женщин. Как следствие вариант игры под условным названием «Крестики-нолики на бесконечном поле» стал популярен в середине XX века среди студентов многих стран мира: камни в рэндзю не перемещаются по доске, а только ставятся, что позволяет играть с помощью карандаша или ручки на листке в клетку. В СССР рэндзю начали культивировать в начале 80-х, именно тогда стали появляться статьи в прессе, выпускаться игровые комплекты (в основном, портативные) и проводиться регулярные турниры, однако в 90-е, с крушением перестройки всё было порушено и разбазарено. Только в 2011 году рэндзю вернулось во Всероссийский реестр видов спорта.
Помимо простейших (гомоку) и классических (по мнению многих – неоправданно сложных) правил рэндзю сегодня существуют ещё несколько разновидностей подобных игр:
*
«СВОБОДНОЕ РЭНДЗЮ» или «5-в-ряд с центральным запретным квадратом (ЦЗК)» было предложено европейскими игроками в середине 80-х и сразу стало очень популярным, поскольку вводило всего одно ограничение: второй ход чёрных (т.е. третий ход в партии) должен быть сделан за пределы центрального квадрата 5×5.
Рэндзю - доска с центральным "запретным" квадратом
   Далее игра идёт по правилам гомоку (фолов нет, «длинный ряд» не приносит победы никому) на доске 15×15. В Чехии, Венгрии, Польше сегодня именно эту разновидность игры называют «гомоку». Подобный ход действительно сильно ограничивает агрессивное давление чёрных, но, как показывает практика, их преимущество всё равно остаётся  значительным.
*
ПЕНТЕ (или «пента», от греческого πέντε – «пять») – игра для двух или четырёх игроков, созданная Гэри Гэбриелом в 1977 году.
Пенте
   Автор выдаёт идею за греческую, на самом деле Пенте - упрощённый вариант игры нинуки-рэндзю, популярной в Японии в середине XX века. Кавабата и о ней упоминает: «…Мэйдзин, переодевшись в лёгкое кимоно, направился в комнату оргкомитета, сел играть в рэндзю, с легкостью обыграл меня раз пять-шесть кряду, а затем сказал: “Эта игра, нинуки, одно баловство, это неинтересно. Давайте лучше сыграем в сёги, Ураками-сан. У вас, кажется, есть комплект?”» (напомню, события романа происходят в 1938 году). Доска 19×19, первыми ходят белые, третий ход (второй ход белых) делается за пределы центрального квадрата 5×5, как в «свободном рэндзю». Главное отличие от рэндзю состоит в том, что ряд из двух камней, закрытый с двух концов, становится «добычей» и снимается с доски. Выигрывает тот, кто первым построил ряд из 5 или более камней, либо первым сделал 5 взятий. Фактически пенте и нинуки-рэндзю – гибридные игры. Их механика, правила ходов и условия победы аналогичны рэндзю, первый ход и тактика захвата пришли из более поздней игры Реверси («Отелло»), а большая доска и правило снятия камней – из Го.
*
«СОЕДИНИТЬ 6» («Connect 6»). Доска 19×19, порядок ходов изменён: первым ходом чёрные выставляют один камень, далее каждым ходом игроки выставляют на доску не один, а сразу два камня. Победа достигается построением ряда из шести и более камней.
*
ПЕНТАГО – весьма любопытное новшество последних лет. Эта игра, разработанная шведской компанией «Mindtwister AB» (автор идеи – Томас Флоден), собрала довольно внушительную коллекцию наград. В пентаго играют шариками двух цветов на специальной доске 6х6 с лунками вместо клеток или перекрестий.
Пентаго
  Поле разделено на четыре квадранта 3х3, каждый из которых может поворачиваться вокруг своей оси. Каждый ход включает в себя постановку фишки и поворот одного из таких участков на 90 градусов в любом направлении. Цель игры та же – выстроить цепочку из пяти фишек по вертикали, горизонтали или диагонали. В результате игра проходит необычайно динамично, поскольку ситуация на доске не развивается постепенно, шаг за шагом, а изменяется кардинально (опять же, чем-то напоминая Реверси). В игре особая, «качающаяся» тактика, в которой важнее не просчитать ситуацию на несколько ходов вперёд, ибо это просто невозможно, а скрыть свои замыслы от противника. Иногда, предвкушая победу следующим ходом, даже не подозреваешь, что проиграешь уже на этом. Если игрок уже после постановки получает ряд из пяти шариков, поворачивать поле не надо. Если оба игрока после законченного хода получают ряд из пяти шариков, объявляется ничья. Если все шарики (а их 36) закончились, но никто не собрал ряд из пяти шариков, это также ничья.
Пентаго XL
  Существует версия для игры вчетвером «Pentago XL»; поле для неё состоит из 9 квадрантов 3x3, а в набор входят плоские фишки 4-х цветов: красные, жёлтые, зелёные и синие. Поворачивать сегменты поля в этом варианте можно только по часовой стрелке.
*
ХАСАМИ СЁГИ – любопытная игра, которая находится на стыке сразу двух или трёх игровых систем. Рассказывая о шашках рэндзю, никак нельзя обойти вниманием их «мобильного» родственника. Мне не совсем понятно, про какой «передвижной вариант рэндзю» рассказывал Мэйдзин Такаги в романе Кавабаты, но думаю, что без хасами сёги тут всяко не обошлось.
Хасами Сёги
   Игра ведётся на доске для сёги 9х9, в качестве фишек обычно используют по 9 пешек с каждой стороны (для удобства один игрок обычно играет непревращёнными пешками фухё, другой – превращёнными токинами). Начальная расстановка – в одну шеренгу на первой и последней горизонталях. Первыми ходят чёрные. Фишка ходит только вперёд или вбок по вертикали или горизонтали на любое количество клеток, как шахматная ладья, однако назад и по диагонали ходить запрещено. Если рядом с фишкой стоит фишка противника, её можно перепрыгнуть при условии, что клетка позади неё свободна; фишка противника при этом не считается срубленной. Перепрыгнуть можно только одну фишку (и то стоящую рядом и только на клетку сразу за ней); перепрыгнуть сразу несколько фишек, прыгнуть дальше на несколько пустых клеток или сделать серию прыжков, как в Уголках, нельзя.
Японский термин «хасами» означает «клещи» (в Го также существует подобное построение). Тут самое время вспомнить исчезнувшие римские латрункули и скандинавский хнефатафл, поскольку в хасами сёги действует тот же принцип: две фишки рубят одну, зажимая её в клещи по вертикали, горизонтали или диагонали. Срубленная фишка сразу после захвата снимается с доски. Однако проход фишки между двумя рядом стоящими вражескими безопасен и для неё, и для них.
Хоть фишки в хасами сёги и можно рубить, основная цель игры состоит отнюдь не в истреблении сил противника (правда, этим тоже можно добиться победы), а в построении непрерывной цепочки из пяти (и более) своих фишек по горизонтали, вертикали или диагонали. Такая цепочка должна быть выстроена в пределах тех восьми горизонталей, что находятся между первой и последней, то есть в выигрышном ряду не должны находиться фишки, стоящие в начальных позициях (иначе бы уже в начале игры обе стороны считались выигравшими).
Дай-Хасами Сёги
За партией в хасами сёги любят скоротать свободную минутку и гошники, и сёгисты, однако сегодня более известен вариант с двойным набором – дай-хасами сёги, где с каждой стороны участвуют по 18 фишек; в него обычно играют камнями для Го. Обычно его также называют «хасами сёги», не делая между ними различий. Эта игра одновременно и проще, и сложнее первой: 36 фишек дают больше возможностей для тактического маневрирования, однако для построения победной цепочки игрокам остаётся только 7 внутренних рядов – так же, как и в простом варианте, фишки на начальных позициях не должны находиться в выигрышном ряду (эти «стартовые» ряды иногда выделяют цветом или разграничительной линией, чтобы игроки случайно не ошиблись). Что особенно приятно – в дай-хасами сёги разрешается рубить непрерывную линию сразу из нескольких фишек противника по вертикали или горизонтали (но не по диагонали!), если удастся зажать их с обоих концов, «сесть им на хвост и на голову».
Кроме того, «проклятие первого хода» вызвало к жизни модернизированный вариант дай-хасами сёги, в которых горизонтальные ряды не приносят победы. Как показывает практика, чёрные слишком легко выстраивают ряд из пяти фишек на третьей горизонтали. Новая редакция правил побуждает игроков выстраивать фишки на территории противника, что приводит к более сбалансированной, однако и более сложной игре.
Скорее всего, предком хасами сёги были с одной стороны таиландские зажимные шашки мак-йек, с другой – гомоку, ну а сёги милостиво одолжили новой игре свою доску и первичный игровой набор.
Хасами Сёги, советская магнитная версия
   В СССР не раз публиковались правила этой занятной игры, даже выпускались магнитные комплекты с полем 8х8 (под названием «Хасами шоги»).  Это несколько отличается от классического варианта, однако в хасами сёги допустимо играть и на меньшей доске – 7х7 и 5х5. Правда, я никогда не видел, чтобы кто-нибудь в России в неё играл. Каких-либо официальных соревнований и турниров по хасами сёги также нигде не проводится.
*
ЧЕТЫРЕ-В-РЯД Когда у моего знакомого подросли сыновья, они освоили крестики-нолики, которые им быстро наскучили, перешли на рэндзю, но сочли её слишком сложной и задали родителю вопрос: а нет ли некоего промежуточного варианта, чтобы поле было не большое и не маленькое, и чтоб выстраивать в ряд было нужно не три, не пять, а скажем… ну, четыре фишки. Вопрос был переадресован мне и изрядно меня повеселил. Конечно, есть, ответил я, только учтите, что в такой игре, помимо игроков, действует ещё и третья сила.
Сила? – озадачился мой собеседник. Какая сила?
Сила тяжести, ответил я.
  Если вы смотрели американские фильмы, то наверно видели, как дети или взрослые играют в странноватую штуковину – вертикально установленную на столе палетку со сквозными дырками. Игроки сидят по разные стороны этой ширмочки, по очереди бросают в неё сверху разноцветные фишки, потом, естественно, один кричит: «Я выиграл!», в игре распахивают донце, оттуда дождём сыплются фишки, и всё начинается с начала.
Four in a Row
Эта игра называется «Четыре в ряд» («Four in a Row»). Американец Мильтон Брэдли запатентовал её в 1974 году под названием «Connect Four» (позже фирма «Hasbro» выкупила патент и сменила название), однако сама игра намного старше. Роберт Белл описал её под названием «Четыре шарика» и датировал правлением короля Эдварда VII (1901-1910 гг.). Описанный им набор для игры представлял собой деревянный ящичек от бутылки коньяка «Реми Мартен» с откидной крышкой, на которой в ряд помещались восемь вертикальных направляющих и выдвижное донце, а в качестве фишек использовались шарики из бука и красного дерева.
Captain's Mistress
   Белл отметил, что, судя по качеству изготовления, это явно копия с более старого набора. Есть свидетельства, что великий мореплаватель Джеймс Кук так обожал её, что всегда брал с собою в плаванье. Он и его спутники – натуралист Джозеф Бэнкс и ботаник Даниэль Соландер могли часами резаться в неё во время долгих морских переходов, за что матросы не без ехидства обозвали этот ящик с шариками «Капитанской жёнушкой» («Captain's Mistress»).
Игра проста для освоения (из затянувшейся прелюдии вы уже поняли, что в ней необходимо выстроить ряд из четырёх фишек по вертикали, горизонтали или диагонали и помешать это сделать противнику). Никаких ограничений в ней нет. Геймплей не отличался бы от обычных крестиков-ноликов, когда б не одна особенность: «доска» 7х6 установлена вертикально, и каждая сброшенная фишка сразу падает «на дно» по принципу компьютерного тетриса. Игрушка презабавная, отлично развивает счётные навыки, внимательность, пространственное мышление и мелкую моторику. Уже само зрелище падающей фишки приводит детей в экстаз: у моих друзей дочка повадилась набивать такую ширму цветными кружочками раньше, чем научилась считать, ходить и даже говорить.
К сожалению, как и многие другие подобные игры, «4 в ряд» – тоже игра «в одни ворота». Расчёты показали, что начинающий игру всегда выигрывает, если не делает ошибок. Фирменный набор для игры можно купить в любом игрушечном магазине. Большая ширма легко «читается», крупные двояковогнутые фишки не застревают в пазах, падают с чётким, приятным щелчком. Стремясь придать этой простенькой игре динамику и непредсказуемость, производители придумали много новых возможностей для построения вожделенных цепочек.
4-в-ряд (комплект фирмы "Хасбро")
   Гейм-дизайнеры из фирмы «Hasbro» модернизировали ширму так, чтобы фишки можно было не только бросать сверху, но и выбивать снизу, добавили в игру фишку-«бомбу», фишку-«стенку» и прочие патентованные вкусности, превращающие «Капитанскую жёнушку» в серьёзную тактическую игру-трансформер и даже в подобие «пяти-в-ряд» с помощью навесных шаблонов на флангах доски, которые играют роль начальной расстановки.
Four in a Row штифтовая
Популярен также вариант в виде сверлёных шариков, которые нанизывают на штырьки по типу детской пирамидки. А несколько таких пирамидок легко позволяют получить 3D-версию игры (она носит название «Score 4»).

*
(с) Дмитрий Скирюк
____
   В заметке использован материал из Википедии, а также фрагменты из пособия «Рэндзю для начинающих» А.Носовского и А.Соколовского.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
orel_na_vole
Mar. 8th, 2013 11:48 am (UTC)
ух, я даже названий таких не слышала...
skyruk
Mar. 8th, 2013 06:25 pm (UTC)
Да быть того не может!
Ну хотя бы о рэндзю должна была слышать.
А уж о крестиках-ноликах я вообще не говорю :)
orel_na_vole
Mar. 8th, 2013 06:41 pm (UTC)
Re: Да быть того не может!
да, я поторопилась, рэндзю и крестики-нолики - знакомы :)) И другие теперь запомню!
janemouse
Jun. 16th, 2013 08:32 am (UTC)
мы делали самодельную дорожную версию score4
из 16 зубочисток, воткнутых рядами по 4,
в коробочку с пластилином,
и набора бусин от термо-мозаики двух цветов
8aetherous8
Sep. 28th, 2013 04:04 pm (UTC)
По поводу рэндзю и её "нестабильных" правил - вы не видели упоминание о такой вариации правил, как "коннект 6"?

На каком-то крупном сайте при обзоре всех этих многочисленных версий правил рэндзю было коротко сказано, что один (американский? не помню) профессор предложил удивительно простую версию игры: начинающие игру (скажем, белые) ставят первую фишку, а затем чёрные делают сразу два хода - две фишки куда угодно. Потом ход переходит к белым, и они тоже ставят две, и так всё время - каждый делает два хода подряд. Побеждает поставивший шесть фишек в ряд.

Утверждалось, что по первым прикидкам правила богатые на возможности и достаточно уравновешивают возможности ходящих первым и вторым...
skyruk
Sep. 28th, 2013 06:39 pm (UTC)
Я знаю эту игру.
Внимательно перечитайте пост - она в нём описана.

Edited at 2013-09-28 06:40 pm (UTC)
8aetherous8
Sep. 28th, 2013 06:53 pm (UTC)
Верно, прошу прощения :(
Видимо, увидел следующий знакомый заголовок - Пентаго - и перескочил глазами к нему.

Edited at 2013-09-28 06:53 pm (UTC)
skyruk
Sep. 28th, 2013 06:59 pm (UTC)
Бывает :)
Только что вернулся с областного библиотечного форума, где в числе прочих обсуждалась проблема нового времени - текст сегодня большей часть не прочитывается, а просматривается. Ваш коммент послужил блестящим тому подтверждением.
Алексей Исланов
Jan. 4th, 2014 10:06 am (UTC)
Алексей
В начале статьи упомянут класс игр, в которых надо не сбивать фишки противника, а запереть их, чтоб не могли сделать ход. Стало интересно узнать подробнее по этим играм, правила, доски. Pong Hau K’i и «Mu Torere» нашел. Попробовал правила поискать на "Подковку", пока результат никакой. Какая там доска и правила? Они все же в найденных мной играх немного отличаются. Так как о "Подковке" ничего узнать не удалось возник вопрос, может там отличная от представленных доска?

Edited at 2014-01-04 10:07 am (UTC)
skyruk
Jan. 4th, 2014 10:19 am (UTC)
Re: Алексей
Простите, болею, нет сил гуглить. Нарисовал.
Если память мне не изменяет, поле выглядит вот так.
Подковка
Алексей Исланов
Jan. 4th, 2014 10:29 am (UTC)
Спасибо! Все теперь понятно.
skyruk
Jan. 4th, 2014 10:32 am (UTC)
Вообще-то, в посте она тоже есть, только без фишек :)
Алексей Исланов
Jan. 4th, 2014 10:41 am (UTC)
Я понял. Просто я две другие нашел, но не "Подковку", неизвестно было на какое поле она похожа или идентична ли с каким-либо из них, такое же поле у Pong Hau K'i
http://en.wikipedia.org/wiki/Pong_Hau_K%27i
Я предположил, конечно, что поле "Подковки" одно из этих двух, что в начале статьи. Хотя, по форме то да, только это поле на подкову похоже.
( 13 comments — Leave a comment )