?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


   Если кто-нибудь из читающих мой блог побывал на новогоднем ДетКоне в Центральной Государственной Детской Библиотеке или на рождественской Игротеке на Тишинке, он не мог не обратить внимание на два пополнения моей коллекции - Дальдозу и «Собаки и Шакалы». Но если с дальдозой всё более-менее ясно, то со второй игрой пришлось сильно попотеть: правила «Собак и Шакалов» утрачены, существует только несколько предположительных реконструкций. Однако тот вариант, который я разработал в результате кропотливого (хотя и несколько поспешного) предновогоднего анализа, оказался вполне себе играбельным, и за исключением некоторых мелочей не вызывал вопросов. Потому, пожалуй, расскажу сейчас о них в этой заметке.
 Я уже писал, что эта игра вызывает массу споров у археологов, историков и игроведов. Протестировав все вышеописанные правила, я разработал свой вариант прохождения, который считаю оптимальным, за некоторыми уточнениями. Игра по этим правилам идёт легко, быстро и динамично, хотя слишком сильно зависит от случайности.
   1). Игра представляет собой боевые гонки с дополнительным введением новых фишек в процессе. Сбитые фишки уходят с доски до конца игры. На доске две не пересекающиеся дорожки в 29 дырочек каждая. Старт находится в центре доски (у «вершины» пальмы), финиш отмечен отверстием большего диаметра и/или иероглифом «шен»; если кто не знает, он похож на греческую букву «омега». Вот он (почему-то на подушке с китайскими иероглифами):
 2). В начале партии на доске находятся только по одной фишке каждого соперника – их ставят в стартовое отверстие, после чего броском палочек разыгрывают очерёдность хода. Игрок, выбросивший меньшее количество очков, ходит первым (именно на это количество). Второй игрок перебрасывает палочки и только после этого делает ход. Далее игроки ходят по очереди.
 3). Фишка продвигается только вперёд, на столько полей, сколько очков выпало на палочках. Если она при этом оказывается на поле, помеченном стрелкой, игрок обязан передвинуть фишку по линии, независимо от того, в каком направлении это происходит: эти «змейки» работают в оба конца.
 4). Как только фишка игрока прошла «нефер», игрок сразу заряжает на старт новую фишку. Если же фишка остановилась в этом отверстии, игрок получает ещё и дополнительный бросок. Один факт прохождения «Дома красоты» дополнительного броска не приносит, только новую фишку.
Иероглиф nefer ("красота",  "благо",  "хорошо") на доске игры "Собаки и Шакалы"
 5). Игрок может по выбору делать ход любой своей фишкой на доске, если та может двигаться. Фишки не могут обгонять друг друга на дистанции, за исключением случая, когда такой обгон происходит из-за движения вперёд по стрелке.
6). Увод фишки по стрелке (с 6-го поля на 20-е) не считается прохождением «нефера». Новая фишка при этом на доску не вводится. (Это правило предложила ввести на ДетКоне маленькая девочка по имени Маша, которая расстроилась после проигрыша и посетовала, что вводить новую фишку в обход «нефера» «несправедливо», поскольку она и так убегает слишком далеко. Довод показался мне разумным, мы попробовали сыграть так и этак, и пришли к выводу, что устами младенца глаголет Истина :).
 7). Если фишка проходит «нефер», а стартовое поле занято, новая фишка не вводится. Однако дополнительный бросок (если таковой положен) остаётся.
 8). Как только игрок вводит фишку в финишное отверстие («шен»), он сразу снимает с доски отстающую (самую последнюю на этот момент) фишку противника и забирает её себе; на доску она больше не возвращается и на сторону противника тоже не переходит. При этом собственная фишка, достигшая финиша, также возвращается «в руку» игрока и в свою очередь может быть выведена на старт. Для входа в «шен» нужен точный бросок, и если нужное количество очков не выпало, игрок обязан походить другой фишкой или пропустить ход. Войти на дорожку противника он не имеет права.
 9). Дорожки на доске не должны пустовать. Если противник срубает единственную активную фишку игрока, а у того в руке есть ещё фишки, одна из них тотчас выходит на старт.
 10). Игрок, у которого срублены все фишки, лишается хода и считается проигравшим.
   Все исследователи (кроме Роберта Белла) сходятся на том, что фишка на 30-м пункте уже не бьётся, но с доски может уйти только после выброса единицы. При этом неясно, имеет ли право входить в «Шен» вторая фишка (а судя по размерам отверстия, такое вполне возможно), и если да, то какие последствия это за собой влечёт.
Собаки и Шакалы 2
 Очень может быть, что существовали дополнительные правила, касающиеся борьбы фишек на финише. Возможно, ввод фишки в «шен» ещё не означал для неё конца прохождения, и игрок действительно сперва должен был выбросить «1» – и только после убрать её (и отстающую фишку противника) с доски. Как в этом случае нужно было поступать, если в «шен» входила ещё одна (своя или чужая) фишка, мы не знаем. Тут возникают сложности. Возможны несколько вариантов, из которых трудно выбрать что-то определённое. Можно сделать несколько предположений.
 Вариант I. В «шен» входит вторая своя фишка. Далее:
 1). Обе фишки остаются на месте и ждут своих «единиц». Каждая выходит из игры по отдельности.
 2). Фишка, которая вошла первой, уходит «в руку» игрока, прихватывая с собой отстающую фишку соперника. Вторая остаётся ждать «единицы» или новой своей фишки.
 3). Обе фишки уходят в руку игрока, забирая с собой две отстающие фишки соперника.
 4). Обе фишки уходят в руку игрока, взятия при этом не происходит.
 Вариант II. В «шен» входит (второй) фишка противника. Далее:
 1). Обе фишки остаются на месте и ждут своих «единиц».
 2). Вошедшая фишка срубает фишку противника, которая имела несчастье войти в «шен» первой. Срубленная фишка при этом:
 а). Уходит обратно «в руку» игрока и может потом быть выведена на старт.
 б). Отходит противнику до конца игры. Снятие «призовой» фишки при этом не производится.
 в). Сразу же заново выходит на старт.
 Если рассуждать дальше, то при входе в «шен» третьей фишки могут возникнуть дополнительные сложности. Скажем, может действовать правило «две рубят одну» или «третья выбивает обеих» и т.д., и т.п. Вариантов столько, что я предпочёл на сегодня ограничиться самым простым, то есть - уходом фишки «в руку» игрока сразу же по достижении ею конца дистанции, с одновременным взятием отставшей фишки соперника. При этом возникают две взаимоисключающие гипотезы: если финальный выход с доски был так важен, почему иногда на досках не было финишного отверстия, только иероглиф. А если это просто значок, финишная отметка, по какой причине на большинстве досок его нарочно делали такого большого диаметра, что в него могли войти несколько фишек сразу?
   Любые ваши предположения и аргументы по этому поводу готов внимательно выслушать.
 При таких правилах прохождение фишкой Дома «нефер» может иметь куда большее значение, нежели достижение финиша: игроку гораздо выгоднее подставить противнику последнюю, «жертвенную» фишку, а её ещё надо успеть вывести на старт, и даже слегка продвинуть, чтоб освободить место для третьей. Соответственно, медлительная фишка, проскочившая большую «стрелку», получает право ввести в игру две фишки, а удачливая, «срезавшая» путь – всего одну, что тоже некоторым образом выравнивает игровой баланс.
 Можно предположить, что фиванский комплект отражает некий средний, промежуточный этап развития игры, а сами «Собаки и Шакалы» имеют коптское происхождение. Коптские доски действительно выглядят архаичными: они строгой геометрической формы, на них сделаны отдельные «базовые» отверстия для каждой фишки, нет сокращающих дорожек и выделенных полей, а разметка весьма условная и присутствует только в виде уступчатых «террас».
Собаки и Шакалы 0-3Собаки и Шакалы ранняя схема
 На глиняных ассирийских досках-«стельках» есть ускоряющие и замедляющие дорожки, но нет никаких выделенных иероглифами полей, кратность разметки всюду равна пяти, дополнительные ускоряющие стрелки уводят фишку на 25-е отверстие с 5-го и с 10-го на 15-е или наоборот (а не только с 6-го на 20-е и с 8-го на 10-е, как в фиванском комплекте), поэтому они вполне могут оказаться ещё одним переходным этапом в эволюции игры (от какой версии к какой – пока неясно).
Доска для игры в "Собак и Шакалов" из гробниц Тепе-Сиалк
 Фиванские «пальмовые» доски уже несут сложную «компенсаторную» разметку в виде «змеек» и «домов», особо выделено стартовое отверстие, а «базовые» отверстия, если встречаются, обычно большего размера и сгруппированы по два с каждой стороны, хотя по-прежнему расположены между стартом и финишем (не важно, где таковые находились). Назначение ещё одного, дополнительного отверстия в основании доски (или носке «стельки») остаётся неясным - оно встречается далеко не на всех досках и возможно, имеет даже не игровое, а чисто утилитарное назначение. Подобные торцевые отверстия и углубления непонятного назначения есть и в коптских досках, но не во всех, и количество их варьируется.
Собаки и Шакалы 4
 Поздние же египетские «бегемотики» не несут иероглифов, лишь одну стрелку (в виде горизонтальной полоски на спине), зато палестинские «щиты» и «скрипки» - только симметричную разметку: Розетки строго через каждые 5 полей.
Собаки и Шакалы на керамике
   Указующих стрелок на них нет и даже финальное отверстие отмечено не всегда. «Базовая» лунка у каждого противника всего одна, при этом она очень большая и смещена на край доски (в палестинских наборах там и вовсе только выемка), а дорожки сложно изогнуты с тем, чтобы максимально эффективно использовать всё пространство доски и уменьшить габариты игрового набора. К некоторым таким доскам прилагались отдельные подставки для фишек-лучинок, тоже в виде какого-нибудь животного размером поменьше (например, черепашки): в них удобно складывать фишки, выбывшие из игры, чтоб не путать их с ещё «живыми», активными. Однако, как показывает практика, взрослому человеку удобнее во время игры держать весь пучок фишек в руке, заряжая или убирая с доски нужную фишку по ходу дела.
Собаки и Шакалы 1
 Надо сказать, что на фиванской «пальмовой» доске кратность пяти нарушается: «стартовое» отверстие на ней выделено отдельно, и таким образом первое «бонусное» поле сдвинуто и является по счёту шестым. а не пятым, 8-е и 10-е отверстия служат «компенсаторной» ловушкой на часто выпадающую двойку, и лишь первый «нефер» идёт по счёту как положено, строго 15-м.
Собаки и Шакалы - схема
 Таковы мои выводы на сегодняшний день.
   Вопрос о поведении фишек на финише пока остаётся открытым.
*

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
gray_bird
Jan. 23rd, 2013 08:14 pm (UTC)
Когда мы пробовали играть, спонтанно родилась противоположная цель игры.
Был определен выигрыш в том, что ты вывел все вишки за доску через финальную дырку, те же которые срубались в процессе возвращались в руку игрока, для последующей постановки на доску.
В процессе оно показалось более динамичным и драйвовым.
Потому как цель "провести все фишки по мосту из дырочек на свободу" - достижение, а "сохранить больше фишек чем соперник - процесс.
skyruk
Jan. 23rd, 2013 08:34 pm (UTC)
Да, я помню. Выглядит интересным, надо будет по возвращении сыграть, а то изложил как-то не очень понятно. Вообще, такие правила более просты - просто добежать, срубая по пути противника, то есть, спортивные гонки. Нарды :)
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy