?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   Ну вот. Закончил делать доску для Бао (и даже всласть наигрался в него со Славой и Надей). Получилась вот такая штуковина.
Bao 02
   Материал: сосна, морилка, алкидный лак, шкатулочные петли, шурупы. Размеры: каждая половинка 550х170х20, размеры каждой лунки 60х15. Для игры, как показала практика, больше и не надо.
   В семье манкалы существует несколько игр на четырёхрядной доске. Сходство в правилах и тот факт, что в четырёхрядную манкалу не играет ни одно племя, которое тесно контактировало с арабами, позволяет предположить, что эту игру изобрели в Восточной Африке (по сравнению с другими – двухрядной и трёхрядной). Возможно, этот вид был придуман группой племён, говорящих на суахили, причём, сравнительно недавно.
   Все эти игры принято играть в жёстком, очень быстром темпе, от чего игроки находятся в постоянном напряжении. Если в прошлом допускались длительные размышления, сегодня на раздумье перед каждым ходом даётся не больше трёх секунд: в официальных турнирах судья даже считает вслух: «ому, эбири…» («раз… два…») – и если игрок не делает хода, очередь может перейти к противнику, а в некоторых играх (например, омвесо) игроку может быть даже засчитано поражение.
Bao 03
Такая доска подходит сразу для нескольких игр, из которых самая интересная - Бао Суахили (или Бао Ки-Суахили). О ней я уже рассказывал, но есть ещё несколько игр, в которые на ней тоже очень интересно играть: простое Бао, Омвесо, а также Игисоро. Бао называют "Королём манкалы", это самая сложная игра и, наверное, одна из самых интересных. Но сложная - не значит запутанная. Омвесо и Игисоро, пожалуй, покруче будут.
   И вообще, давненько я не рассказывал о манкале.

БАО (простое)
Бао (простое)
   Как ни странно, обычное бао (в противовес сложнейшему бао суахили) – самая простая четырёхрядная манкала. Бао (также «мбао») распространено в Занзибаре, Танзании, на побережье Кении, а также на Коморских островах.
   Предшественницу современного бао – фифангу (fifangha), впервые описал француз Флакур в 1658 году, который увидел её у народа сакалва на северо-западе Мадагаскара. Некоторые доски дожили до XIX века (на снимке другая игра - мефуýа, но фифанга выглядела похоже).
mefuhva
  Старейшая из сохранившихся досок для бао датируется 1896 годом, она была сделана в Малави и сегодня хранится в Британском музее в Лондоне. В Малави игру называют «баво» («bawo») – это название также является архаичным. На суахили «бао» означает просто «доска».
В простом бао нет никакого вброса, все камни изначально, сразу находятся на доске, поэтому нет и фазы «намуа». Для игры используется всё та же доска в 32 лунки, расположенные в 4 ряда по 8 лунок в каждом, и 64 камня. «Дом» отсутствует (во всяком случае, эта лунка может совершенно не отличаться от остальных). Перед началом игры в каждую лунку кладётся по 2 камня. Первый ход определяется жребием.
Игрок берёт все «семена» из любой лунки на своей стороне и раскладывает их по часовой стрелке или против, по одному в каждую лунку, не пропуская ни одной. При этом может быть задействован как верхний, так и нижний ряд лунок. Движение идёт по кругу, однажды выбранное направление посева за ход не меняется. Второй игрок ходит так же. Ход можно сделать из любой лунки, при условии, что в ней больше 1 камня. Каждый игрок производит «посев» только на своей стороне доски, не заходя на сторону противника.
Если последний камень при очередном посеве упал в непустую лунку, игрок берёт все камни из этой лунки (включая последний упавший) – и продолжает посев со следующей лунки в том же направлении до тех пор, пока последний камень не упадёт в пустую лунку, на чём ход заканчивается.
Если последний камень при посеве упал в непустую лунку во внутреннем ряду, и лунка напротив в таком же внутреннем ряду соперника оказалась занята, игрок захватывает все семена в этой лунке, прибавляет к ним свой камень, который упал последним и осуществил взятие – и продолжает расклад, начиная со следующей лунки, пока последний камень не упадёт в пустую лунку. Направление посева при этом не меняется.
Игрок, у которого не остаётся камней во внутреннем ряду (или в его лунках лежат только одиночные камни), не может сделать ход и считается проигравшим.

ОМВЕСО
Омвесо
   Омвéсо (omweso) или мвéсо (mweso), также известная как «кóро» («coro») – игра из Уганды. Название происходит от слово «мичезо», что на суахили значит просто «игра». На фото игроков из Уганды очень легко отличить - они всегда играют мелкими, идеально круглыми чёрными семенами, которые сами называют «эмпики» - это плоды местного дерева, очень удобные для игры (в соседней Танзании используют семена цизальпинии - они зелёные или сине-зелёные, и размером чуть побольше).
Игисоро
На доске 32 лунки, расположенные в 4 ряда по 8 штук в каждом. Все лунки одинаковы по форме, какого-то особого «дома», как в бао, в омвесо нет. Лунки круглые, только племя Баганда делает доски с квадратными лунками – они выглядят очень сухо и «академично» по сравнению с обычными досками.
Кисоло
   Каждому игроку принадлежит 16 лунок на своей стороне доски. Для игры также требуются 64 камешка.
В начале кладётся по 4 камня в каждую из восьми лунок в крайних (ближних к игрокам) рядах. Первый ход определяется жребием. Игрок берёт все «семена» из любой лунки на своей стороне и раскладывает их против часовой стрелки, по одному в каждую лунку, не пропуская ни одной. При этом может быть задействован также и нижний ряд лунок (движение идёт по кругу, направления посева не меняется). Второй игрок ходит так же.
Омвесо
Ход можно сделать из любой лунки, при условии, что в ней больше 1 камня. Каждый игрок производит «посев» только на своей стороне доски, не заходя на сторону противника. Если последний камень при посеве упал в непустую лунку, игрок берёт все камни из этой лунки (включая последний упавший) и продолжает посев до тех пор, пока последний камень не упадёт в пустую лунку.
Если последний камень при посеве упал в непустую лунку во внутреннем ряду, и обе лунки соперника напротив неё оказались заняты, игрок захватывает все семена в этих двух лунках сразу начинает сеять снова, от лунки, соседней с той, где был произведён захват, в любую сторону.
При первом ходе камни не захватываются, игроки просто продолжают посев по кругу, пока последний камень не упадёт в пустую лунку. Более того – первые ходы соперники могут делать практически одновременно, и только второй ход определяет направление игры.
Местных вариаций правил омвесо довольно много. Так Сэндмэн пишет, будто в одной лунке не может быть больше 10 камней, однако другие авторы никогда не упоминают о таких нелепых ограничениях. Пол Смит утверждает, что если в лунке осталось только три камня, и ходить из других нельзя, они (при такой возможности) могут быть посеяны особым образом до точки, где будет сделан первый захват: два камня бросают в соседнюю лунку, и один – в лунку за её пределами. Майкл Б. Нсимби отмечает, что есть несколько дополнительных правил для лунки, где количество камней меньше 16, которые позволяют игроку переместить камни из лунки в заднем ряду в лунку в первом ряду, но не уточнил, как это делается и не привёл конкретных примеров. По словам Ларри Руси, игроки могут класть любое количество камней (вплоть до «ноля») в Маркер (лунку захвата), но должны оставить по крайней мере один камень в пустых лунках на пути посева, и игрок может даже начать с лунки, где есть только один камень, однако такое движение должно закончиться, прежде чем посев сделает полный оборот вокруг доски. Думаю, всеми этими странностями и нестыковками можно пренебречь, ибо в омвесо и так столько непонятного, что наблюдатели вполне могли ошибиться и принять желаемое за действительное.
Омвесо - начальное расположение
В омвесо особое значение имеют 4 лунки слева от игрока, в торце, на его половине доски. Обычный («прямой») посев всегда ведётся против часовой стрелки. Но если последний камень при посеве упал в одну из этих лунок, и эта лунка не пустая, игрок может продолжить посев по часовой стрелке, но лишь в том случае, если этот посев приводит к захвату и новому посеву (теперь уже снова прямому), либо, если это невозможно, игрок должен посеять эти захваченные камни против часовой стрелки, начиная от лунки, с которой был сделан первый посев.
Игрок может также выбирать, как сеять захваченные камни – против или по часовой стрелке; нет никакого механизма принуждения, чтобы выбрать прямой посев или обратный, если можно выбирать.
Если такой посев по типу «реле» делает круг в пределах одного ряда и снова заканчивается в одной из четырёх торцевых левых лунок, игрок снова может изменить направление и начать обратный сев, но, опять-таки, только в том случае, если это приведёт к захвату и новому прямому посеву, либо эти камни сеют от начальной лунки, против часовой стрелки. Вкратце говоря, всё сводится к тому, что конечное направление посева (против часовой стрелки) не должно меняться – каждый ход должен заканчиваться прямым, а не обратным посевом.
В омвесо есть несколько способов выиграть игру.
1). «Оква булийо» («Okwa bulijo») или обычная победа – сделать так, чтобы соперник не мог сделать хода. По турнирной системе она приносит 1 очко.
2). «Окутéма» («Okutema») или «Эмитвебéри» («Emitwe-ebiri», букв. «Отсечение головы»): игрок захватывает все семена противника во всех четырёх крайних лунках доски. Окутема приносит 2 очка.
3). «Акавумби» («Akawumbi») – частный случай Эмитвебери: игрок собирает семена из каждой лунки противника, и последние семена забирает из крайней лунки. Эта победа стоит 12 очков (в некоторых турнирах всего шесть пунктов)
4). «Акакьяла» («Akakyala»): игрок захватывает все семена в каждом из двух последовательных ходов, прежде чем противник захватил их первым посевом (?). Такая победа стоит 2 очка.
5). «Окуконеза» («Okukoneeza»): игрок выигрывает, когда у него в одной лунке три семени, в следующей лунке – два, и в следующей одно, и такая комбинация складывается прежде, чем противник захватил его первым семенем.
Игрок должен набрать 12 очков, чтобы выиграть матч.
Частным случаем (практически аналогом ничьи) является «Бесконечный посев», когда ход приводит к бесконечной итерации – повторению последовательности при посеве. В ходе турнира игроку обычно даётся три минуты, чтобы закончить ход – если этого не происходит, результаты игры аннулируются.
Игисоро
Как и многие другие игры семейства манкалы, омвесо в прошлом имело церемониальное значение. Сегодня в неё играют простолюдины, но раньше омвесо была исключительно королевской игрой. Словом «okwesa» в Кинту Като (древнем королевстве на территории современной Уганды) назывался ритуал, часть церемонии коронации на священном холме Буддо, которая включала в себя в том числе и игру в омвесо. Ритуал довольно древний, ибо Кинту Като существовало более 600 лет назад.
Король играл во дворце в омвесо со своими женами, сёстрами и сановниками. Промимо развлечения, сложная игра могла способствовать продвижению последних по  служебной лестнице. Люди низкого сословия в омвесо играли редко, а женщины и вовсе не играли никогда – бытовало поверье, что у девочки не вырастет грудь, если она будет играть в «мужскую» игру. Кроме того, запрещалось играть в омвесо после захода солнца.
Когда в 1862 году англичанин Джон Хеннинг Спик достиг этой отдалённой части Африки, королевством правил король Мутеса I, большой любитель омвесо. Принадлежащая ему доска хранилась в гробнице в Касуби, внесённой в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, пока пожар не уничтожил её в 2010 году.
После колонизации Уганды Британией в 1894 году омвесо потеряло прежнее значение и возродилось лишь в 1947 году в ходе реставрации африканских ценностей как часть местного культурного наследия.

ИГИСОРО
Игисоро
   Игисóро (igisoro) – родственная омвесо игра из соседних Руанды и Бурунди. Доска и количество камней, необходимых для игры, абсолютно такие же, как для омвесо. Внешне игисоро также нетрудно отличить от других четырёхрядных манкал – местные мастера традиционно делают доски в виде круглого, богато изукрашенного резьбой «столика», в середине которого параллельно вырезаны четыре ряда лунок.
В игисоро, в отличие от омвесо, при начальной расстановке игроки заполняют не крайние, а центральные (внутренние) ряды доски. В каждую лунку также кладётся по 4 камня. Однако расстановка в игисоро, если можно так выразиться, более «свободная», чем в омвесо: любой игрок (или оба игрока) по своему желанию могут расположить «семена» в переднем ряду, или несколько лунок заполнить в переднем, а несколько – в заднем ряду, в виде «мозаичной» расстановки.
Игра состоит из трех этапов:
Игисоро - начальное расположение
1). Размещение семян во внутренних лунках по четыре (Kugereka).
2). Дебют (guc úmuvúno), который может состоять из 2-4 ходов. Первый ход называется «kuvuna», второй – «kwivunura». Эти ходы выполняются одновременно (хотя допустимо делать их по очереди). После второй раскладки может сложиться ситуация, когда камни в столбце уже могут быть захвачены любой из сторон. Если до этого не было сыгранных игр, любой игрок может перехватить инициативу, в противном случае это взятие зарезервировано для победителя предыдущей игры – это называется «Gutang inganji» («преимущество своей победы»). Захват (kurása) сразу же начинает третий этап.
3). Игроки ходят поочерёдно (Kubúguza), захват может произойти в любое время. Ход можно делать из любой лунки, при условии, что в ней больше 1 камня. Каждый игрок производит посев только на своей стороне доски, не заходя на сторону противника. Первый посев производится только против часовой стрелки. Если последний камень при посеве упал в непустую лунку, игрок берёт все камни из этой лунки (включая последний упавший) и продолжает посев до тех пор, пока последний камень не упадёт в пустую лунку. На этом ход останавливается.
Если последний камень при посеве упал в непустую лунку во внутреннем ряду, и обе лунки соперника в этом столбце напротив неё оказались заняты, игрок захватывает все семена в этих двух лунках и сразу начинает сеять их снова, от лунки, с которой был начат «посев».
Если игрок предпочитает не захватывать семена противника, он должен сказать: «Я передаю» («Ndahise»). На что оппонент может ответить: «Я отступаю» («Ndakubye»), после чего сразу же убирает семена, которые не были захвачены, забирая их из внутреннего ряда и складируя в соседнюю лунку во внешнем ряду – это делается прямо пока другой игрок все ещё производит посев. Такое отступление не является обязательным.
В игисоро также существует возможность менять направление посева, однако ключевую роль в этом процессе играют не четыре левых торцевых лунки, как в омвесо, а две с каждой стороны доски: предпоследние во внутренних, центральных рядах (nteba), и крайние во внешних рядах (ugutwi) (на рисунке выделены синим цветом). Если последний камень при посеве падает в одну из этих лунок, и происходит взятие, игрок вправе поменять направление посева на обратный – по часовой стрелке (kugarama). Однако если камень упал в любую другую лунку, посев продолжается, как и раньше – против часовой стрелки.
Игрок считается проигравшим, если он не может начать посев. Победитель получает одно очко (igitégo) за каждую выигранную игру.
Bao 04
Вроде всё. Если надо что-то уточнять, учтите, что я и сам не очень понимаю, как там что в деталях :).
   Но в бао теперь обещаю научить играть на конвенте всех желающих. Она, хоть и самая сложная, наиболее проста для освоения :)

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
skyruk
Sep. 16th, 2012 07:39 pm (UTC)
% [:N* JrQ\3˂s}r+]r=pca'f=M&6IοV"SXy`Td
Увы, в ходе объяснения "инструкторы" порою путают две игры, несколько раз ошибаются и хапают камни не из тех лунок. Либо разбирают какую-то местную разновидность игры.


Edited at 2012-09-17 07:29 am (UTC)
goshinberg
Sep. 16th, 2012 08:19 pm (UTC)
спасибо за просвещение))))
по поводу Игисоро иллюстрация не соответствует тексту:
"...крайние во внутренних, центральных рядах (nteba), и предпоследние во внешних рядах (ugutwi) (на рисунке выделены синим цветом)"
на иллюстрации наоборот крайние во внешнем и предпоследние с краю во внутренних

и было бы понятнее если примеры игровых ситуаций были показаны видео или иллюстрациями
skyruk
Sep. 16th, 2012 08:23 pm (UTC)
Re: спасибо за просвещение))))
Ну, ссылку на видео я дал в комменте, а гифки создавать сейчас мне как-то не очень с руки - уж слишком много возни. Касаемо торцевых лунок - я исправил уже, ага. А вообще, я и с омвесо и с игисоро до конца не разобрался. Пока бао суахили нас настолько впечатлила, что мы резались тут только в неё. Слава даже про Го забыл.

Edited at 2012-09-16 08:24 pm (UTC)
goshinberg
Sep. 16th, 2012 08:27 pm (UTC)
Re: спасибо за просвещение))))
эх, хотел бы я с вами поиграть))) заодно и новую игру освоить)))
skyruk
Sep. 16th, 2012 08:31 pm (UTC)
Re: спасибо за просвещение))))
Во второй и третьей декаде октября я буду в Москве. Когда в Питере - не знаю, но думаю, на Зилант в Казань точно поеду. А вообще, есть неплохой сайт в Сети, где можно поиграть в бао, в том числе и друг с другом (в прошлой статье я давал ссылку, там, где правила).
goshinberg
Sep. 16th, 2012 08:33 pm (UTC)
Re: спасибо за просвещение))))
спасибо за инфо пороюсь))) но меня всегда в настольных играх радовала возможность поговорить в процессе, что ли... элемент присутствия оппонента не самая последняя вещь в играх...
skyruk
Sep. 16th, 2012 08:38 pm (UTC)
Re: спасибо за просвещение))))
Согласен на все сто. Удовольствие от нормальной игры за реальной доской не идёт ни в какое сравнение от интернетской.
goshinberg
Sep. 16th, 2012 08:39 pm (UTC)
Re: спасибо за просвещение))))
отлично как будешь в москве давай знать)))) буду искренне рад тебя увидеть)))
gaumax
Apr. 10th, 2013 11:40 am (UTC)
вопрос по изготовлению
Здравствуйте, уважаемый skyruk! С интересом читаю ваши посты про игры. Особенно заинтересовали игры семейства манкала. Попытался сделать доску для калаха (для начала), но в отличие от Вашей получилась не очень. Если не жалко - поделитесь пожалйста ноухау (как я предполагаю Вы пользовались клюкарзой или ложкорезом). С нетерпением жду ответа - очень чешутся руки сделать такую доску. Заранее благодарен!
skyruk
Apr. 11th, 2013 12:02 am (UTC)
Приветствую.
Секрета никакого нет, просто необходим хороший резец. Не клюкарза, но полуклюкарза, конечно... Лучше всего - хорошо заточенная тонкая пружинная сталь. Для начала берём доску или мебельный щит и размечаем линейкой и циркулем, потом широким сверлом диаметром 3,5 (для "кухонных" петель - дверцы мебельного гарнитура) сверлим ряд лунок - примерно на 0,8 см в глубину. После этого клюкарзой выбираем лишнее. Зачищаем шкуркой. Идеально - дрелью с насадкой. Вот насадку, увы, придётся делать самому... Оптимальный диаметр лунки, как показала практика - 6-7 см., в глубину - 1 см. или чуть глубже. Шире - габариты доски слишком увеличатся, меньше - придётся использовать чересчур мелкие камни, что неудобно. Если пересчёмся в Москве, готов дать мастер-класс по изготовлению таких досок :).

Edited at 2013-04-11 12:05 am (UTC)
gaumax
Apr. 11th, 2013 11:38 am (UTC)
gaumax
Сасибо за ответ, не знаю Вашего имени! По технологии все ясно, коме финишного этапа с самодельной насадкой. Если не сложно в чем ее суть?
Еще раз спасибо за интересные посты про игры, а особенно за манкалу. Ролики в ютубе где негрики рубятся в нее - просто гипнотизируют.
С уважением, Максим!
P.s. к счастью я не москвич, а крымчанин и с мастерклассом к сожалению ничего не получится. Буду пытаться сделать сам по Вашим подсказкам.

Edited at 2013-04-11 04:23 pm (UTC)
skyruk
Apr. 12th, 2013 08:00 am (UTC)
Дмитрий я :)
Насадка делается довольно просто. Берётся кусок деревянной палки диаметром 3-4 см. и примерно такой же длины (я спилил макушку черенка для лопаты). В торце просверливается отверстие, куда вставляется и фиксируется железный штырь, посредством которого вся конструкция зажимается в патроне дрели. Собственно, после этого надо взять рашпиль или крупную наждачку, зажать её в дрели и на малых оборотах выровнять и округлить, чтоб не было биения. После на оголовье закрепляются полоски наждачной шкурки - крест-накрест, и этой штукой отлично полируются внутренние поверхности лунок. Шкурка, правда, летит после 5 минут шлифовки, но за это время успеваешь сделать половину работы. Шкурку можно закреплять сантехническим хомутиком, а можно и просто скотчем.
Вы крымчанин? :) Ну, так я в Крыму, в Партените, и буду здесь ещё примерно месяц.
Приезжайте в гости :))) Заодно и сыграем.


Edited at 2013-04-12 08:11 am (UTC)
gaumax
Apr. 12th, 2013 07:44 pm (UTC)
Благодарность трудящихся!
Здравствуйте, Дмитрий! Спасибо за подробное ноухау. Буду делать свою доску - подсели на игру всей семьей, рубимся на вылет. Благодарю и за приглашение, постараюсь пропетлять между семьей и работой, возможно получится выбраться к Вам. Хорошего отдыха.
P.S. Нашел интересный ролик - так делают доски сами негрики.
http://www.youtube.com/watch?v=PRy8NyvvpQk&feature=youtube_gdata_player


Edited at 2013-04-12 07:48 pm (UTC)
skyruk
Apr. 12th, 2013 08:30 pm (UTC)
Re: Благодарность трудящихся!
Да, я видел этот ролик. Когда дерево хорошее и не даёт сколов, оно режется само :) К сожалению, в России, кроме липы и клёна, почти нет таких пород. Яблоня, груша ещё разве что.
merlin_nsk
Jul. 9th, 2013 08:38 pm (UTC)
Отличное дерево для резьбы - лиственница
Плотное, прочное, твердое, мелкоструктурное, режется отлично, шлифуется и полируется тоже, не боится влаги, служит почти вечно (дома из лиственницы стоят по 300 лет). Вот тут (http://vk.com/club19742468) можно посмотреть мои изделия из лиственницы - ножны, маска, церемониальный столик.

Правда, это в основном сибирское дерево, это у нас в Новосибирске его легко приобрести, а как с этим в европейской части России - не знаю. Но там растет другой вид - лиственница европейская, мало отличающаяся по свойствам древесины от сибирской. Возможно, ее тоже продают, а может, и сибирская есть.
merlin_nsk
Jul. 9th, 2013 08:53 pm (UTC)
Ну, и кроме лиственницы
Почему "почти нет таких пород"? Их немало, а на юге особенно.

(Я занимался этим специально, у меня собрана "библиотека" о более чем 600 породах дерева со всего мира - об их древесине, с точки зрения резчика и деревообработчика, на что они пригодны.)

Вишня, черешня, абрикос - мне о такой древесине в нашей Сибири только мечтать, либо заказывать по дорогой цене из Европы. Рябина - та вообще, иногда такое ощущение, будто "пластмасса", настолько она мелкоструктурная и однородная, и одинаково хорошо режется по всем направлениям. Я уже не говорю про более твёрдые породы дерева, которых много и которые растут в основном в южных районах России, в том числе в Крыму.

А из мягких, твёрдости ближе к липе - тополь, он отлично режется и особенно хорош, когда изделие не содержит слишком тонкой резьбы (как доска для бао). В общем, много есть в России подходящих древес. :0)
skyruk
Aug. 5th, 2013 04:43 pm (UTC)
Re: Ну, и кроме лиственницы
Свалил на дачном участке старую облепиху, заглядываюсь на засохшую яблоню.
Задумался.
merlin_nsk
Aug. 12th, 2013 07:29 am (UTC)
Re: Ну, и кроме лиственницы
Облепиха не подойдёт - это дерево не только мягкое, оно ещё и очень легко трескается и, главное, расслаивается по годовым кольцам - получаются такие тонкостенные "трубы". И сильно подвержено гнили. Я тоже думал что-то из облепихи поделать, эксперимента ради - но в итоге неясно, что из неё можно делать. Трубки мира индейские, наверное. :0)

А вот яблоня - ДА!!! На ней можно даже продольную гравюру резать. Но яблоню важно очень медленно и правильно высушить. Надо, чтобы место просушки было в тени, хорошо проветриваемое и НЕ СОВСЕМ сухое, некоторая влажность там быть должна. Иначе - либо будет сохнуть слишком быстро и от этого пойдёт трещинами во всех направлениях. либо, став полностью непригодным, либо если ПЕРЕсохнет =- будет твёрдости буквально каменной.

(Говорю по собственному опыту сушки яблони, неудачному - но у меня и условий для сушки подходящих не было, а чуда не произошло.)

На корню яблоню сушить нельзя - погниёт в сердцевине, а именно её у яблони и используют резчики.

А вообще из того, что точно в большом количестве есть в Крыму, Украине и на юге России, почитай, в каждом саду - это почти все фруктовые деревья семейства Розовых. Яблоня, груша, айва, рябина, вишня, черешня, абрикос, персик, миндаль, слива, ирга, мушмула.

А грецкий орех, фисташка, хурма, кизил! Эх! Хорошо вам там! :0)

Далее если перечислять - там у вас и других пород дерева, просто прекрасных доля резчика, полно. Проехаться по сёлам - наверняка кто-то где-то вырубает старые деревья. А они, если не подгнили - лучший материал.

Я так у нас по дачам вишню находил. С разнообразием фруктовых деревьев в Сибири негусто, увы. У нас - яблоня, рябина, ирга, черёмуха, морозостойкие сибирские сорта груши, вишни, сливы и даже абрикоса (да! но это фиг найдёшь, исключительно редко встречается у садоводов, экзотика совсем).
skyruk
Aug. 14th, 2013 06:53 pm (UTC)
Re: Ну, и кроме лиственницы
Да я всё лето торчу в Москве :) До Крыма дай бог осенью доберусь :)
Но спасибо за рекомендацию в любом случае.
gaumax
Sep. 11th, 2013 08:46 pm (UTC)
Привет из Крыма!
Здравствуйте, Дмитрий! Все лето было столько дел, что не было времени сидеть в интернете. В соответствии с Вашей инструкцией освоил технологию изготовления досок. Все оказалось просто, полукруглая стамеска и наждачки от 40-го номера до 400-го. Сделал складную и нескладную для оваре. И одну складную для бао суахили. Древесина - береза и граб. Последний отлично подошел для поставленной задачи - тяжелый и плотный, отлично режется и шлифуется, прекрасно тонируется морилками под красное дерево. Сложнее оказалось разобраться с тем, как выложить фото, будет время - постараюсь. Если говорить о самой игре (оваре), то она настолько покорила меня и не только меня, но и моих коллег по работе, соседей и детвору во дворе, что меня просят делать доски на заказ. Пока не готов делать их на продажу, т.к. процесс довольно трудоемкий и долгий (долбанина, шлифовка, морилка, лак). Буду заниматься популяризацией игр семейства манкала в своем близком окружении, т.к. никто с ними не знаком. Вам всех благ!

Edited at 2013-09-11 08:50 pm (UTC)
skyruk
Sep. 11th, 2013 09:18 pm (UTC)
Спасибо! Я скоро туда приеду.
Очень рад за вас.
Я, признаться, уже отошёл от процесса долбёжки и работаю ручной фрезерной машиной. Правда, возникли проблемы из-за вибрации, тут главное не перетрудить руку. Лунки получаются чище, но иногда приходится дорабатывать резцом.
К сожалению, часто люди относятся к оваре скпетически, мол, "знаем мы эти ваши нарды", "игра дебилов", и т.д., но те, кто ею проникается, очень ценят потом эту игру. Она действительно совершенно неизвестна на территории бывшего СССР. На игровых фестивалях за столиком с оваре постоянно кучкуется народ. Думаю, на Зиланткон привезу десяток досок.
И таки да, действительно делать и на заказ получается очень затратно. Либо цена будет запредельная, тогда ещё игра стоит свеч, но никто не будет покупать, либо усилия совершенно не соотносятся с нормальной стоимостью. Это надо делать промышленно, но ни одна мастерская этим проектом пока не заинтересовалась.

Edited at 2013-09-11 09:21 pm (UTC)
skyruk
Sep. 11th, 2013 09:31 pm (UTC)
Кстати
Фото, если хотите, бросьте мне - я выложу их на девиантарт'е на своей страничке.

Edited at 2013-09-11 09:32 pm (UTC)
gaumax
Sep. 12th, 2013 08:03 am (UTC)
Снова про доски.
И снова здравствуйте, Дмитрий! Если будет интересно, зайдите в мой профиль и посмотрите фото моих досок - пока это все, что я смог загрузить (управляться со стамесками у меня получается лучше). Найти будет просто - это пока мой единственный альбом в ЖЖ. Успехов!
skyruk
Sep. 12th, 2013 08:39 am (UTC)
Re: Снова про доски.
Очень здорово! На порядок лучше моих.
( 24 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy