skyruk (skyruk) wrote,
skyruk
skyruk

Categories:

История шахмат ч.11: Шатрандж.

Игра при дворе Багдадского калифа
   О шатрандже писать нелегко, шатрандж занимает в истории шахмат особое место. Я не зря столько времени придерживал написание этой главы: после неё неизбежно придётся рассказывать про шахматы. Сегодня шатрандж забыт. Исчез и стал историей. Всем как бы ясно, что шатрандж – это уже не древняя чатуранга, но и не шахматы, однако при взгляде на доску для шатранджа с расставленными на ней фигурами вы не увидите больших отличий от обеих этих игр. В чём они заключаются, почему роль шатранджа так важна, и существовал ли вообще шатрандж – эти вопросы придётся рассмотреть отдельно.

Персидский шатрандж
   Шатрандж сформировался в VII—VIII веке на арабском Востоке. В Иране и Средней Азии, куда чатуранга была занесена из Индии, игра стала называться «чатранг». В 600 году шатрандж впервые упомянут в художественной литературе – персидском историческом романе «Карнамук». О главном герое там говорится следующее: «С помощью Бога он стал более силён и искусен, чем все, – в игре в мяч, в верховой езде, в чатранге, в охоте и в других искусствах».
   Уже в IX веке чатранг был исключительно популярен в Средней Азии. Около 633-644 гг. арабы завоевали Иран, персидская элита приняла ислам, и новая игра быстро обрела популярность в высшем обществе арабского халифата. В арабском языке нет звука «ч», потому арабы переиначили название в «шатрандж» (точнее, «шатрандж аш-шагир», т.е. «малый шатрандж»).
Персидский шатрандж, керамика
   Арабам принадлежит ещё одно любопытное нововведение. Шариат запрещает любые изображения животных и людей, поэтому традиционные для чатуранги вычурные резные фигуры оказались для арабского Востока абсолютно неприемлемыми. Для шатранджа характерны схематические, абстрактные изображения. Изготовить такие фигуры из обожжённой глины не составляло труда, и если чатуранга была развлечением раджей и богачей, то шатрандж был куда как более демократичным: в него играли представители всех социальных слоёв – от уличных нищих до придворных мудрецов. Многие изображения и символы шатранджа стали каноническими и после перекочевали в шахматы. Все нынешние шахматные фигуры – наследники мусульманских.
Фигуры шатранджа
   Распространение шатранджа в Арабском Халифате проходило на фоне пышного расцвета арабской культуры, когда появились сочинения арабских математиков, географов, астрономов и историков. Арабы превратили шатрандж из боевого симулятора в абстрактную модель; шахматы воспарили над банальным игровым столом и встали в один ряд с другими науками – астрономией, алгеброй, геометрией. Именно это свойство впоследствии сделало шахматы «королевой игр и игрой королей».
Игра в шатрандж
   Что ещё особенно важно – с арабским периодом связано изобретение способа записи сыгранных партий, так называемой описательной нотации. Шатрандж оставил после себя немало памятников литературы (если вы помните, чатуранга оставила один или два).  Именно персы и арабы способствовали развитию теории шахматной игры: игроки стали собирать партии и анализировать их. Сохранилось множество дебютных позиций, окончаний партий, анализов и древних шахматных этюдов – мансуб (араб. – «то, что было устроено»), нередко с пояснениями, при каких обстоятельствах сложилась такая позиция и почему игроку был жизненно необходим выигрыш. До наших дней дошли около 700 мансуб, чаще всего без указания авторства.
   В шатрандж играли на квадратной доске размером 8x8 полей (правда, без традиционной чёрно-белой шашечной разметки). Разметка аштапады иногда ещё встречалась, но вскоре потеряла актуальность. Играли двое, у каждого игрока по одному комплекту фигур (как правило зелёные или чёрные и красные): король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи, восемь пешек. В начале партии фигуры располагаются по противоположным сторонам доски, полностью аналогично классическим шахматам. В шатрандже была принята горизонтальная симметрия в расстановке (в чатуранге у обоих противников ферзь размещался справа от короля). Любопытно, что королей и ферзей можно было поменять местами, но короли в любом случае должны были стоять друг напротив друга.
Шатрандж классический
   Первый ход делает игрок, играющий белыми фигурами. Затем ходят по очереди. При ходе игрок передвигает в соответствии с правилами одну из своих фигур. Фигура может быть поставлена на пустое поле доски или на поле, занятое фигурой противника. Во втором случае фигура противника считается взятой, снимается с доски и более в игре не участвует.
   В шатрандже была принята персидская терминология. Арабы, перенявшие шатрандж у персов, продолжали пользоваться ею с незначительными изменениями.
   Что же делает шатрандж совершенно отдельной разновидностью шахматной игры?
   Во-первых, ходы некоторых фигур.
Король (шатрандж и современная фигура) Король (перс. «Шах», араб. «Малик») ходит на одно поле в любом направлении. Если король оказывался под боем (т.е. мог быть взят противником на следующем ходу), игрок предупреждал соперника: «Шах!», подразумевая под этим: «Обрати внимание на короля» (этот термин сохранился до наших дней). Игрок, чей король атакован, должен следующим ходом вывести его из-под шаха, делать другие ходы, оставляя короля под шахом, нельзя. Выигрыш осуществлялся матованием. Более того, этот тактический приём и термин «мат» с вероятностью в 90% возник именно в Персии (в чатурангу мат пришёл уже из шатранджа, до этого выигрышем было взятие короля). Возможно, просвещённым персам (и арабам) была противна сама идея убийства властителя. Рокировка отсутствовала.
Ферзь (шатрандж и современная фигура) Ферзь (перс. «Ферс», араб. «Фарсин») ходит на одно поле по диагонали в любую сторону.
Ладья (шатрандж и современная фигура) Ладья («Рух») ходила как современная, по вертикали или горизонтали в любую сторону, на любое количество полей. Вероятно, именно в Иране произошла замена боевой колесницы – «ратхи», которой в те времена в персидском войске уже не было, на мифическую птицу рух из иранской мифологии, олицетворявшую судьбу, случай (отсюда же «рок»). Эта птица, покровительница воинов, могла решить исход сражения в любое время и в любом месте.
Конь (шатрандж и современная фигура) Конь (перс. «Асп», араб. «Фарас»): ходит аналогично шахматному коню – буквой «Г» в любую сторону, при этом может перепрыгивать через другие фигуры (это единственная фигура, ход которой не изменился от чатуранги до современных шахмат).
Слон (шатрандж и современная фигура) Слон (перс. «Пиль» и «Ауфин», араб. «Альфил») ходит по диагонали через одно поле, причём, тоже может перешагивать через другие фигуры (если на поле, через которое делается ход, стоит неприятельская фигура, она не берётся).
Ходы ферзя и слона в шатрандже
   У этого недальнобойного и вроде как бы даже слабого слона были свои сильные стороны. Так, например, слон был ещё одной фигурой, помимо коня, от шаха которой нельзя было закрыться. Ход слоном мог быть первым в игре, непробиваемая пешечная цепь также не представляла для слона преграды – он спокойно мог перешагнуть её и оказаться в самой гуще боя, а в случае опасности мгновенно спрятаться за нею. Кони и слоны как нелинейные фигуры запросто могли составить авангард атаки, гарцуя на острие пешечного клина, что довольно рискованно в шахматах. Интересно также, что ни один из слонов не мог быть уничтожен слоном противника: белые слоны могли ступать только на поля, расположенные по 1, 3, 5 и 7-й горизонталям, а чёрные – по 2, 4, 6 и 8-й, и «точек соприкосновения» меж ними не было. Это была ещё одна особенность шатранджа, которая помогала игре сохранить баланс.
Пешка (шатрандж и современная фигура) Пешка (перс. «Сарбаз» и «Пиада», араб. «Байдак») – единственная фигура, которая сбивает иначе, чем все прочие (это, кстати говоря, ещё одна загадка шахмат и шатранджа и ещё один довод в пользу примата китайского варианта, где пешка бьёт так же, как ходит). Пешка ходит только вперёд на одно поле, или бьёт по диагонали на одно поле. В исходном положении пешка не имела права двойного хода, а достигнув 8-й горизонтали, превращалась только в малоподвижного ферзя. Первым ходом новый ферзь имел право пойти на второе поле по вертикали (то есть назад) или диагонали, независимо от того, занято это поле или нет.
   Мат в шатрандже встречался сравнительно редко и наряду с ним применялись другие виды выигрыша: пат (проигравшей признавалась сторона, фигуры которой оказывались запатованными) и окончание «король и хотя бы ещё одна фигура против короля». 
   «Оголение короля» считалось ничьёй (в чатуранге это был проигрыш). Также ничья объявлялась, если последние 70 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур, или если одинаковая позиция трижды повторялась на доске.
Шатрандж
   Темп игры в шатрандже был вялым (особенно в дебюте), в начале партии игроки длительное время делали подготовительные ходы, не вступая в соприкосновение с противником, и чтобы закончить развитие, требовалось очень много времени. По этой причине некоторые исследователи сегодня склонны считать, что шатранджа как такового вообще не существовало. Их выводы базируются, в основном, на теории скандально известного академика Фоменко, мол, шатрандж – не более чем поздняя мистификация европейских шахматистов, книжная выдумка, поскольку играть в игру с такими медлительными и скучными правилами в принципе не имеет смысла.
   Разрушить эти нелепые домыслы можно одним простым доводом: шахматные игры, недалеко ушедшие от шатранджа в плане динамики (макрук, ок-чатранг, ситтуйин) и сегодня популярны в странах Востока, прочие похожие и однотипные игры («шахматы руми» у мусульман в Британской Индии, эфиопский «сентереж», мадагаскарские «самантси») исчезли совсем недавно – в конце XIX века. При этом горе-исследователи упускают (а может, сознательно игнорируют) другой очень важный момент.
   Каждая игра отражает не только традиции и обычаи народа, её создавшего, но и приметы своего времени. Из-за малой подвижности фигур партия в шатрандже действительно могла длиться очень долго – 100-200 ходов. Это иллюстрирует старый стиль ведения войны, когда войска подолгу маршировали, прежде чем столкнуться с неприятелем. Но «могла» – не значит, что длилась! Пусть в Индии шахматы и сегодня являются в большей степени медитативной практикой, чем соревновательной игрой: не склонные к излишней торопливости индийцы могут потратить целый день на одну партию, что уж говорить о временах чатуранги! Шатрандж в этом смысле представляет собой первую попытку ускорить игровой процесс, быть может, не самую удачную, но вполне эффективную. Персы и арабы не стали трогать игровую механику, вместо этого они поменяли диспозицию.
   Каждый полководец знает, как важно правильно расположить войска перед сражением. Но даже если рельеф местности диктует свои условия, есть некие общие законы тактики и стратегии, которые нельзя игнорировать. Нам известна каноническая расстановка, оставшаяся неизменной ещё со времён чатуранги – мы пользуемся ею в современных шахматах. Однако, хоть в средние века она и оставалась общепринятым стандартом, игроки практически ею не пользовались. При этом и свободной расстановки в шатрандже не было: вместо этого мастера применяли табии (перс. «поле боя») – условные начальные позиции, обычно симметричные, в которых силы сторон также были равны.
   «Табии представляли важное преимущество в том отношении, что быстро развивали игру, которая при тогдашних ограниченных ходах ферзя и слона весьма нуждалась в оживлении», – писал русский шахматист и шашист М.Гоняев в 1880 году и в общем, был прав. Порядок ходов при построении табий значения не имел; на расстановку приходилось от 12 до 20 ходов (средняя линия обычно при этом не пересекалась). Порой соперники просто выбирали подходящую табию, которая устраивала обоих – и сразу переходили к активным действиям. Игроки могли играть и разные табии (один – одну, другой – другую) классический пример последних – «Муджанах / Мушаихи».
Табия Муджанах - Мушаихи
   Табии были распространены так широко, что когда в книгах приводились фрагменты из партий, сыгранных с начальной позиции, без табий, это всегда отмечалось особо. Из восточных рукописей известно несколько десятков табий. Мастера шатранджа считали своим долгом предложить два-три начальных варианта. Так 14 табий приводит в своём трактате аль-Адли, 10 – ас-Сули (при этом 8 совпадает с табиями аль-Адли). Три дебютных расстановки приведены в энциклопедии «Манасолласа» индийского короля Сомешвары III (1130 г.) – это единственное дошедшее до наших дней упоминание табий в индийской литературе. Гарольд Мюррей в начале XX века в своей книге «История шахмат» попытался свести вместе все известные варианты и насчитал 31 табию, однако несколько табий, не известных Мюррею, обнаружились в 50-х годах XX века в трактате таджикского шахматиста Абу-ль-Фатха.
Несимметричная табия 01   Несимметричная табия с обменом пешки и слона
   В сущности, табия представляет собой развитую дебютную позицию, где закончена мобилизация сил и начинается миттельшпиль. Табии обычно имели имена собственные, как то: «Аль-Муджанах» («Крылатая»), «Мушаихи» («Мудрая»), «Сайф» («Меч»), «Саял» («Поток») и т.д. В общем, говоря простыми словами, шатранджу не была свойственна характерная для сегодняшних шахмат дебютная «закостенелость»; мастера каждый раз играли в другой шатрандж. Это второе и, возможно, самое важное отличие шатранджа от чатуранги и шахмат.
Табия двойной аль-муджанах   Табия 1
   Табии не прижились в шахматах, однако довольно долгое время бытовали у некоторых северных народов (в частности, у аборигенов Алеутских островов), а также в Эфиопии, но как они туда попали, неизвестно. Отголоски этих дивных построений сохранились и в бирманском ситтуйине, но там расстановка более свободная. Однако самое удивительное, что в последнее время идея табий снова обретает популярность. Сейчас, когда некоторые дебюты исследованы чуть ли не до эндшпиля, табии то и дело возникают в современных шахматах. Порой к таким позициям даже добавляются дополнительные фигуры (скажем, можно добавить третьего коня или слона). Что особенно интересно – полифигурные игры пока не даются компьютерам, здесь потребна не только точность счёта, но и гибкость мышления, и человек оказывается сильнее.
   Помимо табий существовала ещё одна форма дебюта: мастер разрабатывал позицию и предлагал желающим сыграть с ним на ставку из этой позиции (причём, противнику предлагалось самому выбрать, каким цветом играть). Для таких игр разрабатывались особые построения, в которых, на первый взгляд, одна из сторон имела серьёзное преимущество, однако это преимущество могло быть сведено на нет каким-либо неожиданным ходом.
Игроки в шатрандж 002
   Для уравнивания шансов и возможности дачи форы мастера шатранджа делились по силе на классы (аль-Адли и ас-Сули приводят пять таких классов). Лучших игроков называли «алия» («великий мастер»), игроки рангом ниже звались «мутакарибат» – алия давал им пешку вперёд (сильным игрокам – пешку g, a или h, более слабым – d или e). Игрокам третьего класса давали вперёд ферзя (напомню – очень слабую фигуру), четвёртого – коня, а пятого – ладью. Чтобы определить свой рейтинг, игрок должен был выиграть (или свести вничью) серию игр без форы с игроком, чей класс уже известен. Если он выигрывал 7 или более игр из 10, его рейтинг считался выше, если же нет – наоборот.
   Известны около двух десятков восточных рукописей, посвящённых шатранджу, написанных в период с XII по XVII вв. Некоторых первопроходцев шахматных дорог, пожалуй, стоит вспомнить поимённо.
Памятник Бюзюркмехру (Важург-Михру) в Исфахане
   Самым древним свидетельством является персидская летопись «Чатранг-Намак» («Книга о шахматах»), датированная 750–850 гг. н.э., где описано прибытие чатуранги ко двору персидского царя Хосрова I Ануширвана с индийским посольством. Визиря государя, мудреца по имени Вузург-Михр сын Бохтака (Бюзюркмехр) можно считать первым на Ближнем Востоке, кто познакомился с индийской игрой и смог самостоятельно её освоить, скажем так, на уровне тогдашнего «гроссмейстера».
   Ещё одним знаменитым шахматистом, о котором повествуют старинные рукописи, был таджик Абу-Гафиз –
придворный поэт Гарун аль-Рашида, арабского халифа в 786-809 годах и лучший игрок Багдада. Можно ли считать его реальным лицом? Вероятно, да, пусть даже эта фигура такая же легендарная, как и этот сказочный калиф.
   Вообще, багдадские халифы слыли большими любителями и (что не менее важно) покровителями шахматной игры.  В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хорасане прошёл турнир трёх сильнейших алиев того времени: Джабира аль-Куфи, Абу л’Джафара ан-Сари и Зайраба Катая. Сам халиф при этом сетовал: «Странно, что я правлю миром от Инда на востоке до Андалузии на западе и не могу справиться с 32 фигурами на шахматной доске пространством в две пяди на две». Присутствие халифа смущало мастеров; заметив это, аль-Мамун изрек: «Шахматы и почитание плохо уживаются вместе».
Игра в шатрандж при дворе багдадских калифов
   О первых двух игроках мало что известно, а вот уроженец Хорезма Зайраб Катай оставил яркий и удивительный след. В старинных рукописях сохранился ряд позиций и окончаний, сыгранных или проанализированных этим среднеазиатским гением шатранджа. Зайраб уделял особое внимание эндшпилю «король и ладья против короля и коня», а поскольку только эти три фигуры ходили так же, как в современных шахматах, труды Зайраба сохраняют своё значение и в наши дни. Вы только вдумайтесь: 11 веков – это вам не баран чихнул!
   Видным игроком и теоретиком шатранджа был таджик Абу Наим аль-Хадим, живший в начале IX века. Одна его мансуба тоже стала классической и потом неоднократно входила в сочинения других средневековых авторов. Её в числе прочих приводит другой таджикский шахматист, теоретик и шахматный композитор XI-XII веков Абу-ль-Фатх Сиджизи. («Исключительно интересная, трудная, бесподобная мансуба. Это случилось у Наима, и он гордился ею и был прав, а нынче на ней все учатся», – пишет он в комментариях). При этом Абу-ль-Фатх прямо указывает, что Наим был автором трактата о шатрандже, который, увы, не сохранился.
Мансуба Наима - белые начинают, мат в 3 хода.
Мансуба Наима: белые начинают и дают мат в 3 хода.
   Сам Абу-ль-Фатх бен Ахмед ас-Сиджизи остался в истории шахмат как автор первой шахматной энциклопедии. Его «Книга о шахматах» содержит около 300 шахматных задач, большую часть из которых Абу-ль-Фатх взял из сочинений своих предшественников, а часть придумал сам, 10 табий (некоторые из них более нигде не встречаются), различные высказывания о пользе шахматной игры, наставления, легенды о возникновении шахмат и т.д. Оригинал этой книги, который хранился в храме огня в Бомбее, был утрачен, но по счастью сохранились три копии, переписанные в XVII веке.
   Выдающимся мастером был выходец из Византии аль-Адли ар-Руми, прославившийся при дворе халифов аль-Васика (842-847) и аль-Мутаваккиля (847-861). Ему принадлежит один из первых шахматных трактатов – написанный в 847 году «Китаб аш-Шатрандж», в котором также встречаются (без указания авторов) мансубы его предшественников – Зайраба, Наима и Абдаллаха Хорезми, живших ещё в VIII-IX веках. Он тоже не сохранился и дошёл до нас только в сборниках других авторов (вообще, всё это очень грустно: люди создавали гениальные труды, от которых до нас дошли одни цитаты, и это касается не только шахмат). Стоит сказать, что Аль-Адли был единственный алия своей эпохи.
   История жизни аль-Адли будет неполна без упоминания его соперника – иранца ар-Рази, который сумел обыграть его. Случилось это под конец жизни великого шахматиста, что не умаляет заслуг молодого мастера: ар-Рази отличался виртуозным стилем игры и даже написал трактат с удивительным названием «Латиф фи’ш-Шатрандж» («Элегантность в шатрандже»), также утерянный, лишь в некоторых рукописях приводятся его высказывания и мансубы. Обо всём этом мы знаем со слов другого арабского «гроссмейстера средневековья» – ас-Сули.
Ас-Сули
   Учёный, историк и филолог Абу Бакр ибн Мухаммед бен Яхья ас-Сули (конец IX века – 946, Басра) жил, творил и играл в шатрандж в Багдаде, при дворе халифов аль-Муктафи (902-908), аль-Муктадира (908-932) и ар-Ради (934-940), где не имел себе равных. Его слава в Сирии и Египте пережила ас-Сули на несколько веков; высшей похвалой считалось сравнение чьей-либо игры с его игрой. Ас-Сули также написал трактат «Китаб аш-Шатрандж» в двух томах, где сформулировал основные принципы шахматной игры и подверг критическому анализу работы своих предшественников. Эти труды также не сохранились, и только в рукописях некоторых авторов (в частности, его ученика аль-Ладжладжа) приводится ряд окончаний его партий, анализы и высказывания. Это действительно был великий мастер. Мансубы ас-Сули построены на теории полей соответствия, заново открытой только в конце XIX века (эта теория применяется к позициям, где противники так маневрируют своими фигурами, что каждому ходу одной стороны соответствует строго определённый ответ другой). Такой уровень сложности был превзойдён только через 10 веков. Самая знаменитая мансуба, известная как «Бриллиант ас-Сули», была решена лишь в 1980 году, и то не без помощи компьютерного анализа.
Мансуба
   В условии задачи начинают чёрные, а выигрывают белые. В тексте, сопровождающем эту позицию, есть следующая фраза: «Если начинают белые, то они выигрывают в три хода» (действительно, после 1.Крa2 Крd3 2.Фb4 Крc4 3.Фa3 игра кончается), однако по условиям задачи первыми ходят чёрные. Юрий Авербах приводит следующее решение:
Мансуба
   Напомню, что ферзь мог ходить только на одну клетку по диагонали. В конечной позиции чёрные теряют ферзя, и следует выигрыш позицией «король и ещё одна фигура против одинокого короля» (все прочие ходы по правилам шатранджа ведут к ничьей). Решение вызывает удивление и восхищение этой пробежкой королей туда и обратно. Ас-Сули имел все основания гордиться своим гениальным произведением: современники вряд ли сумели бы без подсказки разобраться в этом этюде.
   Ученик ас-Сули, иранец Абу-ль-Фарадж Мухаммед бен Обайд Аллах (по другим источникам – Абу-ль-Фарадж аль-Музаффар бен Сайд) (??-970, Шираз) – ещё один игрок и теоретик шатранджа, оставшийся в шахматной истории под прозвищем аль-Ладжладж (араб. «заика»). Он жил и творил в Багдаде, затем в Ширазе при дворе буидского правителя Адуд ад-Даулы (949-983). Память о нём как о выдающемся шахматисте много столетий жила среди персов, турок и индийцев. В своём трактате о дебюте «Китаб мансубат аш-Шатрандж» Ладжладж впервые сформулировал общие принципы разыгрывания шахматных начал, показал важность скорейшего развития фигур и провёл сравнительный анализ табий, выявив лучшие из них – «саял» и «аль-муджанах». Шахматные мастера и сегодня изучают табии Ладжладжа с целью выявления лучших планов игры. В частности, «Двойной аль-Муджанах» в 1911 году серьёзно исследовал гроссмейстер Жак Мизес; он сыграл несколько партий по правилам шатранджа и нашёл, что план Ладжладжа начинать игру ходами пешек «g» и «h» превосходен.
Табия двойной аль-муджанах
   Нельзя не упомянуть и жившего при дворе Тимура (Тамерлана) самаркандского мастера XIV-XV веков Алладина ат-Тебризи, прозванного за свои таланты Али аш-Шатранджи (то есть «Шахматист Али»). Это был великий игрок, способный выиграть у любого даже вслепую, теоретик, новатор и, возможно, изобретатель огромного «шатранджа аль-кебир» на доске 11х10, авторство которого обычно приписывают самому Тамерлану. Али аш-Шатранджи также написал трактат о шатрандже и создал ряд оригинальных мансуб.
   Любопытнейший трактат «Этика шахмат» (ок. 1108 г.) оставил после себя имам Абу аль-Касим аль-Хассан бен Мухаммед бен аль-Муфаддал ар-Рагиб аль-Исфахани. Его труд – рукописный сборник, содержащий 23 философских, этических и теологических сочинения разных восточных авторов. Писатель, теолог, философ, ар-Рагиб не приводит мансуб и диаграмм, зато охотно цитирует великих игроков и много размышляет о природе шахмат, их значении и ценности для просвещённого человека и связи шахмат с жизнью. Знаменитый гроссмейстер и историк шахмат Юрий Авербах высоко оценил его весьма прогрессивные для средневековья рассуждения. Помимо прочего ар-Рагиб даёт следующие советы шахматному игроку:
   * - лови удобный случай, ибо он скоропреходящ;
   * - выноси решение у головы дела, а не у хвоста его;
   * - берегись обнаружить слабость, ибо слабость – самое ненадёжное верховое животное;
   * - берегись вмешиваться в то, в исходе чего для тебя есть опасность;
   * - придерживайся и того, чему учил Сократ: «Основательным размышлением доходят до правильного мнения».
   Распространённость шатранджа в Средней Азии была настоль велика, что когда в XVIII-XIX веке сюда проникли современные шахматы (с дальнобойными ферзем и слоном), шатрандж длительное время существовал параллельно с ними. Даже в середине XIX века шахматисты Бухары ещё играли в шатрандж, который называли «бухарской игрой», а шахматы – «игрой ферзя» или «персидской игрой».
Игроки в шатрандж 0003
   Шатрандж упоминали в своих трудах все великие мусульманские поэты, летописцы и учёные средних веков: аль-Якуби (??-907) и ат-Табари (838-923), уже упоминавшийся в главе о шахматах Тамерлана историк аль-Масуди (ок. 940-950), Абу Мансур Дакики (??-975), Фирдоуси ат-Тахитала (??-ок. 1010), аль-Бируни (973-1048), Махмуд аль-Амули (??-1352)… Но наверное пора прервать этот скучный перечень. Просто задумайтесь: ведь это было самое начало шахматной эры! Все эти табии, мансубы, озарения и открытия – это не просто задачи и этюды: большая часть их связана с реальными событиями и почти у каждой есть своя занятная история. Мансубы были призваны выражать идеалы жизненной правды, служить мерилом гармонии и красоты, будить, как выразился «наше всё», «души прекрасные порывы». Чего стоит, например, великий «мат Диларам» неизвестного автора из манускрипта 1140 года, возможно, первый в шахматной истории гамбит, рассказ о котором затмевает сказки «Тысячи и одной ночи»! Персидский поэт Фирдоуси повествует об этом исключительно в романтических тонах:
Мат Диларам (графика Л.Гавриловой)
   Некий визирь больше всего на свете любил свою жену Диларам. Когда Диларам была рядом, сердце его переполнялось восторгом и любовью. Однако при этом он был очень азартным игроком, а всем другим занятиям предпочитал игру в шатрандж. Но однажды, играя с сильным соперником, визирь проиграл всё, чем владел. В отчаянии и азарте он поставил на кон Диларам в надежде отыграть всё разом и вскоре вновь попал в почти безнадёжное положение. Опасность грозила белому королю со всех сторон. Горячо любившая мужа Диларам наблюдала за игрой через занавеску. Когда на доске возникла эта критическая ситуация, она горько воскликнула: «О, мой господин! Пожертвуй оба руха, но не отдавай меня, твою Диларам!» Окрылённый подсказкой любимой жены визирь воспрянул духом, нашёл блестящую комбинацию и добился победы.
   Восток – дело тонкое, как говорил товарищ Сухов. Правда ли, что женщины в те времена так увлекались шахматной игрой, что смыслили порой поболее своих мужей, а может, это только выдумка, метафора? Кто знает… Ведь наверное недаром легенды приписывают изобретение шахмат то персидской царице, то супруге демона Раваны с Ланки. Вряд ли женщина Востока могла официально состязаться в игре с придворными мудрецами, хотя, конечно, шахматы (точней, шатрандж) служили им забавой и отдохновением. Как бы то ни было, все шахматисты помнят умницу Диларам, а вот имени её незадачливого муженька история не сохранила.
Мат Диларам
Мат Диларам. Белые начинают и выигрывают.
   1. Лh8+!! Кр:h8
   2. Сf5+ (по правилам шатранджа слон мог прыгнуть по диагонали на одну клетку через фигуру) Крg8
   3. Лh8+! Кр:h8
   4. g7+ Крg8
   5. Kh6Х!
Мат Диларам - анимация
   При таких плотных построениях, какие обеспечивали табии, в шатрандже не было ни «жалящих» выпадов, ни лихих атак, подобных шахматным гамбитам, ни стремительного эндшпиля. Победа зависела от умелых маневров, имеющих целью поставить противника в невыгодное положение. Восточная игра, не будучи столь блестящей как шахматы в тактическом плане, способствовала более глубокому пониманию игры в целом и в прямом смысле этого слова воспитывала лучших игроков. Мастер шатранджа мог удерживать и развивать свою позицию всю сразу, целиком (при этом с миттельшпиля), что было важно в то время, когда секреты мастерской игры оберегались, а у начинающего «шатранджиста» зачастую не было ни пособий, ни наставников. Всё это напрочь разрушает злопыхательские домыслы, будто шатрандж был «недоразвитым ребёнком» и всего лишь промежуточным звеном в эволюции великой игры. Как раз наоборот: когда получше узнаёшь шатрандж и видишь чеканную структуру изначальных табий, гармоничное неторопливое течение ходов и виртуозную диагональную игру слонов, ферзей и пешек, возникает впечатление, что это европейцы так и не смогли как следует освоить шатрандж. Во всяком случае, позиционная игра (которая в шатрандже правит бал) вернётся в шахматы заново лишь в конце XIX века после тактических бурь, неясных комбинационных осложнений и прочих шахматных баталий alla rabiosa.
Современный шатрандж Hi-Tec
   Арабское завоевание распространило шатрандж на огромную территорию (в том числе вернулся он и в Индию). В IX веке, в период завоевания арабами Испании шатрандж попал в Западную Европу – в Испанию и Южную Италию, где и превратился в современные шахматы. Важную роль в распространении шатранджа сыграли также многочисленные крестовые походы.
   Тогда же (или несколько раньше) через Среднюю Азию игра попала на Русь под названием, принятым у узбеков и таджиков – соединение персидского «шах» («властитель») и арабского глагола «мата» («умер»). Кстати говоря, Таджикистан в те времена был просвещённым государством, одним из центров арабской культуры; достаточно вспомнить, что великий лекарь и философ средних веков Абу Али ибн Сина (Авиценна) тоже был таджиком. Русская шахматная номенклатура практически вся индо-персидская, а не европейская: королева в России по-прежнему зовётся ферзём, епископ или офицер – слоном, по доскам скачет конь, а не рыцарь (knight), а вместо обычной в Европе башни (Rook) действует индийская ладья, и только король зовётся не царём, не шахом, а именно что королём. К тому же, в русских шахматах отчётливо виден китайский след.
   Но это уже совсем другая история.

[продолжение следует]

© Дмитрий Скирюк

История шахмат ч.1: Тхаайям, Сатуранкам, Аштапада.
История шахмат ч.2: Любо.
История шахмат ч.3: Чатуранга, Чатураджа.
История шахмат ч.4: Сянци.
История шахмат ч.5: Чанги.
История шахмат ч.6: Макрук, Ок-Чатранг.

История шахмат ч.7: Ситтуйин, Майн Чатор.
История шахмат ч.8: Чандраки, Шатар, Хиашатар.

История шахмат ч.9: Дополненные шахматы, Шахматы Тамерлана, Шахматы цитаделей, Великие шахматы.
История шахмат ч.10: Сёги.


*



Tags: board games, Настольные игры, история шахмат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments