skyruk (skyruk) wrote,
skyruk
skyruk

Categories:

История шахмат ч.8: Чандраки, Шатар, Хиашатар.

Шатар - монгольские шахматы
Шатар – монгольские шахматы, в которые также играли в Тибете, Внутренней Монголии – провинции КНР, а также в республике Тува, где они зовутся «шадара».  Монгольские шахматы существуют в двух вариантах: маленькие, общеупотребительные (шатар), и большие (хиашатар). Основные отличия сегодняшнего шатара от старого шатранджа и других версий шахмат не так уж значительны, зато весьма занимательны с точки зрения эволюции шахматных игр.


ШАТАР
Шатар
   У монголов шахматы в большом почёте. Играющие шахматисты сидят в юрте на почетном месте, они не обязаны вставать, когда входит человек, занимающий более высокое положение. Вдобавок, по мнению монголов, все страстные шахматисты непременно долгожители. На этот счёт существует легенда.
   У одного монгольского хана истёк отведённый ему судьбой срок жизни как раз в тот момент, когда он играл в шахматы. Бог смерти Эрлик отправил за ханом своего гонца, но тот оказался тоже заядлым шахматистом. Увидев, как мастерски хан сражается со своим шахматным противником, гонец сам так увлёкся игрой, что напрочь забыл о поручении бога смерти. Так этот хан остался жив и ещё долгие годы наслаждался игрой в шахматы.
   Другая легенда также повествует о пользе шахматной игры.
   Жил когда-то монгольский мальчик по имени Тохан. Его послали учиться читать, писать, играть в шахматы и на флейте. А его друг Бенппо не хотел учиться. Когда Тохан вернулся домой, разбойники напали на его стойбище. Он умилостивил их игрой на флейте, и они отпустили его. Он отправился в город, где зарабатывал на пропитание умением писать. Затем он попал в страну Сахим. Царь этой страны убивал всех, кто проигрывал ему в шахматы. И следующей его жертвой был Бенппо! Тохан вызвался играть с царём, но при условии, что если царь проиграет, то смертные приговоры в Сахиме будут отменены. Тохан выиграл.
   В прошлом у монголов не было шахматной литературы (первая книга «Монгол Шатар» вышла в 1936 году, её автор – Санжажамц), шатар - не спортивная, а праздничная, спокойная игра, в ней нет жёсткого соревновательного момента. Однако история шатара довольно хорошо изучена. Известны такие работы, как «Анализ интеллектуальных и азартных монгольских игр», Асии Поповой («Монгольские этюды», ч.5, 1974, Париж), «Шахматная игра у монголов» С.Кондратьева («Шахматы в СССР», 1931, №13-14), «Монголия. Степные традиции: монгольская шахматная игра», Г.Риччи  (1983. Материалы из Музея Человека, Париж), «Шахматы мира» Н.Окано, «Энциклопедия КНР по Физкультуре и Спорту», а также «Шахматные игры монголов как отражение культуры степных кочевников» Родольфо Поцци (бюллетень 10-й международной конвенции любителей шахмат в Филадельфии, США, май 2002 года). Немало внимания им уделили известный исследователь шахмат Жан-Луи Казо, а также наш соотечественник Лев Кислюк.
Шадара (Тува)
   Доска для шатара 8х8 была одноцветной вплоть до окончания Второй Мировой войны, когда монгольские шахматисты под влиянием наставников из СССР ввели в употребление классическую доску – такая унификация, помимо прочего, позволила им участвовать в официальных соревнованиях. Монголы - кочевой народ, они не любят отягощать себя лишним имуществом. При этом в Монголии мало местного дерева, поэтому доски нередко вырезаются на крышках сундуков или шкатулок, а также и на более обычных бытовых предметах типа разделочных досок. Часто поле для игры традиционно делают из кошмы или войлока. Это совпадает с арабскими традициями, где доску тоже часто делали матерчатой. Сегодня в России можно недорого приобрести сувенирные бурятские шахматы с традиционным войлочным полем и фигурками из гипса, но большинство народа играет ими в обычные шахматы.
Шатар, фигуры
   Фигуры вырезали из агальматолита, мыльного камня, мрамора, стеатита, бронзы или другого металла, рога, слоновой и даже мамонтовой кости. Вообще, шатар – самая впечатляющая разновидность шахмат с визуальной точки зрения. Известны многочисленные комплекты красивых резных шахматных фигур, они очень выразительны и отражают реальную жизнь. Хотя на первый взгляд они выглядят весьма цветистыми, это не мешает играющим отличать свои от чужих. В раскраске обычно превалируют базовые цвета: красный или зеленый, к тому же, фигуры сильно различаются по форме, хотя иногда различается только цвет цоколя.
   Названия фигур таковы:
Короли
   «Нойон» – аналог шахматного короля. Наименование идёт со времён Чингисхана. Как правило, фигура нойона изображается сидящей в кресле или паланкине. Часто нойон одной стороны изображается старым и почтенным консерватором, а другой – молодым и безбородым, олицетворяющим прогресс и развитие. Хорошей иллюстрацией этой традиции может служить тот факт, что во времена «советизации» Монголии даже появились такие варианты шатара, где одного нойона представлял феодал в традиционной шапочке и халате дэли, а другого – комиссар в кожане.
Шатар, короли (Тува)
Ферзи
   «Бэрс» – аналог ферзя. Несмотря на одинаковые названия, в шатаре эту фигуру с одной стороны изображает какая-либо дикая кошка (тигр, лев, снежный барс), с другой – домашний зверь – собака, а порой даже бык. Львы не водятся в Монголии, но возможно, в шатар они угодили из Персии или Китая. В Китае лев был в большей степени мифическим существом, вроде дракона, и шахматный монгольский лев больше похож на традиционное чудище с мордой пекинеса, которого китайские артисты в праздник таскают по улицам, предварительно забравшись внутрь.
Шатар - ферзи (Тува)
   Возможно также, что слово «бэрс» происходит от искажённого персидского «фирз» или турецкого «ферс», ибо монголы не произносят «и».
Верблюд
   «Тэмэ» («верблюд») – аналог слона. Фигура изображает азиатского двугорбого верблюда бактриана. Как вьючное и военное животное, он занял место слона в холодных странах. Лев Кислюк считает, что в старом варианте верблюд мог двигаться по диагонали на через клетку на третью. Сегодня он ходит как обычный европейский слон.
Кони
   «Мор» или «Морь» – конь, без всяких экивоков. Ходит он как конь в европейских шахматах и может перепрыгивать через другие фигуры. В шатаре эту фигуру изображает естественно, конь, непременно неосёдланный. Конём запрещено ставить мат.
Ладьи
   «Тэрэг» («Повозка») – аналог ладьи. Любопытно, что в шатаре сохранилось старое китайское название фигуры, утраченное арабами и персами. В шатаре эта фигура представлена фургоном, повозкой, передвижной юртой, а в новое время (что, правда, сегодня тоже уже экзотика) – автомобилями, тракторами и даже танками.
Шатар, ладьи - автомобили (Тува)
   Порою вместо конкретной фигурки используется свастика – символ движения и солнца, а также спирали, цветки лотоса, колёса, узлы, павлиньи «глаза», мифические птицы (Рух, Гаруда) и т.д., вот как эта фигура шахматной ладьи из Тувы.
Шатар, Ладья - Птица Гаруда (Тува)
Пешки
   «Фу» или «Ху» («детёныш», «щенок») – аналог пешки, будущий «бэрс». В самом деле, когда пешка достигает восьмого ранга, она может превратиться только в бэрса. Тем не менее, в шатаре пешку может изображать мелкие животные (тоже дикие и домашние) – зайцы, куры и т.п., а также музыканты, пленники и курьёзные бытовые сценки. Нередко бывает так, что ВСЕ пешки отличаются друг от друга, и различить их можно только по цвету цоколя.
Шатар, пешки (Тува)
шатар, пешки 2 (Тува)
   Асия Попова упоминает дополнительные правила, будто конь «при особых условиях» мог делать «второй ход старого ферзя» (?), а нойон, достигнув «домашней» клетки своего оппонента, получал право делать ход коня, но источников информации не приводит, так что проверить эти сведения невозможно. «Второй ход старого ферзя» – это ход на одну клетку по диагонали. Какие «особые условия» имеются ввиду, также не уточняется, однако, как мы вскорости увидим, и эта загадка может решиться самым любопытным образом.
   Итак, перейдём к первому ходу.
   Все ли помнят историю Куликовской битвы, а конкретно – поединок Пересвета с Челубеем? Да-да, тот момент, когда, по преданию, печенежский богатырь перед началом битвы покинул общий строй и начал похваляться: а кто, мол, рискнёт сразиться со мной один на один? Якобы его вызов принял инок Пересвет, поле чего оба и погибли в этом поединке.
Поединок Пересвета и Челубея
   Логика легко разрушает этот исторический миф о подвиге, к которому, как всегда, позднее примазалась православная церковь. Александр Пересвет реально существовал и в Куликовской битве погиб. Судя по всему, он действительно совершил какой-то подвиг, хотя не был никаким «иноком», а был, скорее всего, литовским боярином. Но что касается его поединка с Челубеем – этот эпизод весьма сомнителен. В те времена ни русские, ни татары поединков перед битвами не практиковали – ордынская тактика предусматривала быстрый, напористый удар конницы. Летописи подтверждают, что начало Куликовской битвы было стремительным, татары лавиной обрушились на русских, никакого упоминания о поединке в них нет. И хотя под него подведена солидная теоретическая база (длинное копьё у Челубея, нарочно снятые доспехи Пересвета, чтоб копьё прошло навылет и богатырь смог дотянуться до врага своим, коротким и т.д.), как ни грустно, приходится признать, что это не более чем красивая легенда.

   И всё же… всё же у меня нет сомнений, что когда-то в прошлом такой обычай у кочевников несомненно существовал, иначе зачем такие поединки прямо запрещались ясой Чингисхана, который превыше всего ставил дисциплину? А как известно, запрещают обычно те вещи, которые все делают!
   Так или иначе, но в монгольских шахматах шатар обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед — d2-d4 и d7-d5. То есть, эти пешки обязаны двигаться на две клетки первым ходом. Смекаете? Вот он откуда взялся, этот особо ретивый воин, который захотел показать свою удаль и выслужиться перед нойоном!
   Такая обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов. В шатаре нет ни рокировки, ни взятия пешки на проходе. Пешка, достигшая последней горизонтали, превращается только в бэрса.
Шатар, позиция
   Ещё одно отличие старого шатара от шахмат – ход ферзя (бэрса). Сегодня он ходит как в европейских шахматах, но в старые времена бэрс ходил, в основном, как ладья – по вертикали на любое количество клеток, но при этом мог делать ход и на одну клетку по диагонали, как ходит «Превращённый Дракон» в японских сёги.
   Помимо прочего, в шатаре довольно сложные правила матования. Шах разными фигурами называется по разному:
   * Шах бэрсом, повозкой или конём зовётся «шак».
   * Шах верблюдом – «тук».
   * Шах пешкой – «цод».
   Либо ферзь, либо ладья обязательно должны быть теми фигурами, под ударом которых король находится под шахом в ходе матовой атаки. Матовать можно только «шаком» (то есть ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один «шак», причем, если «шак» объявляется последним, то это не должен быть шах конём. То есть, конь может объявлять шах и участвовать в матовой атаке, но его ходом запрещено ставить мат. Любой другой мат (с примесью «тук» и «цод») зовётся «нёл» и считается ничьей.
   «Оголение» короля считается ещё одним видом ничьи с названием «робадо».
   Пат («чжит») является проигрышем для запатованной стороны. Родольфо Поцци истолковывает это так: невозможность движения для кочевого народа равнозначна потере свободы – и гибели. Вот так история целого народа как в зеркале бывает полностью отражена на шахматной доске.
   Иногда в регионах встречаются отличия:
   * Мат конём допустим, но это некрасиво.
   * Игру можно начинать и королевскими пешками, но тогда уже они обязаны ходить на два поля, а ферзевые – на одно.
   * Ферзь ставится справа от короля – пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле.
   * Слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, взятое из шатранджа).

   Точное происхождение шатара неизвестно, но поскольку в нём используются объёмные фигуры, которые ставятся в клетки, очевидно, что он входит в индо-персидскую, а не дальневосточную шахматную ветвь. Очень может быть, что монголы узнали шахматы во времена Монгольской империи, из Аравии, после завоевания ими персидских земель в Центральной Азии и в Иране, вдоль Великого Шёлкового пути.
монгольский хан и данники
   Однако и другая гипотеза заслуживает рассмотрения. Тибет и Монголию издревле связывали культурные отношения. Буддизм официально утвердился в Монголии во времена Алтан-хана в 1576 году в форме тибетского ламаизма. Именно Алтан-хан подарил Сонам Гьяцо золотую печать с надписью: «Печать Ваджрадхары – Далай-ламы. Да будет победа!». Сонам Гьяцо стал первым, кого официально поименовали этим титулом, а слово «Далай-лама» (букв. «всеобщий лама») монгольское, а не тибетское. В то время многие тибетские монахи пришли в Монголию проповедовать и учить народ. Вероятно, тогда же монголы переняли у тибетцев Го на доске 17х17 («дёрвёлц»), ещё одну зажимную игру «Минь-Мань» (или «Минг-Манг») и местные шахматы чандраки.

ЧАНДРАКИ

   Раз уж я упомянул, надо объяснить, что это такое. Чандраки (также – «Чандараки», «Чадраки») – гипотетические шахматы Тибета. Вернее, если быть точным, это шахматы, в которые возможно играли в Тибете, поскольку от них сохранились только упоминания в хрониках, разрозненные шахматные наборы и весьма неполный свод правил. Единственный известный набор тибетских шахмат ныне хранится в музее Рериха в Москве. Принадлежали эти шахматы также семье Рерихов в Индии.
   Фигуры чандраки похожи по стилю и манере исполнения и на монгольские, и на индийские, разве что пешки отличаются от традиционных для шатара мелких животных. Они вырезаны из слоновой кости и явно тибетского происхождения (в частности, фигуры ладей изображают дворец Далай-ламы Поталу в столице Тибета – Лхасе).

   Слово «чандраки» восходит к санскритскому «чатуранга», что указывает на индийское происхождение игры. Тибетская письменность также восходит к санскриту. Это неудивительно, ибо это горная страна долгое время находилась под сильным влиянием индийской культуры. Тибет вообще находится между двумя центрами древнейшей культуры – Индией и Китаем, но его географическое положение таково, что он практически изолирован от них. Все исторические свидетельства начинаются с времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.
Тибетцы
   Коренная религия жителей Тибета – бон. Буддизм проник в Тибет в VII веке н.э., в то время, когда царь Сонгцэн Гамбо (610-649 гг.) объединил страну, но как и когда это произошло, выяснить не представляется возможным: про времена его правления сложено много противоречивых и фантастических легенд. Одна из фигур чандраки (пешка) явно изображает монаха. Такая традиция могла сложиться в эпоху правления царя Ралпачана (815-838 гг.), который ввёл в органы управления страной монахов, дав им право решающего голоса наравне с главными министрами и приравняв статус монаха к статусу высшего чиновничества. В те времена государство активно поддерживало переводы буддийских сочинений с санскрита на тибетский язык. Однако Ралпачан был убит в результате переворота, к власти пришёл Ландарма, который чтил религию бон и жестоко преследовал буддизм. Монахи и учёные вынуждены были скрыться в дальних провинциях или бежать в сопредельные страны.
   В середине XIII века Тибет вошёл в состав Монгольской империи, однако поскольку ряд виднейших тибетских учителей буддизма жил при дворе монгольских владык, Тибет избежал разорения, даже наоборот: оказал сильное влияние на Монголию. В 1245 году в Монголию прибыл Сакья-пандита (1182-1251, глава школы Сакья). В 1260 году хан Хубилай провозгласил себя императором Великого Монгольского удела, в который входили Монголия, Китай, Тибет и некоторые другие территории. Хубилай использовал тибетский буддизм для противостояния ассимиляции со стороны китайской культуры в лице даосизма и конфуцианства. Возможно, именно тогда и тибетские шахматы распространились повсеместно в противовес китайским сянци. Впоследствии в Китае возымел место обратный процесс.
   Однако перейдём к игре. О ней известно очень мало. Мюррей приводит следующие названия фигур и их обозначения:
Короли (Тибет)
   «Дпон» («Лев»), «Цэнг-гэ» («Князь») – аналог короля.
Ферзи (Тибет)
   «Цтаг» («Тигр») – аналог ферзя.
   «Рэнгэ-Монг» («Верблюд») – аналог слона.
Кони (Тибет)
   «Та» («Конь») – конь.
Ладьи (Тибет)
   «Шинь-та» («Кибитка», «Повозка») – аналог ладьи.
Пешки (Тибет)
   «Бу» («детёныш») – аналог пешки.
   Таким образом, сходство в названиях фигур в обеих разновидностях шатара и чандраке не должно удивлять. Тем не менее, других связей не видно – нет никакой информации о правилах тибетской игры. Причард в своих трудах конца XX века вторит книге Мюррея 1913 года, а тот ссылается на секретаря русского консульства в Монголии в 1874 году М.Падерина и пишет буквально следующее: «Предположительно он получил их [названия фигур и ходов – Д.С.] от некоторых буддийских паломников, которые посетили Тибет. Вполне возможно, что он просто перевёл монгольские имена на тибетский». Таких «буддийских паломников» в принципе, было не много – Тибет долгое время был закрытой страной, любого иностранца, проникшего в Лхасу, ждала смертная казнь, исключение делалось только для бурятов и тувинцев из России, которые имели право посещать священный город.
   Мюррей сверился со словарями, но отметил, что хотя названия и верные, «нет сведений, что они когда-либо использовались в шахматах». По словам того же Мюррея тибетцы уже тогда играли в шахматы, похожие на международные. Действительно, известно несколько игр, называемых тибетскими шахматами, однако это искусственные игры, созданные на Западе и не имеющие ничего общего с национальными шахматами Тибета.
   Известный энтузиаст и исследователь истории шахмат Лев Кислюк приводит весьма любопытные размышления на своей страничке в Сети.
Возможно, телохранители (Тибет)
   В частности, он считает, что в представленном в музее Рериха наборе не 6, а 7 разных фигур, и потому, возможно, один из сидящих людей – не аналог слона или офицера, а дополнительная фигура «телохранитель», и перед нами ни что иное, как прототип больших монгольских шахмат хиашатар. Так ли это – сейчас выяснить не представляется возможным: комплект фигур неполный, доска также отсутствует.
   Однако о хиашатаре тоже стоит рассказать подробнее.

ХИАШАТАР
Хиашатар - доскаи фигуры 1
   Помимо обычного шатара на поле 8x8, в Монголии существовал т.н. «хиашатар» или «Великие шахматы» на стоклеточной доске 10х10. Но если обычный шатар хорошо известен и популярен, то хиашатар известен гораздо меньше. Якобы хиашатар появился около 500 лет назад. Об этом повествует ещё одна легенда:
   Давным-давно жил хан, который был вынужден вести многочисленные войны. Это помогло ему понять, что для гарантии победы недостаточно только закалки и тренировки воинов. Поэтому он ввёл в свое войско особо доверенных лиц, отвечающих за безопасность. Это нововведение понравилось и другим властителям, и они переняли его. И вот однажды некий мудрец под влиянием этих новшеств преобразовал шатар, введя в него телохранителей – новые фигуры, отвечающие за безопасность короля.

   В хиашатаре действительно существует дополнительная фигура «Ся» – «Старший советник», «Воин» или «Телохранитель», располагающийся при расстановке между слонами с одной стороны и королём или ферзём – с другой. По сведениям из разных источников, в разные времена и в разных регионах существовало три варианта её движения.
Хиашатар
   I&II) У Родольфо Поции приведён вариант, где Телохранитель ходит на 2 квадрата в любом направлении. При этом не сказано, как он рубит. Однако тот же Поцци упоминает, что Телохранитель не должен отдаляться от короля более чем на одну клетку, а рубит по диагонали (как пешка), в том числе и назад. Но при этом не сказано, как он ходит… Интересно, это только мне одному кажется, что эти два правила банально дополняют друг друга?
   III) Лев Кислюк приводит совершенно другие правила. Согласно им Телохранитель ходит в любом направлении, как король, но только на 1 или 2 клетки и не может прыгать. Однако в этой 8-клеточной «зоне действия» Телохранителя любая фигура противника теряет дальнобойность и может ходить только на одну соседнюю клетку, что может быть очень эффектным щитом при атаке.
Телохранители в хиашатаре, ходы
   Кислюк не уточняет, может ли Телохранитель покидать своего короля, но говорит, что король НЕ может приблизиться к чужому Телохранителю. При этом совершенно не ясно, какой эффект оказывал Телохранитель на вражеского коня. Поскольку конь был чрезвычайно важным элементом монгольского быта, возможно, он вообще не подлежал такому «экранированию»? Это несколько объясняло бы тот странный факт, что в шатаре запрещено матовать конём.
   Но ведь есть и другая версия, уже высказанная выше! Если мы вспомним примечания мадам Поповой, возникает вопрос: уж не те ли самые «особые условия» «обеспечивал» коню Телохранитель?

   Вообще, телохранители существовали при монгольских ханах и других важных персонах. Это была давняя традиция. Вот например, Ундэр Гонгор, телохранитель Богдо Гэгэна. Его рост был 2 метра 42 см. Сами можете убедиться: этот уж точно и коня на скаку остановит, и в горящую юрту войдёт. Да и вообще, в присутствии такого «дяди Стёпы» невольно перейдёшь на шаг! А в общем и частном, в лице Телохранителя перед нами предстаёт поразительная фигура, не имеющая аналогов ни в каких других шахматных играх: нечто среднее между «Советником» в сянци и неуязвимым «Парламентёром» в старых сянси.
   Остальные различия таковы:
   «Бэрс» ходит как современный ферзь в европейских шахматах.
   ВСЕ пешки могут делать первый ход на 1, 2 или 3 (!) клетки. (Вот вам и первый ход, рождение которого наверняка спровоцировала чересчур большая доска!) Взятие на проходе в хиашатаре разрешено.
   Все остальные фигуры ходят, как в обычном шатаре. Строгих ограничений, касающихся шаха и мата, в хиашатаре нет.
   Как видим, всё становится «страньше и страньше». И откуда же взялся этот диковинный стоклеточный хиашатар с его верблюдами, бэрсами, зайцами, собаками и прочим зверьём, неужели тоже от китайских сянци? Или же он представляет собой «мутацию» какой-то другой, неизвестной исчезнувшей игры?
   Не всё так безнадёжно. Если хорошенько поискать, такая игра находится.

[продолжение следует]

© Дмитрий Скирюк
История шахмат ч.1: Тхаайям, Сатуранкам, Аштапада.
История шахмат ч.2: Любо.
История шахмат ч.3: Чатуранга, Чатураджа.
История шахмат ч.4: Сянци.
История шахмат ч.5: Чанги.

История шахмат ч.6: Макрук, Ок-Чатранг.

История шахмат ч.7: Ситтуйин, Майн Чатор.
История шахмат ч.9: Дополненные шахматы, Шахматы Тамерлана, Шахматы цитаделей, Великие шахматы.
История шахмат ч.10: Сёги.
История шахмат ч.11: Шатрандж.

*



Tags: board games, Настольные игры, история шахмат, шахматные игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments