skyruk (skyruk) wrote,
skyruk
skyruk

Category:

История шахмат ч.7: Ситтуйин, Майн Чатор.

Мьянма. Игроки в ситтйуин
   Ситтуйин - бирманская разновидность шахмат, а Майн Чатор - малазийская. Обе они достаточно интересны и непохожи на другие шахматные игры. Каждую стоит рассмотреть по отдельности, и вместе с тем выделить и сравнить некие общие, специфические  черты, которых нет у других шахмат.

СИТТУЙИН
Ситтуйин, Бирма
   Бирманское «Sit» и сегодня служит для обозначения армии или войны, а «йин» – числительное «4», поэтому «Sit-Tu-Yin» можно перевести как «война четырёх [родов войск]», то есть, перед нами прямая калька с индийской чатуранги. На родине – в Бирме (совр. Мьянма) ситтуйин в значительной степени потеснён современными шахматами, но остаётся популярным в северо-западных регионах. В ситтуйине играют красные против чёрных. Фигуры – подробные скульптурные изображения вооруженных воинов доисламского стиля.
Ситтуйин 00
   Ладья выглядит странновато: она называется «колесницей» или «повозкой», но как правило изображается в виде небольшой хижины, «избушки на курьих ножках», что похоже на ладью в европейских шахматах. Вместе с тем бирманские шахматы – одно из крупнейших изменений в истории шахматной игры.
!BvYnzF!EWk~$(KGrHqR,!igEv1+0FgeMBMEUzvQtgg~~_3
   Для начала доска. Размер её как правило, 24×24 дюйма, площадь одной клетки 3×3 дюйма. Доска одноцветная, 8х8, однако на ней проведены две большие диагонали. Эти дополнительные линии называются «Сит-Ке-Мьин» («Линии Генерала»), ведут свою родословную от разметки аштапады и играют важную роль: на них происходит превращение пешек. Бирманские пешки уже на этапе расстановки находятся неимоверно далеко – на третьей и четвёртой горизонтали, так, что центральные пешки первым же ходом могут срубить друг друга.
Ситтуйин: расстановка пешек
   Такое пешечное построение неизменно и обязательно, и только после того, как расставлены пешки, игроки могут разместить свои фигуры на любом месте за пешечной цепью (правда, с некоторыми ограничениями).
261c
   1) Сперва свои фигуры расставляют красные и только потом – чёрные (они же – зелёные или синие).
   2) Две первых горизонтали на каждой стороне доски зарезервированы для ладей: их можно размещать там в любых клетках.
   3) Остальные фигуры расставляют там, где игрок пожелает: на втором и третьем рядах, за пешечной цепью. Эти фигуры (Мин-Гуй, Мьин, Сит-Ке и Син) не могут быть размещены на первой горизонтали.
   4) Играющий чёрными, расставляющий фигуры после красных, не может ставить ладью на прямой линии с королём противника, если есть хотя бы одна фигура (но не пешка), стоящая где-либо на вертикали между ладьёй и королём. Это сводит на нет преимущество второго игрока, который иначе может создать позицию для немедленной атаки, увидев, как расположены фигуры противника.
   5) После того, как все чёрные фигуры расставлены, красные делают первый ход, и игроки по очереди ходят всю игру.
   Насчёт расстановки бытуют разные правила. В неофициальной партии игроки могут просто выставлять фигуры на доску по очереди, чёрные после красных. В других регионах и на официальных турнирах практикуется одновременная расстановка фигур, в таких случаях соперники разделяют доску непрозрачным барьером.
   Если честно, произвольная расстановка - одно из самых поразительных изменений в шахматной игре, какое мне встречалось (удивительнее этого только правило десантирования фигур в японских сёги). Можно сказать, что игроки в ситтуйине всегда начинают игру с табий, только не заранее оговоренных, как это делалось в шатрандже, а всякий раз создаваемых заново. В ситтуйине нет чёткого разграничения между дебютом и отдельным шахматным этюдом, каковое есть в международных шахматах: игроки будто ставят друг другу две шахматные задачи, одна партия непохожа на другую, игра вообще развёрнута в другую область - в центр доски. Естественно, при таком начале нет стандартной расстановки, поэтому в качестве примера можно привести только возможный вариант (например, такой):
Ситтуин - диаграмма
   Названия и ходы фигур в ситтуйине следующие:
   «Мин-Гуй» («король») полный аналог шахматного короля, может ходить на одну клетку в любом направлении.
   «Сит-Ке» («генерал»): эквивалент ферзя в шатрандже, может ходить на одну клетку в любом направлении по диагонали.
   «Син» («слон») сохранил старый индийский ход слона: на одну клетку в любом направлении по диагонали или на одну клетку по вертикали вперёд.
   «Мьин» («конь»): аналог шахматного коня, ходит классически - буквой «Г» и может перепрыгивать через другие фигуры.
   «Яххта» («колесница») также полный аналог шахматной ладьи, ходит на любое число клеток по вертикали или горизонтали во всех четырёх направлениях.
   «Не» («феодал») – эквивалент шахматной пешки, ходит и рубит как в западных шахматах.
   Превращение пешки происходит не на последних горизонталях, как в обычных шахматах, не за рекой, как в сянци, и не на шестой горизонтали, как в макруке. Когда пешка перемещается на одну из генеральских линий на диагоналях на стороне противника, она может быть превращена в ферзя, но только если ферзь того же цвета уже срублен и снят с доски. Если у игрока есть пешка, стоящая на поле превращения, она остаётся пешкой, но может быть превращена в ферзя в любой момент, если только останется на этом поле, а ферзь будет снят с доски. Превращение пешки в таком случае представляет собой отдельный ход, и игрок не двигает никакие фигуры до его следующего хода.
Ситтуйин: расстановка пешек
  Такая «пирамидальная» структура доски, когда её края уподобляются Земле, а центр – Небу, вообще довольно типична для восточных игр. Например, центральная отметка на гобане (доске для Го) носит название «тэнген» – «небесная ось». В частности именно поэтому ход в центр доски считается опрометчивым, пустым и даже возмутительным, поскольку нелепо пытаться делить небо, не проведя границы по земле.
   Как и в других шахматных играх, целью в ситтуйине является поставить мат (khwè) неприятельскому королю. Пат не допускается. Не разрешается ловить короля, не оставив ему ходов, в то время как прямого шаха нет – атакующий игрок должен сделать другой ход. Если становится очевидным, что ни один из игроков не может поставить мат, партия заканчивается вничью.
Ситтуйин - доска
   Естественно, в ситтуйине нет никакой рокировки – при таком способе начальной расстановки она совершенно бессмысленна. Наоборот – из-за ступенчатого расположения пешек на доске, справа у каждого игрока образуется своеобразная готовая «крепость», которую при грамотном расположении фигур очень трудно взять. Что приятно, в ситтуйин вполне можно играть обычным шахматным набором, надо только выделить генеральские диагонали какими-нибудь цветными стикерами.
   Ситтуйин существовал более тысячи лет без единого свода правил. Приведённые правила основаны на правилах Бирманской шахматной федерации, созданной после Второй мировой войны, но они отнюдь не являются универсальными: в каждом регионе страны бытуют свои любопытные вариации.

МАЙН ЧАТОР
Майн Чатор
    Майн Чатор – малазийские шахматы. Их правила очень похожи на современные европейские шахматы, за исключением пешки, превращение которой – довольно сложный процесс, имеющий много общего с таковым в бирманском ситтуйине. Майн Чатор сформировался в той области, в которую сегодня входят Малайзия, Индонезия (острова Суматра, Ява, Борнео) и соседние Филиппины. «Майн» означает «игра», а «Чатор», что совершенно очевидно - искажённое санскритское «чатуранга».
   Малайский архипелаг, расположенный на оживлённом перекрёстке морских путей, соединяющих Китай, Японию, Индию и Персию, находился под сильным индийским влиянием  с VI века н.э. вплоть до его исламизации. Местные жители приняли буддизм и индуизм, а также законы объединивших острова могучих империй, таких как Шалендра на о.Ява (VII-XII вв.), при которой был построен храм Боробудур, Шри-Виджайя на Суматре (VIII-XIII вв) и Маджапахита (XIV в.). Тогда же, вероятно, вместе с индусами пришли и шахматы. Когда первые европейцы (это были португальцы, затем – голландцы) в начале XVI в. ступили на землю малайского архипелага, шахматы там уже были известны. При этом игра испытала сильное влияние европейских правил. Например, были приняты современные ходы для ферзя и слона.
   Названия фигур в малайском и яванском вариантах таковы:
   * Король: Раджа (Король) / Рату (Король)
   * Ферзь: Мантри (Министр) / Пате (Королева)
   * Слон: Гаджа, Гадха (Слон) / Мантри (Советник)
   * Конь: Куда (Конь) / Яран (Рыцарь)
   * Ладья: Тер, Хемор (Колесница) / Проа, Прао (Ладья)
   * Пешка: Бидак (Пехотинец) / Бидак (Пехотинец)
   Малайские наименования фигур взяты большей частью из санскрита (раджа, мантри, гайя), а также тамильского и телугу – дравидийских языков с Юго-Востока Индии (куда, тер, хемор). Единственным исключением является название пешки – «бидак» («bidaq»), которое, вероятно, Майн Чатор унаследовал от арабского «байдак» («baidaq»). Возможно, малайцам приглянулось это слово из-за сходства с названием местной группы племён – батаков. Эти племена с Суматры славились своими шахматными традициями. Так короли племён Нагер и Батанго издревле играли огромными каменными фигурами на поле рядом с резиденцией – эта игра могла длиться весь год, ставкой в ней была дюжина рабов. В 1917 году Луис Куперус ещё застал две сохранившиеся каменные фигуры.
   В этом же регионе, в Медане жил и знаменитый игрок в Майн Чатор – Ши-Нарсер (на фото он запечатлён с супругой). В 1914 году он дал несколько сеансов одновременной игры против лучших игроков Батавии, выиграв большинство партий. Есть свидетельства, что некий крестьянин-батак в 1939 году обыграл голландского чемпиона мира на встрече в Гранд отеле в Медане. Вероятно, это были Ши-Нарсер и Макс Эйве. Незначительные различия в правилах не помешали двум мастерам сразиться на равных.
Батакский шахматист, крестьянин Ши-Нарсер со своей женой.
   В Майн Чаторе используется доска 8х8, без чёрно-белой шашечной разметки. Фигуры ставятся в клетки. Очень часто на старых досках все поля помечали диагональной разметкой для облегчения диагональных ходов.
   Известны два типа малайских древних шахматных наборов. Первый – простой, с примитивными абстрактными фигурами из обрезков бамбука или дерева, явно сформировался в более позднее время под влиянием мусульманского шатранджа.
Ява. Майн Чатор, абстрактные фигуры из бамбука
   Обычно такие шахматы делали непосредственно перед игрой, на изготовление комплекта уходило не больше 10 минут, а поле расчерчивали на песке; в частных и общественных зданиях также было традицией вырезать игровое поле на досках пола. В более позднее время стали практиковать менее грубые наборы, хотя фигуры в них по-прежнему абстрактные. Только кони изображаются в виде конской головы, а ладьи - в виде маленького плотика.
Майн Чатор, фигуры 01
Майн Чатор, фигуры 02
Майн Чатор, абстрактный стиль, Филиппины.
   Второй тип наборов – фигурные, с тонкой резьбой, сохранили старую индийскую традицию. В этих комплектах второго типа ладья также представлена именно лодкой, как в некоторых штатах Индии, Бирме, Таиланде и Камбодже.
Майн Чатор, фигуры
Майн Чатор, о.Ява, резные фигуры
   Практически все фигуры в Майн Чаторе ходят так же, как в европейских шахматах, начальная расстановка тоже совпадает: несмотря на одноцветную доску, позиции короля и ферзя зеркально отражены, как в европейских шахматах. Главное отличие – в необычном превращении пешки. Для превращения она должна сперва достигнуть противоположной горизонтали доски в любом месте, кроме угловых, ладейных полей, после чего... двигаться в обратном направлении, пока не достигнет любой клетки одной из двух главных диагоналей, и только после этого пешка может превратиться в ту фигуру, напротив которой эта клетка находится при начальной расстановке (в случае с королем это также ферзь). Это правило осталось ещё с тех времён, когда ферзь ходил только на одну клетку по диагонали, а слон – ещё и на одну вперёд, как в тайских или бирманских шахматах.
Майн чатор, резной стиль, Бали
   С точки зрения обычных, современных шахмат Майн Чатор не очень интересен, однако в нём есть ещё одна деталька великого паззла – это местная вариация правила взятия пешки на проходе. Это правило – одна из самых больших загадок в истории шахмат. Откуда оно взялось, неизвестно: его не было ни в чатуранге, ни в шатрандже, ни в ранней европейской версии шахмат, итальянские шахматисты не признавали длинного первого хода пешки и взятия на проходе вплоть до начала XX (!) века, а в Индии его нет до сих пор. «Куда эти англичане всё время торопятся?» – недоумевали индусы, играя в шахматы с британскими колонизаторами.
   В самом деле, непонятно, почему заход «за спину» считается таким фатальным, ведь логически он совершенно не обоснован: так пешка противника не захватывает клетку, на которой стоит жертва, и далеко не всегда «отрезает» её от основного строя, наоборот – формально такая пешка часто бывает хорошо защищена. Мне встречалось объяснение, что, мол, «раз пешка побывала одним ходом на двух полях, то её можно рубить на любом», но оно выглядит ещё более нелогичным: «бывала» не значит «находится». Любую фигуру в шахматах бьют только на конечном «пункте назначения», а вовсе не по пути её следования! Единственное исключение – Король, который не может пойти под шах даже во время рокировки.
   Ну так вот. Первый, «длинный» ход пешки в Майн Чаторе разрешён, однако её захват на проходе допустим, только если она заблокирована пешкой противника (собственные сдвоенные пешки не считаются блоком). Теперь, зная это, можно предположить, что изначально такая идея трактовалась как взятие особо ретивой пешки «в клещи» двумя воинами противника. И кто знает, не было ли это влиянием прото-шашек – греческой петтейи и римских латрункулей. Их «кузен», зажимной тайский мак-ек, вполне сопоставим по возрасту с малайскими шахматами. И очень может быть, что португальцы не только обогатили местный Майн Чатор дальнобойным европейским ферзём и слоном, но и сами привезли на родину эту малайскую новинку.
   Но как такое правило первого длинного хода пешки вообще могло возникнуть? По какому праву, собственно говоря, пешка вдруг стала так резво выбегать вперёд? Возможно, решить эту загадку нам поможет ещё одна разновидность шахмат.
   Но об этом в следующей главе.


Tags: board games, Настольные игры, история шахмат, шахматные игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments