skyruk (skyruk) wrote,
skyruk
skyruk

Categories:

История шахмат ч.6: Макрук, Ок-Чатранг.


   Ок-чатранг (или оук-чатранг) является камбоджийской, а макрук – тайской или сиамской разновидностью шахмат (старое название Таиланда – Сиам). Обе игры на самом деле тождественны, отличия, как говорится, чисто косметические. В Таиланде макрук – национальная спортивная дисциплина, в Камбодже игра также всенародно любима, плюс ко всему популярна и в соседнем Лаосе. Кхмер или таец может не знать, кто такие Ананд и Каспаров, но в макрук играет с детства. В настоящее время макрук признан одной из самых лучших и интересных разновидностей шахматных игр.



   Первым из европейцев макрук описал Ла Любере, посол французского короля Людовика XIV в Королевстве Сиам в 1687-1688 гг. Более подробно упоминает о них в 1836 году капитан Джеймс. Наконец, Эдвард Фолкнер в своих записках приводит первый подробный свод правил, полученный им непосредственно от князя Дэвавонгси (Devawongsee), министра иностранных дел короля Сиама в 1889 году.

Ок-чатранг древнее макрука. В I тысячелетии н.э. шла мощнейшая экспансия индийской культуры в Юго-Восточную Азию. Не без участия тамильских торговцев специями с юга Индии и Цейлона (особенно в эпоху династии Чола) было основано несколько индонезийских царств, таких, как Шри-Виджайя на Яве и Суматре, Чампа в Южном Вьетнаме, Женьла и другие кхмерские государства в Камбодже, и т.д. Великолепные храмы Боробудур на острове Ява или Ангкор Ват и Байон в Камбодже до сих пор хранят память о той эпохе; изображения игры на их барельефах датируются XII веком. Индийцы несли с собой индуизм, буддизм, санскрит, письменность - и чатурангу.
Первые кхмерские царства – Фунан и Женьла, объединились под рукой Джаяванидов около 700 г н.э. Принц Джаяварман II,
основавший в 802 году кхмерское царство Ангкор, получил образование на острове Ява. Можно предположить, что тогда же и шахматы пришли в Камбоджу с Явы, на которую, в свою очередь, её привезли переселенцы с юго-востока Индии. В XII веке кхмерская империя включала в себя и современный Таиланд.
Тайцы мигрировали из Китая в X веке, тоже основали несколько государств, а в 1431 году захватили Ангкор и ассимилировали кхмерское население. Вероятно, они переняли местные шахматы у камбоджийцев, потому эти игры настолько схожи.
В 1913 году Мюррей написал, что ему не удалось обнаружить никаких следов индийского происхождения в номенклатуре сиамских шахмат, однако сегодня ясно, что само название «макрук» содержит тайский корень «мак» («игра») и камбоджийское «оук». (А скажем, другая, более поздняя таиландская игра – зажимные шашки по типу римских латрункулей, носит название «мак-ек»). В таком случае «макрук» означает просто «игра в шахматы».
Таиланд - единственная страна в этом регионе, которая никогда не была колонизирована. Можно с высокой степенью вероятности предположить, что эти шахматы Юго-Восточной Азии наиболее близки к древнеиндийской чатуранге. Они имеют некоторое сходство с бирманскими шахматами Ситтуйин, но последние отдалились от староиндийской версии куда сильнее. Малайские шахматы Майн Чатор долго находились под влиянием европейцев – португальцев, голландцев и англичан, следовательно, потеряли некоторые оригинальные правила и особенности (например, в них принят современный шахматный ход ферзя и слона).

Аналоги шахматных фигур в камбоджийском и тайском вариантах следующие:
* Король: Сдаах, Анг (Король) / Кхун (Правитель)
* Ферзь: Неанг (Дева) / Мет (Семя)
* Слон: Кул (Столп) / Кхон (Дворянин), Тхон (Маска)
* Конь: Сес (Конь) / Ма (Конь)
* Ладья: Туук (Ладья, Лодка) / Пиа, Руа (Ладья, Лодка)
* Пешка: Трэй (Рыбка) / Биэ (Ракушка)

 Ферзь всегда помещается справа от короля при расстановке: в макруке нет шахматной осевой симметрии в расположении королей и ферзей напротив друг друга. Любопытно, что оба варианта этих шахмат, если можно так выразиться, более тяготеют к природному, божественному истолкованию, чем военному и придворному. Название «Семя» звучит странновато для шахмат, это слово («мет») может происходить от санскритского «мантри» (Советник, Министр), которое использовалось в Индии, а также в Малайзии и на острове Ява.
«Король» (рис. слева) ходит как в европейских шахматах. В ок-чатранге он может сходить как конь первым ходом. В макруке такой ход не разрешён.
«Ферзи» (рис. в сцентре) сохранили старый индо-персидский вариант движения и ходят только на 1 пункт по диагонали. Однако в ок-чатранге фигура «Мет» может первым ходом пойти сразу на две клетки вперёд (е1-е3). В макруке такой длинный ход для её аналога «Неанг» запрещён.
«Слон» (рис. справа) сохранил ещё более древний ход: на одну клетку по диагонали в любую сторону или на одну клетку вперёд по вертикали (этот ход известен также из трактата об Индии персидского учёного Аль-Бируни). Этот пятиконечный пошаговый тип движения, вероятно, родился из каких-то религиозных, буддистских соображений.
«Кони» и «Ладьи» перемещаются точно так же, как их европейские аналоги.
«Пешка» ходит на 1 шаг вперёд по вертикали, а рубит на 1 шаг вперёд по диагонали, как в европейских шахматах. В сиамских шахматах нет правила первого двойного хода, соответственно, нет и взятия на проходе. Пешки выглядят как плоские шашки и часто заменяются раковинами каури; когда происходит превращение пешек, их переворачивают дном (а каури – устьицем) кверху.

   Пешка может превратиться только в аналог ферзя, достигая 6-й горизонтали (третьей с противоположной стороны и начальной для пешек противника). Помимо этого, пешки уже изначально находятся на продвинутой позиции, на 3-й линии. Тому может быть два объяснения: либо это положение было частично заимствовано из китайских шахмат сянци, либо сделано для ускорения прото-чатуранги, которая была слишком медленной. Благодаря такой диспозиции в игре почти идеальный баланс.
Превращение пешек происходит очень быстро – каждой достаточно сделать три хода. Заменять фигуру не требуется – достаточно перевернуть ракушку или плоскую фишку. Из-за обилия таких перевёрнутых «дамок» макрук в миттельшпиле начинает напоминать некие курьёзные шашки (вернее, «шашматы»). При этом, несмотря на медлительность большинства фигур, игра становится динамичной и весьма богатой композиционно. Таранные «прострелы» дальнобойных ферзя, слона и ладьи в макруке заменяет филигранно согласованная «дамочная» игра продвинутыми пешками.
Пат в макруке считается ничьей.
Эндшпиль довольно сложен, поскольку в процессе доигрывания применяются довольно сложные правила «битвы без пешек» и «голого короля». Оба эти правила касаются, в основном, турнирной игры, в обычной обстановке тайцы редко пользуются ими из-за их сложности.
1). «Правило битвы без пешек»: если у обоих игроков не осталось непревращённых пешек, игра должна быть закончена через 64 хода. Считает ходы защищающийся игрок (что логично – это в его интересах), однако буде он сочтёт, что противник сам перешёл в оборону, то он может прекратить отсчёт 64 ходов и попробовать играть на выигрыш, о чём обязан объявить. Это странное правило связано с тем, что если защищающийся игрок, ведующий отсчет 64 ходов, вдруг поставит противнику мат, то в игре будет засчитана лишь ничья.
2). «Правило голого короля»: когда у одного игрока остаётся только голый король, его противник должен объявить ему мат в отведённое число ходов, равное количеству очков за имеющиеся у него фигуры минус общее число фигур на доске (включая обоих королей).
Комбинации фигур дают следующие очки:
- 2 ладьи и любые другие фигуры – 8 очков;
- только 1 ладья и другие фигуры – 16 очков;
- ладей нет, но есть 2 слона и другие фигуры – 22 очка;
- ладей нет, но есть 1 слон и другие фигуры – 44 очка;
- ладей и слонов нет, но есть 2 коня и другие фигуры – 32 очка;
- ладей, слонов и коней нет – 64 очка.
Если голый король срубит одну из фигур, происходит пересчёт и новый отсчёт, исходя из наличия других фигур. Легко подсчитать, что оголять короля противнику невыгодно. Допустим, на доске две ладьи, короли, конь и «дворянин» (итого, считая короля противника, шесть фигур). В таком случае, если король противника оголён, второй игрок обязан заматовать его в два хода (8 очков – 6 фигур), что представляется задачей трудновыполнимой. Этот момент правил трактуется не всегда одинаково в разных источниках.
Наконец, существует не очень распространенный вариант правил макрука – игра до первого шаха: кто первым объявляет шах, тот побеждает.
Недаром даже такие известные шахматисты, как экс-чемпион мира Владимир Крамник, серьёзно увлеклись тайскими шахматами. «Макрук носит более стратегический характер, чем шахматы, – в частности утверждает он. – Вы должны планировать комбинации в более общем контексте. Тайский макрук можно уподобить эндшпилю в международных шахматах».
Доска в макруке обычно одноцветная, 8х8, без всяких следов индийской разметки типа перекрестий аштапады. В последнее время нередко встречается и шашечная чёрно-белая раскраска. Фигуры довольно громоздкие, пузатенькие и напоминают маленькие волчки или набор посуды для кукольного чаепития.

   На месте ладьи находится именно «ладья» (лодка). Уверенно опознаются только кони, все прочие фигуры совершенно абстрактные, однако интригует другое. В то время, как во всех других шахматах мастера-изготовители всячески стремятся подчеркнуть различия между фигурами, в тайских шахматах они настолько схожи, что бывает проблематично отличить одну от другой. При этом общий стиль их исполнения напоминает даже не традиционные восточные пагоды и шпили, а стилизацию под некий биодизайн.
Эту загадку поможет решить курьёзный «рудимент», оставшийся в сиамских шахматах с древнейших времён, а именно – раковины каури, которые часто используются в макруке вместо пешек.
В противоположность континентальному (и большей частью сухопутному) Китаю, Таиланд, Камбоджа и юг Индостана – царство островов и проливов. Местные жители издревле являлись искусными мореплавателями – рыбаками, торговцами, пиратами. Даже в наши дни северное побережье Индийского океана предоставляет богатейший выбор раковин всех форм, цветов и размеров. Мелкие каури служили общим денежным эквивалентом и выполняли функцию монет на всей территории Индии и во многих окрестных государствах (даже самое слово «монета» изначально означало ракушку каури). При этом на побережье Индии они не встречаются - эти раковины специально закупали на Молуккских островах и ввозили в страну. В этом случае становится понятным, почему так редки археологические находки древних шахматных комплектов, ибо в таких условиях простолюдинам гораздо проще набрать различных раковин, чем вырезать фигуры из камня, кости или дерева.

   Высокая раковина стала королём, раковины поменьше – ферзями и слонами, совсем плоские – ладьями, а маленькие каури – пешками. Что касается коней, то их, вероятнее всего, изображали камешки: на сегодняшней доске для макрука или ок-чатранга головы коней – самые заметные фигуры, при этом их формы монолитные, «зализанные», почти без выступающих деталей.
На раковине можно сделать спил, чтобы она стояла и не падала, а можно… просто воткнуть её в песок. Перекрестья китайской разметки при этом неизбежно сотрутся, отсюда рукой подать до мысли ставить фигуры не на перекрестья, а в клетки. Если рассматривать разметку доски для сянци не как перекрёстную, а как клетчатую, то в ширину получится как раз 8 клеток. Отсюда опять-таки всего один шаг до идеи упразднить ненужную «реку» и перенести игру на привычную аштападу. Такое новшество наверняка понравилось играющим, и начался процесс обратной миграции: из Индокитая в Индию.
При таком раскладе пешки с четвёртой линии откочевали на третью, иначе на доске 8х8 они просто столкнулись бы лоб в лоб на первом же ходу, а линия превращения, роль которой на китайской доске выполняла «река», отошла на шестую горизонталь, что, в общем, тоже вполне логично и понятно. Как шахматные пешки в итоге оказались на второй линии индийской чатуранги, неизвестно, можно только сделать предположение, что и здесь не обошлось без чатураджи. Возможно, при четверной игре с такими правилами на доске становилось слишком тесно, а может, возникли какие-то другие соображения.
   Замена колесницы на лодку для морского народа вполне понятна, и только на севере Индии сохранилось китайское название. В индийской чатуранге «лодка» появилась около 1500 года. Возможно, в сиамских шахматах она появилась намного раньше. Думаю, хватило двух-трёх поколений, чтобы правила новой игры окончательно оформились.
Есть ещё один любопытный документ: записки великого Марко Поло. В 1285 году он посетил, как он писал, «Cyamba» (т.е. королевство Чампа). В его книге говорится: «Il ya olifans assez en ce royaulme et si ont aussi lingaloes assez et si ont moult grant planté de grans bois et si ont fust noir que l'en appelle ybenus et dont l'en fait les eschiez noirs» (букв: «Водятся слоны в этой области, также она богата деревом алоэ и чёрным деревом, именуемым «эбеновым», из которого делают чёрные шахматные фигуры»). Конкретно для нас этот пассаж любопытен тем, что сегодня во вьетнамских шахматах ко-тыонг (аналог сянци) нет чёрных фигур, потому высока вероятность того, что великий путешественник наблюдал некоего «кузена» камбоджийских шахмат.
Куда и как из макрука исчезли китайские «пушки», да и были ли они там – это ещё одна загадка. Но и здесь есть зацепки. Такая начальная расстановка – с пешками на третьей горизонтали, характерна также для японских шахмат сёги. При этом на второй горизонтали в сёги находятся ещё две фигуры: слон и колесница.

   В результате все три игры – сянци, сёги и макрук, являют собой три варианта, за которыми встаёт неясный призрак неких исчезнувших прото-шахмат. В древности морские торговые пути соединяли Японию и Индию как раз через Малайские проливы, поэтому современные историки считают, что здесь имел место взаимный обмен идеями, но кто был первым – сёги или ок-чатранг, история умалчивает. Эта странноватая расстановка фигур – в два ряда, «на одного линейного дистанции» косвенно намекает, что и на второй горизонтали в макруке находились некие фигуры, возможно, те самые «пушки», аналогов которым кхмеры и тайцы в реальной жизни найти не смогли. А в целом ок-чатранг и макрук представляют собой весьма интересную разновидность шахмат, вполне соответствующую местным реалиям, политике, а также традициям и доступным материалам.
   Напоследок надо бы упомянуть ещё об одной странной истории.
   Д.Б.Причард в первом издании книги «Энциклопедия шахматных вариантов» приводит некие загадочные правила «камбоджийских шахмат» неизвестного происхождения с расположением фигур, промежуточным между западным и восточным вариантами.

   Доска 8х8 клеток, но фигуры ставятся на перекрестья, пешки находятся на четвёртых горизонталях, как в сянци, король и два «советника» также дублируют китайскую расстановку, при этом отсутствуют «река» и «дворец». Причард представляет её как «старый вариант расположения фигур в Бирманских шахматах, чатуранге и макруке». Якобы этот вариант был записан в 1969 году со слов американского военнослужащего П.А.Хилла, который работал следователем в Сайгоне и допрашивал некоего пленного партизанского офицера. Это, безусловно, стало бы настоящим открытием и многое объяснило, когда бы подкреплялось хоть какими-то фактами и документами. А так это не более чем гибрид сянци и макрука, но с какой стати он должен быть древним? Позже Хилл выразил некоторую обеспокоенность тем, что он, возможно, «ошибся в некоторых деталях». Этот вариант считается фальшивкой, ибо вот уже более 40 лет нет ни подтверждения, ни опровержения его реального существования, а революция «красных кхмеров» и режим Пол Пота наломали столько дров, что их до сих пор невозможно разгрести. Однако и сами жители Пномпеня, и многочисленные беженцы в эмиграции продолжают играть в любимый ок-чатранг, а не в какие-то неизвестные шахматы Хилла.
Tags: board games, Настольные игры, история шахмат, шахматные игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments