skyruk (skyruk) wrote,
skyruk
skyruk

Categories:

История шахмат ч.5: Чанги.

   Я уже писал, что сянци имеют много сходного с корейскими шахматами. Но, как ни странно, корейские шахматы чанги (Janggi, также пишется как Changgi или Jangki или Tjyang Keui) способны внести некоторую ясность в происхождение китайских сянци. Эти две системы очень схожи, но есть существенные отличия и специфические особенности. Их стоит рассмотреть отдельно.

ЧАНГИ (장기)
   Первое упоминание о шахматах чанги в Корее относится ко временам правителя Чанг Ю (1587-1638). В этот период правила игры уже практически идентичны сегодняшним. Можно сказать, что история чанги до сих пор не написана. Из западных авторов чанги впервые упоминает американец Стюарт Кулин в 1895 году.
   Фигуры в чанги сохранили те же иероглифические обозначения, что и для сянци, цвета их – красные и синие (или красные и зелёные), однако полное совпадение существует только для коней.
   Доска 9х10. На доске для чанги есть дворец, но отсутствует «река» (на её месте обычная горизонталь), все вертикали прочерчены, поэтому всем фигурам, кроме генералов и советников, доступна вся доска.
    Как и в других дальневосточных шахматах, фигуры в чанги – плоские фишки с иероглифическими надписями, но их форма – правильные восьмиугольники (иногда слегка вытянутые по горизонтали), и только очень редко – круглые шашки, как на фото вверху: такой старый стиль считается архаичным, антикварным. Размеры фишек при этом различаются (в сянци все фишки одинаковы по величине): самая большая фигура – король, самые маленькие – пешки и телохранители, остальные среднего размера. Надо сказать, из-за восьмигранной формы фишек играть в чанги удобнее, чем в сянци: китайские фишки во время игры часто стоят наклонно - на боку, вверх ногами. Корейские фишки всё время хочется выровнять. Игроки так и делают, в итоге опознать иероглиф и достоинство фигуры обычно бывает намного проще.
   Самое удивительное отличие чанги от других шахматных игр в том, что в чанги существует 16 вариантов начального расположения фигур, так как разрешается менять местами коня и слона (принимая за исходную расстановку в сянци) с обязательным условием, чтобы на каждом фланге у каждого игрока было по одному коню и одному слону. После жеребьёвки свои фигуры расставляют сначала красные, и только потом – зелёные. Считается, что это даёт зелёным некоторое стратегическое преимущество: расставляя свои фигуры вторым, играющий зелёными может либо скопировать положение слонов и коней противника, либо выбрать противоположное.
   Король (вернее, «генерал» – в чанги, как и в сянци, нет королей как таковых) называется по корейски «чан» (естественно, «чанги» переводится как «игра генералов»). Как и генерал в сянци, «чан» в чанги не может покидать дворца, но на этом сходство между ними заканчивается. В чанги начальная позиция короля – центр дворца (а не центр нижней горизонтали – он остаётся пустым), при этом король ходит не только по вертикали и горизонтали, а по всем прочерченным линиям во дворце на один шаг. То есть, он совмещает ходы короля и телохранителя в сянци.
   Правило открытой вертикали («оппозиции королей») также перешло из сянци в чанги, но в сильно изменённом виде – в этом случае засчитывается ничья. Однако второй король (не тот, который создал оппозицию) может попытаться уклониться от ничьей, уйдя с вертикали или заслонившись фигурой. Но если на вертикали, куда он ушёл, также возникает оппозиция (т.е. другой король преследует его), и вся позиция троекратно подряд повторяется, то также засчитывается ничья. Если же король, вставая в оппозицию другому, попадает на поле, которое бьёт фигура противника, то это уже не ничья, а проигрыш.
   Фигуры и ходы фигур отличаются от их аналогов в сянци, иногда чуть-чуть, иногда довольно серьёзно.
   * Красный и зелёный короли обозначаются разными иероглифами: красный – иероглифом «Хан», соответствующим китайскому «Хань» («Китай»), а зелёный или синий – «Чхо», соответствующим китайскому «Чу» – так называлось одно из древних китайских княжеств.
   * Советники («са», также «ученый», «мудрец») в начале игры стоят на тех же местах, что и в сянци – в нижних углах крепости. В чанги ходы короля и телохранителей полностью совпадают.
   * Ладья («чха» или «пичха», то есть «колесница» или «летающая колесница») ходит как в сянци и шахматах, но в крепости получает право ходить по всем прочерченным во дворце линиям, включая диагональные, с условием, что траектория хода должна быть не ломаной, а прямой.
   * Пушка («пхо»). Корейская шахматная пушка заметно отличается от китайской. Лафет (промежуточная фигура между пушкой и объектом атаки) требуется ей не только для ударного, но вообще для ЛЮБОГО хода. При этом лафетом может быть любая фигура, кроме пушки. Вдобавок, пушка не может рубить пушку, поэтому своей пушкой можно закрываться от удара вражеской, ставя её между жертвой и лафетом или между лафетом и атакующей пушкой. Помимо прочего, нельзя начинать игру ходом пушки.
   * Пешка (кр. «пен», зел. – «чоль»). Как и в сянци, пешек в чанги пять, стоят они на тех же исходных позициях. Ходят пешки в чанги с самого начала так, как в сянци усиленные пешки – на один шаг вперёд по вертикали или вправо и влево по горизонтали. Попав во дворец, пешка получает право ходить в нём по всем прочерченным там линиям на одно соседнее поле, но только вперёд. Там, где в сянци места расстановки пешек и пушек обозначены уголками, корейская доска украшена звёздочками или цветами; эти украшения называются клумбами или цветниками.
   * Конь (кит. «ма» или кор. «маль») в чанги ходит точно так же, как и в сянци. Конь в чанги - также линейная фигура, он не может прыгать, и его атака может быть блокирована другой фигурой. Коня и слона, как уже говорилось, при расстановке можно менять местами, но не уводить на другой фланг.
   * Слон («сан») в чанги очень отличается от своего китайского собрата. Слоны разных цветов обозначаются одинаковыми иероглифами (оба означают «слон»). Из-за отсутствия реки слоны в чанги могут действовать на половине противника. Наконец, ход корейского шахматного слона состоит из трёх шагов – один шаг по горизонтали или вертикали и два шага по диагонали вдоль одной прямой в направлении от исходной точки (иначе говоря, ход слона в чанги – большая буква «Г»).

   Все поля по ходу движения слона должны быть свободны, так как слон тоже не может прыгать через фигуры. Бить неприятельскую фигуру слон может только на последнем пункте его хода, все фигуры между началом и концом траектории просто блокируют ход слона в данном направлении.
   Сравните китайскую и корейскую доски. При общем сходстве видно, как сильно различается стиль, оформление фигур, доски и начальная расстановка.
 
   Если игрок не может сделать по правилам ни одного хода, он пропускает свой ход, но если какой-либо ход возможен, отказаться от своего хода нельзя. В старину существовало правило: если у одного игрока остался только «голый» король, который попал в пат, ему давалась льгота – возможность пропустить ход. Считалось, что одинокий король делал особый ход – вращался на месте (фишку действительно крутили, не сдвигая с места). В принципе, даже в шахматах нередки случаи, когда следующим ходом противник в ходе пата вынужден был бы разблокировать короля. Таким образом, в чанги пат надо было ставить на ДВА ХОДА вперёд, дабы неприятельский король как-нибудь ненароком не выкрутился. Искусственный пат мог быть тактическим «роздыхом»: раз подобный вариант ничьи недопустим, игрок мог ввести своего короля в состояние пата, пропустить ход – и добиться прорыва из безнадёжной позиции. Позже было введено правило пропуска хода, в результате чего пат в чанги стал невозможен. В чрезвычайно редком случае взаимного пата объявляется ничья.
   В официальных турнирах по чанги ничьих не бывает: при ничейном результате производится подсчёт очков: их начисляют за те фигуры, которые на момент завершения партии остались у игроков на доске. Колесница (Ладья) даёт 13 очков, Пушка – 7, Конь – 5, Слон – 3, Советник – 3 и Пешка – 2. Дополнительно играющий красными получает 1,5 очка компенсации за то, что зелёные ходили первыми – это исключает ничейный результат.
   Как ни странно, европейцу легче освоить чанги, чем сянци: все фишки в чанги разного размера, и чем больше достоинство фигуры, тем крупнее фишка, поэтому спутать их сложнее. Даже забывая иероглифы, можно весьма неплохо  ориентироваться, различая фигуры по их величине.
   Любопытно, что хотя в корейских чанги много прогрессивных черт по сравнению с китайскими сянци (отсутствие «реки», продвинутые ходы слонов, Генерала и советников, особые свойства «дворца»), ход корейской пушки «пхо» выглядит куда как более архаичным, чем китайской «пао». Не исключено, что разделение этих двух разновидностей шахмат произошло на раннем этапе, когда правила хода пушки ещё окончательно не сформировались.
   В плане спортивного и культурного значения чанги всё обстоит намного хуже, чем с игрой сянци в Китае. Чанги не являются особо престижной игрой – в них играют, как у нас в карты или в домино, причём, нередко игра идёт на деньги. В прошлом даже считалось, что это игра для детей и простолюдинов, поэтому чанги не имеют такой развитой теоретической и учебной базы, как например шахматы или сянци. Интеллектуалы же в Корее массово играют в бадук (Го).

   В Южной Корее с 1956 года существует профессиональная лига игроков в чанги, в которой сегодня около десяти шахматных гроссмейстеров 9 дана, издаётся литература, существует передача на телеканале BRAIN TV.

   В Северной Корее ситуация более сложная, хотя чанги популярны и там (равно как среди корейской диаспоры по всему миру). На корейских сайтах можно играть в чанги по Сети. Существует и несколько весьма неплохих программ для игры с компьютером.
   Надо сказать, чанги сегодня считаются переходной системой между китайскими сянци и японскими шахматами сёги. Но если сянци сохранили множество родственных черт с игрой-прародительницей, то сёги ушли вперёд даже по сравнению с европейскими шахматами.
  Однако всё равно не ясно, как случилось так, что фигуры перекочевали с перекрестий на клетки и всё-таки стали объёмными. Это до сих пор загадка, ответ на которую прячется где-то рядом. Орешек знанья твёрд, но всё же мы не привыкли отступать, нам расколоть его помогут э-ээ... другие разновидности дальневосточных шахмат.
   Например, таиландские или тибетские.
   Но об этом в следующей главе.

[продолжение следует]

© Дмитрий Скирюк


История шахмат ч.1: Тхаайям, Сатуранкам, Аштапада.
История шахмат ч.2: Любо.
История шахмат ч.3: Чатуранга, Чатураджа.
История шахмат ч.4: Сянци.
История шахмат ч.6: Макрук, Ок-Чатранг.
История шахмат ч.7: Ситтуйин, Майн Чатор.
История шахмат ч.8: Чандраки, Шатар, Хиашатар.

История шахмат ч.9: Дополненные шахматы, Шахматы Тамерлана, Шахматы цитаделей, Великие шахматы.
История шахмат ч.10: Сёги.
*


Tags: board games, Настольные игры, история шахмат, шахматные игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments