skyruk (skyruk) wrote,
skyruk
skyruk

Category:

История шахмат ч.1: Тхаайям, Сатуранкам, Аштапада.


   Подобравшись к шахматам, поневоле отступаешь: шахматы занимают в человеческой культуре столь важное место, что давно стали чем-то большим, нежели игра. Это уже не тактический симулятор, не спорт и не философия, а комплексная модель войны и мира, сложный, многозначный символ деления общества на группы, классы и прослойки. Шахматы не только самая популярная, но и самая узнаваемая игра современного мира, с ними знакомы все цивилизованные люди. Даже человек, совершенно не знающий правил и ходов фигур, не спутает шахматы ни с чем другим (разве что с другими их разновидностями). Если в жизни возникает «шахматная» параллель (сравнят, допустим, человека с пешкой, а событие – с рокировкой, или скажут: «Это просто шах и мат!») – всем сразу всё становится понятно, не возникает никаких вопросов. В этом смысле даже начало «е2-е4» давно стало нарицательным.
   Ко всему прочему, шахматы – отлаженный бизнес, где крутятся миллионы. Это единственная интеллектуальная игра, ради которой специально построено несколько городов (все прочие города-казино служат исключительно азарту). В XX веке оказалось, что шахматы – отличная модель для отработки и проверки алгоритмов ЭВМ на пути к созданию искусственного интеллекта. А уж количество художественных произведений, посвящённых шахматам и навеянных ими, невозможно сосчитать.
   Попробуем во всём этом разобраться.


    Спроси сегодня у любого, где возникли шахматы, и каждый второй ответит: в Индии. Это правильный ответ, с одной оговоркой: в Индии шахматы были изобретены, но не придуманы. Подобно тому, как цифры, которые мы называем арабскими, на деле появились в Индии, так и эта индийская игра тоже возникла совершенно в другом месте.

    Шахматы в их современном виде довольно молоды. Несмотря на обилие гипотез, уточнить дату их происхождения не представляется возможным. Популярная версия о том, что шахматы родились в Индии в VI веке н.э., а уже оттуда попали в соседние страны Азии, пошла гулять по свету с лёгкой руки Гарольда Мюррея и его книги «История шахмат» изданной в 1913 году. Сегодня это утверждение вызывает серьёзные сомнения. Исследования новейшего времени предлагают новые, весьма неоднозначные и очень интересные версии происхождения «игры королей» и «королевы игр».
    Легенды и мифы описывают изобретение шахмат по-разному.

    Философ и учёный Аль-Бируни приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение тот попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и т.д. На поверку оказалось, что такого количества зерна не собрать на всей планете (оно равно 2 в 64-й степени − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, этого достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). История эта весьма поучительная, к тому же, свидетельствует о больших достижениях древних индийских математиков, которые сумели всё это сосчитать.
    А вот корейская версия происхождения шахмат куда занятнее. Якобы древнейшие прото-шахматы возникли около 4500 лет назад в Месопотамии. Некий воинственный царь, проводивший время в походах и битвах, придумал эту игру для своей супруги, чтобы она не скучала в его отсутствие. Игра так понравилась царице и придворным, что вскоре распространилась за пределы дворца, по всей стране, а затем и дальше – в Индию, Китай и, соответственно, в Корею.
    Любопытно, что востоковед фон Борк в 1935 году опубликовал работу, в которой доказывал, что в 1250 г. до н.э. переселявшиеся в Индостан племена заимствовали в Эламе древнюю игру, которая получила развитие в Индии и распространилась оттуда на восток и на запад. Правда, согласно фон Борку получается, что шахматы возникли около 3250 лет назад. Во вторых, по легенде это Месопотамия, а по фон Борку – Элам (хотя Элам, в принципе, граничил с Месопотамией, занимая территорию современного юго-западного Ирана).
    Корейская легенда почти дословно совпадает с индийским мифом на ту же тему, согласно которому шахматы изобрела жена Раваны (предводителя демонов и владыки Цейлона) Мандодари, придумавшая их для своего развлечения, когда ее муж уехал на войну с Рамой. Вряд ли такое совпадение случайно, потому возможно, что корейские и индийские легенды основаны на реальных фактах.

    Рискну предположить, что в этих легендах совершенно не обязательно речь должна идти о шахматах: история знавала случаи, когда, допустим, слова «шахматы», «затрикий», «кости», «чаупар» использовались в более широком контексте и обозначали просто «настольная игра». Так что, возможно, под словом «шахматы» подразумевается какая-то более древняя игра. А если мы вспомним, что самый знаменитый комплект Королевской игры Ур был найден в усыпальнице шумерской царицы Шуб-Ат, исторические параллели станут более отчётливыми.

   Весьма возможно, что легенда повествует об истории создания древнейших игр нардового типа, прото-гонок, предшественниц табулы и нард с одной стороны и крестово-круговых игр типа чаупара и пачизи – с другой. Как по мне, версия вполне правдоподобная. Я уже неоднократно отмечал, что Урская доска с её уникальной разметкой сильно отличается от прочих подобных, как ранних, так и поздних. В конце концов ведь оказалось же так, что на подобных досках, считавшихся исчезнувшими, вплоть до начала XX века преспокойно играли жители еврейского анклава города Кохин в Индии!
   Македонский историк Павле Бидев, российский индолог Н.В.Соколов, американцы Сэм Слоан, Дэвид Х. Ли и многие другие отсылают нас к китайским играм, летописям и гадательным практикам. Их аргументы заставляют задуматься. Но чтобы понять, как шла эволюция великой игры, придётся ненадолго вернуться к «гонкам круга и креста», только на квадратной доске.

ТХААЙЯМ

   Сегодня никто не может с уверенностью сказать, какие гонки древнее – на квадратной доске или на крестообразной: те и другие известны в Азии с незапамятных времён. На квадратных досках играют от двух до четырёх игроков, фишки начинают путь из бортовой «крепости», а заканчивают в центре поля, их маршрут при этом, словно волос на бигуди, закручен в сложную спираль – меандр. Варианты на досках 5х5, 7х7, 9х9 («тхаайям», «чаука бара», «аштакаште», «аштачанга», «сатуранкам» и др.) и по сей день популярны в южной Индии и на Шри-Ланке. Для них не требуется большое матерчатое поле, как для чаупара, и на улицах индийских городов и деревень нередко можно встретить увлечённых игроков, примостившихся в тенёчке и расчертивших квадратики прямо на земле.

   Все эти игры играются с четырьмя ракушками каури или палочками, или двумя продольными костями D4. Часто используют семена тамаринда – они имеют форму, близкую к кубической, с трёх «граней» снимают кожицу, три другие оставляют тёмными, получая те же дайсы D2. В качестве типичного примера можно рассмотреть тхаайям – это самая маленькая игра в семействе, на доске 5х5.

    У каждого игрока четыре фишки, и они могут рубить фишки соперника везде, кроме крепостей. Выбросивший наибольшее количество очков начинает игру. Стартовым квадратом для каждого игрока является крепость на его стороне доски. Чтобы зарядить фишку на доску, надо выбросить единицу, очки, выпавшие до этого, не засчитываются.
   Фишка рубит, вставая на квадрат, занятый фишкой противника везде, кроме крепостей; её владелец при этом получает дополнительный бросок. Если на квадрате находится несколько фишек противника, настигшая фишка рубит их все. Срубленные фишки заряжаются на доску заново в обычном порядке.
    В отличие от чаупара и других подобных гонок круга и креста, в тхаайяме каждый играет сам за себя, передвигая фишку на соответствующее количество очков, выпавших на костях, причём сначала делаются броски, пока не выпадет 2 или 3, и только потом двигают фишки. Очки считают по выпавшим белым сторонам палочек или устьицам ракушек, от 1 до 4 соответствуют количеству очков, выпавший «0» (все тёмные) считается за 8. Очки можно суммировать для хода одной фишкой или распределять между разными. Очередь хода переходит по часовой стрелке, 1, 4 и 8 дают дополнительный бросок.

   Фишка движется против часовой стрелки по внешним квадратам доски, пока не достигает квадрата перед своей крепостью, после чего переходит на внутреннюю дорожку и движется уже ПО часовой стрелке, пока снова не описывает полный круг, после чего входят в центральную крепость (для этого требуется точный бросок). Первичная цель игры – первым завести все свои фишки в центральный квадрат. Когда все фишки игрока собираются в центральной крепости, начинается выброс – фишка снимается с доски, когда выброшена единица.
     Почти везде в таких играх траектория движения фишек в виде свитой змеи. Да и сама доска имеет отношение к культу змеи: в государственном музее Мадраса (Индия) выставлен камень с ритуальным рисунком (5x5) в виде переплетения тела кобры – короля нагов. Такие рисунки на камне делаются тамильскими женщинами для удачи. Змеям поклоняются как символу плодородия, на камни со змеиным рисунком кладутся угощения змеям. Индийские женщины, желающие зачать ребёнка, обязательно делают подношения на «нагакале» – змеином камне. В старинных домах штата Керала двор имеет форму квадрата и в центре его размещается змеиное святилище.
   Зачёркивание клетки крепости диагональным крестом встречается в древних нардовых играх и, по замечанию шахматного историка Д.И.Саргина, означало максимальную длину хода (без удвоения). В тхаайяме кратность доски числу 4 соблюдена, при увеличении размеров доски (7x7, 9x9) такая разметка уже не соотносится с длиной хода по игральным костям.
    Как и в чаупаре, разрешается сдваивать фишки, но далеко не везде, а только если они встретятся в чужой крепости, расположенной напротив своей. Вообще, правила квадратных гонок довольно жёстко регламентируют такие вещи. Больше двух фишек объединять нельзя. Двойняшку может срубить только другая такая же, но и она не может атаковать одиночные фишки. Количество выброшенных очков для двойняшки уменьшается наполовину, да ещё и округляется в меньшую сторону, если число нечётное. Насчёт судьбы срубленной двойняшки в разных регионах существуют разногласия. В штатах центральной Индии каждая фишка вводится на доску заново как обычная, одиночная, на юге Индостана и Шри-Ланке двойняшка может быть введена в игру только как двойняшка, если за очередь выпало две единицы (скажем, 1-4-1-8-2). Когда двойняшка доходит до центральной крепости, она становится двумя одиночными фишками, которые снимаются с доски в обычном порядке.

    Прочие игры этого семейства играются также или схожим образом. На юге Индии и на Шри-Ланке была популярна игра «сатуранкам», которая играется на доске 9х9, с восемью ракушками или двумя таранными костями, и двумя фишками у каждого игрока.

    Немного изменена траектория движения фишек (простая спираль), количество фишек и крепостей, но основные принципы те же. Лингвисты сходятся  в том, что «сатуранкам» – ни что иное, как искажённое санскритское «чатуранга».
  Однако сейчас нас интересует совершенно конкретная игра на доске 8х8 с севера Индии под названием «аштапада».

АШТАПАДА

   Аштапада известна примерно с V века н.э., но как и где она возникла, неясно. Слово «аштапада» (санскр. «восемь квадратов») на деле отсылает к пауку – существу с восемью ногами. Как это ни прискорбно, правила этой игры утеряны, маршрут движения фишек также остаётся загадкой, непонятно даже, где был стартовый квадрат – на борту или в центре доски. Есть несколько любопытных реконструкций, но ни одна не выглядит достоверной. В сущности, до нашего времени дошло только игровое поле – одноцветная доска с разлиновкой в 64 клетки, но и она может поведать много странного и необычного.

    При общей схожести стратегии и тактики с другими гонками, вплоть до чаупара и пачизи, аштапада сильно от них отличается. Количество клеток на ней чётное (на других подобных досках обязательно есть центральное поле), крепостей по сравнению со всеми прочими гораздо больше: на каждой стороне их по две, в углах доски – ещё четыре дополнительные, и квадратов в центре тоже четыре. Сравните сатуранкам (слева) и старинную аштападу (справа).
   По мнению большинства исследователей именно аштапада – предтеча шахматной доски, но на старинных рисунках ясно видно, что изначально игра была именно гонками.

   Учёные предлагают разные трактовки касаемо движения фишек. Наиболее интересны следующие три:

   1. Традиционная трактовка, основанная на использовании пространства квадратных досок в нескольких традиционных играх Индии и Шри-Ланки.

   Каждый игрок вводит в игру фишки из своего дома (перечёркнутая клетка перед ним - d1 в шахматной нотации) и ведёт их против часовой стрелки по внешней границе доски до своей стороны, затем двигает их уже по часовой стрелке и далее по спирали к центральной клетке доски (дом в центре).
   Эту трактовку поддерживал и Мюррей, который писал в своей «Истории шахмат»: «Существующие досочные игры этого специального типа в Южной Индии и Цейлоне все играются на досках с нечётным количеством клеток, таким образом, чтобы одна центральная клетка служила точкой выхода для всех четырёх игроков. В пахиси (т.е. пачизи – Д.С.), с другой стороны, каждый игрок имеет свою собственную точку выхода, и кажется, нет причин, почему аналогичные меры не должны были опробованы на чётной квадратной доске. Очевидно, в том случае, когда квадрат будет с чётным числом клеток, четыре центральных клетки будут служить как четыре точки выхода для четырех игроков».

    2. Альтернативный вариант движения, предложенный Жаном-Луи Казо с учётом маркировки клеток доски, основан на примерах кругового движения в корейской игре Ньоут (Йоут-Нори), тибетской игре Шо, игре патолли у индейцев Америки, а так же на игре Индии чаупар.

   Траектория движения проложена только по клеткам с разметкой. От центрального «дома» фишка должна по часовой стрелке обходить четыре малых квадранта, но – как видно на рисунке – возвращается фишка в соседнюю центральную клетку, а не на исходную.
   Вряд ли эта теория заслуживает внимания: при такой схеме движения не используются 16 клеток – фактически четверть доски. К тому же, становится недостаточно (или наоборот - избыточно) клеток между разметками для 4 и 8 очков – обычного для Индии результата при 4 костях D2.

   3. Альтернативный вариант пути – «движение по лабиринту Раваны», основанный на индийской мифологии, предложил автор сайта «Древность шахматных игр» Александр Шиляев. Она очень любопытна.

   Данная траектория более сложна, нежели традиционная. Однако и для выбора этого направления есть свои веские причины:
   Во-первых, он основан на индийской мифологии и лабиринте в замке Раваны. Во-вторых, существует стойкая традиция связывать индийскую шахматную игру с сюжетом из Рамаяны. В-третьих, данный тип траектории так же относится к змеиному типу лабиринтов и он также является традиционным для Индии. План крепости Раваны – Ланки, приводит в своём труде «Индия» философ Аль-Бируни пересказывая индийскую легенду о замке Раваны.

   По такому же принципу, кстати, был устроен знаменитый Критский лабиринт, изображения которого встречаются на кносских монетах IV века. Надо сказать, подобная схема очень экономно использует пространство на доске.
    Всё вышеизложенное позволяет предположить, что аштапада, возможно, была не изобретена, а заимствована индийцами и приспособлена к местным игровым традициям. Откуда - неизвестно, быть может, с той же Шри-Ланки. Новейшие исследования подтверждают эту теорию: разметка аштапады действительно мало напоминает прочие индийские доски, зато имеет много общего с одной древней китайской игрой.
    Но об этом в следующей главе.
    *

[Продолжение следует]

© Дмитрий Скирюк

История шахмат ч.2: Любо.
История шахмат ч.3: Чатуранга, Чатураджа.
История шахмат ч.4: Сянци.
История шахмат ч.5: Чанги.
История шахмат ч.6: Макрук, Ок-Чатранг.

История шахмат ч.7: Ситтуйин, Майн Чатор.
История шахмат ч.8: Чандраки, Шатар, Хиашатар.

История шахмат ч.9: Дополненные шахматы, Шахматы Тамерлана, Шахматы цитаделей, Великие шахматы.
История шахмат ч.10: Сёги.

Tags: board games, Настольные игры, игры круга и креста, история шахмат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments