?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


   История шашек, как ни странно, одновременно проста и сложна. Исследователи не одно десятилетие бьются над вопросом, как и когда они возникли. Выяснить это действительно нелегко: в этой простенькой с виду игре удивительно много загадок. Нет другой настольной игры, у которой была бы такая сложная и запутанная история. Шашки не произошли от какой-то одной игры, для них невозможно выстроить линейную цепочку, как для шахмат или нард: шашки – продукт сложнейшей гибридизации нескольких игр, одни из которых просто потеряли актуальность, другие – преспокойно живут и здравствуют, но с шашками предпочитают не иметь ничего общего, а третьи нам и вовсе неизвестны, потому как от них не сохранилось ничего, кроме неясных упоминаний.
   Сразу предупреждаю, серия статей по истории шашек и прото-шашек будет титаническая: это только начало.
nbsp; В Испании, Италии, Англии и Франции шашки называют «dama» или «dames», в Америке – «checkers», в Англии – «draughts», в Польше – «warcaby», в Чехии – «vrhcaby».
   Шашки одновременно старше шахмат и заметно младше их. Старше, потому что общий принцип шашечной игры (сражение двух маленьких «отрядов» равнозначных фишек на размеченной доске) уходит корнями ко временам Троянской войны – и даже дальше, в древний Египет. Младше, потому что шашки в том виде, как мы их знаем: с ходами по диагонали, мозаичной расстановкой в три ряда, доской в два цвета в 64 клетки, «прыжковым» взятием и превращением на последней линии в дальнобойную «дамку» – результат неоднозначной и запутанной эволюции.
   Привычный для нас игровой набор, а также правила и тактика шашек окончательно сформировались примерно в XII веке, а если брать международные шашки, так они и того младше (официальный свод правил «стоклеток» датируется 1723 годом). Учебники шашечной игры в один голос твердят, будто шашки – едва ли не древнейшая игра в истории человечества, но не стоит им верить: в массе своей все они написаны в прошлом веке, и большинство фактов, которыми оперируют их авторы, базируется на непроверенных источниках и археологических ошибках. Особо заинтересованным я могу порекомендовать, пожалуй, только недавний труд шашиста Виктора Голосуева «Древняя и загадочная игра»: он прекрасно ориентируется в современной истории шашечных игр, рассматривает обширный и разносторонний исторический материал, но при этом (в отличие от своих же прежних, излишне восторженных статей) осторожен в выводах и точен в формулировках.
   В отличие от нард и шахмат, шашки никогда не преследовались религией или правительством: церковь запрещала многие игры, но только не шашки. В то же время Гарольд Мюррей отмечал, что шашки распространялись по миру очень медленно – гораздо медленнее других настольных игр. Он нашёл всего несколько упоминаний о шашках в период XII-XVI веков, и все они свидетельствуют, что игра в этот период была распространена только на территории Англии и Франции, а также Испании, где появились первые учебники. В анналах упомянуты два таких пособия: «Juego de las damas» неизвестного автора и неясной датировки, и «Упражнение для ума или Игра в кругляшки по диагоналям, или Игра в шашки» Антонио де Торквемады, 1547 года (оба труда не сохранились), а также «Книга об игре в дамки, именуемые в просторечии шашками» Педро Руисо Монтеро, вышедшая в Валенсии в 1591 году.
   Ясно одно: в XVI веке с шашками произошло что-то странное и очень важное, после чего игра начала стремительно приобретать популярность и распространяться по Европе. Можно сказать уверенно: в шашки как таковые не играли ни в древнем Египте, ни в античной Греции ни даже в древнем Риме – этой игры тогда попросту не было. Фрески на стенах египетских гробниц, которые исследователи середины XX века ошибочно принимали за сцены шашечных и шахматных баталий, на самом деле изображают игроков в сенет, а рисунки на древнегреческой керамике, изображающие поединок Ахилла и Аякса, тоже относятся совсем к другой игре. С неё, пожалуй, и начнём.

ПЕТТЕЙЯ (ПОЛИС)

   Приведённую Платоном легенду о боге Гермесе, который якобы изобрёл шашки, чтобы обыграть богиню Луны, можно сразу отбросить: это греческая перелицовка более раннего египетского мифа, повествующего, как бог мудрости Тот летал в гости к божеству Луны Хонсу играть в сенет на дни лунного года. Более достойна внимания версия, по которой первую игру шашечного типа придумал греческий герой Паламед – родственник легендарного Одиссея. Произошло это во время Троянской войны.

   Такое вполне могло случиться: осада Трои длилась десять лет, а Паламед, судя по дошедшим до нас свидетельствам современников, был очень неглуп. Атлет и воин, астроном, навигатор, математик, поэт и врач – возможно, первый в истории диетолог (это он научил греков пить вино разбавленным, то есть фактически обеззараживать воду вином, и ввёл в войсках трёхразовый приём пищи), это был образованный мыслитель, фактически Ломоносов своего времени. Паламед даже усовершенствовал алфавит (по Плинию и Плутарху – добавил 4 буквы к 16 уже имеющимся). Один лишь тот факт, что Гомер не стал упоминать его из зависти, поскольку Паламед первым сочинил поэму о Троянской войне, о многом говорит. Легенда гласит: «Много разумных советов давал грекам Паламед, не раз оказывал он им неоценимые услуги. Целебными травами излечивал он раны и болезни; он устроил маяк для греков, чтобы знали отплывшие из стана, куда пристать тёмной ночью. Чтили героя Паламеда греки и охотно слушались его советов. За это возненавидел его Одиссей».

    Именно Паламед разоблачил мнимое безумие молодожёна Одиссея, не желавшего идти на войну – его владения находились дальше всех в Греции от Трои. Когда воины прибыли за ним на Итаку, Одиссей запряг вола с ослом и затеял пахать прибрежный песок и сеять соль. Паламед не поверил в безумие Одиссея: «Оно произошло слишком вовремя», – заявил он, подложил у царя на пути младенца Телемаха, и Одиссей не решился погубить своего единственного сына. Собственно, из-за этой истории Одиссей и возненавидел Паламеда так, что впоследствии оклеветал его и подстроил убийство.
   Да, человек такого ума, храбрости и смекалки мог изобрести игру на века. И шашки вполне можно считать лучшим памятником этому великому человеку, чья трагическая гибель стала большой потерей для науки, искусства и военного дела. Недаром именем Паламеда назывался первый шахматный журнал, издававшийся с 1836 года в Париже.

   Однако дальше начинаются сложности.
   Даже если принять за достоверный факт, что Паламед изобрёл некую игру, сама игра до нас не дошла: не сохранилось ни поля, ни фишек, ни даже правил. По мнению большинства исследователей, в петтейю играли на одноцветном клетчатом поле чёрными и белыми фишками (камнями), в ней была начальная расстановка, и игроки ходили по очереди. К сожалению, это всё, что мы о ней знаем наверняка, остальное – догадки и домыслы. Нет никаких сведений о размерах и пропорциях доски, количестве и расстановке шашек, о характере ходов и приёмах рубки. Вопрос об игральных костях тоже остаётся открытым. Более-менее можно быть уверенными только в том, что целью игры было снять с доски и/или запереть все фишки противника.

   До нас во множестве дошли образцы афинской вазописи с изображением сцены, где Ахилл и Аякс Большой (Теламонид) играют в петтейю (иногда в присутствии богини Афины). Немецкий ученый К.Роберт высказал мнение, что сюжет восходит к потерянной поэме «Паламедия»: Ахилл и Аякс, находясь в карауле (о чём свидетельствует их полное вооружение), решили сразиться в петтейю и так увлеклись, что не заметили, как подошедшие троянцы напали на ахейцев, поэтому появившаяся Афина призывает героев к сражению. (К слову сказать, Ахилл и Аякс были единственными, кто не поверил в предательство Паламеда.)


  Игра игрой, но древние художники при нанесении изображения на вазу больше внимания уделяли героям, нежели игре. Эллинская манера рисовать сильно отличается от египетской, и вазописные изображения не позволяют определить, в какую именно игру Ахилл и Аякс играют: в одних случаях герои представлены бросающими кости, в других – двигающими фишки.

  Египтяне, которые не ведали аксонометрии, спокойно могли изобразить двоих играющих в профиль, а игровую доску – в ракурсе «вид сверху», в то время как на эллинских вазах виден только столик, чуть намеченные точечки камней – и фигуры героев.

   Безошибочно определить персонажей и результат игры позволяют подписи с именами героев, сопровождающие некоторые сцены, типа: «У Ахилла 4, у Аякса 3». Чего «4», чего «3» (шашек? очков? бросков? выигранных партий?) – мы не знаем. Непонятно, какие ходы игроки собираются сделать, выставляют они фишки по одной на доску или двигают их по доске. Тонкие, прилежно выписанные пальцы рук древних героев тянутся, скорее, двинуть фишку, нежели её поставить, но иногда держат камешек, а иногда – игральную кость.

   В некоторых источниках встречается другое название игры: «пессои» («гальки») – в древней Греции так назывались игры нардового типа (например, Аристофан цитирует строку из потерянной трагедии Еврипида: «Ахилл кинул кости – дважды по три очка»). Поэтому большинство учёных придерживается мнения, что это всё-таки была кюбейя или же другие античные «нарды», искусствовед С.Вудфорд считает, что художники вообще не имели в виду какую-то одну определенную игру, Саргин полагает, что это безусловно шашки, а Байрактаров – что это было Го.

   Всё это очень, очень странно. Ладно, пусть античные художники не стремились изобразить какую-то одну игру и всякий раз рисовали разные. Но должны же они были всякий раз изображать какую-то конкретную игру! Петтейя, если так можно выразиться, в те времена жила и процветала, возможно даже, скульпторы играли в неё каждый вечер, так почему же вместо этого они изображали на вазах что-то непонятное? Честное слово, даже древние египтяне в этом смысле были аккуратнее.

   Есть даже памятник, который изваяли наши современики по мотивам той давешней игры. Только, полагаю, доска там - банальная шашечница:

   Самая популярная версия гласит, что петтейя игралась на доске 8х8. Количество фишек варьируется, но обычно указывается, что играли 8+8 фишек при начальной расстановке в линию на первой и последней горизонталях, либо же 30+30 при начальной расстановке с заполнением обеих половин доски (откуда взялось это безумное число – не знаю). Ходили фишки только по вертикалям и горизонталям, на одну клетку, по типу современных шахматных ладей, а рубка осуществлялась взятием фишки противника «в клещи».

   В двух последних допущениях, пожалуй, есть смысл. Во всяком случае, учёный-лексикограф, софист и ритор второй половины II века Юлий Поллукс в своей энциклопедии «Ономастикон» описывает правила зажима совершенно недвусмысленно: «А игра во много шашек есть Плинтион с клетками, расположенными на линиях. А Плинтион же зовется Полисом, каждая из шашек Собакой. Разделены шашки по мастям на двое, а искусство сей игры в том, чтобы окружить двумя одномастными шашками таковую иной масти и снять».
   Также практиковался такой приём, как запирание. Платон своем труде «Политика» сравнивал людей, попавших в нёлегкое положение во время спора, с неопытными игроками в петтейю, которые оказываются «запертыми» более сильным противником.

   Непревзойдёнными игроками в древней Элладе считались Диадор из Мегаполиса, а также Леон и Теодор из Митилены. Леон, помимо редкого таланта игрока, запомнился согражданам своими благородными поступками. Так, увидев однажды, как богач издевается над своим рабом, Леон вызвал хозяина на поединок в петтейю, запросив в случае победы жизнь раба, выиграл партию и тут же даровал рабу свободу.
   А вот первое и второе предположения насчёт доски и расстановки, вероятнее всего, являются заблуждениями, возникшими под влиянием более поздних игр. Историк Г.Блюмнер в 1885 году приводит в пример эллинскую статуэтку и пишет: «Эту игру иллюстрирует терракотовая группа из Афин, на которой изображены юноша и женщина, играющие в присутствии зрителей. Вид доски дан сверху: двенадцать плоских и круглых фигур неравномерно расположены на доске, состоящей из 42 квадратных клеток. Ни в очертаниях доски, ни в расположении фишек нельзя, однако, быть вполне уверенными».

   Действительно, доска сделана крайне небрежно – фишки стоят вперемешку, часть на клетках, часть – на перекрестьях (даже на линиях), нет никаких следов расстановки, количество клеток расчерчено наобум. Во времена же Троянской войны петтейя и вовсе находилась в стадии зарождения, правила её ещё не устоялись, а все знают, как военная, казарменная среда воздействует на гражданские артефакты – достаточно вспомнить, как сильно изменились, например, нарды у американских морпехов. Наверняка солдаты всячески экспериментировали, пробовали те или иные варианты, меняли расстановку, количество шашек и клеток на доске. Так что, в принципе, могли существовать и доски 8х8, тождественные современным, хотя это отнюдь не значит, что подобный формат был стандартом.

   Люди (в том числе ваш покорный слуга), которые пытались играть в петтейю по описанным выше правилам, сразу столкнулись с кучей игровых проблем (например, неизбежными патовыми ситуациями, когда участники по очереди просто выдвигают фишки на середину доски, по вертикали, в итоге фишки встречаются «нос к носу», на чём партия и заканчивается).

   Такая игра не то что сбалансирована, она «забалансирована». Не так уж сложно создать положение, при котором любой захват станет невозможен (например, оградить угол 3х3 – и ходить внутри него). Никакие ограничения и фолы от этого не спасают.

   Этот вариант петтейи охотно воссоздают на всяких ролёвках, исторических фестивалях и базарах, но попробуйте найти среди реконструкторов и ролевиков фаната этакой «петтейи»: гарантирую, что не найдёте, ни у нас, ни за рубежом. Вы сами можете сыграть в Сети с программой и, думаю, не будете от этого процесса в восторге.

   В такой игре напрочь отсутствует стратегия, нет азарта, она медлительна, неуклюжа и предсказуема, поскольку что-то важное исследователями было упущено, а что-то лишнее, наоборот, привнесено. Вряд ли она может хоть кого-нибудь увлечь настолько же, как увлекла Ахилла и Аякса.

   А вот с ходами и системой взятия всё и сложней, и интереснее. Паламед придумал те шашки, или не Паламед – в любом случае он должен был от чего-то отталкиваться. С ходу выдумать такую сложную игровую систему мог только бог или полубог. Ещё одна теория гласит, что петтейя попала к эллинам с острова Крит. Паламед, сын царя Навплия с острова Эвбей, сам был мореплавателем (строил маяки, учил ахейцев ориентироваться по звёздам и т.д.), поэтому он всяко должен был с ней познакомиться. Другое дело, что на Крите в то время бытовали, в основном, разнообразные версии египетских и шумерских игр (ну и некоторые собственные уникальные изобретения критян, вроде затрикии). Осталось посмотреть, нет ли среди них аналогов этих древнейших шашек.

СИДЖА (SEEGA)
   Оказывается, такой аналог есть! Позвольте представить вам ещё одну малоизвестную египетскую игру неопределённого возраста, которая носит название «сиджа» («seega», «soja»).

   Сейчас, увы, я полностью вторгаюсь в область домыслов, поскольку в среде историков и археологов принято считать, что сиджа – поздняя модификация петтейи, что странно, ибо и в Египте, и в соседних странах северной Африки в изобилии встречаются высеченные в камне поля для этой игры в виде лунок, расположенных квадратом, и эти поля очень древние. Весьма возможно, что простейшие поля для сиджи люди веками расчерчивали (или копали) на песке, и тогда эта игра ещё более стара, чем считается официальной наукой.

   Сиджа – игра некоего «промежуточного» типа между манкалой, Мельницей и «зажимными шашками». В ней нет костей, палочек и прочих генераторов случайных чисел, однако нет в ней и начальной расстановки, существует только «эмуляция» подобной: первые четыре фишки игроки ставят на торцевые квадраты доски: первый игрок – «справа» и «слева», на боковых вертикалях, второй – «сверху» и «снизу», на горизонталях, и только потом расставляют остальные фишки.

   Правила сиджи таковы:
   * У каждого игрока по 12 фишек, которые в сидже, кстати, тоже называются «собаками» (sic!). Игроки по очереди выставляют по две фишки на квадраты доски в 25 полей, исключая центральный квадрат, обычно отмеченный крестом – на него в этой фазе фишки не ставятся. Взятие фишек пока тоже не производится.
   * Игрок, который поставил фишки последним, делает первый ход – в центральный квадрат – он единственный остался свободным после завершения расстановки.

   * Фигуры в сидже ходят ортогонально, на одну соседнюю клетку, как ладьи в шахматах, а рубка производится путём захвата фишки в клещи двумя другими фишками с образованием этакого «сэндвича». По диагонали фишки не ходят и не зажимаются. В этой фазе центральный квадрат – безопасное поле.
   * Если игрок не может сделать ход, противник продолжает играть, пока такая возможность не появится (в другом варианте правил запертый игрок наоборот – имеет право снять с доски любую фишку противника, чтобы сходить) – такая ситуация обычно возникает только в первые несколько ходов игры.
   * Игрок, который взял фишку соперника, получает дополнительный ход, но серия взятий, как в современных шашках, в сидже не разрешена.
   * Допустим захват одним ходом двух и даже трёх фишек соперника.

   * Хотя взятие осуществляется зажимом фишки с боков, проход фишки меж двумя стоящими фишками противника безопасен.
   * Выигрывает тот, у кого осталось больше фишек. Подсчёт очков начинается, когда ходы больше не приводят к конкретному результату. Также автоматически проигрывает тот, у кого останется одна фишка – он уже не может захватывать фишки соперника.
   Не правда ли, что-то знакомое? Сегодня сиджа не особо популярна, но и не забыта – это доказывает, что игра интересная, хотя так и не вышла за пределы своего изначального ареала. Есть разные вариации правил (в некоторых разрешены прыжки через фишки и/или центральный квадрат, в других – нет).

   Существуют доски большего размера – 7х7, 9х9, на которых и фишек, соответственно, тоже больше – 40 и т.д., но почему-то вектор эволюции этой игры направлен в сторону уменьшения поля, вплоть до минимально возможного 3х3: в такой упрощённый вариант на 9-клеточной доске сегодня с удовольствием играют дети. Что касается досок, то их и сегодня нередко делают с полями в виде лунок по типу манкалы.

   Параллели между этими двумя играми просматриваются вполне отчётливо, хотя можно сказать уверенно: сиджа - это не петтейя. Хотя в принципе, прямое происхождение петтейи от египетской сиджи (равно как и обратный процесс) почти ничем документально не подтверждено.
   «Почти», потому что, как мы знаем, ничего в этом мире не исчезает без следа.
   А след, оставленный петтейей, очень весом: это почти все прото-шашки древности, которые так или иначе ведут от неё своё происхождение. Петтейя древних греков как привидение будет выглядывать из-за плеча каждой следующей шашечной игры, иногда расстраивая, иногда веселя, а иногда - откровенно пугая.

[продолжение следует]

© Дмитрий Скирюк

Предыстория шашек: Мельница.
История шашек ч.2: Латрункули.
История шашек ч.3: Хнефатафл, Таблут, Alea Evangelii.
История шашек ч.4: Брандуб, Тавлборд, Гокштадтская доска.
История шашек ч.5: Рёфскак (Лиса и Гуси), Асальто, Халатафл, Игра из Галлехуса.
История шашек ч.6: Алькуерк.
История шашек ч.7: "Военные" игры Индии и Америки.
История шашек ч.8: Замма, Харбага, Дабло.
История шашек ч.9: Фанорона, Суракарта, Коно, Йотай.
История шашек ч.10: Сенегальские шашки, Турецкие шашки (Дама), Тама, Кены, Готические шашки.
История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.


*

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
xarvanhorn
Jan. 29th, 2012 02:55 pm (UTC)
Дим, а не думал написать книгу про игры? Не художественную.
skyruk
Jan. 29th, 2012 03:13 pm (UTC)
Нет.
Прежде чем начать выкладывать статьи в ЖЖ, я прозондировал обстановку. Везде даже не дослушали меня до конца, сразу сказали: "Нет". Меня потряс ответ одного издательства (не будем называть имён), который выглядел так: "В России уже издана книга про настольные игры".
В "Мире Фантастики" будет цикл статей.
В сообществе letidor печатаются мои краткие заметки по играм для детей и их родителей.
Больше это нахрен никому не надо.

Edited at 2012-01-29 03:14 pm (UTC)
Re: Нет. - xarvanhorn - Jan. 29th, 2012 03:18 pm (UTC) - Expand
Блин. - skyruk - Jan. 29th, 2012 03:28 pm (UTC) - Expand
Re: Блин. - xarvanhorn - Jan. 29th, 2012 03:41 pm (UTC) - Expand
Re: Блин. - skyruk - Jan. 29th, 2012 03:50 pm (UTC) - Expand
Re: Блин. - xarvanhorn - Jan. 29th, 2012 03:51 pm (UTC) - Expand
Та-ак! - skyruk - Jan. 29th, 2012 04:09 pm (UTC) - Expand
Re: Та-ак! - xarvanhorn - Jan. 29th, 2012 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darth_wolf - Jan. 29th, 2012 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Jan. 29th, 2012 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - darth_wolf - Jan. 29th, 2012 03:52 pm (UTC) - Expand
Увы :( - skyruk - Jan. 29th, 2012 04:10 pm (UTC) - Expand
Re: Увы :( - festino - Jan. 29th, 2012 05:07 pm (UTC) - Expand
Воистину увы :( - skyruk - Jan. 29th, 2012 07:27 pm (UTC) - Expand
_bigbrother_
Jan. 29th, 2012 03:08 pm (UTC)
Вот я чувствовал, что с шашками что-то не то :). Уж больно много их разновидностей. Явно конвергентная эволюция.

Впрочем, это сейчас явно, когда ты это написал :).
skyruk
Jan. 29th, 2012 03:10 pm (UTC)
Там дальше такое начнётся - туши свет. Завтра-послезавтра отполирую следующую главку и брошу сюда. Следите за рекламой :)
russell_d_jones
Jan. 29th, 2012 03:17 pm (UTC)
Ура! Вы вернулись!
Буду изучать.
skyruk
Jan. 29th, 2012 03:23 pm (UTC)
Спасибо!
Тут пока нечго изучать: от петтейи не осталось ничего, кроме рисунков на вазах. Однако, она как призрак будет выскакивать то там, то сям в последующих заметках.
Re: Спасибо! - russell_d_jones - Jan. 29th, 2012 03:27 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - skyruk - Jan. 29th, 2012 03:30 pm (UTC) - Expand
v_verveine
Jan. 29th, 2012 03:46 pm (UTC)
Очень интересно, буду ждать продолжение. :)
skyruk
Jan. 29th, 2012 04:10 pm (UTC)
Думаю, будет во вторник.
led_off
Jan. 29th, 2012 04:37 pm (UTC)
Хм. Несколько оффтопично.

А игровые поля из гексов — они в истории нигде не фигурирует?
То есть это сугубо современная (или почти современная) придумка?
festino
Jan. 29th, 2012 06:06 pm (UTC)
Шахматы Глинского - тридцатые годы XX века.
Остальные гексагональные - ещё позже.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/109320
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/628932
(no subject) - led_off - Jan. 29th, 2012 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Jan. 29th, 2012 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Jan. 29th, 2012 06:28 pm (UTC) - Expand
festino
Jan. 29th, 2012 05:12 pm (UTC)
Брависсимо!

Остальные главы по истории настольных игр тоже очень прошу выкладывать в сообществе chess_chest_krm, предназначенном именно для испытания на живых людях древних и забытых настольных игр.
skyruk
Jan. 29th, 2012 06:29 pm (UTC)
С удовольствием. Надо будет вступить.
Посмотрите по тегам прошлые посты, если интересно.
orel_na_vole
Jan. 29th, 2012 05:52 pm (UTC)
какие они непростые эти простые шашки!
skyruk
Jan. 29th, 2012 06:30 pm (UTC)
Не то слово
До шашек ещё пилить и пилить - почти 15 веков...
hiidzumi
Jan. 30th, 2012 10:53 am (UTC)
Насчёт, пидписчыкив, таки, мы тоже! Вот вынырнули в жэжэ и таки за, "...затебее чем все", вместе взятые!
skyruk
Jan. 30th, 2012 12:34 pm (UTC)
В вас я никогда не сомневался, вы у меня "vip-клиенты" :)))
Кстати, вы уже пришли в себя после ДР? :)
daddycat
Jan. 31st, 2012 03:24 pm (UTC)
Весьмяу! Что эпопея с Паламидом, что сиджа с лунками.
Даниил Фролов
Mar. 10th, 2014 12:02 pm (UTC)
Дмитрий, огромное вам спасибо за ваш блог!
Очень увлекаюсь вариациями шахмат и шашек, сам изобретаю свои, и люблю узнавать о них новое (а то новое, которое хорошо забытое старое, то бишь, из древней истории - это вообще красота).
Можно много лазить по Википедии и другим сайтам, пытаясь найти крупицы ранее тебе неизвестной информации, но у вас всё подробно, систематизировано и много.
Я, конечно, знал в общих чертах про петтейю, латрункули, хнефатафл, алькуер и фанорону (но ёлки, как я мог не знать про сиджу, и с какого перепугу я раньше думал, что алькуерк - древнеегипетская игра?!), но из ваших статей я узнал много нового и интересного, и читал с огромным интересом!

С вашего позволения, это будет общий комментарий ко всем статьям по шашкам, а следующим я оставлю ещё отдельные комментарии.
skyruk
Mar. 10th, 2014 10:02 pm (UTC)
Всегда пожалуйста.
noel_sirin
Apr. 2nd, 2014 07:04 pm (UTC)
вдохновительно! спасибо большое.

а не подскажете ли, 1.где у Платона миф о Гермесе и шашках (сразу не вспомнилось, прочесала текст поиском и тоже на подходящий не наткнулась)?
2. "Также практиковался такой приём, как запирание. Платон своем труде «Политика» сравнивал людей, попавших в нёлегкое положение во время спора, с неопытными игроками в петтейю, которые оказываются «запертыми» более сильным противником." А что это будет по пагинации? И имеется в виду Государство (Политейя) или диалог Политик?
3. У вас мб отмечено место из Юлия Поллукса, где про плинтион?
Т.е. сама сейчас сижу отыскиваю, конечно, -- не ленюсь, но вдруг у вас выписано. Очень текстофайл громоздко-медленный.

--

В 422е Государства, кстати, такая вот штука:
"ἑκάστη γὰρ αὐτῶν πόλεις εἰσὶ πάμπολλαι ἀλλ’ οὐ πόλις, τὸ τῶν παιζόντων" ( Пер. Егунова: "каждое из них представляет собою множество государств, а вовсе не «город», как выражаются игроки")
Асмус бросает без обоснований: "Речь идет об игре в шахматы, при которой «город» как бы разделен на две враждующие стороны". А вот интересно о чем, в самом деле, слово. Может, и о петтейе, м.




skyruk
Apr. 19th, 2014 09:25 am (UTC)
Увы, сейчас не подскажу, ссылки не мои. Опираюсь на чужие исследования.
(Deleted comment)
skyruk
May. 10th, 2014 09:55 am (UTC)
Спасибо!
Да, я рассматриваю такую возможность.
Про китайские шашки будет в разделе переходов. Надеюсь, что скоро - хальма, уголки, китайские шашки, по-местам, сальта, камисадо - это последний раздел, который мне осталось описать.

Edited at 2014-05-10 09:58 am (UTC)
alrebenok1983
Feb. 8th, 2015 12:29 pm (UTC)
Современные игры, похожие на петтейю
Здравствуйте! Я с огромным интересом прочитал серию Ваших статей о шашках и шахматах. С Вашего позволения я хотел бы оставить несколько комментариев. А именно, я хотел бы сделать несколько мелких дополнений и уточнений. Они, в основном, взяты из англоязычной Википедии и других источников, легко находимых в Сети. Вообще, в своих постах Вы указываете на то, что знаете английский, но англоязычными источниками, даже самыми доступными, Вы, почему-то, не пользуетесь. Это напрасно. Практика показывает, что почти на любую тему, на английском языке информацию искать легче, а найти ее можно больше, чем на русском.

Касательно петтейи, я хотел бы сделать следующее уточнение. Вы пишете, что игра, в описанном Вами виде, неинтересна, и непонятно, как она могла увлечь игроков. Но дело в том, что даже сегодня существуют игры с правилами очень похожими на приведенные Вами, и люди в них продолжают играть.

Характерным примером является игра мак-ек или апит-содок (Mak-yek, Mak-yaek, Apit-sodok). Вы сами в своих статьях ее несколько раз упоминаете, но не приводите ее правил. Играют в нее на поле 8×8 клеток. Каждому игроку вначале принадлежит 16 шашек, которые выстраиваются на первой и третьей горизонталях от игрока. Игроки ходят по очереди. При своем ходе игрок передвигает любую одну из своих шашек по горизонтали или вертикали. Двигать шашку можно на любое количество полей, но нельзя ни перескакивать другие шашки (свои или противника), ни ходить на поле, уже занятое другой шашкой (своей или противника). Взятие происходит двумя способами: зажиманием и вторжением. Если после хода игрока шашка противника оказывается между двумя шашками игрока (по горизонтали или вертикали), то шашка противника удаляется с доски. Это называется взятием зажиманием (custodial capture). Если после хода игрока шашка игрока оказывается между двумя шашками противника (по горизонтали или вертикали), то обе шашки противника удаляется с доски. Это называется взятием вторжением (capture by intervention). Выигрывает тот, кто возьмет все шашки противника. Существует также вариант, где можно "использовать край доски для взятия" (variant uses the edges of the board in captures).

Другим примером такой игры является хасами-сёги. Вы описываете в одной из статей эту игру. Однако в Вашем описании, для выигрыша надо построить ряд из пяти шашек. На самом деле, описываемая Вами игра – лишь вариант хасами-сёги. В "основной" разновидности никаких рядов строить не нужно. Играют в хасами-сёги так. Играют на поле 9×9 клеток. Каждому игроку вначале принадлежит 9 шашек, которые выстраиваются на первой горизонтали от игрока. При своем ходе игрок передвигает любую одну из своих шашек по горизонтали или вертикали. Двигать шашку можно на любое количество полей, но нельзя ни перескакивать другие шашки (свои или противника), ни ходить на поле, уже занятое другой шашкой (своей или противника). Если после хода игрока шашка противника оказывается между двумя шашками игрока (по горизонтали или вертикали), то шашка противника удаляется с доски. Игрок имеет право ставить свою шашку между двумя шашками противника, это не приводит к захвату его шашки, хотя она и оказывается "зажатой". Выигрывает тот, кто возьмет все шашки противника, кроме одной. Существуют варианты: выигрывает тот, кто возьмет пять шашек противника; в начале игры у игроков не по 9, а по 18 шашек, которые находятся на первых двух горизонталях от игрока; можно брать непрерывную линию из шашек игрока, зажав ее с двух сторон.

К этим играм высказываются, в принципе, те же претензии, что Вы высказали к петтейе: они кажутся не очень интересными, вероятной кажется патовая ситуация. Тем не менее, люди в них продолжают играть. Таким образом, нет ничего удивительного, что и у петтейи были люди, которые ей увлекались.


Edited at 2015-02-08 09:42 pm (UTC)
alrebenok1983
Feb. 8th, 2015 09:43 pm (UTC)
Re: Современные игры, похожие на петтейю

Также, я хотел бы привести пару реконструкций этой игры. Я, однако, приведу их в комментариях к Вашей статье о латрункулях. Дело в том, что Вы описали правила петтейи, а о латрункулях заметили лишь, что в них играли также как в петтейю. Вы, конечно, очень много пишете о правилах латрункулей, но не приводите ни одной последовательной реконструкции всего свода. Большинство же источников, которые я читал, поступают наоборот: о петтейе говорят лишь то, что это игра, от которой произошли латрункули. Интересно то, что одна из реконструкций очень напоминает не мак-ек или хасами-сёги, а описанную здесь Вами сиджу.
( 42 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy