?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


 Ну что ж. Пришло время рассказать о самой древней - действительно самой древней, первой настольной игре в истории человечества. Ею считается Манкала. Строго говоря, игры с таким названием не существует. Манкала (искажённое арабское Naqala – «Перемещение») - это большая семья игр с перекладыванием камешков, её история по самым строгим предположениям насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь.

Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это в колыбели цивилизации, на востоке Африки. Выбитые в камнях ряды лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте, и вдоль караванных путей в пустыне Калахари (отсюда другое название – «Калах»). Даже в пирамиде Хеопса нашли такую доску.

 Эти игры широко распространились и дожили до наших дней. Манкала издревле была популярна у кочевых народов – не надо возить собой доску и фигурки: достаточно выкопать в земле дюжину лунок, взять горсть кофейных зёрен – и можно играть. Сегодня почти у всех народов Африки и Азии существуют подобные игры. В западной Африке это «Оуа» и «Оваре».

 У казахов - «Тóгыз Кумалак» (у киргизов - «Тóгуз Коргоол» - все названия переводятся как «Девять шариков»):


 А у индийцев – «Паллантуджи», «Палланхузи» и «Олинда Келия»:

 А в Индонезии и Малайзии - "Чонгкак" или "Сонгкак":

Самой редкой игрой этого семейства является трёхрядная «Габата» из Эфиопии.

 А самыми сложными – четырёхрядные «Бао» и «Омвесо» из центральной Африки.

В Германии детский вариант игры продаётся под названием Apfelklau, в СССР она называлась «Калах». Люди моего поколения ещё должны помнить эти игры.
 Названий у игр семейства Манкалы множество, примерный перечень походит на список имён гномов из "Старшей Эдды" или эпопеи Толкина: Abapa, Adji Kui, Aghi, A-i-ú, Alé, Aualé, Awalé, Aware, Awari, Awélé, Ayo, Ayoayo, Ayo Olopon, Coastal Oh-Wah-Ree, Dagboprou, Huri, Kale, Kboo, Kpoo, Kuoless, Langa-holo, Òrè, Ori, Ôrim, Orôá, Oura, Oure, Ouri, Ouril, Ourin, Owani, Owari, Poo, Uale, Uali, Uri, Urim, Urin, Urinca, Wahree, Walé, Walle, Waré, Wari, Warra, Warri, Wawee, Woaley, Woll, Wolo, Wora, Wori, Woro... Уф! Ну и так далее. Число рядов, лунок и камней варьируется, но основные принципы схожи: занять лунку, дающую право отобрать камни у соперника, и в итоге скопить у себя больше камешков.
 Помимо развлекательного момента, подобные игры содержат «генетическую память» человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. Движение по кругу символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков – одновременно посев зерна и сбор урожая, а пустые лунки – голод и недород. Здесь же прячутся древние гадательные ритуалы и самые первые счётные доски.

 Эту игру окружает множество мифов. Масаи верят, что Оваре придумал первый человек Синдилло, сын Матумбы, она же играет важную роль эпосе «Сундьята» народа Мандинго - школьники в Мали и сегодня после уроков идут перекладывать камешки.

 В Гане Оваре была частью боевой подготовки – перед походом воины играли в неё, проверяя свою реакцию. В африканской культуре считается невежливым и даже грубым долго размышлять над ходами. Противнику, который слишком долго думает, говорят: «Поспеши, а то термиты доску съедят». В Уганде официальные правила Омвесо запрещают считать камни в лунках, ходы делают как можно быстрее, а когда игрок колеблется, судья начинает считать: "Ому, эбири..." и если на счёт три ход ещё не сделан, игроку засчитывается поражение.

 Когда король умирал, совет организовывал турнир, и победитель становился преемником. Название «Оваре» связывают с именем короля государства Ашанти (древнее государство на территории современной Ганы) – Катакие Опоку Варе I, который с её помощью улаживал семейные ссоры своих подданных: после игры супруги начинали гораздо лучше понимать друг друга, а словом «warri» в Гане до сих пор называют женатого человека. А вот в соседнем Того наоборот, есть пословица-предостережение для ярых игроманов: «Оваре – главная причина разводов». Король Шунба Балонгобо так любил эту игру, что завещал изваять себя в виде статуи с доской для Оваре на коленях и ещё одной на голове как символами власти и ума.
 В Буркина-Фасо проходят регулярные турниры между городами. Профессиональные игроки Танзании изучают тактику и стратегию Бао так же серьёзно, как шахматисты, и ни один европеец пока не выиграл даже у худших из них.
 На Сомалийском полуострове играют только семенами дерева бондук (Caesalpinia christa) и считают, что оно было создано богами лишь затем, чтоб приносить семена для этой игры.

 У племени йоруба существуют две разновидности игры: в одну («Абапа» или «Айоайо») играют мужчины, в другую («Нам-Нам» или просто «Айо») – женщины и дети.
 В Суринаме Оваре использовалась в погребальных ритуалах: люди играли, развлекая дух умершего, пока тело не похоронено. На деревенской площади обычно стояли две доски – прямая и выгнутая, и селяне выбирали ту, которую покойный недолюбливал, чтобы его дух не захотел к ним присоединиться. В Кот-д'Ивуар есть поверье, что игра после заката приносит неудачу. На ночь доски выставляли на улицу, чтоб духи тоже могли сыграть.

 Вместе с рабами Оваре проникла в Южную Америку, на Кубу и другие острова Карибского бассейна. Любопытно, что впоследствии эти игры помогли этнографам вычислить родину потомков рабов. Плантаторы заставляли их учить язык, насильно обращали в христианство, запрещали родные обычаи, но об играх не подумали. Так удалось выяснить, что жители островов Антигуа и Барбадоса оказались родом из Ганы: их терминология и стиль игры оказались практически идентичны Ганским.

 Манкала завораживает и на неискушённого наблюдателя производит впечатление чистого шаманства. Опытные игроки играют с такой скоростью и ловкостью, что сторонний наблюдатель просто не успевает понять, где заканчивается один ход и начинается другой (посмотрите видео!). Она интересна и начинающим, и мастерам. Правила можно усвоить за пять минут, но сама игра далеко не так проста, как может показаться: у неё особая, трудноуловимая тактика, основанная на точном подсчёте. Соперник не должен «голодать», и если он теряет все семена, нужно дать ему ещё, чтобы продолжить игру. Хороший «манкалист» вообще не может быть жадиной и эгоистом, ибо в этой игре действуют правила: «Кто хочет получать, должен научиться отдавать» и «Кто лучше сеет – больше соберёт». Всё решают нюансы, каждый ход полностью меняет ситуацию на доске, число комбинаций огромно, и анализ их – захватывающее дело.
 В частности, по этой причине Манкалу в наши дни рекомендуют педагоги и воспитатели для развития у детей внимательности, счётных навыков и мелкой моторики. В Казахстане игра Тогыз Кумалак входит в образовательные программы некоторых лицеев как ежегодно проводимый вид соревнований среди учеников и студентов.

На снимке внизу - четверная манкала "рума", про которую некоторые источники пишут, будто она "была популярна в Советском союзе". Заявляю со всей ответственностью - это полная чушь. Никогда не видел, чтоб в неё играли, не встречал её на полках магазинов и даже никогда не слышал в те годы о ней.

 Однако всех затмевают знаменитые резчики республики Гана, которые делают игровые наборы изумительной красоты.


 Удивительно, но в этой древнейшей игре нет элемента везения, всё зависит от внимания и интеллекта. В истории игр человечество нескоро вернётся к подобному подходу.
____________
  ПРАВИЛА НЕКОТОРЫХ ИГР СЕМЕЙСТВА МАНКАЛЫ:

  КАЛАХ (или Bantumi) наиболее прост (в принципе, он представляет собой упрощённую версию малазийского Congkak - "Чонгкак").

 На доске 12 лунок в два ряда и два «амбара» по краям (их тоже называют калахами). Играют двое. В каждую лунку кладётся по 6 камешков. Один из играющих берёт все камни из любой лунки в своём ряду и раскладывает их против часовой стрелки по одному в каждую из следующих лунок. Калах соперника пропускается, а в свой калах кладётся один камешек. Если последний камень попадет в калах, игрок делает ещё один ход. В середине или в конце игры такая возможность обычно выпадает несколько раз подряд.
 Если последний камень попадает в пустую лунку в своём ряду, а противоположная лунка противника не пуста, то все камни из этой полной лунки становятся добычей - их переносят в свой калах (и срубивший их камень тоже). Если в конце игры все лунки одного из партнеров останутся пустыми, соперник переносит все оставшиеся в лунках камни в свой калах. (Так поступить он должен даже не в свой ход.)
 После этого проводится подсчёт. Всего камней 72. Выигрывает тот, в чьём калахе их больше 36. При счёте 36:36 засчитывается ничья.
 Сегодня существуют десятки программ для игры в Калах, и проще сказать, где их нет, чем давать ссылки. Скачать программу для игры в Калах можно здесь, здесь, здесь, здесь или здесь. А можно в десятках других мест. Интернет вам в помощь.
____________
ОВАРЕ играется на такой вот, похожей на Калах доске.

 Играют двое. В начале игры в каждой лунке по 4 камня. Игроки ходят по очереди, каждый вынимает все камни из лунки на своей стороне и раскладывает их по одному в каждую лунку против часовой стрелки. ОБЕ лунки-накопителя при этом пропускаются. (Отчасти по этой причине доски для Оваре часто делают без «амбаров» - вместо них используются отдельно стоящие чаши, в которые складываются «неработающие» камни).
 Если последний камень попадает в лунку противника, и общее количество камней в ней становится 2 или 3, игрок забирает все камни из этой лунки вместе со своим – и кладет их в свой «амбар». Если и в предыдущей лунке на стороне противника при этом тоже оказывается 2 или 3 камня, они также забираются игроком в свой «амбар». И в предшествующей этой лунке тоже, и т. д. Так продолжается до тех пор, пока в очередной предыдущей лунке на стороне противника не оказывается или больше трёх камней, или всего один камень. На этом взятие заканчивается.
 Если в лунках на стороне противника не остаётся камней, игрок своим ходом обязан положить на сторону противника хотя бы один камень. Если это невозможно, этот игрок забирает все оставшиеся камни в свой «амбар», и игра завершается.
 Бывает ситуация «Полного захвата», когда ход игрока завершается захватом всех камней на стороне противника. Есть несколько вариантов правил, касающихся этой ситуации.
 Вариант №1. «Полный захват» запрещён, т.е. игроку запрещено делать ходы, захватывающие все камни на стороне противника. Если же ситуация сложилась такая, что любой ход игрока приводит к «полному захвату», игрок не ходит, а забирает все оставшиеся камни с доски в свой «амбар» - и игра завершается.
 Вариант №2. «Полный захват» разрешён, однако в результате хода камни противника не захватываются, а остаются на своих местах. Этот вариант обычно используется на международных соревнованиях.
 Вариант №3 «Полный захват» разрешён без всяких оговорок: игрок захватывает все камни в лунках противника, забирает все оставшиеся камни в свой «амбар», и игра завершается.
 Побеждает тот, кто соберёт в своём «амбаре» большее количество камней, чем противник в своём.
 Оваре также легко поддаётся компьютерной адаптации, для неё написана масса программ. Скачать можно здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь или здесь, а также с десятка других сайтов.
____________
ГАБАТА играется на доске с тремя рядами по шесть лунок (наличие встроенных «амбаров» по краям доски не обязательно). Это самый архаичный вариант игры. Некоторые учёные считают её родоначальницей всех игр семейства Манкалы.

 Играют двое, в начале в каждой лунке лежит по 3 камня. Каждому игроку принадлежат шесть лунок в ближнем к нему ряду, и три правых лунки в среднем ряду. Для удобства доски часто делают складными в поперечном направлении - серединная линия лунок естественным образом делится пополам. Игроки берут камни из любой своей лунки и раскладывают их по одному в каждую лунку против часовой стрелки. Путь «посева» при этом выглядит странновато, отличаясь от Калаха и Оваре. Вот его схема:

 Если последний камень упал не в пустую лунку, игрок берёт все камушки из неё и продолжает их раскладывать, пока последний камешек не упадёт в пустую лунку. Как только это происходит, игрок забирает все камни из других двух лунок этого «столбца», или просто останавливается, если те пусты. Очередь переходит к противнику, и тот, естественно, начинает «сеять» камешки в обратном направлении, по тем же правилам.
 Если один из игроков захватил ВСЕ камни, он выиграл. Если же нет, и оба игрока набрали неравное количество камешков, начинается новый посев: игрок, захвативший меньшее количество камней, раскладывает их по три в лунку, начиная с левой в своём ближнем ряду, как в начале игры. Если в последней лунке оказывается меньше трёх камней, второй (сильный) игрок дополняет их количество до трёх из своего «амбара». Далее он заполняет свою сторону, раскладывая камни симметрично камням слабого игрока, а остатки оставляет в своём «амбаре», и игра продолжается по прежним правилам.
 Выигрывает тот, кто соберёт в своём «амбаре» ВСЕ камни с доски.
 Габата в Сети представлена реже. Где в Сети можно скачать программу, я не нашёл, а серьёзно искать лень.
____________
БАО (Ну, держитесь: сами напросились! - Д.С.) является самой сложной игрой семейства Манкалы. В Бао и Омвесо играют на доске с 4 рядами по 8 лунок.

 Каждому игроку принадлежит половина доски – ближний к игроку и смежный с ним ряды лунок ("машима" или просто "шима"). Четвёртая справа лунка во «внутреннем» ряду каждой половины доски называется «Дом» («нъюмба») или просто «главная» («куу»); они отличаются квадратной формой.
 Первая и последняя лунки внутреннего ряда называются «голова» («кичва»), в то же время и эти, и смежные с ними лунки (то есть, вторую и предпоследнюю) называют общим именем «кимби».
 У каждого игрока 32 камешка, которые называются «кеце» - «ракушки» (Блин, какая-то в этой игре плюканская терминология, сплошная «Кин-Дза-Дза» - Д.С.). Надо заметить, что точно такой же набор потребен для игры в Игисоро и Омвесо (Уганда, Намибия), Исоло (Танзания), Комбе (Кения) и Хавалис (Оман) В общем, четырёхрядная манкала распространена на Занзибаре, в Танзании, на побережье Кении, а также на Коморских островах, то есть везде, где местные племена, говорящие на суахили, не контактировали с арабами. На суахили «бао» означает просто «доска». В Малави его называют «баво», это название является архаичным. Различают простое бао и бао-суахили. В противовес сложнейшему бао-суахили, простое бао – действительно самая простая четырёхрядная манкала. В странах центральной Африки оно считается упрощённым, детским вариантом игры.
Для обеих вариантов бао используется доска в 32 лунки (4 ряда по 8) и 64 камня. Одна половина доски принадлежит одному игроку, другая – другому, «посев» производится только на своей стороне доски, без захода на сторону противника. Однако в простом бао нет никакого вброса, все камни изначально, сразу находятся на доске. «Дом» также отсутствует – эта лунка в простом бао не отличается от остальных.
Бао-суахили является усложнённой версией простого бао и, наверное, самой сложной и одной из самых интересных и захватывающих игр семейства манкалы.
Доска для бао-суахили выглядит немного иначе: четвёртая справа лунка во внутреннем ряду каждой её половины называется «Дом» и отличается квадратной формой. Первая и последняя лунки внутреннего ряда называются «кичва» – «голова», в то же время и их, и смежные с ними лунки (то есть, вторую и предпоследнюю) называют общим именем «кимби» – «быстрые». Действительно, при захвате в этих четырёх лунках нет смысла раздумывать: посев захваченных камней всегда начинается с ближайшей к ним «головы».
У каждого игрока 32 камешка. Каждый игрок в начале кладёт 6 камешков в свой «Дом» и ещё по два камня – в две лунки непосредственно справа от «Дома». Оставшиеся 22 камня остаются «в руке» – их можно положить в какую-нибудь чашку или просто высыпать на стол перед собой. Эти камни вводятся в игру постепенно в первой фазе.

ФАЗА I
Каждый ход в первой фазе начинается с вбрасывания камня из руки на доску. Камень должен быть положен в любую НЕПУСТУЮ лунку во ВНУТРЕННЕМ ряду игрока. После этого происходит один из двух возможных ходов:
1). Ход «ТАКАТА». Если лунка противника напротив той, куда был вброшен камень (т.е. в его внутреннем ряду), пуста, ход также считается «пустым» и называется «таката». Игрок в этом случае просто берёт все камни из своей лунки, куда был вброшен камень, и сеет их в любую сторону, начиная со следующей, не пропуская ни одной – по часовой стрелке или против, по своему выбору. Если последний камень при раскладе падает в непустую лунку, игрок берёт все камни из неё и сеет дальше в том же направлении, начиная со следующей лунки. Так происходит до тех пор, пока последний камень не упадёт в пустую лунку, на чём ход и останавливается. Ход «таката» может быть сколь угодно длинным и цикличным, но взятия в этот ход не будет и направление посева в нём не меняется.
2). Ход «МТАЙИ». Если лунка противника напротив той, куда был вброшен камень (т.е. лунка в его внутреннем ряду), НЕ пуста, все камни в ней считаются захваченными. В этом случае камни, осуществившие взятие, остаются на месте – вместо них рассеивают захваченные. Сеют их в этот же ход, без перерыва: игрок раскладывает их по одному в каждую лунку на своей половине доски, всегда начиная с «головы». Посев проходит так:
- Если последний камень посева падает в непустую лунку, а лунка напротив пуста, все камни из неё просто сеются дальше по кругу, по одному, начиная со следующей.
- Если последний камень падает в непустую лунку, а лунка напротив полна – происходит новый захват и новый посев захваченных камней (снова с «головы»).
ВАЖНО!: ВСЕ ЗАХВАЧЕННЫЕ у противника камни всегда сеют С «ГОЛОВЫ», всегда ПО ОДНОМУ и всегда в направлении К ЦЕНТРУ доски (т.е. к противоположной «голове»). Первый камень ВСЕГДА обязательно должен быть брошен в «голову», и от того, какая «голова» выбрана, зависит направление посева. Если первый камень брошен в правую «голову», посев двинется влево (против часовой стрелки), а если в левую, то вправо (по часовой). Игрок сам выбирает, с какой «головы» начать посев захваченных камней, за исключением тех случаев, когда захват произошёл в одной из «голов» или «быстрых» лунок – тогда посев должен начаться с ближайшей «головы».
Кое-что необходимо уточнить. Так, если захвачен только один камень, его просто кладут в «голову», далее действуют те же правила, что и при обычном вбросе, то есть:
Если «голова» пуста, и камень остался в одиночестве, ход останавливается.
Если «голова» не пуста, а «голова» противника напротив, наоборот, пустая, это считается продолжением хода «мтайи»: все камни из своей «головы» (включая вброшенный), вынимаются и раскладываются по одному, начиная со следующей лунки, к центру доски.
Если «голова» не пуста, и «голова» противника напротив – тоже, происходит стандартное взятие: камни противника захватываются и сеются по одному, начиная с этой своей «головы». Далее по обстоятельствам.
- Результативный посев («мтайи») ведётся по тем же правилам, что и «таката», но в ходе него могут происходить и дальнейшие захваты, пока последний камень не упадёт в пустую лунку, на чём ход и прервётся. Каждая новая порция захваченных камней сразу, в этот же ход сеется заново, с той же «головы» (то есть, если захват произошёл при посеве по часовой стрелке, слева направо, то и свежезахваченные камни нужно начинать сеять по часовой, с левой «головы» – и наоборот). Однако если эти взятия будут происходить в разных «головах» и «быстрых» лунках, направление посева «мтайи» может много раз поменяться на противоположное.
- Захватываются камни только из центрального ряда, камни в заднем (дальнем) ряду, находятся в безопасности.
- В бао действует шашечный принцип – если игрок может взять камни, он обязан это сделать и не имеет в таком случае права делать ход «таката».
- Ход всегда заканчивается, если последний камень упал в пустую лунку.
ФАЗА II
Когда игроки остаются без камней на руках, начинается вторая фаза игры. Механика движения остаётся прежней, однако вброса камней на доску больше не происходит.
Поскольку из лунки с одним камнем ходить по-прежнему нельзя, а камней на руках больше нет, ход нужно делать из лунок, где есть 2 или больше камней. В этой второй фазе игры можно начинать ход из любой лунки, даже из нижнего ряда, главное, чтобы он сразу закончился взятием (т.е. последний камень посева играет ту же роль, что и камень из руки в первой фазе). И только если это невозможно, разрешён пустой ход.
Таким образом, для хода игрок берёт все камни из любой такой своей лунки и раскладывает их по часовой стрелке или против неё, по собственному выбору, по одному в каждую лунку, начиная со следующей, не пропуская ни одной.
Если в первый же посев происходит взятие, захваченные камни, так же, как и в первой фазе, сеются с той «головы» на своей половине доски, направление движения от которой совпадает с направлением первого хода (если ходили по часовой стрелке – сеем захваченные камни с левой «головы», если против – с правой). Это направление может поменяться только если взятие произошло в противоположной «голове» или «быстрой» лунке.
Если ситуация такова, что никакой первый посев не ведёт к захвату, ход считается пустым («таката») со всеми вытекающими последствиями: посев просто длится до тех пор, пока последний камень не падает в пустую лунку. Никакого взятия не происходит. При этом (только во второй фазе!) действуют следующие ограничения:
- Во второй фазе взятие также обязательно, поэтому если взятие возможно, игрок не имеет права сделать пустой («таката») ход.
- Если взятие невозможно, игрок обязан начать ход из лунки внутреннего ряда.
- Если ход из внутреннего ряда невозможен (лунки пустые или в них лежит по 1 камню), нужно ходить из любой лунки внешнего ряда, где находится 2 и больше камней.
- Если в лунке ПЕРВОГО хода 16 или больше камней, ход из неё ВСЕГДА будет «таката», то есть, взятия не произойдёт (иначе такой посев был бы слишком «урожайным»).
ПРАВИЛА ДОМОВ
Как уже упоминалось, «Домом» называют четвёртую справа лунку во внутреннем ряду. Обычно её делают квадратной и большего объёма. У каждого игрока только один «Дом». Дополнительные правила, связанные с «Домами», таковы:
Камни в «Доме» нельзя захватывать, пока «Дом» остаётся таковым. Вброс камня в лунку напротив «Дома» не приводит к захвату и считается пустым ходом («таката»).
«Дом» считается таковым, пока он содержит 6 или больше камней. Если камней в «Доме» становится меньше шести, то противник может захватить их и рассеять на своей стороне, как из обычной лунки. «Дом», содержимое которого полностью рассеяно, перестаёт быть «Домом» и далее до конца игры считается обычной лункой.
Если содержимое «Дома» уменьшилось, но не было полностью рассеяно, а игрок успел восстановить его (т.е. довести количество камней обратно до шести и более), «Дом» остаётся «Домом».
Свойства «Дома» в Фазе I (игра с вбрасыванием):
- Если игрок начинает ход со вброса камня в «Дом», он может взять оттуда для посева только ДВА камня (далее посев идёт по обычным правилам).
- Если при «пустом» ходе («таката») последний камень любого промежуточного посева падает в «Дом», ход заканчивается и очередь переходит к противнику.
- Если при результативном ходе («мтайи») посев заканчивается в «Доме», но при этом не происходит взятия (лунка напротив «Дома» пуста), игрок может выбирать – продолжить ему ход камнями из «Дома» (т.е. рассеять его содержимое) или закончить на этом свой ход. При продолжении хода «Дом» становится обычной лункой. В некоторых версиях бао прерывание хода в «Доме» при ходе «мтайи» является принудительным, а не дополнительным.
Свойства «Дома» в фазе II (игра без вбрасывания):
- Если при «пустом» ходе («таката») посев заканчивается в полном «Доме», его содержимое ДОЛЖНО быть рассеяно полностью. «Дом» становится обычной лункой.
- Если игрок начинает ход из «Дома», он сеет только ДВА камня из «Дома», а не всё его содержимое (это называется «налог с Дома»). Разрешён так называемый «исключительный налог», когда игрок (при результативном ходе) посеет все камни оттуда. Начинать ход «налогом с Дома» дозволяется, когда нет иного способа сделать ход (скажем, если «Дом» – единственная непустая лунка во внутреннем ряду или все непустые лунки в первом ряду содержат только один камень.
- Игрок не может начать ход «налогом с Дома», если есть возможность походить по-другому.
ВЫИГРЫШ
Игра заканчивается, когда одного игрока оставляют без камней в его внутреннем ряду, или когда он не может больше сделать ход, потому что в его непустых лунках везде лежит по одному камешку. В обоих случаях этот игрок проигрывает.
Некоторые тонкости и дополнительные подробности я описал в отдельном посте.
Сыграть в Бао в Сети с ботом или с живым игроком можно здесь. Регистрации не требуется.

____________
ТОГЫЗ КУМАЛАК (вообще, если переводить дословно, эта игра называется «Девять КАТЫШКОВ», так что, сами догадайтесь, чем в неё играли скотоводы-кочевники в незапамятные времена). В основу этой игры положено число 9, считавшееся у тюркских народов сакральным. На доске 18 продолговатых лунок («отау»), в промежутке между рядами, горизонтально, сделаны ещё две большие лунки круглой или продолговатой формы («казан»).

 В каждую маленькую лунку кладут 9 шариков. Играют двое. Ходят по очереди. Игрок берёт все шарики из любой лунки на своей половине и раскладывает их по одному в каждую лунку против часовой стрелки, пропуская казаны. При этом манера раскладки в Тогыз Кумалаке разительно отличается почти от всех других видов Манкалы следующим:
 1. Если выбранная лунка содержала БОЛЬШЕ ОДНОГО камня, то первый вынутый камень кладется ОБРАТНО в ту же лунку, из которой он был взят. Все последующие вынутые камни игрок раскладывает в лунки (свои и противника).
 2. Если выбранная лунка содержала ВСЕГО ОДИН камень, то он кладётся в СЛЕДУЮЩУЮ лунку.
 Если последний шарик упадёт в лунку соперника, и количество шариков в ней станет чётным, шарики из этой лунки переходят в «казан» ходившего игрока, а ход переходит к его сопернику. Игра ведётся до тех пор, пока один из игроков не наберёт в свой казан больше 81 шарика (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 шарик (ничья).
 Кроме этого своеобразного правила типа чёт-нечет, в игре есть ещё два любопытных нюанса.
 1. «Туздык» («Святое место»). Если после хода в какой-то лунке на стороне противника оказывается три шарика, игрок может объявить её «туздыком» (шарики из неё переходят в «казан», а сама лунка помечается особым флажком или кусочком бумаги). Далее каждый шарик, попадающий в «туздык», сразу переходит в «казан» того игрока, который объявил эту лунку «туздыком». (Как мы видим, случается так, что и свято место иногда бывает пусто.) Игрок не может завести «туздык» на 9-ой лунке, а также на лунке напротив «туздыка» соперника, если тот успел звести его первым. «Туздык» всегда находится на территории противника. У каждого игрока может одновременно быть только один «туздык».
 2. «Атсыз калу» (букв. «Остаться без коня»). Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, он «остаётся без коня» и не может ходить, пока будет оставаться «пешим», и в его лунках не появится хоть один шарик. Давать их противнику, кстати, совершенно не обязательно.
 Надо  ещё сказать, что казан игрока находится на стороне лунок противника, а казан противника - ближе к лункам игрока.
 Тогыз Кумалак очень популярен в Казахстане и Киргизии. Считается, что он развивает математическое мышление и воспитывает выдержку. Казахи называли эту игру «алгеброй чабанов». Говорят, казахский поэт Абай Кунанбаев был сильнейшим игроком в своём округе и неделями мог просиживать за доской, обыгрывая знаменитостей из других уездов. Сегодня происходит настоящее возрождение этой игры в обеих республиках, хотя главной её вотчиной остаётся Казахстан. Там фабрично, в массе производят дешёвые и лёгкие пластмассовые игровые комплекты, а в школах и лицеях устраиваются регулярные турниры. Тогыз Кумалак как спортивная дисциплина даже входит официально в казахскую спартакиаду школьников.

 В июле 2011 года в немецком городе Швайнфурт при поддержке правительства РК прошёл первый турнир по Тогыз Кумалаку (в Германии проживает большое количество немцев, - переселенцев из Казахстана). Вообще, игра эта красивая и очень интересная, и наверное, самая ёмкая по количеству шариков, но вряд ли она получит хоть какую-то популярность в России из-за на редкость неблагозвучных для русского уха названий и терминов. Впрочем, когда и кого это останавливало? Скачать программу для игры в Тогыз Кумалак можно здесь.
 :)
"А ты, пацан, с какого района? А в Бао играешь?"

*

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
skyruk
Dec. 10th, 2011 06:38 pm (UTC)
Упомянутое видео.
Здесь играют в Бао. Честно говоря, на середине партии у меня крыша уже поехала.
skyruk
Dec. 10th, 2011 06:41 pm (UTC)
Второе видео
Ещё одна партия. На сей раз не учебная, а потому быстрая как не знаю что.
russell_d_jones
Dec. 10th, 2011 07:05 pm (UTC)
оу
спасибо!
skyruk
Dec. 10th, 2011 07:34 pm (UTC)
Пожалуйста :)
troll_elf
Dec. 10th, 2011 07:23 pm (UTC)
Отчего сказочных существ не френдИшь ты? И на вопросы не отвечаешь?
skyruk
Dec. 10th, 2011 07:33 pm (UTC)
На какие вопросы?! Я весь в работе :)))
"Какие борщи? У меня всё трещит!"
Зафрендю, не боись. Сейчас собаку выгуляю и начну френдить :)
(no subject) - troll_elf - Dec. 10th, 2011 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Dec. 10th, 2011 07:57 pm (UTC) - Expand
saruyoshi
Dec. 10th, 2011 07:23 pm (UTC)
цели и задачи ваще непонятны. Не из описания, не из видеофрагментов. Крыша расплавилась просто. :0))

Видимо от того, что никогда не любил математику. :0))
skyruk
Dec. 10th, 2011 07:33 pm (UTC)
А я и не описывал правила. Их очень много, и о каждой игре надо говорить отдельно :)
Надо описать?
(no subject) - saruyoshi - Dec. 10th, 2011 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Dec. 10th, 2011 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saruyoshi - Dec. 10th, 2011 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Dec. 10th, 2011 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saruyoshi - Dec. 10th, 2011 08:03 pm (UTC) - Expand
Ну вот. - skyruk - Dec. 11th, 2011 12:21 am (UTC) - Expand
Re: Ну вот. - saruyoshi - Dec. 11th, 2011 12:27 am (UTC) - Expand
Re: Ну вот. - saruyoshi - Dec. 11th, 2011 12:33 am (UTC) - Expand
Re: Ну вот. - skyruk - Dec. 11th, 2011 12:53 am (UTC) - Expand
Re: Ну вот. - saruyoshi - Dec. 11th, 2011 12:59 am (UTC) - Expand
Re: Ну вот. - skyruk - Dec. 11th, 2011 02:27 am (UTC) - Expand
Re: Ну вот. - saruyoshi - Dec. 11th, 2011 10:48 am (UTC) - Expand
dsgtq_qfle
Dec. 10th, 2011 07:42 pm (UTC)
Я так поняла, что класть можно по кругу по одной, брать из большой кучи, если напротив твоих у врага меньше - можно его забрать и докидать их дальше по своему кругу. Или чо? В общем, туманные правила. =)
skyruk
Dec. 10th, 2011 08:01 pm (UTC)
Нет, правила не туманные, а очень даже ясные. Просто игр много, а это получилась общая обзорная статья.
В Калахе камни берутсяиз любой своей лунки и раскладываются против часовой стрелки по одному в каждую лунку, включая свой "амбар" - большую лунку справа. "Амбар" противника пропускается. Если последний камешек упал в свою пустую лунку, игрок забирает все камни из лунки напротив и кладёт их в свой "Амбар". Если последний камешек при ходе падает в свой "Амбар", игрок ходит снова (при любом другом раскладе ход переходит к противнику). Игра прекращается, когда лунки одного из игроков пустеют, и он больше не может ходить.
(no subject) - dsgtq_qfle - Dec. 10th, 2011 08:14 pm (UTC) - Expand
О том и пишем! - skyruk - Dec. 11th, 2011 12:22 am (UTC) - Expand
Re: О том и пишем! - dsgtq_qfle - Dec. 11th, 2011 12:24 am (UTC) - Expand
ghostrutalan
Dec. 10th, 2011 08:57 pm (UTC)
По-моему, упрощённый вариант игры есть в телефон Nokia 3310.
skyruk
Dec. 10th, 2011 11:22 pm (UTC)
Если это Калах...
Чего б ему там не быть :)
darth_wolf
Dec. 11th, 2011 12:14 am (UTC)
Великая игра. Под названием "Awari" вошла в компьютерную игру "Quest for Glory 3: Wages of War", которую сделали для "Sierra" Лори и Кори Коул. И действительно - во что ещё могут играть жители местного варианта Африки? :)
skyruk
Dec. 11th, 2011 12:23 am (UTC)
Я выложил правила. Если что не так - поправь, ты английский знаешь лучше меня.
(no subject) - darth_wolf - Dec. 11th, 2011 12:45 am (UTC) - Expand
А я знаю?... :) - skyruk - Dec. 11th, 2011 12:54 am (UTC) - Expand
haritonoff
Dec. 11th, 2011 11:08 am (UTC)
Долгое время калах (в виде манкалы) был моей любимой игрой из "набора" Hoyle board games
skyruk
Dec. 11th, 2011 12:18 pm (UTC)
Ну, мне Калах и сейчас нравится. Только пару недель назад я наткнулся на Бао и завис - это просто Драконий Покер какой-то. По сравнению с Калахом просто высшая математика.
А в том сборнике, о котором ты говоришь, интерфейс игры не очень удобный - ракурс 3/4, а оптимальным был бы вид сверху или сбоку под некоторым наклоном. У меня сейчас на компе стоит программка wMancala. Неплохо сделана, по-моему.
(no subject) - haritonoff - Dec. 12th, 2011 03:06 am (UTC) - Expand
Ох ты ж! - skyruk - Dec. 13th, 2011 01:37 pm (UTC) - Expand
skyruk
Dec. 15th, 2011 11:36 pm (UTC)
Статья про Омвесо.
Очень приятная статья с массой исторических фактов, баек и легенд об игре Омвесо в Уганде.
Советую прочитать всем. http://geography.su/books/item/f00/s00/z0000014/st014.shtml
flower53
Mar. 31st, 2012 01:33 pm (UTC)
Король Шунба Балонгобо странный: поисковик нашел его только в статьях об игре (на английском и французском, кажется), к тому же у него женская грудь. Что за чудеса?
Меня он заинтересовал, потому что я ничего не знаю о негритянских цивилизациях, а тут вроде бы тщательно выполненная скульптура. Но, может, это современная стилизация.
Отдельно порадовало "святое место" у казахов. Всех нехороших людей теперь буду посылать туда.

Но как они не путаются в ходах – это для меня осталось тайной :) Попробую, пожалуй, как-нибудь поиграть с компьютером...
skyruk
Mar. 31st, 2012 04:09 pm (UTC)
Там по ссылке хорошая программка для бао. Главное - следовать правилам, и вскоре всё станет ясно :)
gaumax
Oct. 14th, 2013 07:46 am (UTC)
Бао суахили
Ну вот, теперь многие моменты по бао суахили стали понятней, дело за "малым" - воплотить теорию в игре. Спасибо, Дмитрий, за объемный труд по истории и правилам игр.
skyruk
Oct. 14th, 2013 09:40 am (UTC)
Re: Бао суахили
Пожалуйста.
Я вот думаю даже сделать отдельный пост по этой игре, поскольку некоторые нюансы не вошли - объём поста не резиновый.
Пишите, если возникнут какие-то вопросы.
Захват "Дома" - skyruk - Oct. 15th, 2013 08:12 am (UTC) - Expand
Алексей Большаков
Sep. 12th, 2014 08:26 pm (UTC)
Правила Оваре
Не понял чуть про
"Вариант №2. «Полный захват» разрешён, однако в результате хода камни противника не захватываются, а остаются на своих местах. Этот вариант обычно используется на международных соревнованиях."
- это как, что захват разрешён, но камни остаются на своём месте?

Edited at 2014-09-12 08:27 pm (UTC)
skyruk
Sep. 13th, 2014 07:16 pm (UTC)
Re: Правила Оваре
Разрешен в данном случае не полный захват, а ход, аналогичный полному захвату. Сам захват не происходит :)
Re: Правила Оваре - skyruk - Sep. 14th, 2014 12:11 pm (UTC) - Expand
Re: Правила Оваре - skyruk - Sep. 16th, 2014 01:28 pm (UTC) - Expand
Re: Правила Оваре - skyruk - Sep. 17th, 2014 11:18 am (UTC) - Expand
Re: Правила Оваре - skyruk - Sep. 17th, 2014 12:54 pm (UTC) - Expand
( 53 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy