skyruk (skyruk) wrote,
skyruk
skyruk

Categories:

"Lost" и Сенет - информация к размышлению.


 Описывая древнюю египетскую игру Сенет, я как-то слишком мало уделил внимания огромной роли, которую Сенет играет в сюжете сериала, и решил восполнить этот пробел. Получилась практически отдельная статья, поэтому я решил продублировать её здесь отдельным постом.
Сенет как способ остаться в живых.
 Сенет вполне может помочь лучше разобраться в сериале «Lost». Например, понятно, что события с братьями в 6-м сезоне происходят в античное время, но какая это античность, чья культура? Римская? Этрусская? Шумерская? Финикийская? Или какая-то раннегреческая – критская, микенская? С появлением Сенета становится ясно, что создатели сериала имели в виду именно Древний Египет. Это же подтверждает и роспись в египетском стиле на стенах в обиталище Монстра около Храма, где монстр изображён вместе с египетским богом Анубисом...

 ...А также тревожные иероглифы в таймере обратного отсчёта на злосчастной станции «Лебедь»:

 Стало ясно, и кого изображала рухнувшая статуя, в постаменте которой обитал Джейкоб. По всем приметам это было изваяние Таурт – богини материнства и плодородия в древнеегипетском пантеоне (дочери Ра, матери Исиды и Осириса и кстати, супруги Сета - владыки загробного царства), которую изображали в виде бегемотихи, стоящей на задних лапах, с символом вечной жизни - Анкхом или сразу с двумя в руках.

 В статуе Таурт был вполне определённый смысл: египтяне могли воздвигнуть её, чтоб умилостивить богиню материнства, ведь женщины на Острове не могли зачать и почти всегда умирали сразу после родов. Идея не такая уж нелепая: достаточно вспомнить, как один из выживших пассажиров тоже всё порывался построить на Острове церковь, но Дымный Монстр пресёк эти его попытки в зародыше, хотя до этого вполне ему благоволил. Полезно вспомнить, что в древнем Египте богиня Таурт связана с загробным культом - вместе с богиней Хатор она встречает умершего (!) на пороге подземного царства и зажигает огонь, чтобы отогнать злых духов.
 А вот как древние египтяне попали на отдалённый остров в Тихом океане, это уже другой вопрос. Впрочем, путешествия Тура Хейердала в своё время доказали, что папирусные лодки были куда надёжнее, чем до этого считалось, да и сам загадочный Остров по сюжету способен менять своё положение в пространстве и времени. Можно только поаплодировать сценаристам, придумавшим такой красивый ход с Сенетом, ведь мачеха не просто так подбросила мальчикам заветную коробочку: как атрибут сакральных практик Сенет приобретает особое значение на Острове, где время то и дело меняет скорость (а иногда течёт вспять), а умершие являются живым и ведут с ними какую-то свою, особую игру.

 В свете изложенного я могу предположить, что своеобразным аналогом (и заменой) Сенета в 1-м сезоне сериала служат нарды, в которые Джон Локк несколько серий с непонятным упорством учит играть мальчика Уолта. А как мы помним, Уолт, который очень скоро начинает разносить учителя в пух и прах, в итоге будет единственным (если не считать дочери Сун Квон), кто сумеет окончательно сбежать с Острова во всех вариантах реальности.

 И если принять за рабочую гипотезу, что пассажиры злосчастного рейса Oceanic 812 УЖЕ изначально МЕРТВЫ и лишь проходят череду посмертных испытаний, прежде чем искупят все свои грехи и станут достойны войти в Последнюю Дверь, то многое становится понятным. Загадочный Остров в этом случае предстаёт своеобразным «чистилищем» на грани двух миров, Лимбом, Дуатом - царством Анубиса, Авалоном, Островом Мёртвых, куда попадают погибшие странники и который могут покинуть только избранные.
 Люди из организации Dharma Initiative, как мы помним, были единственными, кто сумел целенаправленно достигнуть Острова и развернуть там бурную деятельность с целью проведения «научных исследований». Но чем занимались учёные из «Дхармы»? Из диалогов, документов, случайных словечек и обрывков рекламного ролика возникает жутковатая организация наподобие нацистского института «Анненэрбе» со сложной иерархией и практически с кастовым разделением труда, изучающая медитацию, экстрасенсорику, оккультные науки, восточные духовные практики, спиритизм и прочие паранормальные явления. Какую цель могла преследовать такая организация? Да конечно же – контакт с потусторонним миром и высшим разумом! Косвенные данные подтверждают эти выводы. Путь в загробный мир у древних египтян начинался по воде, диск Ра везли сквозь ночь к перерождению две (на самом деле – одна) живые ладьи, Месектет и Манджет. Вербовщики «Дхармы» тоже доставляют на Остров новых адептов на подводной лодке, предварительно зачем-то опоив их какой-то отравой. Якобы это делается для соблюдения тайны нахождения Острова, но это бредятина: какой смысл давать человеку снотворное, если путь до места назначения лежит под водой? Ответ прост: подводная Ладья везёт на Остров не тела, а ДУШИ людей.
 Вернее, больше, чем души. Дхармы.
 Дхарма – одно из понятий, которыми оперируют буддийские теологи и философы. Этот термин встречается в том числе и в Тибетской «Книге Мёртвых», являя собой чрезвычайно трудный для понимания синтез таких вещей, как «душа», «энергетический поток», «информационное поле» и «тонкая сущность» человека. Различают «блуждающие» дхармы и дхармы «неподвижные», сопоставимые, соответственно, с человеческим и Вечным, божественным. Круговорот перерождений, карма, колесо Сансары для одних, и достижение просветления, Нирвана, слияние с Вечным для других, и перейти от одного к другому – тяжкий труд и вообще непростое решение. Недаром Бен Лайнус в последней серии говорит Джеку: «Я пожалуй, останусь тут» (в смысле – «пойду на второй круг»). Он понимает, что у него еще есть незаконченные дела в этом мире. Сильный персонаж, ничего не скажешь.
 Немудрено, что все просьбы доктора Джульетт Бёрк вернуть её домой остаются без ответа: это просто невозможно – путь в мир живых для неё закрыт, а её смертью оплачены жизнь и здоровье больной сестры. «Дхарма» обещала вылечить девушку – «Дхарма» сдержала своё обещание. Другой вопрос, какой ценой.
 Энергия, которую случайно высвободили рабочие «Дхармы», когда били шурф под будущую станцию «Лебедь», не совсем электромагнитная, как думали учёные, скорее, это некая «всеобщая энергия» Вселенной, частными проявлениями которой являются, к примеру, свет, гравитация, электромагнетизм, биоэнергия, а может, и время (почему бы и нет?). Ручеёк, который связывал Мир Живых и эту «прихожую» Царства Мёртвых, в результате аварии превратился в «гейзер», «воронку», вполне способную сбить и затянуть случайно пролетавший рядом самолёт. И если умерших в древнем Египте тщательно и долго снаряжали для последнего пути, снабжая всем необходимым, то у пассажиров рейса Oceanic 812 оказалось только то, что было с ними в момент гибели, то есть багаж и обломки самолёта. В свете вышесказанного не исключено, что по замыслу сценаристов сериала дрейф Острова в определённое время проходил через «плохие точки» на поверхности Земного шара, такие, как «Бермудский Треугольник» или «Море Дьявола». Каким-то образом этот загадочный дрейф связан с вращением Земли, недаром Остров ищут (и находят!) пользуясь маятником Фуко.
 По сюжету время на Острове течёт нелинейно, дискретно и не имеет постоянного вектора, безнадёжно больные выздоравливают, матери не могут безнаказанно родить, а вожак Других, Ричард Алперт (кстати, весьма похожий на египтянина) не стареет. Становятся понятны и хроновыверты, и явления умерших, и прочие дичайшие сюрпризы, такие, как «посылка» с продуктами от давно уже не существующей Dharma Initiative, регулярный ввод пресловутого многозначного кода на станции «Лебедь», станция «Буря», которая, во-первых, добывает энергию непонятно из чего, а во-вторых, производит и накапливает тонны ядовитого газа, чтобы, как говорит Дэниэл Фарадей, «уничтожить всё живое на Острове» (зачем?). Обретает смысл и странная система лженаучных станций, следящих друг за дружкой и посылающих отчёты в никуда: у каждого в Загробном Мире своё наказание, своё испытание и своё искупление.
 Джейкоб – Страж, Привратник, он охраняет границу двух Миров. («Я живу в доме Ориона, я живу в вечности».) Да, он способен посещать Мир Живых, но вспомните, когда и при каких обстоятельствах это происходит? У юного Сойера погибает отец, и на похоронах мальчишке является Джейкоб. Джон Локк выпадает из окна небоскрёба, разбивается – и снова Джейкоб тут как тут! И так каждый раз. Отсюда вывод: Джейкоб способен попасть в наш мир, но только когда происходит чья-то смерть. (А то, что Локк всё-таки умер при падении, не подлежит сомнению: зрителя вообще всю дорогу не покидает ощущение, что старый коматозник таки что-то «знает за облаву», а не знает, так догадывается).
 С оккультной точки зрения энергия души, энергия жизни не возникает ниоткуда, сама по себе – всё в мире имеет магическую «подпитку». В пещере под Островом как раз и бьёт такой магический Источник Жизни, доступный лишь Хранителям. По сути, это натуральный Дом Воды. Проникновение к нему неподготовленной души, души-неудачницы чревато гибелью и перерождением в Монстра, Чудовище. Такова расплата за попытку смухлевать и «прокопать туннель», перепрыгнуть сразу через несколько лишних клеток в этом магическом «Сенете». Тогда Старый Храм с его чудотворным бассейном, это, вероятно, Дом Трёх Истин, постамент статуи богини Таурт – Дом Ра-Атома, а пещера Джейкоба в скалах – последний, Тридцатый Дом, любой шаг из которого завершает игру. И недаром в первых трёх сезонах сериала персонажи большую часть времени занимаются пустой суетой, беготнёй и глупыми разборками: Джейкоб и его брат ведут свою бесконечную партию не только на доске. («Я знаю их имена, писец, который измеряет свои владения, не известен».) Ну-ка, вспомните, сколько пассажиров рейса Oceanic становятся в сериале «кандидатами»? А теперь вспомните, сколько фишек в классическом Сенете? Давайте посчитаем «белых танцоров»:

1. Джек.
2. Хёрли Райс.
3. Чарли Пэйс.
4. Десмонд Хьюм.
5. Уолт.
6. Сун Квон.
7. Джин Квон.

 А кто же играет за Чёрных? Давайте сосчитаем и их:

1. Сойер.
2. Кейт Остин.
3. Джон Локк (он поначалу кажется белым, но это не так).
4. Саид Джарах.
5. Майкл Доусон.
6. Бенджамин Лайнус.
7. Клэр.

 Скажете, так не бывает: если Лайнус и Локк оба «тёмные», то почему один в итоге убил другого? Хранитель Острова, Джейкоб, слишком часто выигрывал в Сенет, и в итоге его «тёмный» брат прямо заявил ему, что не желает ходить по каким-то там правилам, а хочет проторить свой путь. Чем кончилось это «проторение», любители сериала знают. Уничтожить Джейкоба брат не в силах, правила это запрещают, да и если даже противники за игрой подерутся, это не изменит ситуацию на доске. «Что-то ничего не получается, - как бы сокрушается он. – Может, добавим фигур?». «Ну, давай добавим», – соглашается Джейкоб, которого всё-таки гложет чувство вины за убийство брата («Моё сердце разумно, оно не забывает, моё сердце открыто, ведь я руковожу его игрой против меня»). На Острове появляются Фарадей, Лапидус, Шарлотта, экстрасенс Майлз, командир наёмников Мартин, да и Джульетт тоже вступает в игру («Я приношу ему его фишки, его пальцы дрожат, его сердце бежит со своего места, он не может ответить»).
 Стоит сказать, что партия эта явно уже не первая: на Острове и в Мире явно остались прежние «фишки» от того, прошлого Сенета – Ричард Алперт, миллионер Чарльз Уидмор и его бывшая жена Элоиза Хоукинг… На всех Остров оставил свою незримую печать.
 Брат мстит Джейкобу за свои постоянные поражения, он больше не верит в божественное везение, он бросает палочки, но хочет играть по своим правилам. Всё напрасно! «Тёмный» брат нарушил правила, он проклят: Сойер, Бен, Саид, Майкл, Лайнус, Кейт, – все его фишки раз за разом возвращаются к началу, в пространстве и во времени. Ничего не помогает, и даже несгибаемый Локк застрял в тупике. Но если нельзя ничего изменить снаружи, можно попытаться взорвать ситуацию ИЗНУТРИ. И «тёмный» брат сам встаёт на доску, притворяется фишкой. Ведь когда настоящий Джон Локк убран, никто не заметит подмены! («Я поднимаю три фишки и нахожу две фишки, мой двойник позади меня».)
 Один за другим он разрушает сперва жилище под статуей, затем Храм, оскверняет пещеру Джейкоба и под конец порывается ни много, ни мало – уничтожить Источник, а затем и Остров целиком, но Джек уже прошёл Последний Дом, получил «прохладную воду в доме прохлады» и «вошёл в Зал тридцати и стал тридцать первым около бога». Фишка с доски стала РАВНОЙ игроку – и Джек наносит удар. Такое уже было чуть раньше: Бен Лайнус тоже прошёл эту игру и вышел за пределы поля. «Я столько сделал во имя тебя, так искал встречи с тобой, почему ты не снизошёл ко мне?!» – в сердцах вопрошает он Джейкоба. «А кто ты такой?» – удивлённо говорит ему Джейкоб в ответ. Он не издевается и не провоцирует. В самом деле, кто такой Бен Лайнус? Никто и звать никак, фишка в Сенете! То, как его «тёмный» брат (уже в образе Локка) манипулирует Беном – не аллегория и не метафора, он действительно заставляет его делать нужные ему ходы. У фигуры на доске не спрашивают, хочет она ходить или нет. Джейкоб в тот момент, похоже, сам ещё не понял, что этот ход «фишки»-Лайнуса – последний. Дом Ра-Атума – благодатный для финального прыжка. «Тёмный» брат «выбросил двойку» (она выпадает чаще всего), фишка выпрыгнула, встала вровень с игроком – и ударила!

 Ребята, это Сенет. Весь этот сериал – не просто приключение в царстве мёртвых, но Большая Игра по законам Сенета. Сенет подчиняется законам загробного мира Анубиса, но он же и определяет правила. «Направо ходи, прямо ходи… Мы – чёрные пешки барона Самеди…» ((с) Тикки)
 Что было дальше, помнят все, досмотревшие сериал до конца. Помните, с какой скоростью сменялись последние Хранители? Джейкоб, Джек, Хёрли… «Я убит, доиграй за меня!», – как будто говорят они друг другу. Немудрено. В кратчайший срок, к течение двух-трёх серий ВСЕ фишки уйдут с доски, а «тёмный» брат падёт (как и Джейкоб – от руки прошедшей «фишки»). Джейкоб, пусть даже мёртвый, прошёл эту последнюю игру – и выиграл.
«Я забираю его фишки и бросаю его в воду, чтобы он утонул со своими фишками».
 В новой реальности Остров уходит на морское дно, все «фишки» собираются вместе за пределами «доски», и некое Высшее существо, приняв облик умершего отца Джека, открывает «Блуждающим дхармам» Последнюю Дверь.
«Ты оправдан», - говорит мне Мехен».

 Впрочем, может, я и ошибаюсь, и все события сериала следует рассматривать с точки зрения теории Параллельных Миров и альтернативной реальности, но тогда одно объяснение другого стоит, ибо одно идеалистическое, другое – материалистическое. Пусть каждый выберет своё. Но наверное, недаром в «коробочную» версию набора для фанатов, вместе с кучей DVD, подробной картой Острова, фонариком с логотипом Дхармы и прочими прибамбасами вложен и комплект Сенета.
 Пожалуй, я сказал достаточно.

 *
Tags: board games, Настольные игры, история нард, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments