?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Китайские игроки в Го
Первые письменные упоминания о Го в Китае датируются 91 до н.э. и 434 годом н.э., в этих документах описываются события, соответственно, 681 и 547 года до н.э. Эти хроники ссылаются либо на императора Яо династии Хань (2100 до н.э.), либо на императора Гао полумифической династии Ся (ок. 1750 до н.э.). Якобы любимый сын правителя Яо, Даньцзюй, имел вздорный нрав, вёл беспорядочный образ жизни, и для наставления непутёвого отпрыска император (или его министр) придумал игру, обучающую стратегии, гармонии и рациональному мышлению.
История вряд ли реальная, хотя позже придворные мудрецы вполне могли использовать Го для тренировки внимания у сановных детей. Китайцы вообще любили приписать какой-либо вещи век-полтора, чтобы подчеркнуть её древность и значимость. На самом деле нет никаких археологических свидетельств существования Го до династии Хань (206 г. до н.э. – 220 н.э.). В захоронениях периода Воюющих царств (476-221 до н.э.) регулярно находят доски Любо, но ни разу не находили ничего похожего на инвентарь для Го, и только в гробницах династии Хань были найдены первые две доски.
Первая – отлично сохранившаяся каменная доска с разметкой 17х17, извлечённая в 1952 году из гробницы династии Хань М1 в округе Ванду провинции Хэбэй, и датируется поздним периодом династии Восточная Хань (25-220 гг.).

Вторая находка произошла в 90-х годах прошлого века при раскопках мавзолея императора Цзин-ди (правил в 156-141 гг.), в округе Синьянь провинции Шаньси. Возле южных ворот мавзолея и был найден фрагмент доски из необожжённой глины. Датировка его неясна, работа довольно грубая, потому предполагается, что на этой доске играли охранники у ворот мавзолея. Виден крестик, отмечающий звёздный пункт, но какова была разметка, неясно. (Разметка явно больше, чем 13х13, и не 17х17 - там угловая точка хоси размещается в 3-3, а не 4-4, но это единственное, что можно сказать – повреждения произошли так неудачно, что скол проходит как раз по линии значимых точек 4-10 на обеих сторонах, и непонятно, были там пометки или нет. Скорее всего, это обломок доски 19х19).
В 1974 году набор камней для Го (кстати, в самом деле каменных) был найден в гробнице Лю Бао (??-301), в округе Зучэнь провинции Шаньдун, здесь с датами всё в порядке: гробница была в отличном состоянии, и камни датированы 301 годом (2-й год эпохи Юнкань), династия Западная Цинь (265-317).
Ещё две находки, скорее, погребальные амулеты, а не полноценные доски. Первая, датируемая ранним периодом династии Суй (581-618), была найдена в округе Аньяна провинции Хэнань, вторая – в могиле Ран Ренкай в округе ВанЧжоу провинции Чунцинь и датирована 654 годом, династия Тан (618-907).

Это керамические статуэтки размером примерно 10х10 см, выполненные в так называемом «стиле сёсоин» – с глубокой разметкой и без окантовки. К загадке этих странных артефактов мы ещё вернёмся.
Во времена династии Тан (618-907) Го уже распространяется в Китае повсеместно: доски, камни, чаши, фрески и рисунки той поры во множестве найдены при раскопках гробниц по всей стране и за рубежом. Го в Поднебесной входит в число «четырёх добродетелей» (Го, игра на цине, каллиграфия и живопись), в него играют знатные люди, военачальники, мудрецы, а сильнейшие игроки бывали приближены к императорскому двору.
Умение играть в Го считалось для аристократа обязательным, не уметь играть было стыдно. Иногда это принимало удивительные формы. В романе «Троецарствие» описан впечатляющий случай, когда генерал Гуан Юй был ранен в руку отравленной стрелой, и знаменитый лекарь Хуа То вынужден был разрезать и вычистить рану.

На протяжении всей операции Гуан Юй выказывал высочайшую стойкость, силу духа и терпение – он вёл беседу, шутил, выпивал, закусывал и при этом играл в Го, не выказывая ни малейших признаков боли, даже когда лезвие скребло кость, а тазик переполнился кровью. После смерти Гуан Юй был обожествлён. Тибетцы (а вслед за ними – монголы и буряты) отождествляли его с ханом Гэсэром, который для тибетцев является одновременно культовым персонажем и историческим древним вождём-полководцем.
Первая достоверная запись партии в Го относится к 196 году н.э. – это партия между принцем Сунь Цэ и его генералом Люй Фанем. Некоторые сомнения в её подлинности вызывает тот факт, что игра велась уже практически по современным правилам и на доске современного типа (19х19). Вот её диаграмма.

Однако в руководстве по Го XII века приведено множество задач и диаграмм реальных партий, сыгранных в эпоху династии Тан (618-907 гг. н.э.), и в целом они отвечают современным правилам; при этом не найдено ни одной записи партий на малой доске. Основываясь на этом, большинство исследователей считают, что игра Го появилась в эпоху Чжоу (между XI и V веками до н.э.), а в эпоху Хань распространилась в Китае повсеместно, причём, уже в начале первого тысячелетия н.э. её правила за исключением мелочей соответствовали современным.
Ясно, что в Китае в ходу были обе доски, и большая, и тибетская, но почему первая в итоге вытеснила вторую, до сих пор непонятно. Дополнительную путаницу вносят каменная доска из императорской сокровищницы Сёсоин при храме Тодай-дзи в префектуре Нара в Японии. Для неё характерна глубокая рельефная разметка 19х19 без окантовки, к ней прилагается только 300 камней, и крайние линии проведены так, что на краю не может удержаться камень. Подобные доски известны также в Китае и Корее. Предполагалось, что игроки фактически использовали только «внутреннее» пространство 17х17, и перед нами переходная форма, но эту гипотезу опровергла находка рисунка из пещер оазиса Турфан, на котором изображена доска типа «сёсоин» 17х17, на крайних линиях которой тоже стоят камни.

Как будто чтобы запутать всех ещё сильнее, эта картина датирована довольно поздним периодом (ок. 750 н.э.). Если же предположить, что китайская доска вытеснила тибетскую, то как быть с погребальной доской в стиле «сёсоин» 19х19, которую нашли в провинции Хэнань и датировали временами династии Сунь (557-618)? Эта загадка ещё ждёт своего исследователя.

Многие исследователи представляют доску для Го как модель неба и связывают игру с гадальными практиками древних китайцев. Так, Максим Наумов предполагает, что Го как дисциплина развивалась от гадания к игре. Действительно, древняя китайская гадательная доска «Ши» имеет много сходных черт с доской для Го. Круглая приподнятая середина её может вращаться подобно диску винилового проигрывателя и несёт изображение созвездия Большой Медведицы – в китайской астрономии оно являлось центральным и символизировало Вселенную. Квадратное основание соответствовало земле – на него были нанесены иероглифы, символизирующие стороны света. Как происходил ритуал гадания, неизвестно, можно лишь предполагать, что процесс до какой-то степени напоминал современную рулетку – астрологи вращали диск, затем особым образом разбрасывали камни или монеты, потом толковали расклад. Расположение рисунка созвездия относительно «земли» позволяло привязать будущие события, на которые указывали камни, к какому-то определённому времени.
Доска для Го также условно пирамидальна – её центр, «небесная ось» (яп. «тэнген») символизирует небо, края – землю, а девять «звёзд» или «дворцов» в даосской традиции (яп. «хоси») также соответствуют созвездию Большой Медведицы. Движение от края доски к центру – это восхождение от земли к небу. Все линии также имеют свои названия. Первые три внешние – линии Земли (1-я – «линия смерти», 2-я – «линия бегства», 3-я – «линия жизни» или «линия владения»). Четвёртая – «линия разума» или «линия победы», на ней расположены звёздные пункты, это граница миров. Пятая линия – «линия неба»; камень, поставленный сюда, не имеет опоры и «нацелен» в небеса (легко заметить, что на четвёртой линии заканчивалась «земля» и на гадательной доске). Одно из названий Го, «хоэн», переводится как «квадрат и круг» – возможно, тоже из-за досок Ши (хотя они-то как раз для игры не использовались). Однако в любом случае доска Ши вызвала к жизни ещё одно открытие. В позднее время её конструкция упростилась, диск заменила железная ложка. Намагниченная железка на бронзовой пластине указывает на север – так китайцы изобрели компас.
Возможно, «небесную» теорию происхождения Го впервые высказал Бань Гу в трактате «Сущность вэйци» (32-92 гг. н.э): «Квадратная доска отображает законы Земли. Линии прямы, как божественные силы. Чёрные и белые камни разделены, как Инь и Ян. Их расположение на доске подобно модели небес».
Подобная нумерология неоднозначна. 19х19 линий дают 361 перекрёсток, а в году 365 дней, но, возможно, китайская доска символизирует очень древний календарь. Сразу вспоминается египетская легенда, будто в давние времена лунный год равнялся солнечному и составлял 360 дней, затем бог Тот выиграл в сенет у бога Луны 5 дней, и с тех пор в солнечном году 365 дней, а в лунном – 355. На кон древние боги поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года (на первой линии доски Го 72 перекрёстка!). Восточное и древнеегипетское мировоззрения близки – и в том, и в другом отдельные вещи и явления считаются частью целого, но при этом целое также является одной из этих частей. Таким образом, «лишний» пункт на доске не противоречит китайской астрологической теории, а наоборот – подтверждает её. Точка тэнген – это вершина и начало всех начал, заключающее в себе всё остальное.
Чжан Ни в трактате «Канон вэйци» (1049-1054 гг. н.э.) пишет об этом так: «Число множества существ происходит от Единого, 360 пунктов на доске также происходят от Единого. Единица – образующий принцип чисел, полюс, порождающий четыре направления. 360 пунктов соответствуют количеству дней в году. Доска разделена на четыре части подобно четырём временам года, и каждая из частей имеет 90 пунктов, подобно числу дней в каждом времени года. На краях доски 72 пункта, подобно числу <пятидневных> недель в году. 360 камней поровну разделены на белые и чёрные, как Инь и Ян, доска квадратна и спокойна, камни круглы и подвижны».
Эта теория стала популярной в Японии около 1050 года благодаря пьесе «японского Шекспира» Монзаемона Шикаматсу «Битвы Косинга», написанной для театра марионеток бунраку. Здесь я снова отвлекусь от основной темы, чтоб не показаться голословным, ибо вряд ли кто-то из читателей знаком с её сюжетом.
Действие пьесы происходит в Китае во времена маньчжурского завоевания, а главным героем выступает один из лидеров китайского сопротивления, авантюрист, пират, политик, полководец Чжэн Чэнгун, сын японки и китайского пирата, вошедший в историю под прозвищем Косинга. (Фанаты сериала «Звёздные войны» сейчас сильно удивятся тому факту, что корни этого имени уходят в историю древнего Китая.) more_infoa3320456cbde42ce5dd7Один из членов китайской императорской семьи Тан-ван, претендовавший на трон в случае восстановления династии Мин, не имел сыновей. В качестве возможного наследника ему был представлен молодой и амбициозный Чжэн Чэнгун, который получил право именоваться Го Син Е (букв. «Старейшина государственной фамилии»). После нескольких неудач на материке Чжэн Чэнгун в 1662 году сумел захватить Тайвань, изгнав оттуда голландцев. Голландцы и переиначили его имя в более удобное для них «Косинга»; в таком виде эта история и попала на японские острова.
В пьесе опальный принц (здесь его имя звучит как Го Санкей) скрывается от преследования в пустынных районах Китая, в том числе восходит на «Гору девяти бессмертных», на вершине которой видит двух убелённых сединами старцев, постигших гармонию мира и погружённых в игру с белыми и чёрными камнями. Го Санкей спрашивает, как это у них получается настолько глубоко проникнуть в суть вещей без удобств, музыки, поэзии и вина. Те отвечают, что причиной тому игра, в которой они видят изменение баланса Инь и Ян на земле Китая, течение времени, а значит, прошлое и будущее, сравнивая точку тэнген с Полярной звездой, а другие – с планетами, Солнцем и Луной.
Играющие в Го (02)
Бессмертные замечают, что каждый видит на доске Го то, что пожелает, и тотчас при помощи камней изображают на доске изгнание Го Санкея, вторгшиеся маньчжурские орды и его недавнюю битву. Го Санкей завороженно наблюдает за происходящим и приходит в восторг. Старцы меж тем сообщают ему, что всё, что он увидел на доске, в действительности произошло в сотнях миль отсюда, и вообще, прошло уже больше пяти лет с тех пор, как он начал наблюдать за их игрой. Го Санкей обнаруживает, что оброс длинной бородой, голос его сломался, а сам он повзрослел и возмужал, после чего решает продолжить борьбу.
Нетрудно увидеть, что в этой сцене пересказана история о дровосеке и гниющем топорище. Следует сказать, что упомянутые бессмертными игроками «течения энергий» и «баланс Инь и Ян» выдают даосское происхождение легенды. Не считая центральной точки, на доске Го 8 звёздных пунктов, что не стыкуется с астрономическими представлениями тех времён: в доханьский период китайцы знали только пять планет, а это вкупе с Солнцем и Луной даёт только 7. Именно мистики-даосы добавили в этот список ещё одну, невидимую планету. Подобные представления бытовали также в Корее, вот типичная корейская шаманская картина: Солнце, Луна, Большая Медведица и шесть планет.
Сам же эпизод, вероятнее всего, навеян буддийской притчей о Бодхидхарме, который посетил монастырь на севере Индии, где обнаружил двух монахов, достигших невероятно высокой степени в практиках, которые при этом не занимались ничем, кроме игры в Го, и потому были презираемы остальными представителями общины. Однако Бодхидхарма поставил этих двоих в пример остальным. (Самая ранняя версия этой истории появляется в китайской коллекции Фа-юан Чу-лин, собранной в 668 году). Не надо забывать, что где север Индии, там и Сикким, а значит, не только буддизм, но и Бон.
Питер Шотвелл  в своей книге «Го в снегах: игра в Го в современном и древнем Тибете» критикует «небесную» теорию, упирая на то, что размеры сетки на древних досках Го различны. Большинство были 17х17 и 19х19, бытовали также варианты 13х13 и 15х15, но иногда встречаются доски с очень странной разметкой (14х14, 9х12, 18х21), а на рисунках и вовсе можно увидеть гобаны каких-то невообразимых, фантастических размеров.

Правда, некоторые доски известны археологам лишь по миниатюрным погребальным статуэткам, фрескам и книжным миниатюрам, потому возможно, что они просто неаккуратно размечены. Только во времена династии Тан (618-907 года) стандартом становится современная доска 19х19.
Форма самых древних камней квадратная, конусовидная, а не круглая, которая обычно характерна для представления небесных тел. При этом Го хорошо согласуется с традициями китайского учения геомантии, более известного как «фэн-шуй» («ветер и вода»). Геомансеры полагают, что гипотетическая энергия «ци» может быть подвержена влиянию элементов ландшафта, и что, помимо положительной, существует и отрицательная энергия, а стало быть, в природе существуют места с хорошим или плохим фэн-шуй. Многие термины Го («хорошая форма», «плохая форма», «живая группа», «мёртвая группа», «влияние», «давление», «прочность», «крепкая территория») в такой интерпретации обретают дополнительное значение.
Отношение общества к Го в Китае в разные эпохи было неоднозначным. Бытует мнение, что великий философ Конфуций (551-479 до н.э.) считал Го бесполезным времяпрепровождением, во всяком случае, в его сочинении «Беседы и суждения» есть строки: «Заниматься игрой в Го – дело не намного лучшее, чем предаваться целый день праздности и объедаться рисом». На деле его раздражение (а он в те годы занимал пост министра) было вызвано образом жизни придворных и чиновников, в чей адрес и был адресован сердитый упрёк, смысл которого – «Чем бездельничать и даром рис жрать, уж лучше хотя бы в Го играли!», а это, согласитесь, несколько иное отношение к игре.
Дело в том, что Конфуций признавал ценность Го, но не как хобби, а как средства для самоусовершенствования. В VII-VIII веках конфуцианство и буддизм остро полемизировали и даже враждовали. Конфуцианство, будучи философско-этической, а не религиозной системой, структуризировало ритуалы, обычаи и нормы, бытовавшие в китайском общество до Конфуция, но оно было именно формой, а наполнением этой формы изначально был даосизм. Конфуцианство сопротивлялось не столько буддизму как учению и философии, сколько форме, в которой буддизм пришел в Китай из чуждой индийской культуры.
После краха династии Цинь, когда конфуцианство стало государственной идеологией, буддизм уже смешался с даосизмом, поскольку в обоих учениях на самом деле почти нет противоречий (точно так же в Тибете смешались буддизм и религия Бон-по). Соперничество двух философских учений – Конфуция и Лао Цзы – носило в целом не враждебный, а созидательный характер и само по себе напоминало партию в Го. В таких условиях Го обрело в Китае (и Корее) статус достойного занятия. Тот же Бань Гу (32-92) пишет: «Что касается спонтанности игры вейци, если отдаешь ей себя сполна, что даже забываешь о еде и настолько счастлив, что забываешь свои печали, то за такую игру тебя можно похвалить высоко, поскольку так ты становишься подобным Конфуцию».
Конфуций и Лао Цзы
Площадь китайской доски для Го обычно равнялась квадратному футу по фэн-шуй (17 3/8 западных дюйма или 44,13 см), который на Востоке использовали для измерения обстановки внутри дома. Материал доски – обычно дерево или ткань (элемент Инь), чаши могли быть и тем, и другим, а камни – элемент Ян. Линии на доске символизируют Ян, а клетки – Инь.

И если в Тибете в центре доски рисовали ваджру, что сближает доску со священными мандалами, в Китае центр доски помечали (если помечали) символом Инь/Ян.
В древней Корее предпочитали очень плотную начальную расстановку из 16 камней (после чего чёрные делали первый ход в центр доски). В Китае перед началом партии четыре камня ставили в угловые звёздные пункты, диагонально, с чередованием чёрного и белого.
Почему от этой расстановки в итоге отказались, точно неизвестно, возможно, она была упразднена, когда ассоциации с враждебным (в то время) государству даосизмом стали забываться, а вместе с ними исчезла и память о древних символах земного мистицизма в Го. Только в XI веке в Японии возникла традиция начинать партию с пустой доски, однако и сегодня первый ход чёрных традиционно совершается в ближний к противнику, левый от него угол («ход к сердцу»). Чрезвычайно редко можно встретить игрока, который не придерживается этого правила.
Действительно, подобное предположение лучше отвечает внутренней сущности Го, чем статичная картина звёздного неба или неуместное движение планет (камни в Го, будучи выставлены на доску, больше не двигаются и могут быть только сняты с неё). Дело осложняется тем, что в Китае существовало две школы фэн-шуй. Первая базировалась на астрологии и астрономии и занималась вопросами времени, определяя благоприятные дни, другая («Школа форм Земли») занималась проблемами установления благоприятных мест для строительства домов, размечая потоки энергии Ци. Однако следует заметить, что поздняя гадательная доска (т.е. компас) была важным инструментом для нахождения правильного положения в искусстве фэн-шуй.

Если смотреть на игру с этой точки зрения, Го можно трактовать как символическую «битву» потоков энергий, твёрдой земли и текучей воды. Это вполне может восходить к ежегодным разливам китайских рек, с которым люди боролись путём возведения дамб, а в теории – к незапамятным временам всемирного потопа, великого разделения земли и воды, описанного в том числе и в китайских мифах. Не исключено, что Го возникло на стыке двух процессов – «земного» и «небесного», где практичность землеустроителей пересеклась с астрологическим прогнозированием на этапе «управления судьбой». Однако, будь то поиск баланса между материей и пустотой или битва стихии и разумного начала, основой игрового процесса в Го является стратегическое планирование с гармоничным распределением ресурсов для управления потоками силы, уходящее корнями к древнейшему даосскому принципу достижения большого малыми усилиями. Всё это ещё раз подтверждает предположение, что Го в Китае изначально было даосской практикой, и только позже её переняли буддисты.
«Земной» теории придерживаются и основатели «Русской школы Го и стратегии» – коллекционер и путешественник И.Гришин и его сподвижник М.Емельянов. Вслед за Шотвеллом они также полагают, что истоки Го следует искать в горах Тибета или Монголии, куда древние шаманы удалялись гадать, разбрасывая монетки, камни и священные таблички на поверхности плоских скал в местах «выхода силы». Однако доказательств этому нет. Хоть гадания на монетах-чохах до сих пор практикуются монголами, они не требуют доски и не привязаны к каким-то локациям. Есть и другие гипотезы. В частности, болгарский исследователь Константин Байрактаров отстаивает теорию, согласно которой Го имеет общие корни со скандинавским хнефатафлом (конкретно – с Alea Evangelii) и загадочными древнерусскими «тавлеями», правда, в его изложении Го выступает предком скандинавской игры. Однако Го и хнефатафл сильно отличаются и в древности были разделены расстояниями, совершенно непреодолимыми.
Вплоть до начала ХХ века ареал распространения Го совпадал с ареалом распространения буддизма: общность правил превратила Го в универсальный язык мудрецов, священников и аристократии. Так, в парижском ресторане «Siam dinastie» висит картина с изображением трёх игроков в Го – китайца, таиландца и вьетнамца, и подобная встреча не противоречит историческим реалиям (интересно отметить присутствие игрока из Таиланда – есть сведения, что в Таиланде в Го издревле играли представители королевской семьи, однако исследований на эту тему нет).
Во Вьетнаме более-менее уверенно о присутствии Го можно говорить с XI века: в «Легенде о Сверхъестественном самостреле» упоминается, что Ан Зыонг Выонг «спокойно играл в шахматы» с дочерью, когда войска осаждали столицу. В то время шахматы ещё не были изобретены, и можно предположить, что он играл в какие-то прото-шашки, любо или Го.
Однако более вероятно предположение, что Го проникло в этот регион в конце II века до н.э., когда император У-Ди (который, помимо прочих своих достоинств, был известным игроком в Го) покорил Вьетнам (113 г. до н.э.), а заодно и Корею (106 г. до н.э.). В летописях есть упоминания, что буддийские монахи школы дзен (вт. «тхиен») развлекались на досуге шахматами, Го и играли на лютне (ко-дан). В смутную эпоху Шести династий буддизм в Китае оказался в немилости, и монахи, гонимые властями, бежали за рубеж, в том числе во Вьетнам и Корею, неся с собою, среди прочих знаний, и китайские игры – Го (вт. «ко-вай» или «ви-ки», что является калькой с китайского «вэйци»), сянци (вт. «ко-тыонг») и гомоку (вт. «ко-каро»). Но если шахматы стали народной игрой, Го осталась развлечением элиты. Похожие процессы китаизации протекали и в тогдашней Корее, значительная часть которой тоже входила в границы Ханьского Китая. Как давно начался этот процесс, трудно сказать, но даосская легенда о сгнившем топорище мало того, что была известна в стране вьетов, так ещё и оказалась привязана к определённой локации – пагоде Фаттит.
Во время династии Ле Чунг Хынг (1533-1788) с Го произошла ещё одна история c оттенком комедии. Некий Чан, китайский посланник в стране вьетов, так кичился своим умением играть в Го, что пригласил короля за игровую доску с намерением унизить его. Король обратился за помощью к своему советнику Ву Хыену (1670-?), который был известен при дворе как сильный игрок. Игра с китайским посланником была назначена на обеденное время в Павильоне Дракона. Ву Хыен переоделся слугой и держал зонт, защищая короля от солнца. В зонте была проделана дырочка, которая пропускала солнечный свет, и Ву Хыен подсказывал королю ходы, указывая их ему лучиком света. Король выиграл три игры подряд, и китайский посланник был очень изумлен. Так Ву Хыен сберег честь короля и страны и получил прозвище «Самый сильный игрок в Го» (Dau Ky Tran Nguyen).
Общие принципы Го в виде военной модели, судя по всему, были знакомы вьетнамским стратегам издревле. Когда в XIII веке войска хана Хубилая дошли до границ Вьетнама, армия под командованием генерала Чан Хынг Дао вынудила захватчиков уйти, применив стратегию, схожую с манёвром Кутузова с оставлением Москвы: монголы захватили некоторые города и даже столицу Тхан Лонг, но проиграли войну. Население укрылось в горах, монгольская армия остались без провизии и отступила.

Интересно было бы проанализировать с точки зрения Го действия русских и французских войск в войне 1812 года. Известно, что Наполеон обожал шахматы, был сильнейшим шашистом (одна его излюбленная комбинация даже известна в стоклеточных шашках как «Удар Бонапарта»). В канонах шашечной стратегии Наполеон блестяще провёл русскую кампанию и «прошёл в дамки» – занял Москву, но, как мы знаем, в итоге проиграл стратегически. Какие игры предпочитал на досуге русский полководец, мне неизвестно, однако что-то мне подсказывает, что сесть играть с Кутузовым в Го без форы было бы делом весьма опрометчивым.
По сути, монголы на раннем этапе тоже вели свои войны на основе шахматной концепции, согласно которой победа наступает после взятия столицы. В случае Вьетнама это не сработало: страна осталась независимой, а генерал стал национальным героем. Современные аналитики считают подобную стратегию главной причиной поражения и американцев во Вьетнаме в ХХ веке: неизменно побеждая в локальных сражениях, армия США в итоге довоевалась до того, что полностью потеряла контроль над страной. Джон Хелмер прямо подчеркивает: «Эта игра была "вторым я" северо-вьетнамских генералов, которые применяли её принципы для нанесения ударов по американской армии во Вьетнаме в 1963-1973 годах, в конце концов приведших её к поражению». Желающих ознакомиться с этой и другими историями подробнее я отсылаю к работе К.Г.Байрактарова «Неизвестная история игры Го (ко-вай) во Вьетнаме», которая является довольно впечатляющим историческим исследованием этой редкой темы.
В древней Корее также бытовало две разновидности игры – Го на тибетской доске 17х17 («Сыньянь Бадук») и большое Го 19х19 (просто «Бадук»), а также третья – на доске 15х15, названия которой не известно. Свидетельством последнего являются три куска огромного (43х42 см.) каменного «гобана», найденного в 2006 году в Кёнджу в Кенсан-Пукто, столице бывшего королевства Силла на территории современной Южной Кореи. Его датируют эпохой Силла (668-935).
Начальная расстановка практиковалась на обеих известных досках, причём, в Корее она была густой, плотной, со сложным чередованием камней на четвёртой линии. И на малой, и на большой досках перед началом игры расставлялись 16 камней, в итоге зоны влияния были очерчены чётче. Звёздных пунктов тоже было 16, первый ход делали чёрные, в центр доски. В VIII веке богато украшенный игровой набор был послан в дар императорскому дому Японии от императора Кореи, после чего игра официально была признана при дворе.
Уже на раннем этапе, и в Китае, и в Японии игра была весьма почитаема, однако в Японии Го в самом скором времени получает мощнейший импульс для развития, обрастает сложным ритуалом и инвентарём, обзаводится титулами, званиями, пользуется государственной поддержкой, в то время как в Китае, Корее и других странах Востока долгое время остаётся салонным времяпровождением и уделом интеллектуалов. Только в конце XX века, после серии социальных потрясений и правительственных реформ Китай и Корея отбирают лидерство у Японии, сохраняя, впрочем, самое почтительное отношение к японским мастерам и реформаторам великой игры.
.
[Продолжение следует]
(с) Дмитрий Скирюк
*

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
Леонид Морев
Apr. 17th, 2013 10:38 am (UTC)
Больше всего в игре поражает сочетание внешней простоты и необыкновенной глубины. С нетерпением жду рассказ о японском го. Он обещает быть самым интересным.
skyruk
Apr. 17th, 2013 10:48 am (UTC)
К сожалению (или к счастью), о японском Го можно много где прочитать. поэтому сведения будут довольно известные. но и там постараюсь найти что-нибудь интересненькое.
hiidzumi
Apr. 17th, 2013 06:31 pm (UTC)
Таки да! Полностью согласен, однако! Го учит мыслить стратегически и возможно вьетнамцы, действительно, громили американоидов по принципам го. "Нападай издалека, защищайся вплотную!" "Иногда борьба ни за что, кое-что значит. Лучший ход противника- твой лучший ход. Забирай, что отрезал. У противника 2 слабые группы -атакуй обе." Любой игрок знает эти и другие основные принципы.
skyruk
Apr. 18th, 2013 07:08 am (UTC)
Вот до сих пор неясно, что есть Го - символ разрушения или созидания, построения царства.
hiidzumi
Apr. 18th, 2013 07:49 am (UTC)
Cозидание и разрушение, есть две стороны одной медали. Как говаривал незабвенный товарищ Фанзанг. )))
orel_na_vole
Apr. 18th, 2013 12:29 pm (UTC)
ух, осилила не сразу!
Как всегда, интересно!
skyruk
Apr. 18th, 2013 12:57 pm (UTC)
Ну, да, крупноватые статьи. Притом, как всегда, пытаюсь втиснуть большое в малое. Отсюда много дат и всяческих деталей. Отрадно, что при таком подходе вообще есть читатели, а то в наше время пользователь сразу пишет: "Ниасилил многабукаф". :)
orel_na_vole
Apr. 18th, 2013 04:36 pm (UTC)
любопытно и интересно!
( 8 comments — Leave a comment )