?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Го
Довольно трудно коротко и всесторонне рассмотреть такой феномен, как Го. Об этой игре написаны тысячи книг, трактатов, исторических исследований, и всё равно до сих пор неясно, где, когда и как возникла эта игра с простейшими правилами и чрезвычайно сложными стратегией и тактикой, от какой игры она произошла, и как проходила её эволюция.
Поразительно и странно, что Го – единственная известная древняя игра этого семейства, все родственные игры возникли в XX веке и на её основе. Игра тысячелетиями развивалась и культивировалась исключительно в Азии, никаких аналогов Го в Европе, Африке и обеих Америках не найдено. Казалось бы, при такой точности ничего не стоит найти первоисточник, однако Азия – древний и очень обширный культурный регион. История Го по самым скромным предположениям насчитывает от 2,5 до 4 тысяч лет – за это время на Востоке сменились десятки цивилизаций, расцвели и рассыпались в прах могучие империи, произошли грандиозные переселения народов. При этом здесь до сих пор встречаются огромные пространства, где веками не ступала нога человека.
Игроки в Го
Игра Го была известна в разных регионах под различными названиями. В древнем Китае её знали как «И», 弈 («Игра»), позже там закрепилось название «Вэйци» или «Вэйчи» – 圍棋 (дословно «Игра окружения (связывания)» или «Шахматы окружения»), в Корее – «Бадук» – 바둑 («Игра на сетке»), во Вьетнаме – «Ко-вай», 碁圍 (также «Игра окружения»), на Тибете – «Минг Манг» и «Джялпо», в Монголии – «Дёрвёлц». В дореволюционной России, куда игру привезли послы китайской дипломатический миссии, её называли «облавные шашки», что не совсем соответствует цели игры, поскольку соперники стремятся не захватить фишки противника, а огородить на доске максимальную территорию. В Японии принято название «И-Го» – 囲碁, но это имя собственное, которое имеет множество омонимов и не всегда понятно даже современным японцам. Так, в аниме «Хикару и Го» главный герой ходит в футболке с изображением цифры 5 или игральной кости с таким же крапом (по-японски «пять» – тоже «го»), однако это игра слов.
Hikaru
В данном случае «И» – калька с китайского, а «Го» отсылает к старинному произношению иероглифа, означающего «камень из раковины». Также в Японии бытуют названия: «Дзаин» («Сидящий отшельник»), «Уро» («Ворона и цапля»), «Хоэн» («Квадрат и круг»), «Сюдан» («Разговор камнями») и «Ран-Ка» («Сгнившее топорище»). Последнее отсылает к старинной даосской легенде: как-то в эпоху династии Цин (265-420) дровосек по имени Ван Чжи пошёл в горы рубить дрова и увидел в лесу двух старцев, которые предавались непонятной игре. Заинтересованный, дровосек подошёл и стал наблюдать, а когда проголодался, его угостили фиником. Потом игра закончилась, игроки растворились в воздухе и Ван Чжи обнаружил, что сам он поседел, одежда его истлела, топорище сгнило, а из брошенной им косточки выросло финиковое дерево. Оказалось, с момента начала партии прошло сто лет.
Когда в начале XX века игра проникла на Запад, за нею закрепилось японское название Го. В английском языке принято писать его с заглавной буквы, чтобы отличать от глагола «go» («идти», «двигаться»). Подобное написание постепенно перекочевало и в другие языки; хоть это и неправильно, я нахожу это полезным, ибо в каждом нашлись похожие слова и аббревиатуры, и даже в русском то и дело вылезает навязчивое ГО. Ни полное название и-го, ни вэйци, ни бадук в русском языке не прижились.
Становление современного Го принято связывать, в основном, с Японией, где игра пережила сильнейший подъём в XV веке, оформилась как искусство и спортивная дисциплина, но на острова её, скорее всего, завезли в VII веке из Кореи переселенцы, эмигрировавшие от политического хаоса.

Почти 200 лет Го было закрытым развлечением императорского дома, и только монахи-буддисты, невзирая на запрет, использовали Го как духовную практику. Лишь в 701 году официальным императорским указом игра была объявлена не азартной и запрет сняли. Японцы дали игре новое название, но никаких изменений в механизм и правила не внесли, более того, в Японии сохранились архаичные элементы правил, от которых сами китайцы впоследствии отказались (например, подсчёт результата по захваченной территории и пленным камням – в Китае считают очки по территории и своим камням, стоящим на доске, а пленные камни просто возвращают обратно в чашу).
Происхождение Го неясно, его предок неизвестен. Скорее всего, игра возникла в материковой Азии около 2500 лет назад, но при попытках локализовать очаг следы теряются на границе Китая, Тибета, Индии и Монголии.
Любо - разметка доски 400 г. до н.э.,  промежуточный вариант
Есть версия, что Го предшествовала азартная игра «любо», в которой использовались игральные кости (вернее, палочки D2). Косвенным подтверждением этому служит то, что исчезновение любо по времени совпадает с массовым распространением в Китае Го (кабы эти игры сильно различались, вряд ли бы одна вытеснила другую). Аргументами против этой теории служат общее несходство досок Го и любо и разная механика этих игр. Всё осложняется тем, что правила любо до сих пор не удалось восстановить.
Возможно, ответ на вопрос, откуда взялось Го, мог бы дать самый древний вариант игры, сохранившийся сегодня на Тибете в Китае и в штате Сикким в Индии, однако и в его истории полно белых пятен и чёрных дыр. Редактор китайского журнала «Вэйци» Чен Сяо Лю высказал предположение, что Го проникло на Тибет из Китая в VII веке, и что истории о тибетском Го созданы позднее. С другой стороны, основатель Тибетского «Общества странных явлений» Ян Жен Жонг в статье «Символизм чёрных и белых в Тибете» утверждает, что тибетская и китайская версии игры как минимум развивались параллельно.

В тибетском Го много архаичных черт: доска меньшего размера 17х17 (обычно войлочная или полотняная) c 12 звёздными пунктами, помеченными точками. Всегда применяется начальная расстановка, при этом камни разного размера и значения. Центр доски, «конг» («пустой» или «принадлежащий всем») и центральная точка обычно помечаются ваджрой (по-тибетски «дордже») – буддистским символом неожиданного просветления, озарения, молнии.
Кроме обычной, одноцветной, на Тибете известна так называемая «монастырская» доска, раскрашенная в пять цветов; самое любопытное, что камни на ней ставились в клетки, а не в перекрестья.
Общее название камней в тибетском Го – «Рдел». Шесть больших чёрных и шесть белых камней именуются «Бо» («чучело» или «защитник [полей]»). Маленькие камни называются «Дью» («мелкая твёрдая вещь»). В первой фазе игроки в строгом порядке расставляют на звёздные пункты камни Бо, во второй начинают ходить камнями Дью. Первый ход делают белые. Игра всегда начинается в углах, и каждый новый камень должен быть поставлен не далее, чем через одно пересечение от предыдущего или от Бо, при этом кэйма («ход конем») разрешена, а диагональная стойка – нет. Захват центрального пересечения даёт 5 очков (по другим сведениям – 10), а если игрок теряет два угла (именно угла, т.е. точки 1-1 под его камнями Бо), а противник – нет, неудачнику начисляется штраф в 20 очков.
Правила захвата группы также отличаются от классических: игрок должен выждать один ход, прежде чем уничтожить «одноглазую» группу или сделать ход, в котором камень или несколько захватываются. Свой камень на место только что снятых противником камней также можно ставить только через ход (т.е. гошное «правило ко» действует при любом снятии камней с доски, и в отношении групп тоже). Эти тонкости мы рассмотрим далее, когда познакомимся с правилами.
Различия в величине камней является дополнительным свидетельством разделения китайского и тибетского Го. В найденных древних наборах встречаются и те, и другие варианты. В самых древних тибетских наборах разметка на досках непривычно крупная, камни Бо полусферические, с плоским основанием, во многом тождественные современным китайским, в то время как камни Дью неровные – пирамидальные, квадратные и настолько мелкие, что при постановке не соприкасаются.
Игроки выбирали цвет, разбрасывая камни Бо способом, напоминающим Таоистский метод разговора с духами, где комбинации плоских и выпуклых сторон камней означают разные вещи, подобно гексаграммам И-Цзин. Если поразмыслить, можно предположить, что в этом ритуале кроется подсказка, как любо трансформировалась в Го. Если 6 игральных палочек любо (а «Лю Бо» так и переводится – «Шесть палочек») заменили 6 камней Бо (с каждой стороны), подобный ритуал может быть рудиментом более древней азартной игры. Доска для любо называлась «Ю», игра Го в древнем Китае носила название «И». Само сходство названий палочек и камней, а также досок уже вызывает вопросы. Изменение же общей механики произошло под воздействием какой-то другой практики, о которой мы пока можем только догадываться.
Белые ходят первыми и получают дополнительно половину очка «за старание», вследствие чего выигрывают при ничьей (в современном Го пол-очка, наоборот, даётся отвечающей стороне). При игре неравных соперников практикуется гандикап, а не фора. Захваченный камень Бо считается за одно очко как обычный камень.
Го на Тибете носит множество названий, самое распространённое сегодня – «Минг Манг» («Множество Глаз»), «Становление Царя» (разг. «Джялпо» – «Царь»), а также «Дхармадхату в Сердце», и «Самообладание». При этом название «Минг Манг» используется ещё и применительно к другой старинной тибетской игре с камнями – «Гундру» или «Гандра», напоминающей современные реверси, но как и когда эти игры обменялись названиями, неясно.
Первое упоминание о Го в Тибете относится ко временам правления царя Сонгцэн Гампо (617-650 гг. н.э.), впоследствии обожествлённого.
Сонгцэн Гампо был первым из трёх царей Дхармы в Тибете, большим просветителем и реформатором. Летопись гласит, будто его первый военный министр Зуцэ привёз тайный текст на языке княжества Турфан, в котором содержались: Учение о правилах Го, Учение о военной стратегии и Учение о медицине и астрологии.
Эта история неожиданно получила подтверждение в 2000-м году, когда в княжестве Майджокунггар, в ходе ремонтных работ неподалёку от родового дворца Сонгцэн Гампо была найдена каменная плита, размеченная для игры в Го. Камень был частью стены жилого дома, но, как предполагается, происходит из дворца, из развалин которого местные жители потихоньку таскали материал для строительства.

Это внушительная каменная глыба (144х56 см. + два «крыла» справа и слева с углублениями для камней) с разметкой 17х17, неопределённой датировки сделана очень давно, возможно, и правда во времена самого Сонгцэн Гампо. Ныне она экспонируется в музее города Чаньду, в провинции Циньхай. Местные жители считают, что это доска самого Гэсэр Хана, мифического тибетского правителя, и если обойти её три раза, обретёшь мудрость.
Город-оазис Турфан (некогда – торговое княжество уйгурского каганата, а ныне автономный район Китая) расположен в центральной части Синьцзяна, у южного подножия гор Тянь-Шань, в самом начале пустыни Такла Макан. Через его древние города Гаочан и Цзяохэ проходила северная ветвь Великого шёлкового пути. Здесь, где сходились Тибет, Китай и Монголия, во множестве найдены и полноразмерные камни, и миниатюрные наборы для игры в Го династии Тан.

В 1900 году в пещерах Могао возле другого города-оазиса Дуньхуан местный даосский священник Ван Юаньлу случайно нашёл пещеру, где обнаружилась грандиозная библиотека китайских рукописей, охватывающая примерно тысячу лет (406-995 гг.), по которой можно проследить развитие буддизма от его начального проникновения в Китай. В тёмной сухой пещере прекрасно сохранились исторические, военные и научные документы, копии политических договоров и даже личные документы, вроде квитанций об уплате налогов. Были найдены и записки о том, что «тибетцы любят играть в го и любо», а также трактат по тактике вэйци «Дуньхуан Сэйбен Кейчинг» времён недолговечной династии Суй. В IV веке Дуньхуан был последней остановкой китайских буддийских пилигримов по дороге в Индию и первой остановкой на пути прибывающих миссионеров. Вряд ли Го зародилось именно здесь, но этот регион, безусловно, сыграл огромную роль в деле распространения игры.
Для тибетских аристократов Го было в большой степени церемониальной практикой. В одном из древних царств Тибета игру в Го сопровождала так называемая «битва языков». Ставя камень, игрок должен был сложить фразу в определённой манере, чтоб показать, как быстро он думает. Например, первый игрок мог начать со словами: «Это мышь – она будет обедать в твоем доме», второй ставил камень и парировал: «Это кошка – она схватит мышь». Далее диалог продолжается в стиле: «Это кролик – он прогрызёт дыру под тобой», «Это орёл – он схватит кролика», «Это леопард – он силён», «Это тигр – он силой равен леопарду» и т.д., при этом строчки должны были рифмоваться или начинаться с одной и той же буквы тибетского языка, или подчиняться ещё каким-либо правилам.

Ян Жен Жонг противопоставляет эти поэтические пикировки в духе русской «Репки» или английского «Дома, который построил Джек», безмолвным «разговорам руками» и «безупречным разговорам» китайских вэйци в VII веке.
Чен Сяо Лю приводит легенду о царе Тибета, который был мудрым правителем и очень сильным игроком в Го, а также замечательно владел искусством «битвы языков». Во время игры в Го он даже обсуждал с министрами важные дела в форме «битвы языков». Этот царь держал попугаев, которые подражали человеческой речи; они летали везде и подслушивали, что говорят подданные, а когда они возвращались, пересказывали услышанное. Так царь обнаружил, что его супруга затевает заговор. Правитель пригласил её сыграть с ним в Го, и во время «битвы языков», используя хитроумные обороты речи, намекнул, как нехорошо она поступила бы, когда бы его предала. Царица покраснела, в середине партии пожаловалась на плохое самочувствие и удалилась в свои покои. Царь ещё раз обдумал все тонкости произошедшей «баталии» и понял, что птицы поведали правду. В итоге супруга созналась и была разжалована в простолюдинки, а вся её семья наказана.
Без сомнения, Го (под названием «дёрвёлц») было известно и монголам. Асия Попова в своей статье о монгольских азартных играх описывает примерно ту же версию Го, что и в Тибете. «Доска» из серой или жёлтой ткани с сеткой 17х17 линий, где шесть перекрёстков отмечены чёрными точками и шесть белыми. В игре два вида камней: 6 белых и 6 чёрных «быков», и 144 чёрных и 144 белых «собаки» размером поменьше. В монгольской игре также два этапа, где первый – расстановка, а во втором игроки попеременно выставляют «собак» на пустые пересечения, пытаясь создать глазные построения. После того, как камни поставлены на доску, они не могут двигаться. Смысл игры в том, что игроки окружают «быков» противника и защищают своих. Побеждал тот, кто окружал большее количество свободных полей.
Летописи повествуют, как в XII веке два высокопоставленных тибетца посетили ставку Хубилая (Кубла Хана) и получили от него в подарок драгоценный набор Го. В 1330 году монгольский император Туг-Тэмур задал советнику Ю Чжи, неоконфуцианцу из академии Ханлина, вопрос, который звучал так: «Должен ли я, если я действительно Сын неба, уметь играть в Го?». Ю Чжи ответил положительно в том смысле, что эта игра представляет собой искусство, которое развивает ум и является осмысленным времяпровождением. Не исключено, что именно по этой причине Туг-Тэмур стал первым монгольским ханом, который всерьёз интересовался жизнью и культурой завоёванных им народов, а не просто насаждал своих наместников.
Другая, полумифическая история гораздо драматичнее. В XVII веке династия Гцанг захватила Тибет и попыталась подавить буддизм. Далай Лама заключил секретный пакт с монгольским генералом Гу-шри Ханом, и тот прогнал захватчиков, после чего монголы решили закрепиться в Тибете под властью преемника Гу-шри, Лха-бзанг Хана в качестве правителя и Далай Ламы в качестве духовного лидера. В 1679 году, когда Далай Лама умер, его слуга Сангс-ргуй-мтшо скрывал этот факт, пока не нашли ребёнка, который стал следующей реинкарнацией Далай Ламы, после чего назначил себя министром-регентом от его имени. Настало двоевластие, политическая ситуация в стране накалилась, но так как за каждым правителем стояли серьёзные военные силы, оба в итоге решили сыграть публичный матч из трёх партий в Го, победитель которого получал власть. Лха-бзанг Хан победил (а впоследствии и убил) соперника. Крайне суеверные тибетцы сочли Го приносящим несчастье, и игру запретили в народе.
Бонсаи - дети, играющие в Го в садуТолько аристократам и высшему духовенству Лам и Тулку было разрешено проводить время за игрой в Го. Тибетский закон объяснял это так: «Логические игры недоступны тем, кто не знает в совершенстве историю и философию. Неподготовленный ум, увлечённый такой игрой, рождает гнев и злонамеренность, проявляя все аспекты неведенья. Такой ум не имеет понимания о чёрном и белом, не имеет примеров прошлого. А неправильное понимание природы явлений может свести с ума того, кто не готов к встрече с реальностью. Для простонародья существуют песни, танцы, кости, лотерея, гадания, пословицы и поучительные истории прошлого; именно эти виды досуга делают людей добрее». Стало традицией во время фестиваля «Игр в саду» на 15-й день 4-го месяца тибетского календаря приглашать друзей в свои декоративные сады, там обедать, петь, танцевать и играть в игры, среди которых важнейшей считалось Го.
Японский историк-любитель Хадзимэ Ясунага предположил, что первоначально доски для Го были календарями, которые помещали над изображением квадратной земли, и что следы подобных практик можно увидеть в тибетском Го, на доске которого звёздных пунктов не 9, а 12, что совпадает с количеством знаков Зодиака, причём, игра начинается с обязательного заполнения этих точек. Также Ясунага провёл параллель с двенадцатеричной системой исчисления, бытовавшей в Китае во времена династии северная Инь (1384-1112 до н.э.).
С этим также можно поспорить. Как простая одноцветная, так и монастырская пятицветная доски действительно использовались в Тибете для предсказаний и астрологических прогнозов на весь год. Общее количество камней – 301, хотя 17х17 линий дают только 289 пересечений. 144+145 камней Дью + 12 больших камней Бо в сумме дают 301, что вряд ли является изменённым двенадцатеричным календарём, скорее, соотносится с астрологическими представлениями тех времён, восходя к Калачакра тантре – Тибетскому учению о «Великом колесе времени». В структуре священных мандал Калачакры при желании можно увидеть некую схожесть с доской для Го. Узор Го выкладывают из камней, мандалу рисуют песчинками. И рисунок мандалы, и законченную партию в Го после создания разрушают – это отдельный ритуал, несущий глубокий  символический смысл: в мире нет ничего постоянного, и мы не должны привязываться к чему бы то ни было. Тибетское название мандалы, «кхийлкхор», переводится как «центр круга с внешними стенами и окружающей средой». Полезно вспомнить, что одно из названий игры Го звучит как «Хоэн» «Квадрат и круг».
Kalachakra Sand Mandala 01PICT5719-1000x1000-0
Интересно (и странно), что раньше подобную роль ключевого, образующего элемента мандалы исполняла доска для игры любо. Там игра и тут игра. Симптоматично, если не сказать большего.

Число 12 вообще имеет важное значение в даосизме и религии Бон (букв. «Бон-по» – «практикующих Бон»). В частности, священный «Квадратный город» Олмо Лунгринг (Шангри-Ла, аналог буддистской Шамбалы) имеет 12 дворцов, да и сам Тибет делится на 12 областей. Доска тибетского Го в этом свете предстаёт миниатюрным отображением Времени, движущегося вокруг квадратной Земли, но никак не календарём. Здесь возникает любопытная параллель с древним делением Китая на 9 областей (малая доска для Го – 9х9, а на большой китайской доске 9 звёздных пунктов).
В китайском и японском Го превалируют буддийские термины, такие, как «дыхание», «пустота» или «вечность», в то время как тибетцы использовали названия животных для различных форм, как то: «рыба» (двуглазая угловая форма) или «олень» (ещё одна угловая форма, с торчащими «рогами»). Взятие камня называлось «съесть щенка», а разрезать соединение – «перерезать глотку». Эхо тибетской традиции звучит до сих пор, например, в японских названиях таких стоек, как «тигр с добычей», «журавль в гнезде», «обезьяна» и т.д.
Бон – изначальная религия Тибета. Существует немало притч о спорах, диспутах и даже вражде адептов этих двух религий. В трактате М.Бунбури «Три дня на восток от Лхасы» описано, как древний индийский буддистский монах пришёл в горы, где жили адепты Бон. Местный монах пригласил его на диспут, но они говорили на разных языках и не смогли понять друг друга, потому решили сыграть в Го, и адепт Бон победил. Ян Жен Жонг считает это подтверждением того, что Го было традиционной практикой Бон, поскольку в Индии тех лет никаких историй о Го не существует.
Также Ян Жен Жонг пишет, будто в уезде Чомо возле Шигатзе «...некогда правил царь Вэй Цзы, и все монахи играли в вэйци». Даже если это просто удачный каламбур, такой правитель действительно существовал во время династии Чжоу. Чомо расположен на границе Китая, индийского штата Сикким и Бутана. Антрополог из Бостона Питер Шотвелл, побывав в этой местности, показывал селянам диаграмму с записью игры Го. Результат был поразительный: крестьяне пугались и не хотели говорить об этом, только произносили: «Чёрный Бон!» и «Это то, что они использовали, когда говорили, сколько тебе осталось жить». Шотвелл пишет, что пытался проникнуть в монастырь, но был задержан охраной.
Здесь потребуется сделать ещё одно отступление.
Если изначально буддистам запрещалось играть в Го (серьёзная игра отнимала священное время, предназначенное для обучения), то в традиции Бон Го являлось важной духовной практикой. Воздействие буддизма было ощутимым только в Центральном Тибете, остальная территория страны (в особенности восточные области) всегда оставались под сильным влиянием Бон.
И в буддизме, и в Бон нет идеи Бога, однако Бон по своей структуре близка даосизму и японскому синтоизму, представляя собой узаконенный шаманизм. Система Бон подразумевает дуализм, окружающий мир в её понимании населён духами, большинство из которых враждебны человеку и считаются демонами, но есть также духи, которых можно задобрить или победить. Они превращаются в благодетелей и защитников и рассматриваются после этого как боги – «Лха». Между двумя этими воинствами идёт нескончаемая борьба, в которой ни одна из сторон не может победить, человеку же остаётся только осмотрительно соблюдать равновесие и использовать противостояние этих сил себе во благо. Ритуальные практики Бон направлены на то, чтобы человек мог выйти за пределы двойственности и овладеть энергией. Саму же символику Чёрного и Белого, возможно, принесли на Тибет огнепоклонники-зороастрийцы из Персии.
Оппонируя Бон, буддизм в своей основе отрицает дуализм как таковой и является религией «спасения», чей главный посыл заключается в том, что ты можешь «выиграть», если в тебе достаточно веры. Фундаментальное чувство Бон заключается в том, что «выиграв», ты можешь только постигнуть. Выполняя обряды, бон-по производят многие вещи в обратном по сравнению с буддизмом порядке – произносят некоторые мантры наоборот, обходят ступы и вращают молитвенный барабан против часовой стрелки. Заимствованная нацистскими идеологами обратная свастика (противусолонь) – бонский символ.
В настоящее время существуют две ветви религии Бон – «Бон вершины Вселенной» – Учение, существовавшее до прихода из Элама Учителя Шенраба, и «Бон Свастики» – Учение, основателем которого является Тонба Шенраб. О сути и различиях между ними я рассказывать не буду – желающие получить информацию сегодня и так найдут её без труда. Нас больше интересует историческое развитие Бон, в котором выделяют три стадии: «чёрный», «полосатый» и «белый» Бон.
Древнейший («чёрный», «дикий», «шаманский») Бон делал упор на магию и волшебство, которые позволяли покорить или умилостивить зловредных духов, окружающих человека. Второй стадии («полосатый» или «ошибочный» Бон) были присущи чудеса и подвиги пришлых мудрецов-шаманов, разнообразных аскетов (преимущественно из Кашмира). Третья стадия характеризуется как «реформированный» или «белый» Бон (Бон-чо), который вынужден был адаптироваться к буддизму как к более сильному религиозному течению (последний в социалистическом Китае Бонский монастырь исповедует «белый» Бон, по сути мало отличающийся от буддизма). Бон является самой старой религиозной традицией планеты Земля, ей в общей сложности не менее 18000 лет. Примерно 2/3 тибетцев в той или иной мере причисляют себя к традиции Бон, и это несмотря на религиозное и политическое доминирование буддизма в течение более чем шести последних веков.
Название «Бон» происходит от выражения «юн-друн-ги-бон», что означает «ритуал речевого действия», «повторение магических формул». Однако религиозные мероприятия Бон имели сложную структуру и включали в себя не только произнесение заклинаний, но также различные ритуалы, танцы и жертвоприношения. Бонский священник (обычно живущий отшельником) выступал одновременно магом и некромантом, шаманом и волшебником; он был во власти богов, и через него божества проявляли себя в этом мире.
Учитывая всё вышесказанное, с достаточной долей осторожности можно предположить, что Го уходит корнями в глубокие практики самой древней, оккультной, сакральной и мистической, «чёрной» ветви Бон.
И в самом деле, существуют свидетельства, что шаманский ритуал подчинения нейтрального духа мог включать в себя какую-либо игру. В дневнике российского этнографа и лингвиста А.Козьмина (к сожалению, недавно трагически погибшего) приводится рассказ бурятского шамана: «Есть такой демон, мамтийрэн. Он живёт в пещере, повёрнутой на северо-восток. Три вечера надо сидеть <у пещеры> и наливать водку себе и ему и играть в шахматы. Водка начинает исчезать, он начинает пьянеть и становится видимым. И когда он появляется, можно поклясться быть с ним хорошими друзьями. Он живёт с человеком и выполняет его желания. Когда <этот> человек умирает, <он> сам становится мамтийрэном. Избавиться от такой участи возможно, надо читать священные книги. При жизни человеку-хозяину он не вредит. Другим тоже не вредит. Он хороший и как собака верный. Поэтому после смерти хозяина он делает его подобным себе, чтобы не расставаться».
В данном конкретном примере шаман использует в качестве «приманки для духов» монгольские шахматы – шатар. Возможно ли, что Го в традиции «чёрного» Бон играло ту же роль? Так ли уж нелепа мысль игры с богами?

Из истории настольных игр мы знаем множество примеров, когда игра изначально представляла собой священный ритуал и сакральную практику. Да и в наши дни великий японский мастер Го Сэйген на вопрос о возможной игре с Богом ответил с пугающей серьёзностью профессионала: «На двух камнях форы у меня немного шансов на победу. На трёх камнях мои шансы выше. Чтобы с гарантией выиграть партию, мне потребуется ещё один камень. А так как в игре с Богом ставка – жизнь, мне нужен ещё камень. Значит, пять камней».
Однако пусть даже колыбелью Го является религия Бон, своим глубоким смыслом игра соответствует и основам буддизма, истинам о Пустоте и Законе Перемен. В классической буддийской «Сутре Сердца» говорится: «Форма есть пустота, пустота и есть форма. Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы. Так же и чувства, различающие мысли, энергии и сознание, пусты». Играющий в Го увидит в этих словах много знакомого. Философия Буддизма – поиск серединного пути, близка философии Го, игре, в которой нельзя нарушать баланс. Пришедший в Тибет из Индии буддизм впитал значительную часть верований и традиций Бон, в результате сильно отличался от ранней индийской и поздней китайской версии (например, в нём использовались оракулы и астрология, и можно было достичь Нирваны при жизни). В свою очередь последователи Бон переняли структуру организации буддистов, придуманный ими алфавит и письменность, и тоже стали создавать монастыри и писать сутры и трактаты (хотя в основе своей Бон всегда была религией отшельников).

Религии-антагонисты, Бон и буддизм всю историю Тибета соперничали и боролись за власть в стране. Любопытно, что Го служило важным инструментом и той, и другой стороны. Странствующие монахи несли учение к правителям, и не каждый мог поделится этим знанием на чужом языке, но любой мог говорить посредством доски и камней двух цветов – древнейшего языка визуальных символов, понятного всем.
Вьетнамский поэт Нгуен Фи Кхан (1355-1428), живший в конце династии Чан, сложил такое стихотворение «О великой игре Го» (Xem Dau Co Vay):
.
Две стороны опять встречаются за доской игровой,
Развлекаться шахматами вообще не похоже на Го.
Войска как звёзды появляются, заполняющие небо,
И камни опускаются вниз, как капельки дождя.
Силы оппонентов разливаются, как водные потоки,
И творческие формы вырастают, как злаки рисовые –
Талант важнее показать, чем думать о проигрыше.
Смысл глубокий встретиться с сердечным другом,
и хоть на часик погрузиться в древнюю игру.
.
Игра в Го многими воспринимается как сотворение (и, что немаловажно – со-творение) другого мира, который является метафорическим отображением реального. На доске воссоздаётся рождение Вселенной, которое начинается с космической реальности звёзд, которые позже трансформируются в земные формы, и заканчивается с появлением жизни, а игроки предстают демиургами в мире игры. Ни в одной древней игре нет ничего подобного: стихия шахмат и шашек – разрушение, смысл мельницы – загнать в угол и припереть к стенке, глубинная сущность манкалы – банальная кража и отъём добычи, а идея нард и прочих гонок – состязание, преследование и уничтожение врага, и только Го ставит во главу угла процесс созидания. Наверное, при взгляде с этой точки зрения Го способно примирить самые разные теории, как помирились в итоге буддизм и Бон.
.
[Продолжение следует]
(с) Дмитрий Скирюк
_________________________
В статье (и продолжении) использованы сведения и приведены цитаты из трудов Чен Сяо Лю, Ян Жен Жонга, П.Шотвела, А.Поповой, М.Наумова, И.Гришина, М.Емельянова, К.Байрактарова, Д.Малютина, А.Козьмина [R.I.P.] и многих других любителей, пропагандистов и исследователей истории Го и истории вообще.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
saruyoshi
Apr. 12th, 2013 10:58 pm (UTC)
очень круто. Спасибо!
skyruk
Apr. 12th, 2013 11:06 pm (UTC)
Всегда пожалуйста!
Думаю, в общей сложности будет 3-4 части, поскольку самое интересное ещё только начинается. Следите за рекламой :)
dsgtq_qfle
Apr. 13th, 2013 08:48 am (UTC)
Классно написал! Зачиталась! Особенно, про бон. =))
skyruk
Apr. 13th, 2013 09:20 am (UTC)
:)
Вот я ещё думал - писать этот кусок или нет, поскольку это к игре имеет отношение, но очень опосредованно, но без него будет вообще непонятно
dsgtq_qfle
Apr. 13th, 2013 09:31 am (UTC)
Re: :)
Молодец, что написал. Вся эта шаманская мистика очень иллюстрирует.))
Леонид Морев
Apr. 13th, 2013 09:11 am (UTC)
Спасибо, Дмитрий Игоревич. Очень увлекательно.
skyruk
Apr. 13th, 2013 09:19 am (UTC)
Благодарю.
К сожалению, Го - такая сложная система, что я банально не знал, с чего начать - с правил, истории или гипотез происхождения. В итоге "вылетела" вся китайская часть истории - будет в следующем посте.
Вячеслав Кустов
Apr. 14th, 2013 06:35 am (UTC)
Отдельное спасибо за тибетскую часть. По истории го я был немного знаком только с китайской и японской историей, а вот про тибетские корни игры только краем уха слышал.

Заметки прямо мотивируют выловить Славу Фролова да продолжить обучение )
skyruk
Apr. 14th, 2013 08:07 am (UTC)
Для меня тибетская и турфанская часть гошной истории тоже стали открытием, да и в китайской обнаружилось очень много нового и неожиданного (сегодня вечером выложу вторую часть). В последнее время китайцы с каким-то бешеным рвением взялись за археологию и активно ведут раскопки. Только за последние 10 лет было найдено огромное количество сооружений, гробниц, артефактов и документов, некоторые буквально перевернули многие фундаментальные предположения истории, геологии и палеонтологии. Думаю, эти открытия будут продолжаться.
Мне кажется, Го входит в жизнь человека не тогда, когда ему хочется, а когда это требуется. Возможно, и правда момент настал. Я сейчас как раз дописываю третью часть под условным названием "Зачем и почему я изучаю Го". А Славу я уже давно настропалил продолжить обучение, всячески подзуживаю. Он, как водится, долго запрягает, но быстро ездит :). Так что, вэлкам.
Я бы с удовольствием стал третьим или даже четвёртым, если считать Надежду.
reallycrazyone
Apr. 14th, 2013 01:31 pm (UTC)
Большое спасибо! Прочитал с огромным интересом и с нетерпением жду следующей части =)
skyruk
Apr. 14th, 2013 01:49 pm (UTC)
Через полчасика :)
hiidzumi
Apr. 17th, 2013 05:02 pm (UTC)
Моя, есть, сказать, однака...!
Причём, числительное "го"- "пять" в японском языке - китайского происхождения. Что ещё раз подчёркивает заимствование с материка. Старояпонские числительные остались только до 10. Дальше, 11 и больше идут китайские, "дзюити, дзюни, дзюсан..." По старояпонски "пять" - "ицуцу", однака!-)))
skyruk
Apr. 21st, 2013 09:03 am (UTC)
Re: Моя, есть, сказать, однака...!
Ага, спасибо, в тему.
Что любопытно - старинное японское название рэндзю - "ицуцу-иси", "пять камней".

Edited at 2013-04-21 10:21 am (UTC)
hiidzumi
Apr. 17th, 2013 06:08 pm (UTC)
"В ГО можно обучаться всю жизнь, ибо оно велико и непостижимо как непостижимо Дао!" Неизвестный трактат далёкого времени.
skyruk
Apr. 21st, 2013 09:02 am (UTC)
Хорошая цитата.
Уверен, что не сам придумал? :)
hiidzumi
Apr. 22nd, 2013 06:16 pm (UTC)
Ну, ваще-та, шаркая ножкой, теоритически сам прикололся, (первый раз в жизни "о как заганул") но что-нибудь подобное, возможно, где-то и было.)))

Edited at 2013-04-22 06:17 pm (UTC)
skyruk
Apr. 22nd, 2013 07:41 pm (UTC)
Ага :)
( 17 comments — Leave a comment )