?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Сёги
Изучив и рассмотрев все разновидности шахматных игр, рано или поздно приходишь к мысли, что самая странная из них – всё-таки японские сёги (в русском языке также распространено произношение «шоги»). Чтобы возникла такая игра, нужны особые условия: многовековая изоляция, долгие междоусобные войны, острая нехватка людских и природных ресурсов, строжайший кодекс чести, совершенно особые взгляды на жизнь и смерть, система вербовки через вассальную клятву - и многое другое.
Япония предоставила шахматам такую возможность.

СЁГИ (将棋)
Любители сёги
   Шахматы попали в Японию около X-XII веков в несколько этапов. Пути тоже были различны. Основным, вероятно, был китайский: в эпоху Нара (710-794 гг.) японские миссии при дворе империи Тан привезли на родину Го и сянци. С малайскими торговцами в страну пришёл макрук, а из Кореи, с которой у Японии всегда были непростые отношения, проникли чанги.
   Название «сёги» состоит из двух иероглифов: 将 («shō»), который означает генерала, и 棋 («ги»), означающий настольную игру. Об изобретении сёги (как всегда) повествует красивая легенда.
Давным-давно собрались две великие армии, желая выяснить, кто же из них сильнее. Одна армия выступила под белым флагом, другая – под чёрным. Битва длилась три дня и три ночи и завершилась тем, что воины перебили друг друга, так и не узнав, кто победил. По окончании битвы на залитое кровью поле пришёл монах-чародей Кадзуки Йочиро и запечатал по 20 душ лучших воинов с каждой стороны, включая полководцев, в 40 маленьких дощечек. На каждой Казуки подписал, чья душа в ней запечатана, затем расставил их на доску: 20 с одной стороны и 20 с другой, подобно тому, как они стояли друг против друга при жизни, и принес эту доску в дар богине солнца Аматэрасу. Богиня дар приняла, и появилась у неё новая забава – передвигая фигуры, заставлять две армии вновь и вновь переживать битву друг с другом.
Легенды легендами, но древнейшей археологической находкой остаётся набор из 16 дощечек, найденных при рытье котлована в префектуре Нара – их датируют шестым годом эпохи Тенки (1058 г. н.э.). Они уже имеют привычную пятиугольную форму и несут современные варианты написания названий. Самые ранние записи, в которых упоминается предок сёги (ещё без дополнительных тяжёлых фигур и «правила десантирования») встречаются у Шин Сару Гакуки (1058-64). В 1210 году сёги упомянуты в энциклопедии «Nichūreki», которая является отредактированной копией «Shōchūreki» и «Kaichūreki» конца периода Хэйан (ок. 1120 г.). В них описаны два варианта: близкие современным Хэйан-сёги («Малые сёги») на доске 8х9 и 9х9, и Хэйан-дай-сёги на доске 13х13.
В эпоху Эдо появилось множество вариантов больших сёги, как то: Ва-Сёги 11х11, Чу-сёги 12х12, Тэндзику-сёги 16х16, Дай-сёги 15х15, Дай-дай-сёги 17х17, Мака-дай-дай-сёги 19х19 и Тай-сёги 25х25.
Чу-сёги, схема
ЧУ-СЁГИ (вверху)
Дай-сёги
ДАЙ-СЁГИ (вверху)
Дай-дай-сёги
ДАЙ-ДАЙ-СЁГИ (вверху)
   Это были циклопические варианты, по сравнению с которыми «шатрандж аль-кебир» Тамерлана кажется детской вознёй в песочнице. Некоторые насчитывали до нескольких сотен (!) фигур, большинство из них представляли собой удивительные гибриды, половина из которых, к тому же, летали и прыгали. Среди них были: наследные принцы, посредники, собаки, огненные демоны, дьяволицы, медные, железные и каменные генералы, фениксы, небесные тетрархи, пьяные слоны и слоны-генералы, рогатые соколы, парящие орлы, свирепые леопарды, белые лошади, львы, грифоны, слепые тигры и слепые медведи, вольные кабаны, китайские петухи и аисты-заклинатели, ослы, козероги, водяные буйволы, летучие мыши, летучие олени и летучие быки, старые крысы и старые обезьяны, кошачьи мечи и даже кит. Я не шучу! «Китом» (鯨鯢 - «кэйгэй») в Чу-сёги называлась фигура, которая ходила по вертикали вперёд и назад на две клетки, а также назад по диагонали, тоже на две клетки (это напоминало хвост кита). А в Тайкёку-сёги был ещё и «Великий кит»! И этот перечень далеко не полный – у японцев поразительная фантазия, после которой Царь-дракон и Конь-дракон в современных сёги уже не кажутся экзотикой.
Тайкиёку сёги, реконструкция
Тайкёку-сёги («конечные» или «последние» сёги) 36х36 считаются крупнейшим играбельным вариантом шахмат, самым сложным из всех. У каждой стороны было по 402 фигуры 209 различных типов, игрок должен был помнить 253 различных движения и сделать больше тысячи ходов, для чего требовалось несколько месяцев. Неизвестно, удалось ли этим выдумщикам вообще доиграть хотя бы одну партию до конца, остаётся только поражаться, как они не путались в немыслимом разнообразии всех этих бешеных ферзеконей, перед которыми меркнут любые «Герои меча и магии». Немыслимо! невероятно! потрясающе! – иных эпитетов я не могу подобрать.
Параллельно с вопиющей гигантоманией шла миниатюризация игры; мелкие разновидности дожили до наших дней, даже пополнились несколькими новыми. Это: Нана-сёги 3х3, детский вариант Дёбицу-сёги 3х4, Микросёги 4х5, Мини-сёги 5х5, Киото-сёги 5х5, «Китовые» сёги 6х6, Тори-сёги 7х7, Яри-сёги 7х9.
Современный вид сёги приобрели в XVI веке. Окончательную реформу произвёл император Го-Нара: он выбрал вариант 9х9, безжалостной рукой отсёк весь фэнтезийный зоопарк (последним «сдался» пьяный слон), стандартизировал состав обеих армий и ввёл правило сброса, вдохновившись, вероятно, длительным периодом гражданских войн, в ходе которого шла постоянная перевербовка наёмников.
Во времена правления сёгунов династии Токугава сёги и Го были признаны играми, развивающими стратегическое и тактическое военные мышления. Все прочие настольные игры самураям не дозволялись, но эти, напротив, получили государственную поддержку.
 Токугава Иэясу учредил должность сёги-докоро – главного придворного учителя сёги, который выявлялся в ходе ежегодного турнира, он начинался 17 ноября, и этот день поныне официально является Днём сёги. Наверное, японские шахматы – единственная игра, у которой есть свой собственный «красный день календаря».
   Сёги - сложный и гармоничный синтез нескольких шахматных игр. Доска одноцветная 9х9, нотация буквенно-цифровая. поле делится на три части: два лагеря противников и нейтральная зона; каждая занимает три горизонтали. Четыре точки на перекрестьях сетки размечают доску на девять равных квадратов.
Клетки слегка вытянуты по вертикали, из-за чего поле представляет собой не квадрат, а прямоугольник. Это давняя японская традиция – так делают для сохранения перспективы. Традиционно в сёги принято играть на «сёгибане», который представляет собой такой же низкий массивный столик на коротких ножках, как и гобан для Го. Его изготовляют из древесины каи, которая имеет приятный глазу оранжево-жёлтый оттенок и издаёт при постановке фигуры чёткий, приятный щелчок. Вообще, сёги и Го сильно связаны исторически и культурно, и если кто-то играет в сёги, где-нибудь на заднем плане непременно маячит Го.
Сёги: классический гобан, современность.
Фигуры делают из древесины цугэ или бука. Строго говоря, в сёги не так важно, из чего сделаны фишки - это всё-таки не камни в Го, поэтому в последние десятилетия производят дешёвые пластиковые наборы. Сёги очень популярны среди японцев, хотя далеко не каждый может похвастаться тем, что хорошо умеет играть. По грубым подсчетам правила игры знают около 20 миллионов человек, а регулярно играют около 100 тысяч.
Юный любитель сёгиЛюбитель сёги
Фигуры ставятся не на перекрестья, а в клетки. Их расположение вызывает в памяти тайский макрук. «Линия превращения» находится на пешечных линиях противника (то есть, на третьей и седьмой) – это также совпадает с правилами макрука, правда, тайская доска 8х8. В древних трактатах зарисованы старинные начальные позиции сёги, которые практически дублируют макрук (слонов и ладей на вторых горизонталях ещё нет). Терминология также близка к индийской и таиландской: создатели сёги сохранили основные наименования фигур из чатуранги (король, конь, колесница и пешка), к которым добавили «пять сокровищ буддизма» (нефрит, золото, серебро, дерево Кацура и ладан).
В то же время, сам вид японских шахмат – плоские фишки с нарисованными символами и общая симметрия в расположении основных сил на первой горизонтали, напоминает китайские сянци, а гранёная форма и разная величина игровых плашек заставляет вспоминать корейские чанги. Как и в китайских шахматах, короли соперников в сёги обозначаются различными значками и называются неодинаково.
Сёги: фишки королей
   Ходы и боевые свойства пешек также взяты из китайского варианта. Однако при этом на доске нет никаких «крепостей», «дворцов», все поля равны и не сулят достигшим им фигурам ни ловушек, ни убежища.
Наконец, слегка «фривольное» расположение ладей и слонов на второй, «оперативной» линии отдалённо похоже на свободную расстановку тяжёлых фигур в бирманском ситтуйине.
Создатели сёги раз и навсегда решили вопрос, как ходить слону, и из двух вариантов... выбрали оба. В сёги есть фигура, аналогичная старому индийскому слону из загадки Рудраты и таиландскому «дворянину»; она называется «Серебряный генерал» и занимает при начальной расстановке то же место, что и слон в китайских сянци. Вместе с тем, в сёги есть и привычный европейцам дальнобойный слон, аналогичный шахматному, хотя в каждой армии такой слон всего один. Надо прибавить, что и ладья в каждом войске тоже только одна. Японцы весьма оригинально подошли к проблеме «диктата королевы», которая так смущает китайских гроссмейстеров. В сёги нет ферзя как такового – его функции поделены между слоном и ладьёй.
Фигуры противников не различаются цветом. Сторона, играющая за «условно чёрных», именуется «сентэ» (先手 – букв, «ходящие раньше»), а сторона «условно белых» – «готэ» (后手, т.е. «ходящие позже»). По японской традиции первый ход делают чёрные. Розыгрыш («фуригома») происходит так: судья берёт пять пешек со стороны старшего игрока и подбрасывает их. Если выпадет больше фухё (歩), старший игрок играет сентэ, если больше токинов (と) – готэ.
У каждого игрока 20 фишек разных размеров: 1 король, 1 ладья, 1 слон, 2 золотых генерала, 2 серебряных генерала, 2 коня, 2 копья и 9 пешек. Начальная расстановка в три ряда. В первом ряду в центре помещается фигура короля, пообочь от него – Золотые генералы, дальше справа и слева – Серебряные, рядом с ними кони, и в углах – Копья. Пешки выстраиваются в ряд на третьей и седьмой горизонталях. Между основными силами и строем пешек, на второй и на восьмой горизонталях, перед конями размещаются слон и ладья; слон слева, ладья справа.
Набор для сёги 1
  Японские фигуры - это плоские плашки, на которых вырезаны или нарисованы тушью их обозначения; обычно эти иероглифы чёрные. При расстановке «остриё» плашки направляют в сторону противника, и это единственный признак, по которому сёгист отличает свои фигуры от чужих. Все плашки разной величины, их толщина также неравномерна – каждая сточена на конус, чтобы фишку было удобнее брать и ставить, а также отличать свои от чужих (наступающие фигуры выглядят немного больше своих). На обороте каждой фишки золотом или красной тушью нанесено курсивом обозначение превращённой фигуры. Основания королей обычно помечены именем мастера, сделавшего набор.
Дополнительная разметка на основании фишки короля

Чёрный и белый короли в сёги зовутся по-разному; белый – «Осё» (王將, «Император»), чёрный – «Гёоку» или «Гёокусё» (玉將, «Драгоценный камень»). Король ходит на одно поле в любом направлении и не может идти под шах. Любопытно, что короля в сёги можно рубить, игрок даже не обязан говорить «шах!»: считается, что этим он может рассердить соперника. Король – самая большая фишка на доске, на её обороте ничего нет: король не превращается.

Золотой генерал (金将, «Кин» или «Кинсё») напоминает советника в корейских чанги, у которого отняли диагональные ходы назад. Это старший офицер и личный телохранитель короля. У него шесть степеней свободы: он может ходить на одно поле по горизонтали или вертикали в любую сторону, а также по диагонали вперёд. Генералы – основная сила в позиционной борьбе, они «подпирают» пешечный строй. Золотой генерал может отступать лишь по вертикали, поэтому он полезнее в обороне, чем в атаке. Если он и оказывается в лагере противника, то в результате сброса. Это вторая по величине фигура на доске. Его обратная сторона пуста, он не превращается, наоборот: это обезьяна имеет честь быть похожей на него почти все лёгкие и второстепенные фигуры сёги, достигнув «зоны превращения», становятся его аналогами.
Превращённое Серебро
Серебряный генерал (銀将, «Гин» или «Гинсё») – фигура, полностью идентичная старому индийскому слону и тайскому «дворянину». Он ходит на одно поле по диагонали в любом направлении, а также на одно поле по вертикали вперёд. В противовес «штабному» Золотому, Серебряный генерал – фронтовик, его стихия – линия атаки, узкие диагональные лазейки в пешечном строю, а основная роль – поддержка наступающей пехоты. Он одного размера с фигурой Золотого генерала и превращается в его аналог (成銀, «Нари-гин»).
Превращённый конь
Конь (桂馬, «Кэйма» или «Кэй»), как и его европейский аналог, ходит буквой «Г» и может перепрыгивать через другие фигуры, но ходить может только вперёд, без возможности отступить. Шахматисты часто забывают об этом, а конь, сделав ход, уже не отступает и может быть срублен даже пешкой. Фигурка коня чуть меньше генеральской. Превращается в аналог Золотого генерала (成桂,«Нари-кэй»).

Превращённое копьё
Копьё (香車, «Кёся» или «Кё», также «Аромат», «Ладан»), пожалуй, самая странная фигура, какую можно встретить в современных шахматах. Как и японский конь, она проникнута тотальным бесстрашием: ходит только вперёд по вертикали на любое количество полей. Если говорить начистоту, Копьё – это купированная ладья (хотя, возможно, без китайской «пушки» здесь не обошлось). Происхождение этой фигуры от ладьи подтверждает также и то, что оба Копья располагаются на традиционных для ладей угловых полях. Любой шахматист прекрасно знает, что ладья в шахматах не участвует в дебюте. При всей своей мощи и дальнобойности она весьма неповоротлива, вывести её из угла, запечатанного пешечным строем, чревато потерей темпа. Чтобы хоть как-то это компенсировать, была придумана рокировка. Японцы и тут пошли другим путём. Не стоит думать, что Копьё – банальное прикрытие, на деле это фигура-камикадзе, предназначенная для штурма угловых крепостей. После размена бортовых пешек дальнобойное Копьё одним ходом может оказаться в стане противника, где превращается в очередной аналог Золотого генерала (成香, «Нари-кё»), который при умелой поддержке весьма опасен в тесноте взломанной «крепости».
Копьё и конь защищают границы лагеря и в связке могут провести довольно эффективную атаку (особенно если доберутся до зоны превращения), но надо помнить, что на фланге сразу образуется ощутимая брешь. Часто бывает выгодно оставлять Копья и Коней непревращёнными, поскольку в этом случае Копьё теряет дальнобойность, а Конь – свой фирменный «удар из-за угла», но по правилами такое превращение часто оказывается вынужденным. Это равнозначные фигуры и размеры их тоже одинаковы – чуть больше пешки, но меньше генералов.
Превращённая пешка
Японская пешка (歩兵,«Фу» или «Фухё») ходит на одно поле вперёд по вертикали, а рубит не наискосок, как в европейских шахматах и макруке, а прямо перед собой, как в сянци. Это самая маленькая по размерам фигурка в сёги. Превращается в аналог Золотого генерала (と金, «Токин» или «То», т.е. «достигший золота»).
Ладья (飛車, «Хися» – букв. «летающая колесница») – одна из двух самых мощных и опасных фигур в сёги. Как и обычная ладья, японская «колесница» ходит по горизонтали и вертикали на любое число полей. Ладья в сёги одна, поэтому опасна даже не столько она сама, сколько её продвинутый вариант: достигая вражеского лагеря, ладья превращается в «Короля-Дракона» (龍王, «Рюйо» или «Рю»; упр. кандзи 竜王), который, сохраняя ход ладьи, дополнительно может ходить на одно поле по диагонали в любом направлении. Это резко повышает манёвренность. В миттельшпиле даже европейский ферзь не может толком развернуться на заставленной фигурами доске, ограничиваясь короткими ходами и одним-двумя дальними «прострелами». «Царь-дракон» не менее успешно справляется с этой задачей.
Слон (角行, «Какугё» или «Каку» – «диагональный ходок») – ещё один сумасшедший танк-трамвай, который породили японские шахматы. Слон ходит по диагонали в любом направлении на любое число полей, аналогично шахматному, однако достигая вражеского лагеря, превращается в «Дракона-коня» (龍馬, «Рюйма» или «Ма») – мощную фигуру, которая, сохраняя ход cлона, дополнительно может ходить на одно поле по вертикали или горизонтали в любом направлении. Если простому слону доступна лишь половина доски, то продвинутый «Драконь» не ведает таких ограничений.
По силе, ценности и значимости слоны и ладьи практически равны (ладья чуть-чуть дороже). Их фишки одинаковой величины – немного меньше королевских и чуть больше генеральских. У них разные функции и назначение, однако по достижении обеими фигурами зоны превращения их мощь нарастает, а различия сглаживаются. Не надо забывать, что выигранный слон или ладья в любой момент могут быть введены в игру на стороне противника, поэтому наличие на доске одного слона и одной ладьи совсем не так проблематично, как кажется.
Правила рубки и сброса:
* Фигуры рубят друг друга по шахматному типу – становясь на поле, занятое фигурой противника. Взятая фигура кладётся на особую подставку – «комадай», которая находится у каждого игрока по правую руку.
Комадай для гобанов различной высоты.
   Комадай рассматривается как неотъемлемая часть доски, её положение регламентировано, прятать и скрывать от соперника сбитые фигуры считается грубейшим нарушением. При рубке считается правильным сперва взять съеденную фигуру и положить её на свой комадай, и лишь затем поставить свою фигуру на освободившееся поле.
Сёги: комадай Сёги, постановка пальцев
[Кстати, игрок на фото справа уже проиграл. Кто скажет, почему? :)]
* Игрок может ввести взятую фигуру в игру на своей стороне в свою очередь. Фигура выставляется на любую клетку доски. Сброс считается очередным ходом и не может производиться одновременно со взятием или переворотом.
* Фигура сбрасывается только в непревращённом виде.
* Нельзя сбрасывать фигуру на клетку, занятую фигурой противника.
* После сброса фигура приобретает те же права, что и находящиеся на доске.
* Если фигура сброшена в лагерь противника, она может превратиться только на следующем ходу, даже если этим ходом она покидает зону превращения.
* На диаграммах взятые фигуры непременно должны быть показаны рядом, за пределами доски.
  Правило превращения:
* Когда фигура достигает лагеря противника (горизонталей 1-3 и 7-9), она может превратиться – сразу после хода плашка переворачивается, и фигура приобретает новые свойства. Нельзя переворачивать фигуру после того, как сделан ход: переворот всегда производится в воздухе и на доску ставится уже перевёрнутая фигура.
* Превращение обязательно для фигур, которые не могут продолжать игру с прежними свойствами (пешка, конь, копьё), и не обязательно для остальных. Превратить фигуру можно при любом очередном ходе (сперва движение, после превращение), покуда она остаётся в лагере противника. Также фигура может превратиться в момент выхода из него.
* Если фигура покинула лагерь противника непревращённой, для превращения ей требуется снова в него войти.
* Короли и Золотые генералы не превращаются.
* Обратное превращение не допускается.
* Если превращённая фигура взята противником, она теряет приобретённые свойства и вводится в игру как обычная.
Запрещённые ходы:
1) Сдваивание пешек («нифу»): если на вертикали есть непревращённая пешка, запрещено сбрасывать на эту вертикаль новую пешку. Наличие на ней превращённых пешек (токинов) не запрещает такой сброс.
2) Постановка мата сбросом пешки («утифудзумэ») также запрещено. Однако пешка, уже находящаяся на доске, может ставить мат обычным ходом. Шах сбросом пешки также разрешён.
3) Запрещены также неправильные и ошибочные ходы («кинтэ»). Их несколько:
* Запрещается сбрасывать фигуры так, что у них нет возможности сделать ход. Такая ситуация может возникнуть при сбросе пешки и копья на последнюю горизонталь, а коня – на последнюю и предпоследнюю.
* Выставленная фигура сразу перевернута.
* Ход сделан не по правилам.
Игроку, сделавшему запрещённый ход, засчитывается поражение.
Выигрыш, матование и ничья:
Цель в сёги – объявление мата вражескому королю. Большинство партий заканчиваются либо матом, либо сдачей одного из игроков. Ничьи редки, хотя и возможны. Для них нужны особые условия.
* Повторение ходов («сэнничитэ»). Если игроки сознательно повторяют ходы, стремясь избежать ухудшения позиции, судья может объявить ничью при четырёхкратном повторении (одновременно) следующих трёх условий:
1) На доске та же позиция.
2) «В руке» у противников тот же набор фигур.
3) Та же очерёдность хода.
* Крайне редко ничья может возникнуть при так называемом «безвыходном положении» («дзисёги»), когда оба короля зашли в лагерь противника и построили там крепости. У обоих игроков при этом нет возможности поставить мат, поскольку фигуры в сёги бьют в основном вперёд. В этом случае производится подсчёт фигур и вычисляется их ценность (ладья и слон идут за 5 очков, остальные – за одно). Если у каждого из игроков больше 24 очков, объявляется ничья. Если у одного из них меньше 24 очков – ему засчитывается поражение.
* В сёги нельзя форсировать ничью вечным шахом, как в шахматах. Если в результате серии шахов одного из соперников позиция была повторена троекратно, шахующий обязан сделать другой ход, иначе ему будет засчитано поражение.
* Пата в сёги не бывает.
Игра с форой («кома-очи»):
Сильный игрок может удалить некоторые фигуры после расстановки, когда играет с форой или даёт урок. Фора бывает в 6 фигур, 4 и т.д. Наиболее популярна фора в ладью и слона. Официальным условием для получения первого дана – начального уровня зрелого игрока, считается победа над любым профессионалом с такой форой.
Тактика и стратегия сёги сильно отличаются от шахматной. Рокировка отсутствует, пешки не могут защищать друг друга, поэтому игроки спешат приступить к построению крепостей, покуда пешечный строй не пошёл трещинами. Обычно крепость строят в углу на левом фланге, под защитой находящегося там слона. Ладью как главную участницу атаки рекомендуется держать подальше от короля, и если крепость строится на правом фланге, ладья уводится на левый.
Крепость Ягура
Основной «материал» для постройки крепости – генералы (обычно два Золотых и Серебряный). Разновидностей крепостей множество, некоторые носят говорящие названия: Кин-мусу («Много золота») или Гин-канмури («Серебряная корона»). Другие популярные типы – Фуна («Лодка»), Кани («Краб»), Ганги («Ось»), Ягура («Башня»), Анагума («Медведь в берлоге»). Новые крепости изобретаются постоянно, у каждой есть свои сильные и слабые стороны – одни труднее взять, другие уязвимы при атаке, зато из них удобней делать вылазки. Игроку стоит поскорее определиться с выбором стратегии, которая лучше соответствует его манере боя, темпераменту и замыслам. И надо помнить, что нет крепостей, которые не берутся: правила таковы, что почти каждая партия кончается матованием.
На рисунке слева - КРЕПОСТЬ ЯГУРА (вариант)
Шахматная партия с превращением пешки в ферзя обычно заканчивается, в сёги с достижением зон превращения всё только начинается. Медлительные в дебюте, к середине партии сёги превращаются в бурное сражение с обменом фигурами, количество которых на доске не сильно уменьшается. Ближе к концу игры, когда на руках у обоих противников появляется большое количество фигур, особое значение приобретает сброс. Размен в сёги - сильный тактический приём: заполучив одну фигуру взамен такой же отданной, игрок тотчас может сбросить её в любой район доски – фигуры словно возникают ниоткуда, подобное действие находится так далеко от привычных шахматных оценок, что напоминает телепортацию.
Европейские шахматы можно сравнить с реальной битвой: гусарские набеги конницы, танковые прорывы ладей, снайперская «перестрелка» слонов и выход всемогущего паладина – ферзя. Но если шахматы – это реальное сражение, то сёги – просто нереальное сражение. Сёги трудно сравнить с чем-то, имеющим место в нашем мире. Тихоходные фигуры, создающие в непроницаемом строю крепчайшие боевые связки, пробить которые способны лишь атаки камикадзе, летучие фигуры-оборотни, внезапно возникающие в зоне превращения, десанты в тыл противника - это и есть сёги. Два «Дракона» образуют связку чудовищной силы, настоящий ураган, противостоять которому могут только мощные крепости и бастионы пешек при поддержке генералов и коней.
Гарри Каспаров знакомится с сёги.  После шахмат сёги поражает своей архитектурой: в них, как в Го, главенствует принцип красоты, когда гармоничное построение почему-то оказывается наиболее эффективным. В сёги абсолютно другая логика, игра полна непредсказуемых поворотов, из-за чего напоминает реверси, когда один удачный ход полностью опрокидывает игру.
Недаром наш прославленный соотечественник Гарри Каспаров (который, кстати, так и не сложил с себя звание шахматного короля), рекомендует шахматистам изучать сёги для развития гибкости мышления и поисков новых тактических решений. Если честно, я не верю, что человечеству удастся придумать в ближайшие сто-двести лет игру более странную и удивительную.
Считается, что иероглифика отталкивает европейцев от серьёзного изучения сёги. Существует «международный» вариант японских шахмат с понятными рисунками, но тогда возникает другая крайность – любитель, освоивший «пиктографические сёги», сразу теряется на турнире, где приняты классические обозначения.

Пиктографические сёги
   Иностранцы в этом отношении далеко не одиноки: иероглифика представляет трудности и для японской детворы, поэтому выпускаются детские наборы, где иероглиф дублирован стрелками со схемой ходов.

Сёги, адаптированные фишки для детей
Сёги, адаптированный набор для детей, реклама
В сёги существует сложная система присвоения рейтингов – от ученических «кю» до профессиональных «данов» и выше, вплоть до чемпионских титулов. Почётное звание Мэйцзин сперва было наследственным, сродни фамилии, после стало переходящим. Позже появились и другие титулы: Рюйо, Кисэй, Ои, Одза, Осё и Кио, за обладание которыми сражаются около 200 профессиональных игроков. Каждый год обладатель титула защищает его от претендента, выбранного в турнире с системой выбывания.
Напоследок надо добавить, что если шахматы дались компьютеру довольно легко, то сёги стали для машины крепким орешком. Уровень сильнейшей программы долго не мог превзойти уровень крепкого любителя, и только спустя 35 лет, 12 октября 2010 года чемпионка среди женщин Итие Симидзу была обыграна компьютерной программой «Akara 2010». В последующие годы программы «Bonanza», «Akara» и «Bonkras» победили в нескольких любительских турнирах.
   Существует два варианта разметки фигур: классическая, в два иероглифа (на схеме слева) и упрощённая, с одним (справа).
Сёги - классическая разметка Сёги - новая разметка
Простые кандзи, заметные различия в величине фигур и однозначная ориентация плашек на доске (чего не скажешь о китайских шахматах) помогают быстрее адаптироваться к японской игре. После небольшой практики начинаешь довольно уверенно ориентироваться, тем более, что многие иероглифы напоминают прототипы даже визуально – Золотой генерал (фигурка самурая в характерном шлеме), Серебряный (такой же «самурай», только поменьше и с флажком), Слон (фигура с хоботом и бивнями), Дракон-Король (взлетающая тварь со змеиным хвостом), Копьё (фигурка в тяжёлой броне с копьём наперевес, напоминающая вертолёт с винтом на холостом ходу), пешки с саблями наголо и т.д.
金 銀
В конце концов, уметь играть на самом деле не так уж важно. В этом смысле можно привести слова известного популяризатора сёги – Умэдо Мочиа: «В сёги сложно играть […] Однако наслаждение от просмотра игр получать в целом не столь сложно. Чтобы "смотреть и наслаждаться сёги", не требуется ни сложных умений, ни способностей хорошего игрока».
Приглашение к сёги
   В марте 2012 года азиатский мир был не на шутку взволнован появлением сильного игрока из Европы – 20-летней польской студентки Каролины Стычиньской, которая на почве увлечения аниме и мангой «заболела» сёги и за 4 года добилась таких впечатляющих результатов, что получила в Японии 4-й любительский дан и теперь намеревается стать первым иностранным профессиональным игроком в сёги. Пока подобное расценивается как экзотика, даже аномалия, но кто знает, какие перемены ждут нас в будущем, когда классические шахматы окончательно рухнут в ничейную пропасть?.. Сёги вполне способны занять их место.
Игра в сёги, анимэ

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
nikab
Jul. 11th, 2012 03:34 am (UTC)
Вот во что мы непременно сыграем! Мне страшно понравилось и я даже правила не забыла.
skyruk
Jul. 11th, 2012 08:38 am (UTC)
Ага, надо, надо!
Надеюсь, чему-нибудь хорошему тебя тот гениальный японский мальчишка всё же успел научить.
flower53
Jul. 11th, 2012 07:27 am (UTC)
Отлично! Как раз думал, когда же продолжение)
skyruk
Jul. 11th, 2012 08:36 am (UTC)
Очень много времени и сил ушло на статью. Будет довольно большое отступление про "боевые гонки" - ещё одного предка шахмат, своего рода "недостающее звено".
flower53
Jul. 11th, 2012 09:23 am (UTC)
Про тайкёку-сёги я раньше слышал, но был рад прочитать про неё подробнее. Особенно порадовали названия фигур.
skyruk
Jul. 11th, 2012 10:13 am (UTC)
О, да.
В англоязычной википедии хорошая статья и полный перечень фигур и правил, с толкованием неясностей и историческими справками.
black_kyr
Jul. 11th, 2012 07:33 am (UTC)
Со стороны это кажется дико сложным. Не со стороны, впрочем, тоже: у меня была игра из этой же серии, "Хасами шоги", если не ошибаюсь, я так и не въехал в ее правила... Но все равно интересно, спасибо большое за статью. :)
skyruk
Jul. 11th, 2012 08:31 am (UTC)
Когда обучаешься играть с программой, всё проще -она не даёт делать запрещённые ходы. В реале, на доске легко ошибиться, нужен учитель.
Хасами шоги (вернее, Дай-хасами-сёги) - это зажимная игра по типу римских латрункулей, в которую просто добавлено "правило пяти". Выстроенный ряд из пяти шашек выигрывает, только он должен находиться вне домашних рядов, иначе игра бы никогда не началась. Попутно можно рубить фишку, и даже целый ряд фишек, зажав её или его с обоих концов, - как в реверси, только фишки не меняют цвет, а снимаются с доски.
vladimir_v_y
Jul. 11th, 2012 07:40 am (UTC)
Shion no Ou
http://www.world-art.ru/animation/animation.php?id=6651
Единственное известное мне аниме, посвящённое сёги.
skyruk
Jul. 11th, 2012 10:16 am (UTC)
Стычиньска, насколько я помню, впечатлилась каким-то эпизодом в "Наруто":
"Стычиньска впервые познакомилась с сёги 4 года назад, когда она читала «Наруто» - популярные японские комиксы манги, издатель которых (Shueisha Inc) заявляет, что они были переведены более чем на 30 иностранных языков, включая английский, французский и польский.
Главный герой Наруто, ученик ниндзя, и его друг играли в школе ниндзя в настольную игру, с которой Каролина не была знакома. Заинтересованная этим эпизодом в комиксе, Стычиньска стала искать в интернете что же это за игра, и натолкнулась на видео, объясняющее азы сёги на английском языке."

Edited at 2012-07-11 10:35 am (UTC)
vladimir_v_y
Jul. 11th, 2012 11:06 am (UTC)
Отдельные эпизоды с игрой в сёги попадаются достаточно регулярно. Наруто не смотрел, но навскидку могу вспомнить одну из серий Samurai Champloo.
http://samuraichamploo.russelldjones.ru/5.htm#det4

А вот целый сериал о сёги - только один.
skyruk
Jul. 11th, 2012 11:39 am (UTC)
У японцев почти о каждой отечественной настольной игре сняты аниме и написаны многотомные манги. Жанр такой, спортивная манга. "Хикару и го" (без комментариев), "Саки" (о девочке - гении маджонга, вернее, "мадзяна"), "Король Сиона" - про сёги... Про рэндзю, правда, не встречал.

Edited at 2012-07-11 11:40 am (UTC)
chilly_67
Jul. 11th, 2012 08:22 am (UTC)
Удивительная игра! Гипердоска 36x36 нокаутировала.
Совсем недавно видел доски (ну и весь набор, как я понимаю) 9x9 и 12x12. Постоял, посмотрел, даже не спросил сколько стоит.

Спасибо! Очень интересно! И ведь соберусь как-нибудь (:))
skyruk
Jul. 11th, 2012 08:35 am (UTC)
Да 36х36 - просто monstrum magnum. Даже концепция такой игры в голове не умещается.
9х9 и 12х12 - Не совсем понимаю, о каком наборе идёт речь :) Я крайне редко видел в продаже сёги (если честно - только два раза) и оба раза не купил. Это были явно дешёвые японские наборчики с бумажной доской, в бумажной коробке, но стоили они как чугунный самолёт, а играть мне всё равно было не с кем.
А когда понадобилось, я такой набор сам сделал и подарил друзьям из Перми. Кстати, надо попросить их выложить фотки.
chilly_67
Jul. 11th, 2012 08:48 am (UTC)
Я так думаю, набор самый обычный, походный - доска, ларчик для фигур. На 9x9 одна парочка играла, 12x12 лежали в сторонке. Самоделы, так мне кажется. Хотя и не присматривался, не спрашивал.
haritonoff
Jul. 11th, 2012 09:46 am (UTC)
Сделай сёги со стрелочками - себе, чтобы были. При встрече сыграем.
skyruk
Jul. 11th, 2012 10:12 am (UTC)
Да пожалуйста :)
Отпечатать на принтере - две минуты :)
Учи матчасть.
dsgtq_qfle
Jul. 11th, 2012 11:12 am (UTC)
Впечатлило! Наверно, самурайские игроки на ней тактику отрабатывали.
(Игрок проиграл потому же, почему нельзя втыкать палочки в еду вертикально?)))
skyruk
Jul. 11th, 2012 11:36 am (UTC)
Горизонтально - тоже моветон :)
dsgtq_qfle
Jul. 11th, 2012 11:44 am (UTC)
Или потому что кто-то посторонний лапает его фигуры?))
skyruk
Jul. 11th, 2012 12:16 pm (UTC)
Думаю, фигурам пофиг кто их лапает - снятый с доски самурай автоматически становится ронином и подлежит перевербовке :)
daddycat
Jul. 11th, 2012 08:17 pm (UTC)
Ой как интересно... Все описания игр уже отследить не могу -- слишком круто и сложно, но это упустить было нельзя! А "наследные принцы, посредники, собаки, огненные демоны, дьяволицы, медные, железные и каменные генералы, фениксы, «небесные тетрархи», пьяные слоны и слоны-генералы, рогатые соколы, парящие орлы, свирепые леопарды, белые лошади, львы, грифоны, слепые тигры и слепые медведи, вольные кабаны, китайские петухи и аисты-заклинатели, ослы, козероги, водяные буйволы, летучие мыши, летучие олени и летучие быки, старые крысы и старые обезьяны, кошачьи мечи и даже кит." -- перечень действующих сил на хорошую фэнтэзи!!!
skyruk
Jul. 11th, 2012 08:53 pm (UTC)
Ты бы видел полный список, Сева :)
daddycat
Jul. 14th, 2012 09:28 pm (UTC)
Молча завидую... :)
reserviordog
Aug. 8th, 2013 08:09 am (UTC)
Да-да. Или на русские названия карт из MtG.
goshinberg
Sep. 18th, 2012 08:49 am (UTC)
просвети что за загадка Рудраты?

и в очередной раз спасибо за инфо (стоит ли в последствии приписывать подобный коммент к твоим игровым постам? поскольку мне он кажется само-собой разумеющимся)
skyruk
Sep. 18th, 2012 07:12 pm (UTC)
Стоит, конечно.
Мне радостно, что моя работа кому-то нужна.
Индийский поэт Рудрата в своём трактате «Кавьяламкара» («Витиеватая поэзия», ок. 900 г. н.э.) приводит три стихотворных задачи на половине шахматной доски (4 горизонтали и 8 вертикалей), где в каждой клетке расставлены слоги – чтобы понять текст, нужно обойти все клетки ходом определённой шахматной фигуры (эти задачи даны для обхода ладьёй, слоном и конём, их решения известны из более позднего комментария к трактату). Ход слона там старинный, "пятиконечный".

Edited at 2012-09-18 07:14 pm (UTC)
goshinberg
Sep. 18th, 2012 07:53 pm (UTC)
Re: Стоит, конечно.
да бурная у тебя реакция на хвалу))) (у меня показало что ты 4 раза один и тот же коммент запостил)))
skyruk
Sep. 18th, 2012 08:05 pm (UTC)
ПерфекционизЬм
Это поправки к загадке и исправление орфографии.
reserviordog
Jun. 27th, 2013 10:38 am (UTC)
Спасибо
Шикарный пост про мою любимую игру. После сёги традиционные шахматы действительно кажутся скучными.
skyruk
Jun. 27th, 2013 12:31 pm (UTC)
Re: Спасибо
Рад ещё раз приветствовать любителя сёги :)
Я в следующую неделю начинаю работать над комплектом для игры - буду делать буковые фишки.
reserviordog
Jun. 28th, 2013 02:40 am (UTC)
Re: Спасибо
Превосходно. Ждём фотоотчет)))
skyruk
Aug. 5th, 2013 04:45 pm (UTC)
Re: Спасибо
Сами фишки уже сделал, осталось разметить их, протрафаретить и сделать адекватную доску из фанеры потолще, чтоб стук был соответствующий. Покамест в одиночестве тренируюсь бить ими по столу так, чтоб доминошники завидовали :)
Леонид Морев
Jul. 31st, 2013 09:29 am (UTC)
У вас написано, что основания королей подписаны, чтобы игрок не запутался. На самом деле, там написано имя мастера, сделавшего набор и название шрифта. http://www.youtube.com/watch?v=QTHEVwtmsXo&list=SP587865CAE59EB84A
skyruk
Aug. 5th, 2013 04:16 pm (UTC)
Да, я уже давно знаю, что ошибся. Но как-то руки не доходили исправить. В рукописи исправил, а в посте нет... Спасибо, что напомнили, а то я совершенно замотался.
Даниил Фролов
Mar. 12th, 2014 02:58 pm (UTC)
"Параллельно с вопиющей гигантоманией шла миниатюризация игры; мелкие разновидности дожили до наших дней, даже пополнились несколькими новыми" - ошибочка. Все малые варианты - современные (самый старый - Тори-Сёги - в девятнадцатом веке создан), и даже не все изобретены японцами (в частности и самые маленькие - 3х3, 2х3, 1х2).
В средневековье изобретали только большие варианты. И огромные.
Что, однако, верно, не только для сёги, но и для западных шахмат и шатранджа, мода на минитиатюризацию только в том же девятнадцатом веке пошла. Разве что, в Китае в древности были какие-то малые шахматы с ныне неизвестными правилами.
( 36 comments — Leave a comment )