?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сенет


 Моё знакомство с этой игрой произошло случайно. Те, кто смотрел сериал «Lost» (и главное – досмотрел его до конца), должны помнить, как юный Джейкоб нашёл на берегу коробку с игрой и потом резался в неё со своим "тёмным братом" при каждой встрече, пока эти двое не разругались окончательно. Я никогда не видел ничего подобного: продолговатый ящичек вроде школьного пенала, игровое поле с иероглифами, пропорциями и разметкой напоминающее то ли плитку шоколада, то ли карточку от русского лото, неустановленное количество фигур, палочки вместо игральных костей… Шашки? Нарды? Змейки-лесенки?

 Создатели сериала вполне могли бы выдумать её, как придумали многое другое, но через пять минут поисков я с удивлением обнаружил в Интернете дюжину упоминаний об этой игре. Оказалось, она называется «Сенет». Вот что мне удалось о ней разузнать.
 1. Что такое Сенет.
 Сенет (реже - "Сенат" и совсем уж редко - "Сенета". Видимо, последнее правильно, поскольку в оригинале слово женского рода, но в русском языке устоявшейся является мужская форма "Сенет"). Эта древнеегипетская настольная игра для двоих отдалённо напоминает нарды, хотя родство сомнительное. Вряд ли нарды ведут свою родословную напрямую от Сенета: идея подобных «догонялок» достаточно элементарна, чтоб возникнуть на пустом месте. «Гиена», «тхаайям», «пачиси» – у многих народов была такая игра, нарды просто оказались самой сбалансированной её разновидностью. В Древнем Египте было несколько популярных игр на доске, из них Сенет был наиболее важной в культурно-религиозном аспекте.

 Как светское развлечение Сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), в более поздние времена он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово senet означает «прохождение», а в письменном языке этот иероглиф означает слово men – «выдерживать испытание»). Считалось, что его придумал Тот – бог знаний и мудрости, но это уже из области мифов.

 С потомками Сенета не всё ясно, а вот предтечей его является шумерская игра, найденная в царских гробницах города Ур (Месопотамия). Среди историков и искусствоведов нет единого мнения о том, как она называлась, и сегодня она известна как «Игра из города Ур» или просто «Ур». Увы, но о её правилах известно не много. Ясно только, что это древнейшая известная игра с передвижением шашек по доске с устоявшимися и общепринятыми правилами. Набор, который хранится в Британском музее, включает в себя доску, 14 фишек и 3 тетраэдра. Он исключительно красив и великолепно сохранился, а между тем, ему около 5000 лет! Голова кружится от мысли, что с того момента, когда игроки последний раз расставляли для игры эти фишки, сменилось 100 поколений.

Древние египтяне очень любили Сенет, изображения игры встречаются на многочисленных табличках, рисунках и папирусах. Ей уделяли время и простолюдины, и цари. Люди уже тогда были азартны, играли на деньги, на интерес, а также ради гадательной практики.

Хотя правила игры не были известны археологам, её связь с представлениями древних египтян о загробной жизни не подлежала сомнению: Сенет упоминается в главе 17 Книги Мёртвых и других религиозных текстах Нового царства, а на фреске из гробницы Нефертари (не путать с Нефертити) царица играет с невидимыми силами потустороннего мира; доска отождествляется с путём её души, и победа означает счастливое преодоление ею всех опасностей и новую жизнь.


 Из-за элемента удачи, присущей Сенету, считалось, что успешный игрок находился под защитой богов. В папирусе времён Рамсеса III найдено заклинание магического характера для игры в Сенет. Вот оно (читать не обязательно, хотя оно занятное):
 «Жертва, которую даёт царь Ра, Атуму, Уннофру, Господину Тридцати, Анубису, Тоту, Маат, Великой комнате Прекрасного дома, Хека, Шу, Сиа.
 Да дадут они мне вступить в Зал тридцати, чтобы я стал тридцать первым около бога.
 Я приближаюсь к Мехену, я поднимаю его фишки и кладу их в место, в которое я хочу.
 Я делаю моё место в доме Тота, я борюсь с ним (с противником).
 Я вижу Нейт, которая держит свои руки над символом Осириса.
 Я открываю прекрасный дом, в котором Маат.
 Бог принимает меня в число тридцати.
 Определены 'столб Осириса' и 'кровь Исиды'.
 Я вижу Буто в её образе на стороне дома Мут.
 Моё сердце разумно, оно не забывает (?), моё сердце открыто (?), ведь я руковожу его игрой против меня (?).
 Я приношу ему его фишки, его пальцы дрожат, его сердце бежит со своего места, он не может ответить.
 Я живу в доме Ориона, я живу в вечности.
 Я иду дальше под правильным руководством вместе с солнцем в дом того, кто обновляет жизнь, мой двойник ожидает в доме Ихи, я встречаю его, я поднимаю мою фишку к
 Я встречаю его в Прекрасном доме.
 Я поднимаю три фишки и нахожу две фишки, мой двойник позади меня.
 Я беру мою фишку и ставлю её в место, в которое я желаю.
 Меня ведут в преходящем, я знаю о том, кто в доме.
 Я знаю их имена, писец, который измеряет свои владения, не известен.
 Мехен даёт мне свидетельство, он даёт мне хлеб в дом хлеба, прохладную воду в дом прохлады.
 Мои фишки известны в прекрасном доме, я полностью в прекрасном флигеле.
 Мои фишки впереди, мои пальцы, как шакал, когда тащит ладью wjA.
 Я забираю его фишки и бросаю его в воду, чтобы он утонул со своими фишками. 'Ты оправдан', - говорит мне Мехен.
 Моё сердце.»

____________________
* (Перевод цитируется по работе: Ходжаш С.И. «Фишки и игральные кости для игры в Сенет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». // ВДИ. 2003. 1. 85-90.)
 Сейчас этот папирус хранится в Каирском музее. Для непосвящённого документ совершенно непонятен, даже хуже – «понятен наоборот», как «Баллада о Бете-2» из одноимённого рассказа Самюэля Дилэни. Однако всё проще, чем можно подумать.
Меж тем прошли века, и страна фараонов одряхлела. Наступила эпоха Александра и Птолемея, а потом и римского завоевания. У греков и римлян уже были собственные прото-шашки – петтея и латрункули, и свои, более прогрессивные гонки на доске - Дуодецим и Табула, а для тех, кто не любил думать – кости, Туррикула и самая плебейская игра «Орёл или Решка» (в римском варианте – «Голова или Корабль»). С закатом египетской цивилизации, на долгие столетия канул в пески и ни в чём не повинный Сенет.

 2. Как возрождали Сенет.
 Манера египетского рисунка такова, что изображения древности, при всей их точности, не позволяют сделать выводы ни о форме доски, ни о количестве фигур.


 Доходило до смешного: современные художники, вдохновлённые сенсационными открытиями египтологов, иногда изображают древних игроков за шахматными столиками нынешнего образца 8х8, хотя ещё в начале XX века археологи обнаружили в гробницах древних царей эти загадочные палетки и коробочки, похожие на косметички.

 Доски для Сенета делали из камня, керамики, но чаще всего из дерева (иногда – с мозаичными вставками из камня, эмали и алебастра), которые к эпохе Нового Царства приняли каноническую форму удлиннённого продолговатого ящичка. Но если раньше археологам попадались лишь фрагменты досок и разрозненные фишки, то в гробнице юного Тутанхамона, например, обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности. Один из них, чёрный с золотой инкрустацией, на специальном столике с ножками в виде львиных лап является непревзойдённым образцом позднего египетского искусства, практически элитным «Гобаном» своего времени.

 Правды ради следует сказать, что и «дорожный» Сенет с двумя ящичками (на первом снимке он внизу) не уступает ему по лаконичности стиля и изысканности отделки. Фараон Аменхотеп III тоже был страстным любителем Сенета и по сегодняшним меркам считался бы гроссмейстером, о папирусе Рамсеса III уже говорилось.
 Так или иначе, спустя почти тысячелетие Сенет вернулся в мир живых. В современном Египте продолжают играть в Сенет и гордятся его древностью, хотя на самом деле большинство дуется в догонялки «Собаки и Шакалы» а туристам впаривают бейсы с вышивкой и корявое подобие изысканной доски Тутанхамона.

 В Америке и Европе Сенет производят несколько мелких фирм и любительских мастерских, он довольно популярен как развивающая игра для детей, красивый офисный аксессуар и оригинальный подарок, а упоминается не только в сериале «Lost», но и в компьютерной игре «Лара Крофт». Некоторые изделия и концепты восхищают необычными идеями – даже не сразу поймёшь, что это игра.


 Написано и несколько программ для игры на компьютере и телефоне. И пусть настоящие правила игры не сохранились, существует несколько реконструкций предполагаемых вариантов, воссозданные исследователями (да и вряд ли они были сложны: недаром мальчишки из сериала разобрались в нём без всяких подсказок).
 К тому же, не исключено, что в разных областях Египта в Сенет играли по различным правилам, так же, как сегодня играют в «короткие» и «длинные» нарды. В Сенет играют на поле 3 на 10. В сущности, это одна длинная дорожка, для удобства изогнутая как змея. Она вполне бы уместилась на поле 5 на 6, и может, даже лучше получилось бы (вверху в два ряда расположились бы фишки, а внизу – пять домов), однако доски подобного типа никогда нигде не находили.

 Не знаю, почему египтяне предпочли форму пенала, когда все другие народы выбрали плоскую шкатулку, это какая-то культурная загадка. Хотя нельзя не признать, что доска в три дорожки как-то интуитивно понятнее, да и в поворотах не запутаешься.
 В распоряжении играющих по 5 фишек: «катушки» против «конусов» (в старых Сенетах из гробниц III Династии фишки ещё архаичной формы, в виде «башенок» и «лепёшек»).

 Эти 10 фигурок по-египетски назывались Ibau – «танцоры». Если вдуматься, это очень символично: большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями (в шахматах так и вовсе сражаются две армии), и только у египтян в основе «прохождения» лежал танец. Обычно фишки одноцветные, хотя встречаются и раскрашенные комплекты, и даже фишки в виде звериных голов и фигурок связанных пленников, но об истоках подобной традиции я, пожалуй, расскажу позже.
 3. Как играть в Сенет.

 Перед началом фигурки расставляют на первых 10 клетках (в верхнем ряду), чередуя «катушки» и «конусы», после чего определяют порядок ходов, подбрасывая четыре палочки с отметкой на одной стороне. Древние египтяне гадали на плоских палочках, окрашенных с одной стороны в белый, а с другой – в чёрный цвет. Их сжимали в кулаке (или, что более вероятно – между ладонями, как бы молясь богине удачи), подбрасывали или просто роняли на пол и считали, сколько палочек упало белой стороной вверх. Палочки называли «пальцами» (по-египетски «дьебао») и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи на фалангах пальцев.


 Очки определяли так:
 * 1 палочка упала белой стороной вверх – 1 очко
 * 2 упали белой стороной вверх – 2 очка
 * 3 – 3 очка
 * все 4 – 4 очка
 * все упали ЧЁРНОЙ стороной вверх – 5 очков
 Сначала игроки разыгрывают ход – тот, кто первым выбросит «1», получает "Катушки" и ходит первым. Для хода игрок вновь бросает палочки, пока не выпадет 2 или 3. От того, сколько очков выпадет, зависит, на сколько клеток вперёд нужно передвигать свою фигурку. Правила Сенета относительно просты и сводятся к прохождению по клеткам по маршруту в виде буквы «s» (а точнее – прописной кириллической «г») с некоторыми особенностями продвижения на последних клетках.
 * Фигура может перепрыгивать через другую фигуру. Через две фигуры, стоящие друг за другом, перепрыгивать нельзя.
 * Если на нужном поле уже стоит фигура соперника, можно «съесть» её и вернуть в начало, если рядом не стоит другая фигура соперника. Это правило я понял не сразу, уж больно корявая формулировка. Срубленная фигура уходит на поле, откуда противник начал ход. Иначе говоря, они просто меняются местами.
 * Если на нужном поле уже стоит своя фигура, вставать на то же поле нельзя.
 * Рубить можно только ОДИНОЧНУЮ фишку. Две рядом стоящие фишки нельзя рубить и перепрыгивать: одна "охраняет" другую.
 *  Тройка, наоборот - "разбивается" срубанием серединной фишки; четвёрка - срубанием любой из двух серединных фишек, насчёт 5,6,7 ничего внятного сказать не могу.
* Если ходить вперёд нельзя, нужно ходить назад. Рубить при этом можно на общих основаниях (хотя, как показывает опыт, рубка при этом невыгодна, ибо противник уходит вперёд).
* Если ходить вообще некуда, ход пропускается. После поля №26 (Дом Красоты) пропускать ход нельзя – любой бросок определяет судьбу фишки.
* В конце последнего ряда есть несколько особых полей, отмеченных иероглифами. Это так называемые «Дома», и в каждом действуют свои, особые правила.

 Значения "Домов" (отмеченных полей):
 * Поле №15 – «Дом Возрождения» – стартовый квадрат, отмеченный египетским символом жизни, знаком «Анкх» – сюда возвращаются фишки, потерпевшие неудачу в Доме Воды (№ 27) или в Доме Красоты. Если фишка отброшена в Дом Возрождения, а он уже занят фишкой противника, то противник удаляет свою и начинает с начала этой фишкой. Если Дом Возрождения занят своей фишкой, входящая фишка ставится на клетку 14.
* Поле №26 – Per Nefer («Дом Красоты» или «Дом Счастья»), отмеченный изображением музыкальных инструментов – все фишки заканчивают ход здесь, даже если выброшено достаточно очков, чтобы пройти дальше. По достижении Дома Красоты фишка не может быть срубленной, рубить, ходить назад и пасовать, но получает дополнительный ход, определяющий её «судьбу». Если выпало 5, фишка заканчивает игру. Если 1 (или 2, 3, 4, но ходить нельзя – поля впереди заняты) – попадает в Дом Воды. Если же выпало 1, а Дом Воды уже занят, фигура возвращается в Дом Возрождения (если и 15 занято, то на 14). Если выпало 2, 3 или 4, и поля свободны – входит в один из домов.
 * Поле №27 – Per Mu («Дом Воды»), отмеченный изображением волн – если фишка оказалась здесь, судьба её зависит от количества выпавших очков. Если выпало 4 – фишка заканчивает игру, если 1, 2 или 3, то фишка возвращается в Дом Возрождения, а если 5 – остаётся на месте.
 * Поле №28 – «Дом Трех Истин» с изображением трёх геральдических ибисов – фишка, остановившаяся здесь, может покинуть доску, только если выброшено 3 очка. При другом результате остаётся на месте.
 * Поле №29 – Per Re-Atoum («Дом Ра-Атума») с изображением двух коленопреклонённых людей – фишка, остановившаяся здесь, может покинуть доску, только если вы выбросили 2 очка. При другом результате остаётся на месте.
 * Поле №30 – Фишка может покинуть игру при любом количестве выброшенных очков. На последнем поле иногда рисовали изображение сокола, несущего солнечный диск, или просто круг с точкой как символ Солнца, или единичку, но чаще всего оно традиционно оставалось пустым: и так понятно.
 Побеждает тот, кто первым выведет все свои фишки за пределы доски.
4. Как я делал Сенет.
 Признаюсь, как только я увидел Сенет на экране, я понял, что хочу иметь такую игру.
 Казалось бы, чего проще – взять картонку, десять камушков, четыре палочки от эскимо, разлиновать поле на 30 клеток – и готово дело, играй на здоровье. Но мне подобный подход неприятен: как-то это слишком примитивно. В отношении настольных игр я иногда веду себя как упёртый маньяк, мне хочется, чтобы всё было эстетично. А то плоды усилий некоторых «умельцев» в этом смысле ужасают: не то что в них играть – подходить к ним неприятно, а некоторые иначе как курьёзами не назовёшь (хотя бетонный дворовый Сенет из дорожных конусов и кабельных катушек реально внушает).

 В Сети встречаются хорошие фабричные изделия, а также творения мастеров-любителей. Большинство придерживается канонической формы ящичка, и наверное это правильно.



 Образцом для Сенета в сериале «Lost» послужил совершенно прелестный реальный исторический комплект из гробницы Аменхотепа III: у него такая же лазурная окраска, приподнятые (а не утопленные) клетки поля и шашечный узор на торце ящичка. Египтяне вообще любили голубое и жёлтое: это цвета Неба, Солнца, Нила и песка. Правда, у него более «академичная», светская разметка игровых полей, вместо сложных иероглифов эпохи Нового царства – схематичные значки: анкх, круг, крест и числа III, II и I. Аменхотеп III - фараон XVIII династии, правивший в начале XIV в. до н. э., был для своего времени очень прогрессивным правителем. В период его царствования Египет достиг наибольшего могущества. Аменхотеп был дружен с царями Вавилона, Миттани и Кипра.

 В сериале снимались два комплекта Сенета – целый (но слегка обшарпанный) и «обгорелый», оба были проданы на аукционе по окончании съёмок, их стартовая цена составила 500 и 300$ соответственно.


 Я с трудом представляю, как можно без фрезы вырезать такие ровные канавки между клетками, как в Сенете из сериала. Тут требуется мастерское владение резцом (да и хороший резец не помещает). Потому, поразмыслив, я взял за образец Сенет Тутанхамона: он тоже с рельефным полем в виде решётки и выдвижным ящичком для игровых принадлежностей – мне понравились его строгие формы и чёрно-белая раскраска. Вот его "дорожный" вариант.

 В горе строительного мусора за магазином я нашёл сломанный ящик из-под фруктов: дощечки от него 5 мм. толщины мне вполне подошли (хотя в ширину могли быть и побольше). Решётку я вырезал из тонкой фанеры и приклеил на коробку сверху, предварительно покрасив в чёрный цвет, а «танцоров» выстругал из дерева, выбрав каноническую форму – катушки и конусы. Изначально я планировал сделать на ящичке ручку-задвижку по примеру египетских мастеров, но после сборки детали совпали так точно, что это не понадобилось. Профессионализм не пропьёшь.


 Из-за ограниченных возможностей материала у меня получился сильно уменьшенный вариант Сенета (255 х 80 х 50 мм). На всё про всё ушло четыре дня. Я бы управился быстрее, когда б не клей, краска и лак – по очереди они долго сохнут. Малые размеры тоже усложнили дело – под прессом такие тонкие дощечки перекосятся, а без специальной струбцины сложно стянуть детали под углом. Вообще, эта простенькая с виду игра оказалась на редкость трудоёмкой в изготовлении.
 Зато – вуаля – вот он, мой собственный Сенет! Игра, которую в России невозможно купить уже как минимум две тысячи лет. Ничем не хуже фараонского :).


 Проверка эргономики набора выявила пару недостатков. Во-первых, основание фишки ненамного меньше клетки, при таких размерах и наличии перегородок фишки норовят перекоситься. «Катушки» оказались особенно "ковырячими", и даже уменьшение высоты не спасло дела. Чего греха таить – с катушками я перемудрил, надо было сделать им «талию» потолще. Из-за тесноты на доске такую фишку трудно ухватить (а особенно трудно снять фишку противника и сразу поставить свою одной рукой, как мы привыкли делать в шахматах). В разгар партии хочется играть быстрее, а тут вдруг выясняется, что Сенет не терпит суеты. Взрослые-то справятся. А дети? Во-вторых, фишки и палочки внутри упираются и заклинивают ящичек, мне пришлось добавить ещё одну, внутреннюю крышку (нет худа без добра: содержимое коробки заодно перестало греметь и выпадать при случайном открытии). Выводы: поля на доске нужно делать больше, фишки – меньше, сами фишки снизу утяжелить, а получившийся комплект считать дорожным вариантом. Я купил 14 неодиомовых магнитов и вмонтировал их в основания фишек, нарезал из магнитной резины квадратиков и вклеил в ячейки, заклеив их сверху тонким грунтованным картоном. Фишки перестали падать даже при хорошем сотрясении. В общем, я своим Сенетом доволен.
 Теперь что касается играбельности.
 Как всё неизвестное, игра на некоторое время меня просто очаровала (не зря же она была так популярна в Египте на протяжении тысячи лет!), но потом возникли вопросы. Хоть она и близка по тактике прохождения к нардам, некоторые участки игрового поля в Сенете имеют неравнозначное значение и зависят от иероглифа, написанного на нём. Доска только кажется маленькой, на ней 30 полей, а это половина шахматной (в нардах 24, но там на одно поле можно ставить несколько шашек).
 Основными приёмами в игре являются рубка и запирание, а также специфические свойства последних пяти клеток. Как следствие, медлительный в начале, к середине партии Сенет превращается в азартную затяжную «мясорубку», бешеный танец с обменом партнерами, а к финалу – в гонки на выживание. Если в нардах сдвоенные шашки нельзя рубить, но можно проходить, в Сенете такого правила нет: сдвоенные фишки перекрывают путь, а защитить одиночную фишку от рубки можно только достигнув 26-й клетки (Дома Красоты), но тогда наступают другие проблемы (дополнительный бросок с угрозой попадания в Дом Воды, а там ещё один – и запросто можно откатиться в Дом Возрождения).
 Стремительность нард обусловлена наличием двух кубиков D6, встречным движением в разные дома, и правилом удвоения после дуплета. Сенет же полностью «заточен» под другой генератор случайных чисел, это придаёт ему особое очарование, и в то же время слегка раздражает. Помните про палочки?
 
 Несложно подсчитать, что чаще всего при такой системе выпадает двойка (6 из 16 бросков), за ней идут единица и тройка (4 из 16), а 4 или 0 (то бишь 5) — реже всего (по 1 броску из 16). Для наблюдательного игрока подобная закономерность – дополнительный тактический приём: ясно, что между фишками выгоднее держать дистанцию в 1 и 3 клетки (не говоря уже о четырёх и пяти), в то время, как две – уже опасно. В то же время, из-за этой чехарды двоек и троек фишки порой долго и уныло плетутся по второй линии, наступая друг другу на пятки, словно Ахилл и черепаха, пока в дело не вмешается ещё пара танцоров. Из-за этого игрокам положены дополнительные броски, если выпадает 4, 5 или 1. Если выпадает 2 или 3 - ход переходит к сопернику.
 Однако меня поджидало и необычное открытие: попытка играть в Сенет с обычным кубиком заметно портит удовольствие от игры. Палочки не дают этой, в общем-то, короткой игре свестись к примитивной торопливой пробежке из пункта «А» в пункт «Б», а выпавшие на них четвёрка и пятёрка радуют куда как больше (например, побег из Дома Красоты и особенно – из опасного Дома Воды в случае с палочками становится редкой и очень приятной удачей). Помимо прочего, палочки не встают на ребро, приятны на ощупь, забавно стучат, выпавший на них результат виден издалека, да и вообще бросать их довольно весело и непривычно (хотя собирать каждый раз утомительно). Опять же, если хочется сыграть, а палочек нет, их спокойно заменят четыре монетки.
 5. Младший брат Сенета.
 А вот это интересно. В Сенете был ещё один нюанс: по канонам Древнего Царства фишек в игре было 14 (7+7), как в игре Ур. В более позднем варианте их количество уменьшилось до 10 (5+5).
 
 Думаю, это было связано вот с чем: примерно во время XVII династии в Египте стали появляться доски для Сенета, на обороте которых была более короткая (на 20 клетках) игра «Тьяу» (Tjau – возможно, «Разбойники»), а в неё как раз играют десятью фишками.

 Как ни странно, уменьшение количества фишек благотворно повлияло и на канонический Сенет. При 14 фишках для начального маневрирования игрокам отведено всего 10 полей – с 16-го по 25-е, и фишки просто не успевают как следует «разбежаться». Надо сказать, что игроки в середине игры отнюдь не спешат поскорее достигнуть Дома Красоты: уж слишком велика опасность загреметь оттуда в Дом Воды и там утонуть, а в варианте с 14 фишками эта «середина игры» наступает слишком быстро. В итоге перед Домом Красоты зачастую образуется затор, а в середине поля – толкотня и нудная перетасовка, если часто выпадают единицы. Моё мнение таково: «малый» Сенет с десятью фишками реально играется быстрей и веселей, а «большой» стоит играть, если уж очень хочется или нужно скоротать время. А ведь находились любители сыграть в Сенет и с 20-ю фишками! В любом случае, о старой расстановке нам всегда напоминает местоположение Дома Возрождения на поле №15.
 Внимательный читатель заметит, что у комплекта Тутанхамона сдвинуто месторасположение Домов. Сперва я думал, что это следствие появления новых игральных костей 4D, потом предположил, что виной тому реформы фараона Эхнатона, который, как мы помним, "отменил" старых богов, а после смерти был проклят и предан забвению (кто знает, какие изменения испытывала в эти годы древняя игра), но всё оказалось намного хуже. На старых чёрно-белых снимках, сделаных сразу после раскопок, отчётливо видно, что расположение Домов на Сенете Тутанхамона вполне традиционное. Вероятнее всего, египетские горе-реставраторы с благими намерениями разобрали заветный ящичек, но потом забыли, где что находилось. Отвратительно. Экспонируется он тоже однобоко - всегда одной стороной к посетителям, как Луна на небе. А между прочим (мало кто это знает) там, на обратной стороне такая же прекрасная доска для Тьяу.
 6. Загадки старого Сенета.
 В процессе игры у меня возникло несколько вопросов и неясностей.
 * Первый вопрос: есть ли переход хода после попадания фишки в Дом Воды из Дома Красоты после дополнительного броска? Иначе говоря: требуется сразу сделать второй дополнительный бросок, или всё-таки перед этим один раз ходит противник? Я склоняюсь к последнему, иначе Дом Воды почти всегда будет пуст (если только при втором дополнительном броске не выпадет пятёрка), но в правилах есть уточнение на случай, если он занят. Тогда, видимо, при переходе хода этот второй, «судьбоносный» бросок обязателен: игрок не может двигать и рубить другие фишки, пока не решится участь его «тонущей» фишки в Доме Воды.
 * И второй вопрос: как поступать с фишкой в Доме Трёх Истин или в Доме Ре-Атума, если эти фишки – последние (или все другие заперты), а положенное количество очков не выпало? Ведь фишки на пяти последних клетках не могут ни рубить, ни пасовать, ни двигаться назад, а выйти из этих Домов могут, только если выпадет, соответственно, 3 и 2. Логичнее всего было бы отправить её в Дом Возрождения, но с какой стати? Значит, остаётся пас… но пасовать нельзя! Видимо, эти разногласия решались по-разному. В любом случае о подобных вещах лучше всего договориться заранее.
 
 Логичным выглядит предположение, что в коротком Сенете каждая фишка заряжается на стартовый квадрат №15, и только после этого начинает свой бег по доске. Поскольку их пять, то и выставляют фишку, если выпало нужное количество очков (считаются только свои). Из приведённых выше правил ясно, что противники разыгрывают ход, пока не выпадет единица, следовательно логично предположить, что нумерация фишек в начальной позиции шла от стартового квадрата к началу. Этим предотвращается бессмысленная затяжная рубка на стартовых позициях, этим же можно объяснить, почему на фресках фишки стоят то чередуясь, то двумя группами по пять - не всё ли равно, как их расставлять, если ходят они с одного квадрата? Но так ли это - я не знаю. Ни подтверждения, ни опровержения этой теории я не нашёл (правда, некоторые варианты правил явно относятся к Тьяу, но оперируют 30-клеточной доской - отнесём это несоответствие к халатности авторов). Но как тогда происходит выступка в старом Сенете, с четырнадцатью и двадцатью фишками, тоже не очень ясно. В любом случае жаль терять почти половину доски, так что этот вариант мне не понравился.
 Что я ещё могу сказать про Сенет? Надо, конечно, ещё поиграть, чтобы окончательно выяснить все нюансы. Но уже сейчас понятно, что это несложная, красивая игра с непривычной тактикой (я, например, всё время забываю про правило хода назад и путаюсь в тактике Домов-ловушек). Сенет проще нард, но и медлительней, он более зависим от случая, чем от расчёта, и хорош, когда хочется во что-нибудь сыграть и не особо напрягаться.
 Аккуратный длинный ящичек выглядит весьма необычно и стильно, его сразу хочется схватить и повертеть в руках. Игра наверняка понравится детям. Я обязательно сделаю такую же, только большую, когда у меня появятся время и силы. Более того: я наткнулся в Сети на поистине гениальный концепт «3 античные игры в 1», где ящичек-трансформер за секунду может стать доской для Сенета, Тьяу или Ур.

 Правда, склеить три отдельных поля в такую призму под углом 60 градусов будет трудновато, потому эта идея больше подходит для пластмасс – на фабрике такую деталь можно сразу отлить целиком.
_________
* Выражаю благодарность множеству сайтов, предоставивших информацию, городской библиотеке г. Усолье, сайту Deviantart, а также блогу Sheser (lj), которая помогла мне разобраться в некоторых нюансах правил.

*

Comments

( 50 comments — Leave a comment )
darth_wolf
Jun. 20th, 2011 08:21 am (UTC)
Есть ещё один вопрос, имеющий наибольшее практическое значение - а как в этой игре жульничать?
skyruk
Jun. 20th, 2011 08:37 am (UTC)
"Узнаю брата Колю!" (с)
О, возможностей для жульничества в Сенете было предостаточно, начиная от разногласия в правилах, и кончая банальной ловкостью рук! Например, двигая фигурки, можно было "случайно" сбить с доски парочку-другую, а потом до хрипоты спорить с противником на тему "вас здесь не стояло". Порядок ходов мог также быть своеобразным способом смухлевать (достаточно вспомнить правило, по которому фигура иногда могла встать за другой фишкой, в случае если нужное поле занято). Я уже не говорю о вероятности хода фишкой назад. Иногда игрок мог намудрить с порядком очерёдности ходов при входе в Дом Красоты - если у противника уже стояла фишка в Доме Воды и ожидала хода, он мог "перебить" её право на второй повторный бросок, а мог и нарочно мог пойти на самоубийство фишки в Доме Воды - возрождаясь, она могла снести фишку противника, если та на своё несчастье замешкалась в Доме Возрождения - это фишка возвращалась к самому началу пути. Наконец, традиционные египетские палочки полукруглого сечения предоставляют колоссальные возможности для шулерства: их можно тасовать особым образом, у них особая аэродинамика, и даже я наловчился выбрасывать необходимое количество очков с помощью планирования, закручивания в воздухе и рикошета от пола, но тут уже игра превращается в соревнование в ловкости двух жонглёров :)))).
irondelle
Jun. 20th, 2011 10:56 am (UTC)
Ой, а я его "вживую" видела. мы с Женькой в Египетском национальном музее разглядывали доску и фигурку и думали, как в это играют.
skyruk
Jun. 24th, 2011 06:19 pm (UTC)
Я приеду на днях, покажу, как.
Вообще, игра презабавная.
dika_melodika
Jun. 20th, 2011 12:52 pm (UTC)
Все эти фишки - статуя с явными анкхами в руках, Сенет, постоянное обозначение, что это остров мертвых которые живут и т.д., вот это мне очень нравилось в Лосте :)
skyruk
Jun. 24th, 2011 04:42 pm (UTC)
А вот сейчас я напишу об этом громадный пост. Срочно читай, там всё объяснено :)
chilly_67
Jun. 20th, 2011 06:55 pm (UTC)
Ох, какая история! Здорово!
skyruk
Jun. 24th, 2011 04:43 pm (UTC)
Сейчас будет правка - там много добавится :)
O6OPoTEHb [blogspot.com]
Aug. 30th, 2011 01:49 pm (UTC)
Вопрос немного не по теме. А не могли бы вы изготовить комплект игры для продажи? Очень люблю играть в сенет, правда в ремейковую версию. А вот как только увидел вашу картинку, я понял, что хочу иметь такую же игру :)
skyruk
Aug. 30th, 2011 10:58 pm (UTC)
Если только осенью.
А так - пожалуйста.
Что такое "ремейковая версия"?
(no subject) - O6OPoTEHb [blogspot.com] - Aug. 31st, 2011 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Oct. 8th, 2011 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - O6OPoTEHb [blogspot.com] - Oct. 8th, 2011 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Oct. 8th, 2011 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - O6OPoTEHb [blogspot.com] - Oct. 8th, 2011 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Oct. 8th, 2011 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - O6OPoTEHb [blogspot.com] - Oct. 8th, 2011 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Oct. 8th, 2011 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - O6OPoTEHb [blogspot.com] - Oct. 8th, 2011 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Oct. 8th, 2011 04:50 pm (UTC) - Expand
darth_wolf
Oct. 16th, 2011 11:50 am (UTC)
A propos, в сенет играл герой мультсериала "Тутенштейн", причём мухлевал, за что был сурово наказан кем-то из египетских богов. Правда, правила игры вроде бы имели мало общего с настоящими.
skyruk
Oct. 16th, 2011 12:27 pm (UTC)
Правила всё равно толком неизвестны, поэтому и интересно пробовать разные варианты. В Сенет играют в нескольких компьютерных игрушках, я встречал упоминания о нём в каком-то рассказе про древний Египет (г.г. сравнивал египтян с фишками в Сенете). В игрушке "Лара Крофт" было большое поле для Тьяу, которое надо было пройти, чтобы открыть проход в следующий зал. Но всё-таки с "Лостом" ничего не сравнится - там они сильно зацепились за эту игру.
(no subject) - darth_wolf - Oct. 16th, 2011 12:38 pm (UTC) - Expand
gotchess
Feb. 21st, 2013 05:06 pm (UTC)
Крутой пост!!!! Спасибо!! Получила большущее удовольствие от прочтения!
skyruk
Feb. 21st, 2013 05:27 pm (UTC)
Спасибо! У меня таких ещё много :) заходите.
Мельком просмотрел ваш блог - интересно. Будет время, гляну подробнее.
Вы из Киева?



Edited at 2013-02-22 01:19 am (UTC)
(no subject) - gotchess - Feb. 24th, 2013 11:04 am (UTC) - Expand
glebotr
Sep. 9th, 2015 06:18 pm (UTC)
Меня вот что смущает, по пунктам:

- На поздних досках никакого анкха нет. На старых, где 14 фишек, он явно отмечает границу расстановки, то есть, может быть вспомогательным элементом дизайна, который не требовался в сенете с 10 фишками (там просто надо занять один ряд). Да и зарядка фишек в середине трека как-то странно выглядит.

- Если игра так хорошо жила, то ее правила должны быть просты, как мычание, что, по-моему, и отражено на поздних досках: никаких иероглифов, просто понятные (?) знаки в конце. Представляется, что 25 клеток идут танцы, потом легкий квест на удачу для выноса фишки.

Логичнее, чтобы клетка с ловушкой выносила бы фишку "на бар", а зарядка потом происходила с начала трека. С учетом хитрых костей, я бы предложил заряжать без специальных бросков, просто переставлять в начало (анкха-то на новых досках нет). Сбивать фишки, видимо, нельзя только на полях III и II (предпоследнее и пред-предпоследнее), раз уж они помечены (ниже — сомневаюсь в этом), а последнее поле остается для супер-простого выхода (как в ваших правилах), но в качестве справедливости — уязвимое..

Первый вопрос: есть ли переход хода после попадания фишки в Дом Воды из Дома Красоты после дополнительного броска?

>Первый вопрос: есть ли переход хода после попадания фишки в Дом >Воды из Дома Красоты после дополнительного броска?

ПО-моему, ничего ужасного, если он будет пустым. Такой вот особенный дом.

>И второй вопрос: как поступать с фишкой в Доме Трёх Истин или в Доме Ре-Атума, если эти фишки – последние (или все другие заперты), а положенное количество очков не выпало?

Видимо, другая фишка, попадающая туда из из Дома Красоты, выносит их "на бар"?



Edited at 2015-09-09 06:21 pm (UTC)
skyruk
Sep. 9th, 2015 06:47 pm (UTC)
Попробую ответить по пунктам.
Отметка границы расстановки каким-либо знаком сама по себе бессмысленна - расстановка в сенете идёт с начала, с тома Тота, а не с конца, с Дома Возрождения, и 14 фишек, выставленные на доску, сами автоматически выстроятся до анха. И зачем тогда эту границу просто отмечать? Нет, эта клетка явно несла нагрузку. Почему она не обозначена на поздних сенетах, не знаю, может, правила упростились или деградировали.

Мы пытались играть, возвращая фишку "к самому началу". Получалось несправедливо, ибо в начале партии "начало" дорожки занято, и некоторые фишки возвращались почти на старт, к анху, другим приходилось бежать лишние 5-10 клеток. Анх - всеобщий уравнитель, стартовая линия. Думаю, тут я прав.

"Если игра так хорошо жила, то ее правила должны быть просты, как мычание"
С чего вы взяли, что она "хорошо жила"? - это раз. Далее. Указанный вывод не следует из посылки - это два, ибо существуют прекрасные долгоживущие игры и со сложными правилами.

Никакого "бара" в сенете точно не было, уход фишки с доски был возможен только с последней клетки. Круговорот жизненных циклов в представлении египтян был непрерывным, они мыслили по-иному, а наше дискретное мышление здесь неприменимо. В этом единогласно сходятся все исследователи. Не надо приплетать поздние наработки древним играм. А то мы так и дальнобойного ферзя в шатрандж запихнём.

"Первый вопрос: есть ли переход хода после попадания фишки в Дом Воды из Дома Красоты после дополнительного броска?"
Я предпочитаю играть так, да, но некоторым нравится бросать оба дополнительных сразу. Тут, я думаю, вопрос не решается, можно поступать по желанию.

"И второй вопрос: как поступать с фишкой в Доме Трёх Истин или в Доме Ре-Атума, если эти фишки – последние (или все другие заперты), а положенное количество очков не выпало?"
Просто пропуск хода. Проверено многократно - работает хорошо. Вариант с выстановкой их на бар см. выше.

Edited at 2015-09-09 06:59 pm (UTC)
(no subject) - glebotr - Jan. 31st, 2016 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Feb. 1st, 2016 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - glebotr - Feb. 3rd, 2016 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Feb. 3rd, 2016 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - glebotr - Feb. 6th, 2016 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Feb. 8th, 2016 07:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - glebotr - Feb. 8th, 2016 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Feb. 8th, 2016 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - glebotr - Feb. 8th, 2016 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skyruk - Feb. 3rd, 2016 06:48 pm (UTC) - Expand
glebotr
Sep. 10th, 2015 05:56 pm (UTC)
Опа, а слона-то я и не приметил. При такой расстановке, игрок, занимающий в начале игры четные поля, имеет фору в пять пунктов. Наверное, это можно нивелировать правилом, что первым всегда ходит игрок, занимающий нечетные поля.
morozov_maksim
Feb. 19th, 2017 07:21 pm (UTC)
Папирус времён Рамсеса III
Подскадите, пожалуйста, а что за папирус, в котором заклинание для игры в сенет? Нет ли у Вас изображений данного папируса в иероглифах с переводом?
skyruk
Feb. 22nd, 2017 06:29 pm (UTC)
Re: Папирус времён Рамсеса III
Нет, фото папируса нет, привожу по другим источника. Он довольно широко цитируются в литературе.
( 50 comments — Leave a comment )